Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Константин Затулин внес поправки ко второму чтению законопроекта «О гражданстве РФ»


        Специальный представитель Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ, депутат Государственной Думы Константин Затулин внес поправки ко второму чтению проекта федерального закона № 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации»

        К внесению поправок под номерами 1, 2, 5 и 7 присоединился Председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ Леонид Калашников.

        Подробнее о внесенных Константином Затулиным поправках читайте в стенограмме выступления Константина Затулина на радио «Комсомольская Правда».

         

        Поправки к проекту федерального закона № 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации», принятому в первом чтении 05.04.2022 г.

        п/п

        Текст законопроекта, к которому предлагается поправка Автор поправки Содержание поправки Новая редакция текста законопроекта с предлагаемой поправкой Примечания (пояснения)

        ЛБГ – лица без гражданства

        ВНЖ- вид на жительство в РФ

        1. Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

        1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

        1)

        16)

        К.Ф.Затулин Часть 1 статьи 4 дополнить пунктом 17 следующего содержания:

         «17) соотечественник за рубежом –физическое лицо, признаваемое соотечественником по основаниям пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

        Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

        1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

        1)

        16)

        17) соотечественник за рубежом – физическое лицо, признаваемое соотечественником по основаниям пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

         

        Включение в перечень основных понятий понятия «соотечественник за рубежом», необходимо для рассмотрения в законодательстве о гражданстве соотечественников за рубежом  как самостоятельной группы лиц, обладающих правом на гражданство Российской Федерации.

        В действующей редакции Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»  дано следующее определение соотечественника: «Статья 1. Понятие соотечественника

        3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

        лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

        выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.»

         

        2. Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий

         

        1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации не менее трех лет, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требования, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если:

        1) указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства проходили в течение не менее пяти лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях и о приеме их в гражданство Российской Федерации ходатайствует федеральный государственный орган, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства проходил военную службу;

        2) указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства признаны    беженцами или получили политическое убежище на территории Российской Федерации.

        К.Ф.Затулин В части 1 статьи 16 слова «не менее трех лет» заменить словами «не менее одного года» Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий

         

        1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации не менее одного года, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требования, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если:

        1) указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства проходили в течение не менее пяти лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях и о приеме их в гражданство Российской Федерации ходатайствует федеральный государственный орган, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства проходил военную службу;

        2) указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства признаны    беженцами или получили политическое убежище на территории Российской Федерации.

         

        Законопроект существенно удлиняет путь к гражданству (до 3 лет) по сравнению с действующим законом (1 год) для военнослужащих-контрактников, беженцев и лиц, получивших политическое убежище. Предлагаемая поправка устанавливает необходимый срок проживания с видом на жительство в 1 год (как в действующем законе) для лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 16 (военнослужащих, беженцев и получивших политическое убежище).

        Увеличение срока проживания с видом на жительство прежде чем появиться право подать заявление на гражданство до трех лет, вместо 1 года, представляется неоправданной мерой для лиц, выбравших Россию как страну –убежище, и выбор этот (тем более в нынешних условиях) уже показывает их привязанность и доверие к нашей стране.

         

        Поправка предлагает сократить срок проживания с видом на жительство до подачи заявления на гражданство иностранным военнослужащим-контрактникам, прослужившим в вооруженных силах России не менее пяти лет, с трех лет до одного года для того, чтобы способствовать скорейшей полноценной интеграции в РФ данных лиц, связавших свою жизнь с Россией, доказавших пятилетней службой серьезность своего выбора в пользу нашей страны.  Установление трехлетнего срока их постоянного проживания (по ВНЖ) до подачи заявления на гражданство РФ, вместо отсутствия требования иметь вид на жительство после трехлетней службы, как в действующем законе, представляется неоправданным.

        3. Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий

        2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации (независимо от срока проживания), вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

        5) состоят в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим в Российской Федерации, и имеют общего ребенка, в том числе усыновленного (удочеренного);

        Пункт 5 части 2 статьи 16 изложить в следующей редакции:

        «5) состоят в браке с гражданином (гражданкой) Российской Федерации, проживающим (проживающей)  в Российской Федерации, и имеют общего сына или дочь, в том числе усыновленного (удочеренного),  либо состоят не менее трех лет в браке с гражданином (гражданкой) Российской Федерации, проживающим (проживающей)  в Российской Федерации;»

        Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий

        2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации (независимо от срока проживания), вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

        5) состоят в браке с гражданином (гражданкой) Российской Федерации, проживающим (проживающей)  в Российской Федерации, и имеют общего сына или дочь, в том числе усыновленного (удочеренного),  либо состоят не менее трех лет в браке с гражданином (гражданкой) Российской Федерации, проживающим (проживающей)  в Российской Федерации;;

        Предлагаемая законопроектом норма направлена на исключение фиктивных браков. Однако требование иметь общих детей, для получения права на гражданство РФ по супругу, содержит нравственно ущербную норму, ущемляющую право бездетной семьи на воссоединение супругов в гражданстве.  Содержащаяся в действующем законе срок «супружеского стажа» в три года, необходимого для получения супругом права на гражданство представляется достаточной, чтобы не подозревать в фиктивности брака.

        Предлагаемая поправка восстанавливает соответствующую норму действующего закона.

        При наличии общего сына или дочери длительность, «супружеского стажа» не имеет значения.

        Предлагаемая поправка заменяет слова «общего ребенка» (в законодательстве «ребенок» – это лицо младше 18 лет) на слова «сына или дочь», чтобы избежать абсурдной ситуации, когда в отношении супругов, имеющих общих взрослых детей, эта норма не применяется, хотя их реальное супружество подтверждено более, чем 18-летним совместным проживанием. Это происходит в настоящее время из-за того, что в подзаконном акте —  положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства записано требование представить свидетельство о рождении общего ребенка, чтобы подтвердить наличие общих детей (как требует действующий закон).

        4. Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий

        2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации (независимо от срока проживания), вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

        9) имеют статус участника Государственной программы по оказанию содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или статус члена семьи участника указанной Государственной программы.

        В пункт 9 части 2 статьи 16 после слов «участника указанной Государственной программы» добавить выражение «, встали на миграционный учет либо получили разрешение на временное проживание или вид на жительство в регионе вселения;»

         

        Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий

        2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации (независимо от срока проживания), вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

        9) имеют статус участника Государственной программы по оказанию содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или статус члена семьи участника указанной Государственной программы, встали на миграционный учет либо получили разрешение на временное проживание или вид на жительство в регионе вселения;

         

        В соответствии с действующим законом участники Госпрограммы и члены их семей могут подать заявление на гражданство при наличии только миграционного учета в регионе вселения, а президентский законопроект требует от них постоянного проживания, т.е. наличия вида на жительство, что существенно усложняет для них путь к гражданству.

        Поправка восстанавливает существующий порядок, когда достаточно встать на миграционный учет в регионе вселения, чтобы участнику Госпрограммы и члену его семьи обратиться за гражданством РФ.

         

        5. Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

        1. …

        2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации (независимо от срока проживания), вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

        1) …

        9) …

         

        Дополнить часть 2 статьи 16 пунктом 10 следующего содержания:

        «10) являются соотечественниками за рубежом;»

        Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

        1. …

        2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации (независимо от срока проживания), вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

        1) …

        9) …;

        10) являются соотечественниками за рубежом;

        Поправка дает право соотечественникам, имеющим ВНЖ, на получение гражданства РФ в упрощенном порядке (без срока проживания с ВНЖ в России, без экзаменов по русскому языку истории и законодательства России).

         

        Понятие «соотечественник за рубежом» определяется  поправкой  № 1 настоящей таблицы, вносящей понятие «соотечественник за рубежом» в перечень основных понятий  в  статье 4 законопроекта.

         

         

        6. Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

        1. …

        2.Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации (независимо от срока проживания), вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

        1) …

        9) … .

         

        Дополнить часть 2 статьи 16 очередным (11)  пунктом следующего содержания:

        «11) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан,

        Республики Молдова или Украины.»

        Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

        1. …

        2.Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью и постоянно проживающие в Российской Федерации (независимо от срока проживания), вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

        1) …

        9) … .;

        10) – см. предыдущую поправку № 5

        11) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан,

        Республики Молдова или Украины.

        Поправка восстанавливает право, предусмотренное действующим законом для граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан,

        Республики Молдова или Украины, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, т.е. получивших вид на жительство. В пояснительной записке к президентскому законопроекту говориться, что этой категории граждан можно будет дать право на гражданство через Указ Президента. Но зачем ждать Указа? Если действующий закон это право им дает, почему новый закон его отнимает? – Предлагаемая поправка снимает вопрос.

        7. Статья 16, часть 4, пункт 1

        Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

        4. Ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, может быть принят в гражданство Российской Федерации, если:

        1) один из его родителей (усыновителей) является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации и им представлено данное в письменном виде и нотариально удостоверенное в соответствии с законодательством Российской Федерации согласие другого родителя (усыновителя) на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает в Российской Федерации либо другой родитель (усыновитель) является гражданином Российской Федерации или лицом без гражданства;

        К.Ф.Затулин Пункт 1 части 4 статьи 16 изложить в следующей редакции:

        «1) один из его родителей (усыновителей) является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации;»

        Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

        4. Ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, может быть принят в гражданство Российской Федерации, если:

        1) один из его родителей (усыновителей) является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации;

        Для приобретения гражданства РФ ребенком, родившимся и находящимся за рубежом в семье, где один родитель гражданин России, а другой – иностранец (далее – в смешанной семье), в законопроекте, как и действующем законе, требуется заявление родителя-россиянина и   нотариально заверенное согласие родителя-иностранца. Такое согласие не нужно, если ребенок находится на территории России.

        Поправка предлагает снять согласие родителя-иностранца на приобретение ребенком гражданства РФ во всех случаях, независимо от места нахождения ребенка, тем самым уравнять право гражданина России на оформление российского гражданства собственному (усыновленному) ребенку, как за рубежом, так и на территории РФ.

        Данный подход соответствует международным рекомендациям, в частности   рекомендации ПАСЕ – 1081 (1988) о том, что «дети, рожденные от смешанных браков, также должны иметь право приобретать и сохранять гражданство обоих родителей».

        Поправка предлагает предоставить равное право гражданину России на оформление гражданства Российской Федерации ребенку независимо от того, где проживает ребенок (за рубежом или в России), и какое гражданство имеет (или не имеет) другой родитель.  Данная поправка позволяет гражданину России и его ребенку обратиться за защитой своих прав к Российской Федерации, о чем много лет просят соотечественники при поддержке МИД России.  Поправка направлена на то, чтобы гражданин России мог оставить такое наследство своему ребенку, как ГРАЖДАНСТВО СВОЕЙ СТРАНЫ, что возможно для любого родителя-иностранца.

        8. Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

        1 …

        7 …

         

        Дополнить статью 16 частью 8 с пунктом 1 следующего содержания:

        «8. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

         

        1) проживают на территории государства (части территории государства), входившего в состав бывшего СССР, где русскому языку придан статус официального или государственного языка, и получили образование в учебном заведении по программам, аккредитованным в Российской Федерации;»

         

        Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

        1 …

        7 …

        8. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства: 

         

        1) проживают на территории государства (части территории государства), входившего в состав бывшего СССР, где русскому языку придан статус официального или государственного языка, и получили образование в учебном заведении по программам, аккредитованным в Российской Федерации;

        Вносимая  новая часть 8 статьи 16 дает право лицам, указанным в пунктах данной статьи:

        а) подать заявление на гражданство РФ как в России, так и за рубежом (не требуется наличие ВНЖ – без условия пункта 1 части 1 статьи 15 в законопроекте). В России – в орган МВД (рассматривается до 3-х месяцев), за рубежом – в орган МИД России (рассматривается до 6-ти месяцев);

        б) не сдавать экзамен на знание русского языка (без требования пункта 2 части 1 статьи 15 в законопроекте);

        в) не сдавать экзамен на знание истории и законодательства России

        (без требования пункта 3 части 1 статьи 15 в законопроекте).

         

        Пункт 1 новой  части 8 статьи 16 распространяет эти правила на жителей  государств (части государств), где русский язык признан государственным или официальным, которые получили образование в учебных заведениях по согласованным с Россией программам, в т.ч. , например, на жителей ПМР, поскольку они отвечают условиям данного пункта: в ПМР русский язык является официальным, все государственные учебные заведения работают по учебным программам, аккредитованным в России.

         

        Для реализации положений новой части 8 о принятии заявления на гражданство,  как в России, так и за рубежом, необходимо предусмотреть также поправку в часть 4 статьи 31 «Заявление по вопросам гражданства РФ» – о подаче заявлений на гражданство в диппредставительства или консульские учреждения за рубежом лицами, указанными в новой, предлагаемой  данной поправкой части 8 статьи 16 (см. ниже – поправка № 11 в настоящей таблице).

        9. Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

        1.   …

        7.   …

         

        Дополнить статью 16 частью 8 с пунктом 2 следующего содержания:

         

        «8. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

        1) … ;

        2) являются ветеранами Великой Отечественной войны, и приравненными к ним лицами, предусмотренными статьями: 1, 2, 3 (за исключением подпунктов 2.1 и 7), 4 (за исключением пункта 7), — подпунктом 2 части первой статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ, и ранее       являлись гражданами бывшего СССР.»

         

        Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

        1 …

        7 …

        8. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

        1)  … ;

        2) являются ветеранами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, предусмотренными статьями: 1, 2, 3 (за исключением подпунктов 2.1 и 7), 4 (за исключением пункта 7), подпунктом 2 части первой статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ, которые ранее       являлись гражданами бывшего СССР.

         

        Вносимая новая часть 8 статьи 16 дает право лицам, указанным в пунктах данной статьи, подать заявление на гражданство без ВНЖ, без экзаменов по русскому языку, истории и законодательству России (подробнее см. пояснение к поправке № 7).

         

        Пункт 2 новой части 8 статьи 16 распространяет эти правила на ветеранов Великой Отечественной войны, которые ранее являлись гражданами бывшего СССР. ( В законопроекте право на гражданство РФ ветеранов предусмотрено в статье 17).

        Данной поправкой сокращается срок рассмотрения заявления на гражданство от ветеранов  с 1 года (по статье 17) до 3-х – в России и до 6-ти – за рубежом.

         

        Перенос ветеранов Великой Отечественной войны из статьи 17 «Прием в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке»  в новую часть 8 статьи 16  предлагается в связи с тем, что исключительный порядок получения гражданства по статье 17 предполагает (в соответствии со статьей 32 «Особенности подачи заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в  исключительном порядке»)  подачу заявления на гражданство через федеральный орган исполнительной власти или высшее должностное лицо субъекта РФ, или некую АНО «Россия страна возможностей», которые должны дать ветерану характеристику, как лицу, имеющему  особые заслуги перед государством. Такой порядок представляется необоснованным в отношении ветеранов Великой Отечественной войны, которые получили это звание и, очевидно, имеют особые заслуги перед государством, для подтверждения которых не требуются дополнительные характеристики от федеральных органов или АНО «Россия страна возможностей».

         

        Право на гражданство в упрощенном порядке наряду с ветеранами Великой Отечественной войны данная поправка предлагает дать также приравненным к ним лицам: ветеранам боевых действий на территории СССР, Российской Федерации и других государств, ветеранам военной службы; ветеранам труда СССР, являвшимся ранее гражданами бывшего СССР.

        10. Статья 17. Прием в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке

         

        Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

         

        1) являются ветеранами Великой Отечественной войны и ранее      являлись гражданами бывшего СССР;

        2) имеют особые заслуги перед Российской Федерацией;

        3) ввиду своей профессии или квалификации либо по иным      причинам представляют интерес для Российской Федерации.

        Из статьи 17 изъять пункт 1, перенеся его в пункт 2 части 8 статьи 16.

        Пункты 2 и 3 статьи 17 перенумеровать в пункты 1 и 2, соответственно:

        1) имеют особые заслуги перед Российской Федерацией;

        2) ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для Российской Федерации.

        Статья 17. Прием в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке

         

        Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требований, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, если указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства:

         

        1) имеют особые заслуги перед Российской Федерацией;

        2) ввиду своей профессии или квалификации либо по иным      причинам представляют интерес для Российской Федерации.

        Ходатайства на гражданство по нормам статьи 17 законопроекта подаются как в России, так и за рубежом на имя Президента

        через федеральный орган исполнительной власти либо через высшее должностное лицо субъекта РФ или через некую АНО «Россия страна возможностей», которые должны дать соответствующую характеристику претенденту (статья 32), рассматриваются в срок до года.

         

        Пункт 1  (о ветеранах) из статьи 17 перенесен  в новую, предложенную данными поправками часть 8 статьи 16 «Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» (см. поправку  № 9 в настоящей таблице).

         

        Право на прием в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке  в статье 17 остается за лицами, имеющими особые заслуги перед Россией, и за теми, кто ввиду своей профессии или квалификации либо по иным      причинам представляют интерес для РФ.

         

        11. Глава 6. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации

        Статья 31. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации

        1…

        3 …

        4. Заявление о признании гражданином Российской Федерации, заявление о приеме в гражданство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации или международного договора Российской Федерации (если соответствующий порядок установлен решением Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации) либо о приеме в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке или на основании части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка или недееспособного лица, заявление о выходе из гражданства Российской Федерации подаются соответственно иностранным гражданином, лицом без гражданства, гражданином Российской Федерации, находящимися за      пределами Российской Федерации, в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

        В части 4 статьи 31 перед словами «в исключительном порядке» вставить выражение

        «на основании части 8 статьи 16 настоящего Федерального закона, либо».

         

        Статья 31. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации

        1…

        3 …

        4. Заявление о признании гражданином Российской Федерации, заявление о приеме в гражданство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации или международного договора Российской Федерации (если соответствующий порядок установлен решением Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации) либо о приеме в гражданство Российской Федерации на основании части 8 статьи 16 настоящего Федерального закона, либо в исключительном порядке, или на основании части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка или недееспособного лица, заявление о выходе из гражданства Российской Федерации подаются соответственно иностранным гражданином, лицом без гражданства, гражданином Российской Федерации,  находящимися за пределами Российской Федерации, в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

         

        Поправка необходима для реализации положений новой  части 8 статьи 16 в отношении проживающих за рубежом  жителей государств (части государств), где русский язык признан государственным или официальным (поправка №8),  ветеранов Великой Отечественной войны (поправка №9), чтобы дать им право на подачу заявления на гражданство за рубежом Российской Федерации в диппредставительства или консульские учреждения.

        Депутат Государственной Думы
        К.Ф.Затулин 

        /