Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        «Кризис может стать прологом для реинтеграции постсоветского пространства»


        Константин Затулин, депутат Госдумы, директор Института стран СНГ

        KMnews

        В последнее время интенсивно обсуждается тема реинтеграции на постсоветском пространстве. Некоторые политики и эксперты высказывают мысль, что нынешний кризис может стать тем самым экономическим стимулом, который активизирует этот процесс. Это – сложный вопрос. Кризис – это явление не только злободневное, но и противоречивое. И последствия, которые он производит в нашем ближнем окружении – в странах СНГ – тоже имеют противоречивый характер.

        Прежде всего следует заметить, что по разным странам он ударил неодинаково. Кстати говоря, кризис ударил и по Российской Федерации. Наша страна тоже испытывает серьезные трудности. Несмотря на все усилия правительства и властей на местах, у нас растет безработица. Прежде всего сокращается некоммерческий сектор. Очень серьезные проблемы остаются в финансово-банковской сфере – дороговизна кредитов и реальное отсутствие наличной массы оборотных средств отнюдь не благоприятствуют вложению инвестиций, а также расширению производства.

        В кризис ищут самые разные возможности для выживания
        Внешние рынки фактически закрылись. Я имею в виду внешние рынки заимствований. К тому же очень серьезный спад наблюдается на традиционных рынках, где мы присутствовали как экспортеры. Пошли вниз цены на нефть (а вслед за ними – и на газ). Очень серьезные проблемы связаны с металлопрокатом и металлургией вообще. В общем, налицо спад. В т. ч. и в абсолютных цифрах – с точки зрения производства ВВП. Это – одна тенденция, которая вроде бы не дает слишком много поводов для оптимизма в отношении более активной политики в ближнем зарубежье.

        Но есть и другая тенденция, которая связана с тем, что кризис носит всеобщий характер. Во-вторых, он действует на разные экономики по-разному. Мы видим, что все ищут возможности для выживания в неблагоприятной ситуации. Беларусь, которая привыкла до этого заимствовать только у России, сейчас, впервые за многие годы, вышла на другие рынки кредитования и уже получила первые транши от МВФ. Правда, в обмен на принятие очень жестких мер посредством госрегулирования. Украину же, наоборот, в последнее время не назовешь страной, благоприятной с точки зрения реализации двусторонних экономических проектов. Тем не менее Киев (не прекращая поиска средств на Западе и не оставляя свой прозападный курс, заданный президентом Ющенко) одновременно в лице правительства Тимошенко обращается к России с просьбой о кредите.

        Проблема в том, как поддержать своих потенциальных союзников не в ущерб себе
        Т. е., несмотря на известные обстоятельства, у более слабых экономик возникает желание прибегнуть к помощи России. Они несамодостаточны и, естественно, вынуждены искать помощь за рубежом. И здесь возникает вопрос: как отнестись к такого рода запросам? Сказать «это – ваши проблемы: выпутывайтесь, как хотите, мы и сами сейчас заняты» или же все-таки искать способы поддержать отдельные страны СНГ в расчете на то, что это станет прологом к нашему сближению в целях совместного процветания? С последней идеей выступает ряд членов правительства, в т. ч. министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
        На мой взгляд, эта идея отвечает точке зрения руководителей государства. Сейчас вопрос лишь в том, хватит ли у нас умения и способностей для того, чтобы реализовать эту тенденцию. Чтобы, во-первых, не прекращая усилий по поддержанию собственной экономики, найти возможности для продвижения наших интересов в странах СНГ. Но, естественно, сделать это таким образом, чтобы это было выгодно не только нам, но и тем государствам, с которыми мы намечаем сближение. В этом плане у нас наметилась некоторая пробуксовка. С одной стороны, мы хотели бы всем этим заниматься. Но, с другой стороны, не готовы идти на какие-то жертвы, выстраивая длинные цепочки взаимосвязей, когда дело касается продвижения наших интересов на далекую перспективу.

        Нужно сделать так, чтобы в СНГ к власти приходили пророссийские политики
        К тому же целый ряд представителей политических элит продолжает бояться усиления РФ на постсоветском пространстве, поэтому они ищут партнеров где угодно, но только не в России (это касается недавнего решения Украины по модернизации своей ГТС), чтобы не попасть в какую-либо зависимость от РФ.
        Надо понимать, что такого рода подозрительность и неприятие – это объективная реальность, и ее надо принимать в расчет. На мой взгляд, России нужно всеми силами стараться, чтоб пророссийские политики приходили к власти в этих государствах, становились депутатами парламентов и министрами. Естественно, что все это следует делать, не нарушая суверенитета соседних государств. Конечно, такого рода деятельность никогда у нас не прекращалась. По своему роду она не может и не должна быть афиширована (этим занимаются все без исключения государства в рамках своей национальной стратегии). Однако в современный период на это следует обратить особое внимание.

        Нужно как можно быстрее ликвидировать тот пробел, который связан с активностью в некоммерческом секторе (среди неправительственных организаций). Речь прежде всего идет о странах Прибалтики, Белоруссии, Украине, Молдове, Армении. В какой-то степени – об Азербайджане, Казахстане. И в меньшей степени – об Узбекистане, Туркмении и Таджикистане. Не говоря уже о Грузии, где наши усилия сегодня вряд ли будут приветствоваться. В случае же со среднеазиатскими государствами мы имеем режимы, при которых роль и значение общественных организаций носят исчезающе малый характер. Здесь было бы правильнее заниматься работой с политической элитой, прибегая к формам клубной дипломатии.

        Наше государство должно помочь реализовывать некоммерческие программы в СНГ
        Но это, опять же, дело не только государства, но и российского общества. Впрочем, я не убежден, что последнее в достаточной степени мобилизовано на подобную деятельность. К тому же данная сфера первая пострадала от кризиса, потеряв своих спонсоров. Речь идет о благотворительных, общественных и некоммерческих программах. Все они оказались в уязвимом положении. Надеюсь, что государство обратит на это внимание. Поскольку без определенных мер поддержки со стороны государства негосударственный сектор просто не выживет в кризисных условиях.

        Я не согласен с бытующим убеждением, что во время кризиса такие традиционные игроки на постсоветском пространстве, как США и ЕС, ослабили свое внимание к этому региону. Просто их внимание стало более избирательным и сфокусированным. Они внимательно следят за политической повесткой в государствах СНГ. Мы видим, что те западные центры и фонды, которые были созданы за последнее время на Украине, а также грантовая поддержка только выросли. Вероятно, что в более благоприятных экономических условиях эта «поддержка» выросла бы в еще большей степени. Но даже сейчас Запад осуществляет достаточно внушительную программу. Скажем так: в объеме эта «поддержка» по сравнению с предшествующим годом только выросла. Так что России не следует рассчитывать на то, что кто-то в условиях кризиса будет делать нам поблажки и откажется в нашу пользу от конкуренции и борьбы за влияние. Этого не произойдет – нужно самим действовать активнее.

        /