Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа
        На страницу кандидата
        по Сочинскому округу

        «Кризис может стать прологом для реинтеграции постсоветского пространства»


        Константин Затулин, депутат Госдумы, директор Института стран СНГ

        KMnews

        В последнее время интенсивно обсуждается тема реинтеграции на постсоветском пространстве. Некоторые политики и эксперты высказывают мысль, что нынешний кризис может стать тем самым экономическим стимулом, который активизирует этот процесс. Это – сложный вопрос. Кризис – это явление не только злободневное, но и противоречивое. И последствия, которые он производит в нашем ближнем окружении – в странах СНГ – тоже имеют противоречивый характер.

        Прежде всего следует заметить, что по разным странам он ударил неодинаково. Кстати говоря, кризис ударил и по Российской Федерации. Наша страна тоже испытывает серьезные трудности. Несмотря на все усилия правительства и властей на местах, у нас растет безработица. Прежде всего сокращается некоммерческий сектор. Очень серьезные проблемы остаются в финансово-банковской сфере – дороговизна кредитов и реальное отсутствие наличной массы оборотных средств отнюдь не благоприятствуют вложению инвестиций, а также расширению производства.

        В кризис ищут самые разные возможности для выживания
        Внешние рынки фактически закрылись. Я имею в виду внешние рынки заимствований. К тому же очень серьезный спад наблюдается на традиционных рынках, где мы присутствовали как экспортеры. Пошли вниз цены на нефть (а вслед за ними – и на газ). Очень серьезные проблемы связаны с металлопрокатом и металлургией вообще. В общем, налицо спад. В т. ч. и в абсолютных цифрах – с точки зрения производства ВВП. Это – одна тенденция, которая вроде бы не дает слишком много поводов для оптимизма в отношении более активной политики в ближнем зарубежье.

        Но есть и другая тенденция, которая связана с тем, что кризис носит всеобщий характер. Во-вторых, он действует на разные экономики по-разному. Мы видим, что все ищут возможности для выживания в неблагоприятной ситуации. Беларусь, которая привыкла до этого заимствовать только у России, сейчас, впервые за многие годы, вышла на другие рынки кредитования и уже получила первые транши от МВФ. Правда, в обмен на принятие очень жестких мер посредством госрегулирования. Украину же, наоборот, в последнее время не назовешь страной, благоприятной с точки зрения реализации двусторонних экономических проектов. Тем не менее Киев (не прекращая поиска средств на Западе и не оставляя свой прозападный курс, заданный президентом Ющенко) одновременно в лице правительства Тимошенко обращается к России с просьбой о кредите.

        Проблема в том, как поддержать своих потенциальных союзников не в ущерб себе
        Т. е., несмотря на известные обстоятельства, у более слабых экономик возникает желание прибегнуть к помощи России. Они несамодостаточны и, естественно, вынуждены искать помощь за рубежом. И здесь возникает вопрос: как отнестись к такого рода запросам? Сказать «это – ваши проблемы: выпутывайтесь, как хотите, мы и сами сейчас заняты» или же все-таки искать способы поддержать отдельные страны СНГ в расчете на то, что это станет прологом к нашему сближению в целях совместного процветания? С последней идеей выступает ряд членов правительства, в т. ч. министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
        На мой взгляд, эта идея отвечает точке зрения руководителей государства. Сейчас вопрос лишь в том, хватит ли у нас умения и способностей для того, чтобы реализовать эту тенденцию. Чтобы, во-первых, не прекращая усилий по поддержанию собственной экономики, найти возможности для продвижения наших интересов в странах СНГ. Но, естественно, сделать это таким образом, чтобы это было выгодно не только нам, но и тем государствам, с которыми мы намечаем сближение. В этом плане у нас наметилась некоторая пробуксовка. С одной стороны, мы хотели бы всем этим заниматься. Но, с другой стороны, не готовы идти на какие-то жертвы, выстраивая длинные цепочки взаимосвязей, когда дело касается продвижения наших интересов на далекую перспективу.

        Нужно сделать так, чтобы в СНГ к власти приходили пророссийские политики
        К тому же целый ряд представителей политических элит продолжает бояться усиления РФ на постсоветском пространстве, поэтому они ищут партнеров где угодно, но только не в России (это касается недавнего решения Украины по модернизации своей ГТС), чтобы не попасть в какую-либо зависимость от РФ.
        Надо понимать, что такого рода подозрительность и неприятие – это объективная реальность, и ее надо принимать в расчет. На мой взгляд, России нужно всеми силами стараться, чтоб пророссийские политики приходили к власти в этих государствах, становились депутатами парламентов и министрами. Естественно, что все это следует делать, не нарушая суверенитета соседних государств. Конечно, такого рода деятельность никогда у нас не прекращалась. По своему роду она не может и не должна быть афиширована (этим занимаются все без исключения государства в рамках своей национальной стратегии). Однако в современный период на это следует обратить особое внимание.

        Нужно как можно быстрее ликвидировать тот пробел, который связан с активностью в некоммерческом секторе (среди неправительственных организаций). Речь прежде всего идет о странах Прибалтики, Белоруссии, Украине, Молдове, Армении. В какой-то степени – об Азербайджане, Казахстане. И в меньшей степени – об Узбекистане, Туркмении и Таджикистане. Не говоря уже о Грузии, где наши усилия сегодня вряд ли будут приветствоваться. В случае же со среднеазиатскими государствами мы имеем режимы, при которых роль и значение общественных организаций носят исчезающе малый характер. Здесь было бы правильнее заниматься работой с политической элитой, прибегая к формам клубной дипломатии.

        Наше государство должно помочь реализовывать некоммерческие программы в СНГ
        Но это, опять же, дело не только государства, но и российского общества. Впрочем, я не убежден, что последнее в достаточной степени мобилизовано на подобную деятельность. К тому же данная сфера первая пострадала от кризиса, потеряв своих спонсоров. Речь идет о благотворительных, общественных и некоммерческих программах. Все они оказались в уязвимом положении. Надеюсь, что государство обратит на это внимание. Поскольку без определенных мер поддержки со стороны государства негосударственный сектор просто не выживет в кризисных условиях.

        Я не согласен с бытующим убеждением, что во время кризиса такие традиционные игроки на постсоветском пространстве, как США и ЕС, ослабили свое внимание к этому региону. Просто их внимание стало более избирательным и сфокусированным. Они внимательно следят за политической повесткой в государствах СНГ. Мы видим, что те западные центры и фонды, которые были созданы за последнее время на Украине, а также грантовая поддержка только выросли. Вероятно, что в более благоприятных экономических условиях эта «поддержка» выросла бы в еще большей степени. Но даже сейчас Запад осуществляет достаточно внушительную программу. Скажем так: в объеме эта «поддержка» по сравнению с предшествующим годом только выросла. Так что России не следует рассчитывать на то, что кто-то в условиях кризиса будет делать нам поблажки и откажется в нашу пользу от конкуренции и борьбы за влияние. Этого не произойдет – нужно самим действовать активнее.

        /