Новая газета
Константин Затулин, директор Института стран СНГ
Вопрос о власти в Украине решается вне Украины
Осень в Украине ознаменовалась резким обострением внутриполитической ситуации. 16 и 24 сентября Коммунистическая и Социалистическая партии Украины, «Блок Юлии Тимошенко» и примкнувшие к ним организации Рухов, УНА-УНСО вывели на улицы и площади Киева около 100 тыс. митингующих, которые требовали досрочного отстранения президента Украины Леонида Кучмы от власти. 12 октября на Европейской площади в центре Киева состоялась следующая акция оппозиции — «Народный трибунал над Кучмой и его режимом». Аналогичные «трибуналы» прошли по всей стране.
Все более определенную поддержку акциям оппозиции оказывает руководство блока «Наша Украина» во главе с Виктором Ющенко. Наконец, судья апелляционного суда Киева взрывает деланное спокойствие в правящем лагере, объявив о возбуждении против президента уголовного дела.
Хотя перспектив у «народных трибуналов» и судей-перебежчиков пока немного, нынешний, второй этап акции «Украина без Кучмы» обещает быть более масштабным, чем прежние попытки отстранить президента Украины от власти.
Первая кампания по свержению Кучмы сорвалась из-за отсутствия реальных механизмов отстранения президента от власти, затрудненности процедуры импичмента. Президенту удалось сохранить контроль над силовыми структурами, генпрокуратурой, средствами массовой информации, которые сумели посеять у части населения недоверие к мотивам лидеров оппозиции.
Огромную роль в провале попытки переворота сыграла позиция России. Президент РФ Владимир Путин в разгар политического кризиса специально прибыл в Днепропетровск на встречу с Кучмой, разомкнув тем самым кольцо складывавшейся вокруг президента Украины международной изоляции.
В дальнейшем руководство России продолжало оказывать Леониду Кучме политическую и эконономическую поддержку: в августе 2001 года президент Владимир Путин на праздновании десятилетия независимости Украины в Киеве объявил о начале Года Украины в России; в октябре Россия подписала не выгодное для себя соглашение по газовым долгам Украины, предусматривающее отсрочку их выплаты до конца срока полномочий Леонида Кучмы; в декабре по инициативе администрации президента РФ прошел учредительный съезд «Ассоциации выходцев из Украины в России», постепенно превращающейся в орудие украинского лобби в РФ.
Главная военная прокуратура РФ раскрутила дело о коррупции при поставках в Украину, главной обвиняемой в котором с украинской стороны стала Юлия Тимошенко.
Наконец, администрация президента РФ оказала прямую поддержку сторонникам Леонида Кучмы в ходе избирательной кампании по выборам Верховной рады Украины в марте 2002 года. На время вся политическая активность в стране была перенаправлена в русло избирательной кампании, а после выборов – в «спикериаду», распределение постов и формирование фракций в новой Верховной раде. Руководящие посты в раде (пост спикера и двух вице-спикеров) заняли представители разных группировок «партии власти».
Крупнейшие парламентские фракции — «Наша Украина» (110 депутатов) и фракция Коммунистической партии Украины (64 депутата) — остались недовольны таким дележом, что подтолкнуло их присоединиться к активным действиям против президента.
В начале сентября, в последний момент перед новыми, более масштабными акциями оппозиции, Леонид Кучма предложил проект политической реформы, предусматривающий трансформацию Украины из унитарного государства с сильными президентскими полномочиями в парламентско-президентскую республику с элементами федерализма. Но оппозиция сочла, что с помощью этих мер по децентрализации Леонид Кучма просто рассчитывает выиграть время и создать ситуацию, при которой он будет застрахован от преследований по окончании президентского срока. Инициатива Кучмы и ее обсуждение продемонстрировали, что не только оппозиция не доверяет президенту, но и президент не видит в своем окружении кандидата в наследники, на которого он полностью мог бы положиться.
В этих условиях и начался с середины сентября новый этап кампании «Украина без Кучмы».
В схватке за Украину к настоящему времени определились в основном линия нападения (оппозиции) и линия защиты (власти). Оппозиция будет наращивать давление на президента и структуры власти, с тем чтобы, деморализовав чиновничество, силовые ведомства и неустойчивое президентское большинство в парламенте, заставить Кучму уйти досрочно по всей форме (отставка) или по существу, неформально (реальный отказ президента от существенной части своих полномочий и/или их передача в пользу выдвигаемого оппозицией премьера, становящегося соправителем и вероятным наследником). Власть будет обороняться, как и в 2001 году, в расчете «пересидеть» выступления оппозиции и, если повезет, расколоть ее, используя как остающийся в распоряжении власти административный ресурс, так и законодательный тупик процедуры импичмента. У различных фигур в окружении действующего президента теплится надежда выйти в преемники при благоприятном повороте событий.
Очевидно, что у каждой из этих стратегий есть изъяны и слабые места. Оппозиция объединена только целью свержения Леонида Кучмы — у разных оппозиционных сил разные представления о будущем Украины и своей роли. Против Леонида Кучмы в возрастающей степени будет работать факт невозможности продления его полномочий или переизбрания после 2004 года. Уже сегодня монолит власти в Украине разъедают трещины, а в среде чиновничества, в правоохранительных структурах наблюдаются признаки «китайского синдрома» – беспричинного, казалось бы, беспокойства, свидетельствующего о приближающемся сбое механизмов власти (нервозная реакция на демарш никому прежде не известного судьи киевского апелляционного суда это доказывает).
В очередной раз становится ясным, что решение вопроса о власти в Украине невозможно в результате исключительно внутреннего противоборства. Вопрос о власти в Украине в большой мере решается вне Украины. С этой точки зрения нелишне напомнить слова, сказанные Леонидом Кучмой этой весной, в период выборов в Верховную раду: «Украина – это футбольное поле, на котором играют США и Россия».
Складывается впечатление, что у американской стороны в этой игре ставки сделаны. В Соединенных Штатах, видимо, считают, что Леонид Кучма свою роль сыграл, добившись подписания и ратификации в России известного «Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве» — на самом деле договора о признании Россией спорных границ с Украиной, окончательно прописывающего ее на карте как не зависимое от России государство.
Кучма должен теперь уйти и оставить свой пост Виктору Ющенко, как более современному исполнителю политической воли США, призванному открыть новый этап истории раздельного существования России и Украины. В сентябре этого года госдепартамент США вдохновил оппозицию, обвинив украинские власти в поставке систем ПВО Ираку. Было объявлено о прекращении кредитования Украины и требовании своевременного возврата государственного долга (то есть 3 млрд долларов в будущем году).
Шансы Виктора Ющенко действительно высоки. Существует несколько сценариев его прихода к власти. Первый, наиболее близкий Ющенко по складу характера, – «добровольное» решение Леонида Кучмы о назначении Виктора Ющенко премьером, то есть наследником — как результат давления извне, шантажа президента угрозой полного присоединения Ющенко к акциям оппозиции, а также предложения «отступного» в виде гарантий Кучме по окончании президентского срока. Однако на пути такого сговора встанет наиболее активная часть оппозиции (Компартия, Соцпартия, возможно, Юлия Тимошенко и др.) и наиболее амбициозные из нынешних «соратников» Кучмы (глава администрации президента Виктор Медведчук и др.). Не говоря уже о России.
Другой вариант — Ющенко возглавляет оппозицию и берет власть по югославскому сценарию. В пользу этого варианта свидетельствует то, что оппозиция не намерена ждать два года, а Виктор Ющенко находится на пике популярности. За два года ситуация может измениться, могут появиться новые лидеры, поэтому Ющенко больше других заинтересован в досрочных выборах.
Очевидно, что более традиционным для Украины и естественным для Ющенко является «мирный» вариант его «врастания во власть». Ключевое значение для реализации этого варианта имеют согласие Кучмы и преодоление «вето» России.
По всей вероятности, именно желанием удержать Кучму от такого согласия и объясняются совершенно беспрецедентные шаги Кремля в поддержку уходящего президента Украины. Предложение президента РФ изменить в пользу Кучмы десятилетнюю традицию председательствования России в Совете глав государств СНГ, последовавшее вслед за скандальными высказываниями нашего посла в Украине Виктора Черномырдина (один из главных ответственных за стрельбу по российскому парламенту в 1993 году публично удивился «сдержанности» украинских властей в адрес оппозиции, «призывающей к государственному перевороту»), на время перекрывает для российской власти возможности диалога с оппозицией.
Фигуранты из российской элиты, гревшие все эти годы руки на сомнительных сделках со своими украинскими визави (будь то соучастие в газовых аферах или в экспорте-импорте избирательных технологий), продолжают хором уверять российскую власть и общественное мнение, что хромающий на обе ноги Кучма и есть «наше всё» в Украине.
Таким образом, тактика США и России — обоих главных игроков на украинском политическом поле — является достаточно прямолинейной и бескомпромиссной. Но если прямолинейность США исходит из четкого представления о собственных целях в Украине, то негибкость нашей политики основана на беспринципном отношении к подлинным гарантиям российских национальных интересов в этой стране.
Таковых на самом деле всего три: федерализация, или, как предпочитают говорить в Украине, ее «земельное устройство», предусматривающая обязательную выборность всех региональных властей; придание русскому языку наряду с украинским статуса государственного, что никак не угрожает независимости Украины, но срывает планы местных русофобов; отказ от вмешательства светских властей в дела Православной церкви, продолжающей поддерживать духовно-религиозное единство русских и украинцев.
И если бы федеральная власть, отказавшись в украинских делах от услуг сомнительных дипломатов (Черномырдин) и экспертов (Павловский, Гельман и др.), озаботилась бы анализом нашего подлинного национального интереса, очень скоро бы выяснилось, что по крайней мере часть публичных лозунгов объединенной оппозиции (демократизация, ограничение всевластия президентской вертикали, федерализация Украины) вполне соответствует долгосрочному российскому интересу. Только в условиях демократизации возможен выход подлинно пророссийских политических и общественных сил на авансцену украинской политики, только развитие самоуправления и выборности в регионах Украины дает гарантию против строительства антироссийского государства в Украине «сверху».
Безусловно, риск для России есть при любом варианте развития событий в Украине. Однако риск многократно возрастает в случае безальтернативной ставки на теряющего свою власть Кучму. Действующий президент за время своей политической карьеры неоднократно доказывал, что Россия не может ему полностью доверять. Достаточно сказать, что весной—летом этого года, в период короткой передышки между двумя наступлениями оппозиции, достигнутой во многом благодаря поддержке России, Леонид Кучма умудрился подписать указ о курсе Украины на вступление в НАТО, свергнуть пророссийского руководителя Крыма Леонида Грача и поддержать публично униатскую церковь в ее усилиях по разрушению церковного единства православных верующих России и Украины.
Кучма как солнце, говорят на Украине, он встает на Востоке, но садится (и сядет) обязательно на Западе. Вот и теперь становится все яснее, что рано или поздно Леонид Кучма под давлением Запада «сдастся на милость» Виктору Ющенко, то есть той части оппозиции, которая в отличие от другой ее составляющей ориентирована «строго на Запад». Сегодняшняя российская политика в Украине в очередной раз превращает сильную Россию Путина в заложницу слабой Украины Кучмы.
Следовало бы, не теряя контактов с действующей властью в Украине и ставя ее текущие возможности на службу российским интересам, наладить, хотя бы на общественном и экспертном уровне, взаимодействие с вменяемой для России частью оппозиции. Нужно только приветствовать нахождение в рядах оппозиции Соцпартии и Компартии – их участие в оппозиции предотвращает превращение оппозиции исключительно в антироссийскую и прозападную.
Верх в соперничестве за Украину возьмет тот, кто знает свой интерес, сохраняет свободу рук и возможностей. Кто умеет держать паузу, когда просят простить долги.