Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Межпарламентская ассамблея СНГ неэффективна. Прежде чем финансировать, ее надо реформировать


        Независимая газета

        Константин Затулин, председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ

        Отношения между бывшими союзниками по СССР стали театром самолюбий президентов и премьеров, и это рождает гомерические барьеры при любой реальной попытке реинтеграции. Народам и выбранным ими парламентам отведена роль статистов за сценой.

        Существующая с 1992 г. Межпарламентская ассамблея СНГ провела определенную посредническую работу по ознакомлению друг с другом руководителей национальных парламентов, отдельных депутатов из бывших союзных республик. Принят ряд рекомендательных модельных законов, в последнее время сделаны попытки использовать механизм межпарламентских делегаций для урегулирования положения в зонах конфликтов на территории бывшего СССР.

        Однако организационная отсталость МПА не позволяет ей рассчитывать на серьезное влияние в вопросах интеграции. Без определения общего количественного состава МПА, в отсутствие четких норм численности национальных делегаций возникает кричащее противоречие между численностью граждан — избирателей в каждой стране СНГ и возможностью в интересах этих избирателей влиять на принятие решений в Межпарламентской ассамблее. Поскольку решения в МПА принимаются консенсусом, по принципу «одна страна —  один голос» и, таким образом, мнение парламентской делегации Федерального собрания РФ значит не больше, чем мнение делегаций парламента Таджикистана или любой другой страны СНГ, нет никакого основания учитывать рекомендации МПА, доверять Ассамблее решение сколько-нибудь серьезных задач. Дополнительно затрудняет распоряжение единственным голосом России в МПА конституционное равноправие обеих палат Федерального собрания, а следовательно, и их депутаций в составе общей российской парламентской делегации.

        Комитет Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками полагает, что дальнейшее развитие МПА возможно на основе поэтапной организационной реформы, преобразования ее по типу Европарламента и других международных межпарламентских организаций. На первом этапе, сохраняя сам принцип делегирования, а не прямого избрания в МПА, необходимо ввести квотное, пропорционально численности населения государства национальное представительство в МПА, перейти к голосованию «один делегат — один голос» и определить в регламенте МПА, какие именно вопросы подлежат принятию консенсусом, а какие — простым или квалифицированным большинством от общего числа делегатов-участников Ассамблеи. Если учесть, что общее население стран СНГ — 286 млн. человек, то состав Ассамблеи мог бы быть определен в 286 делегатов, при этом Россия получила бы 148 голосов, Украина — 52 и т. д. Таким образом — от консенсуса к удельному учету, пропорциональности — шло развитие институтов Европейского сообщества. Пропорциональный порядок распределения голосов характеризует и первый наднациональный координирующий орган Содружества — Межгосударственный экономический комитет.

        В дальнейшем возможно проведение прямых выборов в МПА одновременно с выборами в национальные парламенты стран СНГ. Однако уже на первом этапе реформирование Ассамблеи приведет к возрождению общего политического пространства в масштабах СНГ, образованию и укреплению межпартийных связей. Прямые выборы в МПА по партийным спискам позволят, наряду с национальными, представить в работе Ассамблеи интернациональные политические силы, от радикал-демократов до коммунистов.

        Учитывая попытку аппарата Межпарламентской ассамблеи свести смысл и назначение Межпарламентской ассамблеи к манипуляции доверенной собственностью и солидным бюджетом МПА, стремление председателя Ассамблеи —  известного кандидата в президенты России — ограничить деятельность МПА чисто представительскими функциями, Комитет Государственной Думы по делам СНГ предлагает национальным парламентам стран СНГ обсудить предложение о ее дальнейшем развитии. Простой здравый смысл подсказывает, что в России это надо сделать до окончательного принятия Федерального бюджета РФ на 1995 г. и, таким образом, до направления очередных ассигнований на содержание МПА.

        /