Единая Россия
На предстоящем саммите глав государств СНГ, который откроется в Минске во вторник, участники обсудят ряд вопросов, связанных с реформированием Содружества с целью повышения эффективности взаимодействия стран-участниц. Между тем большинство политологов констатирует отсутствие единства между странами СНГ во взглядах на пути реформирования Содружества. Поэтому результат предстоящих переговоров будет зависеть в первую очередь от того, насколько страны участницы готовы идти на компромисс в решении ключевых проблем.
Член Генерального совета партии «Единая Россия», член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин:
— Подготовка к предстоящему саммиту СНГ проходит в обстановке обострения борьбы на постсоветском пространстве. И хотя итоги 15-летия СНГ, которые будут подведены в нынешнем году, выглядят несколько более оптимистично, чем 13-летие СНГ, когда случилась «оранжевая революция» на Украине и «революция роз» в Грузии, тем не менее, проблем у СНГ еще остается достаточно много. Поэтому оценка деятельности содружества за прошедший период с позиции Путина, Назарбаева, Лукашенко, Ющенко или Саакашвили может быть очень разной. По моему мнению, обсуждаемые на саммите проблемы будут напрямую связаны с непростыми отношениями между странами участниками содружества.
Насчет того, принимать ли участие в минской встрече, были большие сомнения у украинской стороны. Еще совсем недавно Украина и Грузия чувствовали себя не больше не меньше — лидерами освобождения восточной Европы.
Но сегодня от триумфа мало что осталось. На Украине сегодня двоевластие. Такое впечатление, что Янукович и Ющенко пытаются переиграть друг друга, действуя на чужом поле. Янукович не окажется в Минске именно потому, что Ющенко решил, что лучше самому поехать в Минск, чем еще раз дать возможность Януковичу пообщаться с первыми лицами государств СНГ. С другой стороны, сам Янукович в конце этой недели летит в США. Это, безусловно, будут смотрины со стороны американской аудитории. Именно США фактически возглавили союз европейских стран не давший Януковичу стать президентом в 2004 году. За тем, как будет вести себя украинский премьер, что говорить и что делать в Вашингтоне будут пристально наблюдать и в Москве. Прошли времена, когда считалось невинной забавой, когда президент Кравчук или Кучма ехали на запад и говорили там невесть что, подписывали разные бумаги о вступлении в НАТО, а после ехали в Россию и успешно договаривались об очередных поблажках. Сейчас с Россией такое не проходит. Мы научились выставлять счет. Украину, конечно, никто не собирается заталкивать в какой-либо антизападный блок, прежде всего потому, что такого блока Россия не создает. Однако от Украины ждут, что она будет занимать определенные позиции, а не играть, как в прежние годы, в качели между востоком и западом. И эта тема обязательно станет предметом обсуждения и в Минске, и в ходе будущей поездки премьера Украины в Вашингтон.
Что касается других государств, здесь также есть ряд важных и интересных моментов. Непростым будет обсуждение и такого, технического на первый взгляд, вопроса об исполнительных органах союза и, прежде всего исполнительного секретариата. Со стороны Казахстана, который сейчас председательствует в Совете глав государств СНГ, были вполне очевидные попытки, во-первых, перенести саммит из Минска в Астану, во-вторых, казахская сторона выдвинула ряд предложений по реформированию секретариата, общий смысл которых сводится к тому, что от былой структуры секретариата ничего не останется. Казахстан, находясь под впечатлением ложной уверенности в собственной самодостаточности, горит желанием свести к минимуму всякие опекающие его структуры в рамках СНГ. Между прочим, намек этот может быть понят и в Москве и желание Казахстана фактически демонтировать секретариат вряд ли будет поддержано Россией. Казахстан не торопится тратить средства на общие цели СНГ, фактически средства Астаны едва покрывают зарплату казахских чиновников, которые работают в структурах СНГ. То есть этот отвлеченный спор по техническому поводу влечет серьезное испытание позиций в вопросе, как будет дальше строить Казахстан отношения с Россией и другими членами СНГ и насколько вероятно, что Казахстан превратится в Украину на востоке.
Безусловно, саммит СНГ не обойдется без разговоров, инициированных Грузией и Молдовой, об их некогда не существовавшей территориальной целостности. Могут быть разные варианты поведения Саакашвили, но его вполне может «понести» перед камерами, и вынужденность своего приезда на саммит он может компенсировать задиристостью поведения. Тут может пролиться поток всяких обвинений в адрес России.
России же нужно определиться в главном: так ли уж необходимо присутствие Грузии в СНГ. Поскольку отсутствие воздаяния за разрушающие СНГ демарши Грузии не позволяет говорить о серьезности содружества как такового. Если бы так себя вела какая-нибудь страна в ЕС, она давно подверглась бы остракизму. В отличие от Польши, которая создает проблему ЕС, но при этом не кричит, что она все равно рано или поздно выйдет из этой организации, Грузия сознательно разрушает содружество.
Достаточно запутана ситуация и с Белоруссией. Сегодня нельзя сказать точно, что стоит за заявлением Лукашенко: ответ на повышение Россией цен на газ или это продолжение торга по вопросу строительства союзного государства. Является ли это понуждением к тому, чтобы Белоруссия делала более активные шаги к строительству союзного государства?
Если все дело в цене на газ, то это слишком упрощенный подход, и он не отвечает интересам России на белорусском направлении. Цены на газ не самоцель, когда речь заходит об отношениях с Белоруссией. Целью России в этом вопросе должно стать продолжение объединительного процесса и строительство союзного государства. К сожалению, широтой взглядов мы здесь похвалиться не можем. Лукашенко реагирует на это, призывает в союзники Украину, но союз этот вряд ли достижим. Зрелище Ющенко, братающегося с Лукашенко, наверняка не понравится спонсорам Ющенко на западе. Поэтому саммит будет непростой. Очень может быть, что возобладает желание не выносить сор из избы, но не думаю, что сегодняшний уровень отношений между странами позволит это осуществить.