Как сообщил 13 декабря Интерфакс, Правительственная комиссия по законопроектной деятельности не поддерживает законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию», внесенный К.Ф. Затулиным в Госдуму в этом году, 11 июня.
Что же не нравится правительственным чиновникам в проекте закона? Поскольку самого отзыва не имеем, цитируем Интерфакс. Ниже приведены пояснения, раскрывающие необоснованность цитируемых Интерфаксом возражений Правительственной комиссии по законопроектной деятельности в отношении законопроекта «О репатриации в Российскую Федерацию».
Интерфакс: «Используемые в законопроекте понятия «репатриация» и «репатриант» отсутствуют в миграционном законодательстве РФ и в законопроекте не определяются». |
В законопроекте «О репатриации в Российскую Федерацию» понятие «репатриация» раскрывается через условия и процедуру возвращения в Россию в порядке репатриации и дается определение субъекта, обладающего правом ходатайствовать о репатриации. Само слово «репатриант» в законопроекте не используется. Законопроект говорит о лицах, имеющих право на репатриацию, которых, в случае, если они воспользуются данным правом, можно называть репатриантами, но закон самого термина «репатриант» не использует. Например, в ФЗ «О гражданстве РФ», также нет определения «гражданин». Понятие «гражданин» определяется не в «основных понятиях», а в специальной статье 5, которая отсылает к другим статьям закона, определяющим право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение гражданства Российской Федерации. Законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» в полной мере раскрывает необходимые для применения закона понятия. |
Преамбула: «Настоящий закон определяет условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину — в Российскую Федерацию в порядке репатриации». Статья 1: «О репатриации в Российскую Федерацию имеет право ходатайствовать иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемый соотечественником по основаниям пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», владеющий русским языком и свободно использующий его в семейно-бытовой и культурной сферах (далее — заявитель)». |
Интерфакс: «Инициатива существенно сужает «объем льгот и преференций, предоставляемых репатриантам по сравнению с соответствующими положениями государственной программы». | |
Законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» ни в коей мере не сужает объем льгот и преференций, которые дает Госпрограмма. Напротив, законопроект предоставляет право на переезд в любой регион России, который выберет соотечественник, а не только в тот, который имеет региональную программу переселения в рамках Госпрограммы. Выбор соотечественника не зависит от наличия работодателя, который заранее готов его принять, от его возраста (соотечественника-пенсионера Госпрограмма не рассматривает как участника, он может въехать в Россию только в составе семьи работоспособного человека), от соответствия требуемой для региона профессии. Законопроект о репатриации предоставляет соотечественнику возможности для переезда в Россию, которые в Госпрограмме не предусмотрены. Законопроект о репатриации предлагает дать право соотечественнику и членам его семьи на получение вида на жительство (ВНЖ) в России за рубежом, до переезда, что освобождает их от необходимости получать визы, если соотечественник приезжают из визовой страны. Сразу же по приезду в Россию можно переоформлять пенсию (что возможно только после получения ВНЖ). Если соотечественник имеет основание для получения гражданства в упрощенном порядке, предусмотренное действующим законом, то, имея вид на жительство, он может подать заявление на гражданство сразу же по переезду в Россию. Соотечественник, получивший право на репатриацию, не может быть лишен этого права, если за время своего проживания в России до получения гражданства РФ, например, дважды нарушит правила дорожного движения и будет за это оштрафован. В отличие от участника Госпрограммы, который может быть лишен статуса участника, если он или член его семьи будут иметь подобные правонарушения. Соотечественник, получивший право на репатриацию, имея вид на жительство в выбранном регионе, вправе до получения гражданства в любое время переехать в другой регион, переоформив свой вид на жительство. В отличие от участника Госпрограммы, который может быть лишен статуса участника, если он или член его семьи выедут для проживания в другой регион ранее трех лет проживания, определенного Госпрограммой. Поскольку для тех, кто получает право на репатриацию, вопросы трудоустройства, получения средств к существованию, государство не берет на себя, они остаются на ответственности самого соотечественника, то при подаче ходатайства о праве на репатриацию от него требуется показать возможность себя обеспечивать, т.е., что в стране, где он проживает, он имеет законный источник средств существования (работу, пенсию, счет в банке и пр.). После переезда в Россию при подаче соотечественником заявления на гражданство в порядке репатриации от него уже не потребуется предъявлять доказательств материального обеспечения, также как и для участника Госпрограммы, который подает заявление на гражданство в регионе вселения по Госпрограмме. Законопроектом о репатриации не предусматривается материальная поддержка со стороны государства при переезде в Россию. При его разработке учитывалось преобладающее мнение соотечественников о том, что в первую очередь они ждут, что Россия им даст право въехать полноценными людьми, с первых шагов имеющим право на законное проживание в России. Законопроект дает такое право соотечественникам, которые с опорой на свои силы решают вопрос возвращения на Родину свою или своих предков. Соотечественник, получивший право на репатриацию, также вправе стать участником Госпрограммы, если ему подходят ее условия. |
|
Соотечественник, получивший право на репатриацию в Россию, имеет право: |
Участник Государственной программы оказания содействия добровольному переселению имеет право: |
— получить вид на жительство, как за рубежом, так и в регионе пребывания, выбранном самим соотечественником; |
— без квоты получить разрешение на временное проживание, как за рубежом, так и по приезду в регион, который одобрил его участие в Госпрограмме; |
— вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке репатриации без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «в» (имеют законный источник к существованию) и «д» (доказательства владения русским языком) части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Срок проживания, установленный пунктом «а» (пять лет проживания с ВНЖ) части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, сокращается до девяти месяцев. При этом соотечественник, переехавший в Россию, как репатриант, имеющий вид на жительство, не ограничивается в праве на получение гражданства России в упрощенном порядке по другим основаниям, имеющимся в законе, для которых обязательно наличие вида на жительство (например, при наличии близких родственников-граждан России). В этих случаях от репатрианта для подачи заявления на гражданство не потребуется проживания 9 месяцев со дня приезда, а поскольку он въехал уже имея вид на жительство, заявление на гражданство он сможет подавать сразу же по приезду. |
— после получения разрешения на временное проживание или ВНЖ вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» (пять лет проживания с ВНЖ), «в» (имеют законный источник к существованию) и «д» (доказательства владения русским языком) части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. |
Интерфакс: «Предлагаемая законопроектом новая редакция понятия «соотечественник» существенно сужает и не учитывает ряд категорий указанных лиц, что не согласуется с задачами осуществляемой деятельности по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников» | |
Законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» вносит поправки в определение «соотечественник», содержащееся в ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», но не сужает его, а уточняет, снимая неопределенное термин «как правило», содержащийся в действующем определении, и даже расширяет данное определение, предлагая, что к соотечественникам могут относиться лица, не только «состоявшие в гражданстве СССР», но и более молодые люди, «проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства», чьи родственники по прямой восходящей линии ранее не только «проживали» (как в действующем законе), но «родились или проживали» на территории Российской Федерации. При этом, как и в действующем законе, определение «соотечественник» включает в себя и тех, кто не только этнически принадлежит к народам, исторически проживающим на территории РФ, но и лиц, сделавших свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией. |
|
Законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» (Статья 7. «Внести в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» следующие изменения: |
Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» |
1. Пункт 3 статьи 1 изложить в следующей редакции: «3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории Российской Федерации, из числа: лиц, проживающих в государствах – бывших республиках, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства; выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства или лицами без гражданства». |
Статья 1 «Понятие соотечественника», пункт 3:
«Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства. |
Уточнение термина «соотечественник» в законопроекте дает еще одна поправка, содержащаяся в его статье 7. Она определяет, кто входит в перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, вместо понятия «национальности Российской Федерации» в действующем законе. Само понятие «национальности Российской Федерации», приведенное в абзаце седьмом статьи 2 действующего закона, нигде больше в нем не упоминается. Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, приведенный в законопроекте, вносит определенность и исключает спекуляции по вопросу, кто относится к соотечественникам и имеет в связи с этим право на репатриацию. Естественно, что представителям государствообразующего русского народа, не нужно будет доказывать своего права на репатриацию в Россию, где бы они или их предки не проживали. Его принятие снимет вопросы также о том, будут ли считаться российскими соотечественниками этнические украинцы и белорусы, если они таковыми себя считают. Они относятся к соотечественникам, как представители народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры. Также к соотечественникам относятся: представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации; представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации; представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов. Чтобы стать руководством для исполнителей закона «О репатриации в РФ», в случае его принятия, названный перечень утверждается Правительством России.
|
|
2. Абзац седьмой статьи 2 заменить текстом в следующей редакции: «перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, в целях настоящего закона включает следующие категории: — государствообразующий народ (русские); — представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры; — представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации; — представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации; — представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов. Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, в целях настоящего закона утверждается Правительством Российской Федерации.». |
Статья 2 «Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», абзац седьмой: «национальности Российской Федерации — национальности людей, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации»; |
Отзыв на законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию», о котором сообщил «Интерфаксу» «источник, знакомый с проектом отзыва правительства и позицией Государственно-правового управления (ГПУ) президента», производит впечатление «заказухи», искажающей предложения, которые содержит законопроект. Похоже, что цель этого отзыва (или «утечки» о нем) — это создание в обществе, у депутатов, негативного мнения о законопроекте, чтобы не допустить его принятие. И это – на фоне постоянно звучащего призыва Президента о создании наиболее благоприятных условий для приезда в Россию соотечественников и получения ими гражданства.
Депутат Государственной Думы Российской Федерации К. Затулин
Заместитель директора Института стран СНГ А. Докучаева
14.12.21
P.S.: К сожалению, полученный Константином Затулиным отзыв Правительственной комиссии по законопроектной деятельности соответствует «утечке» от источника Интерфакса. Автора законопроекта № 1191989-7 «О репатриации в Российскую Федерацию» (об определении условий и процедуры возвращения соотечественников за рубежом на постоянное проживание в Российскую Федерацию в порядке репатриации) данный отзыв не устраивает. Константин Затулин продолжит работу с целью принятия столь значимого для соотечественников за рубежом закона.