Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Навели тень на плетень. Чтобы опорочить законопроект о репатриации?


        Как сообщил 13 декабря Интерфакс, Правительственная комиссия по законопроектной деятельности не поддерживает законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию», внесенный К.Ф. Затулиным в Госдуму в этом году, 11 июня.

        Что же не нравится правительственным чиновникам в проекте закона? Поскольку самого отзыва не имеем, цитируем Интерфакс. Ниже приведены пояснения, раскрывающие необоснованность цитируемых Интерфаксом возражений Правительственной комиссии по законопроектной деятельности в отношении законопроекта «О репатриации в Российскую Федерацию».

         

        Интерфакс: «Используемые в законопроекте понятия «репатриация» и «репатриант» отсутствуют в миграционном законодательстве РФ и в законопроекте не определяются».

        В законопроекте «О репатриации в Российскую Федерацию» понятие «репатриация» раскрывается через условия и процедуру возвращения в Россию в порядке репатриации и дается определение субъекта, обладающего правом ходатайствовать о репатриации. Само слово «репатриант» в законопроекте не используется. Законопроект говорит о лицах, имеющих право на репатриацию, которых, в случае, если они воспользуются данным правом, можно называть репатриантами, но закон самого термина «репатриант» не использует.

        Например, в ФЗ «О гражданстве РФ», также нет определения «гражданин». Понятие «гражданин» определяется не в «основных понятиях», а в специальной статье 5, которая отсылает к другим статьям закона, определяющим право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение гражданства Российской Федерации.

        Законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» в полной мере раскрывает необходимые для применения закона понятия.

        Преамбула: «Настоящий закон определяет условия и процедуру возвращения российских соотечественников на постоянное проживание на свою историческую родину — в Российскую Федерацию в порядке репатриации».

        Статья 1: «О репатриации в Российскую Федерацию имеет право ходатайствовать иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемый соотечественником по основаниям пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», владеющий русским языком и свободно использующий его в семейно-бытовой и культурной сферах (далее — заявитель)».

         

        Интерфакс: «Инициатива существенно сужает «объем льгот и преференций, предоставляемых репатриантам по сравнению с соответствующими положениями государственной программы».

        Законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» ни в коей мере не сужает объем льгот и преференций, которые дает Госпрограмма. Напротив, законопроект предоставляет право на переезд в любой регион России, который выберет соотечественник, а не только в тот, который имеет региональную программу переселения в рамках Госпрограммы. Выбор соотечественника не зависит от наличия работодателя, который заранее готов его принять, от его возраста (соотечественника-пенсионера Госпрограмма не рассматривает как участника, он может въехать в Россию только в составе семьи работоспособного человека), от соответствия требуемой для региона профессии.

        Законопроект о репатриации предоставляет соотечественнику возможности для переезда в Россию, которые в Госпрограмме не предусмотрены. Законопроект о репатриации предлагает дать право соотечественнику и членам его семьи на получение вида на жительство (ВНЖ) в России за рубежом, до переезда, что освобождает их от необходимости получать визы, если соотечественник приезжают из визовой страны. Сразу же по приезду в Россию можно переоформлять пенсию (что возможно только после получения ВНЖ). Если соотечественник имеет основание для получения гражданства в упрощенном порядке, предусмотренное действующим законом, то, имея вид на жительство, он может подать заявление на гражданство сразу же по переезду в Россию.

        Соотечественник, получивший право на репатриацию, не может быть лишен этого права, если за время своего проживания в России до получения гражданства РФ, например, дважды нарушит правила дорожного движения и будет за это оштрафован. В отличие от участника Госпрограммы, который может быть лишен статуса участника, если он или член его семьи будут иметь подобные правонарушения.

        Соотечественник, получивший право на репатриацию, имея вид на жительство в выбранном регионе, вправе до получения гражданства в любое время переехать в другой регион, переоформив свой вид на жительство. В отличие от участника Госпрограммы, который может быть лишен статуса участника, если он или член его семьи выедут для проживания в другой регион ранее трех лет проживания, определенного Госпрограммой.

        Поскольку для тех, кто получает право на репатриацию, вопросы трудоустройства, получения средств к существованию, государство не берет на себя, они остаются на ответственности самого соотечественника, то при подаче ходатайства о праве на репатриацию от него требуется показать возможность себя обеспечивать, т.е., что в стране, где он проживает, он имеет законный источник средств существования (работу, пенсию, счет в банке и пр.). После переезда в Россию при подаче соотечественником заявления на гражданство в порядке репатриации от него уже не потребуется предъявлять доказательств материального обеспечения, также как и для участника Госпрограммы, который подает заявление на гражданство в регионе вселения по Госпрограмме.

        Законопроектом о репатриации не предусматривается материальная поддержка со стороны государства при переезде в Россию. При его разработке учитывалось преобладающее мнение соотечественников о том, что в первую очередь они ждут, что Россия им даст право въехать полноценными людьми, с первых шагов имеющим право на законное проживание в России. Законопроект дает такое право соотечественникам, которые с опорой на свои силы решают вопрос возвращения на Родину свою или своих предков.

        Соотечественник, получивший право на репатриацию, также вправе стать участником Госпрограммы, если ему подходят ее условия.

        Соотечественник, получивший право на репатриацию в Россию, имеет право:

        Участник Государственной программы оказания содействия добровольному переселению имеет право:

        — получить вид на жительство, как за рубежом, так и в регионе пребывания, выбранном самим соотечественником;

        — без квоты получить разрешение на временное проживание, как за рубежом, так и по приезду в регион, который одобрил его участие в Госпрограмме;

        — вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке репатриации без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «в» (имеют законный источник к существованию) и «д» (доказательства владения русским языком) части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Срок проживания, установленный пунктом «а» (пять лет проживания с ВНЖ) части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, сокращается до девяти месяцев.

        При этом соотечественник, переехавший в Россию, как репатриант, имеющий вид на жительство, не ограничивается в праве на получение гражданства России в упрощенном порядке по другим основаниям, имеющимся в законе, для которых обязательно наличие вида на жительство (например, при наличии близких родственников-граждан России). В этих случаях от репатрианта для подачи заявления на гражданство не потребуется проживания 9 месяцев со дня приезда, а поскольку он въехал уже имея вид на жительство, заявление на гражданство он сможет подавать сразу же по приезду.

        — после получения разрешения на временное проживание или ВНЖ вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» (пять лет проживания с ВНЖ), «в» (имеют законный источник к существованию) и «д» (доказательства владения русским языком) части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

         

        Интерфакс: «Предлагаемая законопроектом новая редакция понятия «соотечественник» существенно сужает и не учитывает ряд категорий указанных лиц, что не согласуется с задачами осуществляемой деятельности по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников»

        Законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» вносит поправки в определение «соотечественник», содержащееся в ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», но не сужает его, а уточняет, снимая неопределенное термин «как правило», содержащийся в действующем определении, и даже расширяет данное определение, предлагая, что к соотечественникам могут относиться лица, не только «состоявшие в гражданстве СССР», но и более молодые люди, «проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства», чьи родственники по прямой восходящей линии ранее не только «проживали» (как в действующем законе), но «родились или проживали» на территории Российской Федерации. При этом, как и в действующем законе, определение «соотечественник» включает в себя и тех, кто не только этнически принадлежит к народам, исторически проживающим на территории РФ, но и лиц, сделавших свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией.

        Законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» (Статья 7. «Внести в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» следующие изменения:

        Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»

        1. Пункт 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:

        «3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории Российской Федерации, из числа:

        лиц, проживающих в государствах – бывших республиках, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства;

        выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства или лицами без гражданства».

        Статья 1 «Понятие соотечественника», пункт 3:

         

        «Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

        лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

        выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

        Уточнение термина «соотечественник» в законопроекте дает еще одна поправка, содержащаяся в его статье 7. Она определяет, кто входит в перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, вместо понятия «национальности Российской Федерации» в действующем законе. Само понятие «национальности Российской Федерации», приведенное в абзаце седьмом статьи 2 действующего закона, нигде больше в нем не упоминается.

        Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, приведенный в законопроекте, вносит определенность и исключает спекуляции по вопросу, кто относится к соотечественникам и имеет в связи с этим право на репатриацию. Естественно, что представителям государствообразующего русского народа, не нужно будет доказывать своего права на репатриацию в Россию, где бы они или их предки не проживали. Его принятие снимет вопросы также о том, будут ли считаться российскими соотечественниками этнические украинцы и белорусы, если они таковыми себя считают. Они относятся к соотечественникам, как представители народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры.

        Также к соотечественникам относятся: представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации; представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации; представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.

        Чтобы стать руководством для исполнителей закона «О репатриации в РФ», в случае его принятия, названный перечень утверждается Правительством России.

         

        2. Абзац седьмой статьи 2 заменить текстом в следующей редакции:

        «перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, в целях настоящего закона включает следующие категории:

        — государствообразующий народ (русские);

        — представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;

        — представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации;

        — представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;

        — представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.

        Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, в целях настоящего закона утверждается Правительством Российской Федерации.».

        Статья 2 «Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», абзац седьмой:

        «национальности Российской Федерации — национальности людей, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации»;

         

        Отзыв на законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию», о котором сообщил «Интерфаксу» «источник, знакомый с проектом отзыва правительства и позицией Государственно-правового управления (ГПУ) президента», производит впечатление «заказухи», искажающей предложения, которые содержит законопроект. Похоже, что цель этого отзыва (или «утечки» о нем) — это создание в обществе, у депутатов, негативного мнения о законопроекте, чтобы не допустить его принятие. И это – на фоне постоянно звучащего призыва Президента о создании наиболее благоприятных условий для приезда в Россию соотечественников и получения ими гражданства.

         

        Депутат Государственной Думы Российской Федерации К. Затулин
        Заместитель директора Института стран СНГ А. Докучаева

        14.12.21

        P.S.: К сожалению, полученный Константином Затулиным отзыв Правительственной комиссии по законопроектной деятельности соответствует «утечке» от источника Интерфакса. Автора законопроекта № 1191989-7 «О репатриации в Российскую Федерацию» (об определении условий и процедуры возвращения соотечественников за рубежом на постоянное проживание в Российскую Федерацию в порядке репатриации) данный отзыв не устраивает. Константин Затулин продолжит работу с целью принятия столь значимого для соотечественников за рубежом закона.

        Метки:
        /