Нужны ли соотечественники в России?
Кто поможет мигрантам в России?
Новый закон о гражданстве «РRO & CONTRA». Сильна ли Россия диаспорой?
Ведущий — Рустам Арифджанов, главный редактор газеты «Версия»
Главный эксперт – Константин Затулин, директор Института стран СНГ
ВЕДУЩИЙ. Добрый день! После некоторого перерыва, вызванного юношескими играми стран СНГ и Балтии в Москве, в эфире вновь передача «Материк». И как всегда, вместе со мной в передаче принимает участие наш постоянный эксперт, директор Института стран СНГ Константин Затулин.
Добрый день, Константин!
ЗАТУЛИН. Добрый день!
ВЕДУЩИЙ. Поговорим мы сегодня о диаспоре, о тех 25 млн. наших соотечественников, большинство из которых русские, живущие за рубежами Российской Федерации.
СПРАВКА. В научной литературе «диаспорой» называют этнические группы, живущие вне страны своего происхождения. В России сегодня принят термин «соотечественники за рубежом». По действующему закону таковыми признаются все, кто «связан с исторической Россией: Российской империей, СССР – собственным рождением или происхождением предков, и сохраняющих культурные, языковые, религиозные связи с ней».
Первой волной эмиграции принято считать беженцев, спасавшихся от гражданской войны и последствий октябрьского переворота 1917 года. За пределами России оказалось 1 миллион 160 тысяч человек. Вторая волна эмиграции – это более 700 тысяч «перемещенных лиц», не вернувшиеся в Советский Союз после второй мировой войны. В послевоенное время эмиграция из СССР продолжалась.
Но самое большое пополнение российская диаспора получила в результате распада СССР. Сегодня более 25 миллионов человек, чьи исторические корни лежат в России, проживают в бывших советских республиках. Не менее 20 миллионов из них – русские. Таким образом, в декабре 1991 г. русские оказались самым большим разделенным народом в мире.
ВЕДУЩИЙ. У нас в студии известный ученый Михаил Викторович Назаров, автор книги «Миссия русской эмиграции». Кстати, Михаил Викторович, Вы тоже были эмигрантом — уехали из Советского Союза в 1975 году, а вернулись в 1994.
У меня к Вам такой вопрос. Как до революции или в советские годы Россия или Советский Союз работал с эмигрантами?
Михаил Викторович НАЗАРОВ, автор книги «Миссия русской эмиграции».
НАЗАРОВ. До революции эмиграция, конечно, была. По имеющейся статистике с 1901 по 1910 годы только в Америку эмигрировало полтора миллиона человек, а это примерно 90% всех эмигрантов. Из них русскими по происхождению было менее пяти процентов — 4,7%. Наибольшую категорию составляла еврейская эмиграция — 44%, на втором месте шли поляки – 27%, прибалты – около 10%, немцы и т.д. Многонациональная империя, которой была Россия, так своеобразно сказалась и на потоках эмигрантов. Цифры, которые я привел, говорят о том, что, в принципе, у русских не было причин эмигрировать.
ВЕДУЩИЙ. Очевидно, что трагедия произошла после Великой Октябрьской революции, когда эмиграция из России достигла небывалых размеров.
НАЗАРОВ. Да. В вашей справке приведена цифра – 1.160 тысяч человек – эта цифра была зафиксирована Лигой наций. На самом деле было еще много незарегистрированных эмигрантов. И, кроме того, было около 8 млн. людей, которые после Октябрьской революции оказались примерно в таком же положении, что и сейчас наши соотечественники в ближнем зарубежье. От Российской империи были отторгнуты огромные территории с русским населением. Тогда русскими себя считали великороссы, малороссы и белорусы. Таковых в составе Польши оказалось около 5 млн., Румынии отдали Бесарабию, кишиневскую епархию, кто-то оказался в составе Финляндии, кто в Прибалтике.
Между прочим, проблема русского населения в Прибалтике возникла не сейчас, а еще в начале века. Большевики заключили договор с новыми прибалтийскими государствами: давайте мы заключим мир, мы вам за это заплатим территориями, которые пусть и не принадлежат вам исторически, но воевать не будем. Собственно говоря, с тех пор и появилась ложная теория, будто латышей вытеснили с их земель, а русские оккупанты заселились уже при Советской власти. Ничего подобного. Если восстановить исторические границы между нашими народами, то Тарту — это древний русский город Юрьев.
ВЕДУЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович! Спасибо, что Вы пришли к нам. Было очень интересно Вас выслушать.
К сожалению, после распада Советского Союза очень много наших соотечественников оказалось за рубежом, и давайте мы сейчас послушаем их самих, узнаем, как им живется в ближнем зарубежье?
Анатолий ФОМИН, руководитель распущенной в 1995 г. Русской общины Туркмении, президент Фонда поддержки переселенцев из Туркмении.
ФОМИН. Причина одна для всей Средней Азии. Полное изгнание всех русских, русскоязычных из всех сфер деятельности. Раньше русские, русскоязычные жили в городах в национальных республиках, работали в министерствах, ведомствах, поднимали заводы, работали в строительных организациях. Но в связи с тем, что бывшие республики стали мононациональными, ведут националистическую политику (даже те республики, которые считаются хорошими, Казахстан, Киргизия), все равно там идет жестокое подавление русских по национальному признаку.
Россия должна защищать их интересы, но она не защищает. Лично мне Посол России в Туркменистане Щелкунов говорил: «Я сделаю все для того, чтобы защитить честь и достоинство Туркменбаши».
Юрий ЧЕРНОВ, председатель общества «Единство» — г.Павлодар, Казахстан.
ЧЕРНОВ. Первой проблемой, я считаю закон о языке. В Казахстане существует один государственный язык – казахский, а русский используется неофициально. Все государственные должности, в первую очередь, занимают лица казахской национальности, знающие казахский язык.
Второе. Очень актуальна для нас проблема получения информации. С 1 января вступил в силу закон, согласно которому 50% программ и фильмов выходит на казахском языке. НТВ, РТР, ОРТ мы получаем только порциями.
Александр СВИСТУНОВ, председатель Русского движения Украины.
СВИСТУНОВ. Основная миграционная проблема – это ухудшение жизни, ухудшение даже по отношению к России.
Вторая миграционная проблема — это духовная ущербность людей, которые занимались в области культуры, искусства, просвещения, науки, они не могут себя реализовать.
Олег ТЭСЛА, сотрудник Русского архива Эстонии.
ТЭСЛА. В первую очередь, конечно, вопрос получения гражданства. Порядка 200 тысяч жителей Эстонии не имеют никакого гражданств — ни российского, ни эстонского.
ВЕДУЩИЙ. Понятно, что за пределами России нашим соотечественникам живется не очень сладко. Но что делает Россия для того, чтобы улучшить их положение?
У нас есть справка по этому поводу.
СПРАВКА. В 1994 г в Госдуме создается Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. Президент утверждает Концепцию государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Создана Правительственная комиссия по делам соотечественников.
В 1995 году в бюджете впервые появляется строка о выделении средств их поддержку соотечественников за рубежом. В июле собирается Съезд представителей русских общин из ближнего зарубежья. Избирается Совет соотечественников при Государственной Думе.
Проблемы соотечественников за рубежом последовательно передаются в компетенцию Министерства по делам федеративной и национальной политики, затем Министерства по сотрудничеству с государствами СНГ, а в 2000 году все с возвращается в Миннац, преобразованный в Минфедерации.
В итоге тема соотечественников практически забыта – Правительственная комиссия не собиралась, предусмотренные бюджетом средства уходят на другие цели. За все эти годы единственный, кто предпринял реальные усилия по поддержке соотечественников был мэр Москвы Юрий Лужков. Только в этом году из городского бюджета эти цели было выделено 120 млн. руб., что сопоставимо с аналогичными затратами федерального бюджета.
Интерес государства к диаспоре вновь возник с началом президентского срока прихода Владимира Путина. В октябре 2001 года в Москве прошел Конгресс соотечественников, собравший представителей 47 стран мира. В ходе работы Конгресса Президент России предложил создать «единую структуру», которая занималась бы работой с соотечественниками. Однако уже Минфедерации было ликвидировано, а его функции по работе с диаспорой переданы в МИД. И только полгода спустя указом Президента эта работа была как-то регламентирована. В июне этого года, после полугодового перерыва, под председательством вице-премьера Валентины Матвиенко, собралась Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом.
ВЕДУЩИЙ. Константин Федорович, я знаю, что Вы не так давно стали членом Правительственной комиссии по работе с соотечественниками. Я прослушал эту справку, и у меня сразу возник вопрос.
ЗАТУЛИН. Если можно так выразиться, я вошел в состав этой Комиссии.
ВЕДУЩИЙ. Но если можно, я его задам не Вам. У нас в гостях ответственный секретарь этой Комиссии Сергей Ипполитович Николаев.
Здравствуйте, Сергей Ипполитович!
НИКОЛАЕВ. Добрый день!
ВЕДУЩИЙ. Сергей Ипполитович, в чем суть работы Комиссии?
НИКОЛАЕВ. На плечи Комиссии возложены такие функции, как определение направлений использования средств Федерального бюджета, выделяемых на поддержку соотечественников за рубежом и определение перспектив этой работы.
ВЕДУЩИЙ. То есть деньги у вас есть.
НИКОЛАЕВ. Денег в этом году в Федеральном бюджете благодаря депутатам Государственной Думы было выделено 135 млн. рублей.
ВЕДУЩИЙ. Хорошо. А как Вы их тратите?
НИКОЛАЕВ. Эти средства будут израсходованы на мероприятия с участием общественных организаций соотечественников, приобретение и доставку учебной и учебно-методической, художественной литературы, пособий, поддержку русских школ, поддержку культуры, оказание информационной, правовой, гуманитарной и другой помощи соотечественникам. Это основные направления, на которые пойдут 135 млн. рублей.
ВЕДУЩИЙ. Сергей Ипполитович, мы только что показали несколько сюжетов-интервью с русскими, проживающими в ближнем зарубежье. Они открыто говорили о той дискриминационной политике, которую по отношению к ним ведет руководство этих стран. Ваша Комиссия что-то делает в этом направлении, защищает как-то их интересы, борется против дискриминации наших соотечественников?
НИКОЛАЕВ. Комиссия, как таковая не может бороться с дискриминацией. Для этого есть уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, Министерство иностранных дел. Комиссия слушает эти вопросы, выносит по ним решения и дает поручения соответствующим органам исполнительной власти.
ВЕДУЩИЙ. Какой-то вопрос вы рассмотрели, скажем, о ситуации в Казахстане, о ситуации в Эстонии, или не затрагиваются такие вопросы?
НИКОЛАЕВ. Затрагиваются, безусловно. Скажем, в этом году последнее заседание Комиссии утвердило перечень вопросов, которые предстоит рассмотреть. Там есть такие вопросы, как организация адресной поддержки соотечественникам, проживающим в Прибалтике, состояние научных исследований диаспоры и использование их результатов в интересах государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Будут рассмотрены такие вопросы, как современные технологии дистанционного образования, их использование в интересах соотечественников и т.д. Комиссия выносит рекомендации, дает поручения. Сейчас в договорную практику с государствами СНГ введена такая тема, как подписание соглашений или разработка комплексных государственных программ по удовлетворению национально-культурных запросов русского населения, живущего в этих странах и соответствующего населения этих стран, проживающих на территории Российской Федерации.
Надо сказать, что многие страны, в общем-то, откликаются на это.
ВЕДУЩИЙ. Сергей Ипполитович, речь идет о наших соотечественниках гражданах России, которые проживают на территории этих стран, или это для Вас не важно?
НИКОЛАЕВ. Понятно, что не важно, потому что соотечественник – это не юридическая категория.
ВЕДУЩИЙ. Хорошо, Ваша точка зрения понятна, Сергей Ипполитович. По-моему, у Константина Федоровича несколько другое отношение к этому.
ЗАТУЛИН. Я хотел кое-что добавить к интервью Сергея Ипполитовича. Прежде всего, в отношении Комиссии.
Комиссия, конечно, по факту несет непосильную ношу. Это единственное образование в Правительстве, в исполнительной власти, которое уполномочено координировать деятельность, связанную с соотечественниками, диаспорой и т.д. Это не министерство, не ведомство, не постоянно действующий орган. Это аппарат — 2-3 человека и проводимые, в лучшем случае, раз в квартал, заседания. Естественно, вести ежедневную работу при таком объеме проблем крайне сложно. Приходится полагаться на то, что уполномоченное министерство — теперь им стал МИД, будет это делать.
Во-вторых, хочу обратить Ваше внимание в отношении средств, на что они распределяются. Сергей Ипполитович очень подробно об этом говорил. Однако, 135 млн. рублей выделено на 25 млн. соотечественников, пусть даже 20 млн. человек, сократим эту цифру на 5 млн.- это примерно по шесть рублей на человека в год. Можно израсходовать эти деньги таким образом, чтобы все были довольны — невозможно.
ВЕДУЩИЙ. Сейчас послушаем людей, которые получают гражданство или будут получать.
НИКОЛАЕВ. Константин Федорович, насчет средств. Действительно этих средств 135 млн. катастрофически мало и здесь с Константином Федоровичем нельзя не согласиться. Но есть несколько понятий, скажем, Федеральный бюджет. Есть бюджеты регионов и можно говорить о консолидированном бюджете. Например, Москва выделяет на поддержку соотечественников порядка 120 млн. рублей, это в текущем году. Программа, которая будет рассмотрена вскоре, планирует на несколько лет 600 млн. рублей. В ближайшее время Комиссия предполагает провести ревизию – определить, что делается в отношении соотечественников не только из центра, но и из регионов, составить сводный план мероприятий на текущий и последующие годы, определиться, какая же цифра реально выделяется. Потому что у нас есть субъекты Федерации, которые, конечно, несопоставимы с Москвой, но и они выделяют средства на эти цели. Речь идет об Алтайском крае – порядка 4-5 млн., они адресно поддерживают соотечественников, живущих на севере Казахстана. Санкт-Петербург выделяет средства, ведет адресную поддержку блокадников, проживающих в Прибалтике, и т.д. и т.д.
ВЕДУЩИЙ. Спасибо, Сергей Ипполитович, за то, что Вы пришли к нам. Мы все уходим от вопроса о качестве нового Закона о гражданстве. Послушаем, что говорят о нем сами люди, которых мы называем нашими соотечественниками.
ФОМИН. К оценке закона я бы подошел избирательно. Я понимаю, что нужно закрывать дорогу сюда, в Россию, потому что все, кому не лень, лезут сюда. Но для славянских народов или для народов, которые имеют свои государственные образования на территории России нужно дать полную свободу: захотел — приехал, должен приехать. Только так должно быть.
Лидия МАКАРОВА, переселенка из Таджикистана, председатель переселенческой организации «Свет», Московская область.
МАКАРОВА. Новый Закон о гражданстве я не знаю, для кого он написан. Я отношусь к нему категорически плохо. Это закон, который говорит об одном, а делает совершенно другое. Это закон об эмигрантах, людях, для госарбайтеров, но не для нас, возвращающихся на Родину.
Валерий КРЫЛОВ, переселенец из Узбекистана, председатель переселенческой организации «Русь», Московская область.
КРЫЛОВ. Да лучше бы его из стран Европы передрали, из Греции или Германии, и то намного лучше, чем выдумывать самим.
Геннадий РОГАЧИКОВ, руководитель Объединения переселенцев из Балтии «Россы».
РОГАЧИКОВ. Я считаю, что все бывшие граждане Советского Союза должны автоматически получить гражданство России.
СВИСТУНОВ. Закон не учитывает специфику соотечественников, если учитывает, то только в малой части этого закона. Я думаю, что он оставляет огромное поле для произвола местного чиновничества.
ВЕДУЩИЙ. Этот вопрос мы, наверное, зададим Борису Николаевичу Пастухову, председателю Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.
Здравствуйте, Борис Николаевич, что же вы такой Закон приняли о гражданстве, что люди жалуются?
ПАСТУХОВ. Мы хорошо знаем о той реакции, которую вызвали отдельные положения этого документа у наших граждан, у наших соотечественников. Но, увы, большинство депутатов проголосовало за эту версию. Я не буду оправдываться или рассказывать, что депутаты, члены Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками предложили свой вариант закона, где совершенно естественно, как нам казалось, необходимый акцент был сделан на тему соотечественников. Но, к сожалению, представители юридической мысли, которые работали над правительственным вариантом, видимо, руководствуясь теми стандартами, на которые они равнялись и оглядывались, и, не увидев в западноевропейских моделях этого понятия соотечественников, сделали все для того, чтобы в нашем законе этого не было.
Тем не менее, в самом законе есть статья 14, которая дает возможность упрощенного приема в гражданство лиц, которые были когда-то гражданами Советского Союза, Российской Федерации, имеют сейчас в России прямых родственников.
ВЕДУЩИЙ. Спасибо, Борис Николаевич! Но Вы знаете, практика последних лет показывает, что люди голосуют ногами, и поток русских переселенцев на территорию Российской Федерации все больше увеличивается. У нас есть справка по этому поводу. Давайте мы посмотрим ее сейчас.
СПРАВКА. За прошедшие 10 лет из государств СНГ и Прибалтики в Россию переселилось более 9 миллионов человек. В ближайшие 10 лет, по прогнозам экспертов, в Россию переселятся от одного до десяти млн. человек. В общем миграционном потоке переселенцы из Казахстана и государств Средней Азии составляют 60%, из Закавказья – около 18%, и около 3% — из Прибалтики. Среди тех, кто перебирается в Россию, выделяются две категории: вынужденных переселенцев и беженцев. Их положение определяется соответствующими законами, принятыми в 1993 году. По закону к этим категориям относят лиц, «покинувших место жительства вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка». Однако, в отличие от переселенцев, беженцы – не граждане Российской Федерации, а те, кто «находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой». Из всех переехавших, статус беженца или вынужденного переселенца получили только 1 миллион 600 тысяч человек.
ЗАТУЛИН. Борис Николаевич, у меня к Вам вопрос. Вы более чем опытный человек на государственной службе. Я, например, числился в студенческой комсомольской организации Московского университета в те времена, когда Вы уже были Секретарем ЦК ВЛКСМ. Потом вы были и Послом России в самых беспокойных государствах, и замминистра иностранных дел, и Министром по делам СНГ, Председателем Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками.
ПАСТУХОВ. Спасибо, Вы неплохо знаете мою биографию.
ЗАТУЛИН. Скажите, пожалуйста, Борис Николаевич, почему работа с соотечественниками никак не может заладиться, в чем главная причина?
ПАСТУХОВ. Мне кажется, что самая главная причина состоит в том, что какие бы слова не произносили политики и государственные деятели, по-настоящему всю остроту, всю глубину боли, с которой живут многие наши соотечественники в ближнем зарубежье, эти люди не почувствовали. Мы рассчитывали, что после Съезда соотечественников в октябре прошлого года, после категорических слов В.В.Путина о важности этого дела мы будем переживать какой-то перелом в отношении к этим проблемам.
Что происходит на самом деле? В октябре был Конгресс соотечественников, а мы с Вами на первое заседание Правительственной комиссии собрались восемь месяцев спустя. Что список членов этой Правительственной комиссии, который утверждает Правительство, трудно было из одного кабинета перенести в другой? Что на это надо тратить больше, чем полгода времени? Все это показывает, что и соотечественники являются жертвами вопиющего бюрократизма и безответственного отношения к тем поручениям, которые обязаны выполнять некоторые служащие, чиновники, если хотите, ибо они за это получают заработную плату.
ВЕДУЩИЙ. Спасибо, Борис Николаевич, за то, что Вы к нам пришли. Спасибо за сказанные слова. Вы очень верно говорили о том, что людям, наверное, не хватает понимания чужой боли. У нас есть возможность сейчас выслушать людей, которые уже переехали жить в Россию, скажем так, о русских мигрантах в России.
РОГАЧИКОВ. Любые наши попытки что-то предпринять, чтобы цивилизованно переселиться в Россию, не находят никакой поддержки официальных властей, от той же Миграционной службы. В частности, мы создали проект компактного поселения. Это жилищно-производственный комплекс. Но оказывается, что это никому не нужно, мы не находим никакой поддержки. Нам не предоставляются ни места для размещения компактного поселения, ни объекты, где бы можно было организовать производство и жилье. Можно сказать, что миграционной политики нет, но в то же время можно сказать, что она есть, но она заключается в том, чтобы для переселенцев ничего не делать.
МАКАРОВА. Основные проблемы, с которыми мы сталкивались — незнание законов чиновниками, паспортно-визовых служб района, чиновниками-работодателями. Например, когда ты приходишь устраиваться на работу со статусом вынужденного переселенца и у тебя нет регистрации потому, что ты только что приехал, тебе говорят: раз ты не зарегистрировался, мы тебя на работу брать не можем. А зачем вы даете заявку в Миграционную службу?
Например, я попала в Подмосковье по направлению Миграционной службы Московской области как специалист. Мне было все равно, куда ехать — в Тульскую область, в Архангельскую область и т.д., потому что у нас родственников как таковых в России нет. В основном все родственники у нас погибли во время Великой Отечественной войны, а родители мои, рожденные здесь, в России, в данный момент находятся на территории Узбекистана.
КРЫЛОВ. Трудности – это менталитет нашего народа. Я приехал сюда. Я кунцевский, русский, но чувствую себя как чужой, будто попал в совершенно чужую страну только с русскоговорящими людьми. С большим трудом я пробивал прописку, в 1992 году еще прописка была. С большим трудом пробивал землю на строительство поселка. Затем, по прошествии пяти лет, народ увидел, что мы люди трезвые, работящие, сильные и обустраиваемся правильно, показываем местному населению, как должно быть, как люди должны жить.
ВЕДУЩИЙ. У нас в студии начальник Департамента Федеральной Миграционной службы МВД Российской Федерации Владимир Александрович Волох.
Владимир Александрович, Вы слышали, наверное, что говорили эти люди, русские люди, переехавшие в Россию. А ведь к Вам вопрос: как Вы думаете, Ваше личное мнение — переселенцы в Россию – это благо для страны или все-таки головная боль для нас?
ВОЛОХ. Безусловно, благо. За счет миграции мы существенно исправляем демографическую ситуацию в России. Российская Федерация всегда рада нашим соотечественникам, приезжающим сюда. Но в то же время, я полагаю, что у нас должны быть нормальные миграционные законы, которые ставят препятствия тем иностранным гражданам, которые нарушают действующее миграционное законодательство.
ВЕДУЩИЙ. Владимир Александрович, Вы сказали, что Российская Федерация рада приезжающим к нам гражданам на постоянное жительство в Россию. А как рада? Что она делает? Как помогает? Есть ли какие-то льготы для таких переселенцев?
ВОЛОХ. Давайте начнем с того, что после распада Советского Союза миллионы людей вынуждены были бросить места своего постоянного проживания и переехать в Российскую Федерацию. Учитывая наши реальные возможности, оказать всем переселяющимся помощь в полном объеме, это нереально. Но помощь оказывалась и оказывается. Можно привести примеры. Я знаю, когда вы готовили этот материал, были и положительные отзывы, как Россия встречает своих соотечественников.
Что касается Закона о гражданстве. Сейчас очень много дискуссий по этому поводу. Но, наверное, мы должны с Вами отметить, что и 13 статья, где общий порядок приема в гражданство и 14 статья, где предусмотрен упрощенный порядок приема в российское гражданство и льготы для наших соотечественников. Допустим, по 14 статье, часть вторая вы узнаете, что те граждане, которые родились на территории Российской Федерации, имели гражданство СССР, для них период пребывания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, например, беженцы, лица, получившие политическое убежище.
ВЕДУЩИЙ. Большое спасибо, Владимир Александрович, за то, что Вы к нам пришли. Спасибо, что ответили на мои вопросы и на вопросы Константина Федоровича Затулина, спасибо большое, всего доброго, до свидания.
ВОЛОХ. Всего доброго, уважаемые телезрители!
ВЕДУЩИЙ. Мы с Вами, наверное, подведем итоги, Константин Федорович. Проблема, как теперь становится понятно, чрезвычайно сложная.
ЗАТУЛИН. Прежде всего, я хотел бы сказать, что мы в этой передаче не претендуем на то, чтобы поставить финальную точку в обсуждении этих тем. Мы только наметили некоторые из проблем, но далеко не все еще перечислили. Но все же мы хотели объяснить, что диаспора и миграция в значительной степени – это два сообщающихся сосуда. Государство, к сожалению, до сих пор эту логику не усвоило. Поэтому мигрантами при пересечении границы занимается МВД, а соотечественниками, которые живут в ближнем зарубежье, занимается МИД. Может быть, эти руководители встречаются в рамках какой-нибудь правительственной комиссии раз в квартал.
ВЕДУЩИЙ. Но цельной программы нет.
ЗАТУЛИН. Цельной программы нет. Переселенческий вопрос во времена Столыпина был одним из коньков его правительственной политики. На сегодняшний день, к сожалению, эта политика сведена к необходимости установить миграционный контроль, ужесточить право на гражданство внутри страны и т.д. Это одна сторона дела.
Другая заключается в том, что мы должны, обязаны принять меры к тому, чтобы все соотечественники, которым плохо в новых государствах, обрели здесь свою Родину, т.е. были репатриированы. С другой стороны, мы хотели бы, чтобы на Украине, в Белоруссии, в Казахстане оставались русские и русскоязычные. Мы берем на себя другое обязательство — сделать так, чтобы власти этих государств уважали русское население, раз уж мы считаем, что отъезд русских с Украины и Казахстана и т.д. был бы худшим результатом, чем их пребывание на местах.
ВЕДУЩИЙ. После распада Советского Союза больше десяти лет назад Россия получила проблему, с которой она раньше не сталкивалась. К сожалению, эту проблему не удалось решить за прошедшие десять лет. Мы не получили грамотной и продуманной переселенческой политики для того, чтобы российские репатрианты могли вернуться на территорию родного государства, у нас нет реальной и ощутимой программы для работы с соотечественниками, которые предпочитают жить в других государствах на границе с Россией.
Я думаю, от того, как скоро появится эта политика, от того, как все наши законодатели, чиновники и просто простые граждане России ощутят свою зависимость от этих решений, и зависит — станет ли на нашем Материке жить счастливее?
Всего доброго, до встречи в следующий раз.