Поделиться


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Оставить наказ кандидату

Выберите округ:


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Написать письмо депутату

Выберите приемную:


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы

Источник: Московское Бюро по Правам Человека

31 октября Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Об этом глава государства сообщил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом.

Выступая перед делегатами форума, объединившего более 700 российских соотечественников из других стран, В.Путин подчеркнул принадлежность участников съезда «огромному Русскому миру, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку», а «собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории».

Президент отметил, что в настоящее время решаются судьбоносные для всей планеты вопросы.

«Ситуация в мире непростая. Увеличиваются напряженность и непредсказуемость. Подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами. В ход идут и русофобия, к сожалению, другие формы крайнего, агрессивного национализма. На Украине, что греха таить, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком. Людей запугивают и просто терроризируют. Естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом. Право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается. Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии», – напомнил Президент РФ.

Вслед за этим Владимир Путин сделал ключевое заявление: «Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы… Рассчитываем, прежде всего, на ваше участие в продвижении проектов сотрудничества с Россией. Однако, скажем прямо, обстоятельства могут складываться по-разному. Поэтому будем рады и тем, кто захочет приехать к нам на временной основе, и тем, кто примет решение о получении гражданства и о постоянном жительстве в России. А тем, кого беззаконно преследуют, кому угрожает опасность, будем делать все, для того чтобы обеспечить их защиту и предоставить убежище».

«Сегодня мною подписана новая редакция Концепции государственной миграционной политики, – продолжил глава государства. – Она направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также на создание четких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства. Многие проблемы, бюрократические барьеры в этой сфере, о которых справедливо говорили соотечественники, сняты. Во всяком случае, я надеюсь, что сделана попытка их снять и разбюрократить эту систему» (kremlin.ru).

Как отмечается в п. 21 Указа «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы», опубликованного на сайте Кремля, основными задачами в данной сфере являются:

«а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих:

добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;

въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;

б) создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;

в) создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации;

г) создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;

д) дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

е) оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации».

Кроме того, в п. 22 документа в качестве одного из основных направлений миграционной политики выделяется обеспечение простоты и прозрачности процедур въезда в РФ (включая оформление виз), получения права на проживание в Российской Федерации (в том числе в целях осуществления трудовой деятельности), приобретения российского гражданства.

Подпункт «б» п. 22 подразумевает совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе:

«- корректировку условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры и искусства с учетом их ожиданий и запросов, а также поддержку российских организаций, привлекающих таких лиц;

— концентрацию финансовых ресурсов на оказании содействия добровольному переселению соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения и повышение эффективности расходования финансовых средств на эти цели;

— устранение необоснованных административных барьеров, временных и финансовых издержек, связанных с ввозом в Российскую Федерацию и регистрацией имущества, включая объекты интеллектуальной собственности, средства производства и иные основные фонды» (kremlin.ru).

Основные положения новой Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы активно обсуждаются политиками и экспертами.

Председатель Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев не сомневается, что подписанный В.Путиным документ дает шанс на возвращение в Россию миллионам соотечественников, оставшихся за границей вопреки своей воле.

«Подписав новую Концепцию государственной миграционной политики, Президент… дал понять, что пришло время исправить ошибки истории. Пора дать русским людям право на воссоединение», — заявил парламентарий.

«Везде в бывшем СССР одна проблема – многие хотят в Россию, но не могут получить паспорта», – отметил он, добавив, что «российская экономика ждет этих людей» (pnp.ru).

В свою очередь первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулинпризнался, что не вполне удовлетворен тем, как в документе освещаются вопросы репатриации.

«Следовало бы, вероятно, выделить это направление – привлечение и возвращение соотечественников – в отдельную главу, подчеркнуть принципиальные отличия репатриации от всех других миграционных действий. И от миграционной политики, которая направлена на обеспечение, скажем, российской экономики квалифицированными специалистами, иностранными гражданами, которые не являются соотечественниками», – заявил депутат.

Тем не менее он отметил, что представленный вариант документа выгодно отличается от образца шестилетней давности.

«В ранее действовавшей Концепции 2012 года существовал вывод, как оказалось, ошибочный, о том, что миграционный потенциал стран СНГ будет снижаться», – пояснил депутат. Расстановку сил изменил украинский кризис 2014 года. «С тех пор как переворот произошел, ситуация резко изменилась, и мы очень долго шли к признанию этого факта на уровне Концепции, – рассказал К.Затулин. – Прежде всего, речь идет о необходимости учесть наличие большого числа вынужденных переселенцев с Украины, которые запутались в рогатках нашего законодательства и барьерах нашей административной практики по отношению к ним… Наряду с позитивным лозунгом «Россия своих не бросает» мы не сделали достаточно для того, чтобы эти люди могли достаточно комфортно почувствовать себя в России с точки зрения узаконения своего положения. На этот счет слишком много у нас перестраховок в законодательстве. И я могу только поддержать желание, выраженное дважды в новой Концепции, обеспечить простой и ясный, доступный и понятный механизм обретения гражданства».

В числе недостатков новой Концепции депутат назвал игнорирование важных законодательных инициатив, уже разработанных в нижней палате российского парламента.

«Я могу только сожалеть, что традиционно не обращается должного внимания на законопроекты, которые уже внесены в Государственную Думу. Они как кукушкины дети, их все время откладывают, хотя часть проблем они могли бы давно снять и решить», – подчеркнул первый зампред думского комитета.

Так, новая Концепция «ничего не говорит о той серой зоне, в которой пребывают, скажем, вынужденные мигранты из Украины, которые сегодня просто боятся обращаться в миграционные органы, потому что они уже являются нарушителями правила 90 дней пребывания в России, так как не могут выехать: им некуда ехать».

«Для решения этого вопроса мы предложили законопроект о миграционной амнистии для беженцев с Украины. К сожалению, мы пока не получили положительных отзывов на него и продолжаем борьбу за его принятие в первом чтении, – посетовал К.Затулин. – Есть и целый ряд других вопросов, которые следовало бы поименовать в Концепции» (vz.ru).

Как отмечает политолог Александр Ведруссов, сфера российской миграционной политики очевидно нуждается в реформировании.

«Одна только Украина, даже если брать только юго-восток, – это потенциальные миллионы наших соотечественников, которые не только говорят на одном с нами языке, принадлежат одной культуре и исторической традиции, но и имеют соответствующие востребованные у нас профессии. Особенно в дальних регионах, в сельской местности они могут быть востребованы», – сказал аналитик в эфире радио Sputnik.

По мнению А.Ведруссова, усилия в области миграционной политики требуют системного подхода.

«Если политика у нас системно поворачивается в сторону благоприятствования миграции соотечественников, то это может вызывать только одобрение. Нужно будет смотреть, как миграционные органы будут на это реагировать. Если запретительный характер практики деятельности миграционных служб изменится благодаря правильным акцентам, которые расставлены в законодательстве, то это будет для страны только плюсом. Есть еще один момент: под миграцию нужно пересматривать и нашу социально-экономическую политику, развитие дальних регионов и развитие сельской местности, иначе люди не смогут найти здесь работу по приемлемым условиям. То есть если под миграционный приток будут созданы новые рабочие места и соответствующие программы будут работать системно, то все это будет на благо страны. В этом нет никаких сомнений», – выразил уверенность политолог (ria.ru).

Как указал председатель комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрегиональных отношений Иосиф Дискин, новую редакцию Концепции миграционной политики отличает больший прагматизм и ориентация на решение реальных проблем.

«Стало больше понимания, какие мигранты нам нужны, – отметил он. – Упрощен порядок для мигрантов, имеющих высокую квалификацию, окончивших российские вузы, имеющих работу и т. д.».

Также, по мнению эксперта, в Концепции лучше отрегулирован механизм получения квот для регионов на мигрантов.

«Это была тоже проблема. Регионы брали впрок, не очень отчитываясь за то, находят ли люди себе работу», – пояснил И.Дискин.

«Конечно, еще предстоит принять соответствующий закон, но уже в Концепции вопрос необходимости адаптации мигрантов, изучения русского языка, знания правовых норм зафиксирован яснее и последовательнее», – отметил эксперт.

Кроме того, И.Дискин указал на преодоление межведомственного барьера, мешавшего решению многих миграционных проблем. Это стало возможным после наделения МВД основными полномочиями в сфере миграционного регулирования.

«Когда все это оказалось внутри одного ведомства, межведомственные согласования оказались гораздо проще, – заметил И.Дискин. – Примером этого была дискуссия на Совете по межнациональным отношениям в Ханты-Мансийске, когда представитель крымских татар в Совете начал говорить о том, что не до конца урегулированы вопросы получения гражданства тех, кто приехал до 2014 года в Крым… Реакция Президента показательна: он точно знал, к кому обращаться – к члену Совета, начальнику управления по проблемам миграции МВД. И ответ был замечательный: общие проблемы решены, теперь необходимо выехать в Крым и разбираться с каждым случаем отдельно. Я убежден, что если бы это было по-прежнему, то в условиях сложных межведомственных взаимодействий миграционной службы и МВД это бы было похоронено. А так это решается внутри одного ведомства. Одной ведомственной перегородкой стало меньше».

По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, нововведение о снятии бюрократических преград нужно рассматривать как сигнал потенциальным соискателям гражданства РФ.

«Многие годы декларации российских властей о том, что родина ждет своих оказавшихся в рассеянии детей обратно, противоречили реальным процедурам такого возвращения. Я лично знаю немало людей, например в Казахстане, которые начинали было заниматься переездом в Россию, но оставляли эту затею на полпути, увидев, сколько бумажных препон перед ними стоит», – рассказал эксперт.

Вместе с тем аналитик считает, что приток соотечественников из-за рубежа вряд ли будет массовым.

«В мире в целом, в СНГ в частности уже просто не осталось такого числа русскоязычных, чтобы переломить демографическую ситуацию в России. Это, кстати, авторы Концепции сами понимают — и именно поэтому по новым правилам потенциальному россиянину больше не надо будет доказывать, что у него имеется историческое право на возвращение. О наличии такого права приезжему будут верить на слово», – заметил Д.Журавлев.

При этом руководитель Института региональных проблем предсказывает, что в Россию в первую очередь потянутся не славяне, а преимущественно представители центральноазиатских этносов.

«Я, когда работал в Администрации Президента РФ, ездил по местам расселения переселенцев. И, к примеру, в Калининградской области почти 100% новоприбывших оказались этническими узбеками. Я не думаю, что сейчас эта картина будет чем-то отличаться», – прогнозирует эксперт (ridus.ru).

Мнение о «волне возвращенцев» не разделяет и официальный представитель Московского Дома соотечественника Аркадий Бейненсон.

«Причин тому несколько: и политическая, и экономическая, и даже, если хотите, климатическая, – считает он. – Жить в России по совокупности этих причин не настолько легче, чтобы делать переезд сюда самоцелью, раз уж человек решил сниматься с места» (ridus.ru).

В свою очередь, в беседе с «Газетой.Ru» правозащитник Светлана Ганнушкина, которая многие годы помогает беженцам и вынужденным переселенцам, признается, что не понимает зачем было необходимо принимать новую концепцию, пока не была выполнена предыдущая.

/