23 июня 1995 года
Выступление Константина Затулина на заседании Госдумы по вопросу юрисдикции города Севастополя.
Уважаемые коллеги депутаты! Вопрос, который предлагается вашему голосованию, неординарный, но чрезвычайно важный. Речь идет об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года № 762/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр», а также Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 года «О статусе города Севастополя». При направлении этого запроса мы исходим из того, что эти акты (как нами выяснено и в Министерстве юстиции, и в правовом управлении) не относятся к числу отмененных, дополненных или измененных. Исходя из этих обстоятельств, мы должны уточнить накануне возможного подписания договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной вопросы юрисдикции города Севастополя.
Мы исходим из того, что суверенитет города Севастополя никогда и никому не передавался, поскольку еще в 1948 году (это было подтверждено и в 1993 году) город Севастополь был выведен из состава Крымской области, которая в 1954 году, как вы знаете, достаточно одиозными и неправомерными актами была передана Украине.
Из голосования по этому поводу будет следовать, что Государственная Дума подтверждает позицию, выраженную Верховным Советом, и просит нашу третью власть, Конституционный Суд, высказаться по этому поводу. Это создаст, естественно, предпосылки для того, чтобы этот вопрос был обсужден на переговорах с Украиной.
История человечества знает, что в международных отношениях достаточно случаев, когда между юридической стороной дела и фактической есть разница. Сегодня Севастополь управляется гражданскими властями Украины, но это вовсе не означает, что мы должны таким образом решить судьбу города и его жителей, в подавляющем большинстве — русских людей, которые настаивают на признании этого факта. Вот и вся мотивация по этому поводу.
Мне кажется, что в результате переговоров между Россией и Украиной могут быть приняты разные решения. В том числе я допускаю и решение о том, что город Севастополь будет утрачен и будет находиться в составе Украины. Но любое решение (я лично не выступаю, естественно, за такую уступку) должно быть осмысленным. Сегодня в вопросе о Севастополе наблюдаются попытки придерживаться политики свершившихся фактов, но никак не исходить из правового состояния в решении этого вопроса. Мы хотели бы подкрепить свою точку зрения обращением в Конституционный Суд.
Председательствующий. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопрос. Михаил Алексеевич Митюков, прошу вас.
Митюков М.А. Константин Федорович, на основании какой статьи Конституции и статьи федерального конституционного закона вы рекомендуете Конституционному Суду рассмотреть этот вопрос?
Затулин К.Ф. Уважаемый Михаил Алексеевич, в запросе указаны конкретные статьи Конституции, я могу их повторить, коль скоро вы не изучили досконально этот запрос. Речь идет о соответствии статьям 4, 8 (часть 1), 12 и 16 (часть 2). Я напомню: статья 4 говорит о том, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и эта статья находится в той части Конституции, которая признана основами конституционного строя Российской Федерации. Статья 16, часть 2, гласит: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации». Мы исходим из того, что город Севастополь не утрачен в качестве территории Российской Федерации де-юре, он де-факто находится сегодня под управлением Украины. Это, естественно, дает основания для запроса в Конституционный Суд.
Митюков М.А. По существу, вы предлагаете политический вопрос решать Конституционному Суду вопреки закону о Конституционном Суде и статье 125 Конституции?
Затулин К.Ф. Я так понимаю, вопрос риторический, да?
Результаты голосования:
Проголосовало «за» — 209 чел. 46,4%
Проголосовало «против» — 6 чел. 1,3%
Воздержалось — 1 чел. 0,2%
Голосовало 216 чел. Не голосовало 234 чел.
Результат: не принято.