Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Обсуждение Проекта федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в Госдуме

        Источник: Государственная Дума
        VIDEO

        Председательствующий. 22-й вопрос. Проект федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации, начальник Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации Валентина Львовна Казакова.

        Казакова В. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации начальник Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

        Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты!

        Представленный законопроект подготовлен в целях реализации изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации, которые обозначили приоритетные направления развития нашей страны, в том числе по вопросам правового регулирования отношений в сфере гражданства России.

        Законопроект соответствует целям и задачам концепции государственной миграционной политики Российской Федерации и отражает комплексный системный подход к совершенствованию нормативно­правового регулирования в целом в миграционной сфере, приводя её в соответствие с требованиями простоты, понятности и прозрачности.

        Институт гражданства является основным связующим звеном отношений между государством и обществом.

        Исходя из этого, концептуальной задачей законопроекта является создание благоприятных условий для переселения в Россию и приобретение гражданства нашей страны лицами владеющими русским языком, знающими нашу историю, близкими россиянам по культурному развитию, людьми, имеющими тесную связь с Россией.

        Законопроект сохраняет успешно зарекомендовавшие и действующие в настоящее время нормы, при этом он призван снять излишние административные барьеры, сократив число требований для приёмов в гражданство более чем для 20 категорий лиц, прежде всего, для наших соотечественников, и предлагает целый ряд новаций в регулировании института российского гражданства.

        Озвучу наиболее значимые новеллы данного законопроекта. В тексте законопроекта закрепленных терминов «соотечественников» и «репатриации» нет, но это не означает отсутствие в нём положений, позволяющих приобрести гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке лицам, которые имеют историческую, родственную или иную связь с Российской Федерацией. Так лицам, у которых в России живут близкие родственники россияне, а также потомки тех, кто постоянно жил на территории Российской империи или в СССР, предоставлено право на приобретение российского гражданства в упрощённом порядке. Для соотечественников исключена процедура признания их носителем русского языка, однако действующие сегодня условия для приобретения гражданства сохранены.

        Впервые на уровне законодательного акта закреплены положения об основном документе, удостоверяющем личность гражданина России и российское гражданство в паспорте гражданина Российской Федерации. Основание признания его недействительным в случае условия его изъятия, предусмотрена возможность оформления паспорта в виде документа, содержащего электронный носитель информации.

        Институт признания гражданином Российской Федерации, являющийся одной из форм приёма в российское гражданство, распространён на более широкий круг лиц. Расширены полномочия Президента Российской Федерации по определению категорий лиц, которые имеют право на упрощение приобретения гражданства Российской Федерации. Президент Российской Федерации может определять категории таких лиц не только в гуманитарных, но и в любых иных целях. К ним, в частности, будут отнесены граждане Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана, указанные в действующем федеральном законе «О гражданстве».

        Проект соответствующего указа Президента Российской Федерации уже в стадии разработки. Такой механизм нормативно-правового регулирования будет более мобильным, ведь упоминание конкретных стран в большей степени характерно для подзаконных нормативно-правовых актов.

        Важным здесь является то, что мы сможем оперативно, более гибко и объективно реагировать на складывающуюся геополитическую обстановку в мире. Часть полномочий Президента Российской Федерации в сфере принятия решений по вопросам гражданства переданы МВД России и МИД России.

        Сохраняется право получения российского гражданства по упрощённой процедуре для выпускников российских вузов и колледжей.

        Дополнительно законопроектом вводится преференция для выпускников-иностранцев, окончивших в России учебные заведения с отличием.

        В целях защиты прав и интересов детей, усыновлённых гражданами России, российское гражданство этим детям будет оформляться с даты рождения, независимо от даты усыновления.

        Законопроектом впервые вводится понятие «множественное гражданство».

        Большое внимание в законопроекте уделяется вопросам безопасности. Вместо отмены решений по вопросам гражданства вводится институт прекращения гражданства Российской Федерации. Эти положения будут распространяться только на лиц, принятых в гражданство России. При этом устанавливается десятилетний срок, по окончании которого нельзя будет принять такое решение.

        Одновременно расширяется перечень преступлений, совершение которых влечёт за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Наряду с преступлениями террористической направленности в перечень включены некоторые тяжкие преступления против государства, а также преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. В случае прекращения гражданства Российской Федерации в связи с совершением таких преступлений установленный десятилетний срок применяться не будет. В целях повышения уровня защищённости граждан Российской Федерации решения о прекращении гражданства подлежат обязательному согласованию с Президентом Российской Федерации.

        Предусмотрены меры противодействия злоупотреблению правом получения иностранцами российского гражданства путём заключения фиктивных браков. Теперь возникновение права приобретения российского гражданства в упрощённом порядке обусловлено наличием в браке общего ребёнка, в том числе усыновлённого.

        Принятие законопроекта будет способствовать реформированию законодательства о гражданстве Российской Федерации, сделав его отвечающим требованиям современной экономики и общества, повышению эффективности правоприменительной практики в указанной сфере отношений, переходу от точечных изменений к глобальной трансформации.

        По нашим оценкам, новый закон расширяет круг соискателей российского гражданства наших соотечественников. Предусмотренный законопроектом срок вступления его в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования обусловлен необходимостью издания 25 нормативных правовых актов различного уровня в целях его реализации. В частности, начата работа над положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, а также актами Президента Российской Федерации, определяющими в том числе категории и порядок приёма в российское гражданство лиц в гуманитарных и иных целях, о которых я упоминала ранее.

        Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, но повлечёт необходимость внесения корреспондирующими положениями законопроекта изменения в Федеральный закон 115 «О правовом положении иностранных граждан…» и в 114-й о порядке въезда и выезда из Российской Федерации и в Российскую Федерацию.

        Соответствующие проекты федеральных законов МВД России подготовлены и будут своевременно внесены в Правительство Российской Федерации.

        Готовы внимательно изучить предложения по внесению изменений в законопроект при его подготовке ко второму чтению.

        Прошу поддержать представленный законопроект.

        Благодарю за внимание.

        Председательствующий. Спасибо, Валентина Львовна. Присаживайтесь.

        С содокладом выступает Виктор Петрович Водолацкий.

        Водолацкий В. П. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги! Представитель Президента Российской Федерации, уважаемая Валентина Львовна, в своём докладе подробно изложила концепцию и все новеллы, которые предусматривает настоящий законопроект.

        Из основных новелл в новой редакции хочу отметить следующее.

        Исключение из требований к соискателям российского гражданства подтверждение ими законного источника средств к существованию. Исключение института восстановления в гражданстве Российской Федерации. Трансформация института отмены решений о приёме в гражданство, два самостоятельных основания прекращения гражданства России вследствие совершения преступления и при установлении факта предоставления подложных документов или сообщение ложных сведений заявителем. Закрепление в законе процедуры прекращения рассмотрения заявления по вопросам гражданства, в том числе в связи со смертью заявителя или по личному заявлению. Детям, усыновлёнными гражданами России, будет оформляться российское гражданство по рождению, независимо от даты усыновления.

        Законопроект содержит положения об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации и гражданство Российской Федерации в паспорте гражданина Российской Федерации.

        Установлены сроки действия паспорта, основания признания его недействительным, случаи и условия его изъятия. Предусмотрена возможность оформления паспорта в виде документа, содержащего электронный носитель информации.

        В Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками поступает много обращений от граждан и организаций с предложением в новый закон «О гражданстве…».

        Депутаты, члены комитета прорабатывают поступившие инициативы с профильными министерствами и ведомствами Российской Федерации для того, чтобы поправками доработать законопроект на этапе второго чтения.

        Правовое управление Аппарата Государственной Думы Российской Федерации концептуальных замечаний по законопроекту не имеет. Замечания юридико-технического характера будут учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению его во втором чтении.

        Исходя из вышеизложенного, комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона и предлагает принять его в первом чтении.

        Ещё раз обращаюсь ко всем фракциям, ко всем коллегам. Мы понимаем важность данного закона. Мы понимаем, что это будущее наших соотечественников, тех лиц, которые хотят стать гражданами Российской Федерации. Поэтому наш комитет обращается ко всем вам — подать в письменном виде в наш комитет свои предложения, пожелания, которые мы будем рассматривать ко второму чтению, для того чтобы исключить те нюансы, которые, возможно, были не учтены, с учётом нынешних, современных реалий.

        Исходя из вышеизложенного, прошу поддержать данный законопроект.

        Спасибо за внимание.

        Председательствующий. Спасибо, Виктор Петрович.

        Вопросы, коллеги? Есть.

        Включите режим записи на вопросы.

        Покажите список.

        Михайлов Олег Алексеевич.

        Михайлов О. А., фракция КПРФ.

        Здравствуйте, уважаемые коллеги!

        У меня вопрос следующий. В настоящее время лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, получают временные удостоверения. Ну, в частности, временные удостоверения могут получить лица, освободившиеся из мест лишения свободы, а также состоявшие на 5 сентября 91-го года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания после 1 ноября 2002 года и не имеющие никакого другого гражданства. Я знаю, что некоторые лица, которые имеют временные удостоверения, желали бы получить полноценное гражданство Российской Федерации. Как данный закон может им помочь?

        Председательствующий. Валентина Львовна, пожалуйста.

        Казакова В. Л. В настоящее время действующим законодательством предусмотрено отклонение заявлений по лицам, которые имеют непогашенную или неснятую судимость. Те же самые положения прописаны и в новом законопроекте. Поэтому, как только будет погашена либо снята судимость, эти лица смогут получить последовательно соответственно разрешение на временное проживание без квоты, а затем по всем процедурам и гражданство Российской Федерации.

        Председательствующий. Спасибо.

        Останина Нина Александровна.

        Останина Н. А. Уважаемая Валентина Львовна, я хочу обратить ваше внимание на статью 8, где речь идёт о гражданстве ребёнка и недееспособного лица. Там есть несколько пунктов — 4, 6 и 7 об упрощённом порядке лишения гражданства детей. При этом речь идёт об усыновлённых детях, о детях, которые находятся под опекой. Более того, в произвольной форме один из родителей, если у него нет сведений о другом родителе, или один из опекунов то же самое пишет заявление в произвольной форме, и ребёнок лишается гражданства.

        Вот скажите, пожалуйста, для чего такая упрощённая форма лишения детей и недееспособных гражданств? Потому что восстановить своё гражданство сможет только, когда ему наступит 18 лет, когда он напишет заявление, которое будет нотариально удостоверено.

        А сейчас в произвольной форме, повторяю, один из опекунов может заявить, что он не знает, где находится второй опекун, и лишить ребёнка российского гражданства. Спасибо.

        Казакова В. Л. Коллеги, и в действующем законе, и в законопроекте нет процедуры лишения гражданства. В новом законопроекте есть процедура

        прекращения гражданства, это только по лицам, которые приобрели гражданство Российской Федерации, я это отметила в законе, с учётом предоставления ложных сведений, либо совершения преступлений, перечень которых исчерпывающим является.

        Поэтому никаких лишений ребёнка гражданства Российской Федерации законопроектом не предусмотрено.

        Председательствующий. Спасибо.

        Смолин Олег Николаевич.

        Смолин О. Н. Уважаемая Валентина Львовна, нами в ваш адрес направлено письмо по поводу немолодого человека Александра Медведева, который подвергался давлению в Одессе и переехал в Россию. Оказался без пенсии и без возможности, соответственно, медицинской помощи. Воспалилась нога, объяснили, что лечить дороже, чем ампутировать, согласился на ампутацию, положение катастрофическое. Незрячие люди собирают деньги на поддержку этого человека.

        Вопрос: можем ли мы ускорить… да, мы передадим копию письма, можем ли мы ускорить решение его проблемы? И поможет ли ваш законопроект решать такие проблемы как у Александра Медведева? Спасибо.

        Казакова В. Л. С учетом полномочия президента, которым возможно определять категории лиц в гуманитарных целях приобрести гражданство Российской Федерации, безусловно, та категория лиц, которая в действующем законе есть, туда входят граждане Украины, она также будет предусмотрена и новым указом президента.

        Что касается конкретной ситуации, безусловно, мы возьмем контроль и поможем в ускоренном порядке оформить гражданство Российской Федерации, либо в настоящее время получить процедуру временного убежища, либо статус беженца, который дает все возможности получения медицинской помощи, в том числе и высококвалифицированной, и технологической.

        Председательствующий. Спасибо.

        Кузнецов Андрей Анатольевич.

        Кузнецов А. А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ».

        Спасибо. Я уже услышал ответ на вопрос, который хотел задать, в одном из предыдущих ответов.

        Председательствующий. Спасибо.

        Куринный Алексей Владимирович.

        Куринный А. В., фракция КПРФ.

        Да, уважаемая Валентина Львовна, в статье 5 законопроекта написано, что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от основания его приобретения. Между тем, вот тот институт, который был внесен раньше, прекращения гражданства, он всё-таки разделяет тех людей, которые, что называется, граждане России с самого начала, и те люди, которые получили гражданство. Как это соотносится со статьей 5?

        И то, что касается множественного гражданства. Зачем сегодня вводится это новое понятие в законодательство Российской Федерации? Что за собой это повлечет?

        Казакова В. Л. Множественное понятие наличия гражданства, оно, в общем-то, существует и сегодня. Если отличать его от двойного гражданства, которое предполагает соглашение Российской Федерации с иностранным государством о двойном гражданстве и влечет за собой дополнительные права и обязанности граждан обоих государств, то под понятием множественности понимается наличие у лица иного гражданства, отличного от российского, которое россиянин вправе приобрести, закон ему не запрещает. И, как вы знаете, на сегодняшний день обязанность у такого гражданина есть уведомлять о наличии нового гражданства, и мы это фиксируем, поэтому в данной ситуации мы просто вводим в понятийный аппарат ту практику, которая действует сегодня. Это что касается множественности гражданства.

        Теперь что касается вопросов прекращения гражданства. В действующем законодательстве есть положение статьи 22 об отмене решения о приобретении гражданства, которое отменяет с даты приобретения гражданства. В новом законопроекте подход направлен на защиту как раз прав и интересов этого гражданина.

        Но в случае если он совершил преступление, скажем, террористической направленности, то есть в своем заявлении о приобретении гражданства человек пишет о том, что он обязуется соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, и тем самым нарушая данные им обязательства и присягу, безусловно, законодатель считает и представленный законопроект считает, что государство имеет право в данной ситуации поставить вопрос о прекращении гражданства у этого лица.

        Председательствующий. Спасибо.

        Канаев Алексей Валерианович.

        Канаев А. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Уважаемая Валентина Львовна, в пояснительной записке вы отметили, что цель и в докладе, что цель — расширение круга соискателей на получение российского гражданства. За период действия закона с 2002 года отмечается, что вступило в гражданство более 7 миллионов человек.

        Вот действующие, предлагаемые нормы, точнее сказать, насколько увеличат число потенциальных кандидатов, есть оценки предварительные, быть может?

        Казакова В. Л. В настоящий момент на протяжении последних многих лет мы фиксируем рост желающих приобрести гражданство. В прошлом году приобрело гражданство 735 тысяч иностранных граждан. И с учетом тех категорий, которые мы вводим, это порядка 20, как я уже отметила, мы полагаем, что рост будет наблюдаться и в дальнейшем. И, как правило, это будут соотечественники — граждане Украины, Молдовы, Казахстана, которые проживают в этих государствах.

        Председательствующий. Спасибо.

        Затулин Константин Федорович, пожалуйста.

        Затулин К. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Уважаемая Валентина Львовна, в своем выступлении, в начале вы сказали, что необходимость внесения закона связана с тем, что поправки к Конституции Российской Федерации требуют приведения его в соответствие.

        Принята поправка в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, статья 69, которая гласит о том, что конституционной обязанностью Российской Федерации является оказание поддержки нашим соотечественникам за рубежом. Наши соотечественники появились в Конституции. В нашем законодательстве соотечественники появились в 1999 году с принятием закона о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом.

        Скажите, пожалуйста, почему в главе 4 «Основные понятия, используемые в законе», соотечественники не упоминаются вообще как понятие и в самом законе тоже? Хотя действует государственная программа добровольного переселения соотечественников, действует закон о государственной политике, где записано право соотечественников на упрощенное получение гражданства. Это один вопрос.

        А второй… (Микрофон отключён.)

        Председательствующий. Добавьте 15 секунд.

        Затулин К. Ф. Второй. И все-таки, зачем в настоящей ситуации, когда происходит то, что происходит на Украине, мы исключаем из закона положение об упрощенном порядке получения гражданства гражданами Украины, которое в действующем законодательстве присутствует…

        (Микрофон отключен.)

        Председательствующий. Дайте возможность фразу закончить. Пожалуйста, Константин Федорович.

        Затулин К. Ф. Да, чтобы было понятно, речь идет о гражданах Украины, постоянно проживающих в России, то есть переехавших сюда, например, после 2014 года. Зачем снимать это и переводить в подзаконные акты, указы президента и так далее? Разве вы не понимаете, что это немедленно будет использовано для дискредитации нашего отношения к гражданам Украины?

        Казакова В. Л. Разрешите ответить, да?

        Председательствующий. Да, пожалуйста.

        Казакова В. Л. Понятие «соотечественник» является конституционным, как вы правильно ответили, и не подлежит еще введению в понятийный аппарат в законе о гражданстве.

        Но тем не менее, как я отметила в докладе, порядка 20 норм позволяют, именно соотечественник, это прописано в условиях приема, в приобретении гражданства, нашим соотечественникам приобрести гражданство Российской Федерации.

        Мы полагаем, что необязательно вводить именно в понятийный аппарат, в понятийный, в понятийное понятие это слово «соотечественник», мы это расписываем именно непосредственно в нормах.

        Что касается второго вопроса, я его тоже ответила в докладе, мы полагаем, что указанные полномочия Президента Российской Федерации, который в гуманитарных целях сможет определять категорию лиц, и я специально обозначила эту категорию — граждане Казахстана, Белоруссии, Молдовы и Украины, и в первую очередь Украины, готовится проект указа, которые после принятия закона будут, соответственно, изданы, и эти все, граждане этих государств будут учтены в этом указе, для гибкости и мобильности издания данных актов.

        Председательствующий. Спасибо.

        Аиткулова Эльвира Ринатовна.

        Аиткулова Э. Р., фракция «ЕДИНАЯРОССИЯ».

        Спасибо.

        Уважаемая Валентина Львовна, коллега задал вопрос по поводу предварительного количества, которое мы ожидаем, поданных заявлений на получение гражданства, все-таки цифра не прозвучала. То есть прогнозы не просчитаны или это достаточно сложно сказать? Это первая часть.

        И второе. Достаточно жёсткий был критерий по поводу знания русского языка и истории. Насколько сейчас это принципиальное требование остаётся при упрощении подходов?

        Спасибо.

        Казакова В. Л. Уважаемые коллеги, прогнозы мы, естественно, делали, но надо помнить о том, что приобретение гражданства — это волеизъявление лица, соответственно, мы можем предполагать, а каким образом это потом выльется в цифры, это уже вопрос реализации законопроекта.

        Мы также понимаем, что количество граждан, которые проживают за рубежом, и желают переехать на территорию Российской Федерации, оно тоже в конечном итоге имеет цифровое значение. Поэтому мы ожидаем, что в ближайшее время с учётом принятия данного законопроекта мы будем видеть рост наших соотечественников, это может быть и 20 процентов, и 30- ть от тех цифр, которые мы имеем сегодня. Я ещё раз обозначу, что каждый год мы видели увеличение желающих приобрести гражданство, и рост этот составлял от 20 до 30 процентов.

        Председательствующий. Спасибо.

        Буцкая Татьяна Викторовна.

        Буцкая Т. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Валентина Львовна, хочу вернуться к пункту о прекращении гражданства у детей. Я его процитирую: «Президент Российской Федерации принимает решение о прекращении гражданства РФ детей, находящихся под опекой иностранных граждан или усыновлённых (удочерённых) ими независимо от места проживания таких детей (и далее, внимание) в целях обеспечения защиты их прав и интересов». Скажите, пожалуйста, каким образом прекращение гражданства РФ у детей обеспечивает защиту их прав и интересов?

        Спасибо.

        Казакова В. Л. Уважаемые коллеги, здесь речь идёт о процедурном прекращении гражданства Российской Федерации у детей, которые, соответственно, усыновлены либо переданы под опеку иностранным гражданам. Этот вопрос рассматривается сначала на комиссии по вопросам гражданства и, как правило, принимается решение при наличии у ребёнка уже гражданства иностранного государства.

        Поэтому в данной ситуации, учитывая нормы международного права, соблюдается как раз баланс по защите прав ребёнка, но это ни в коем случае не говорит о том, что это происходит автоматически, рассматриваются все основания для того, чтобы эту просьбу опекуна либо усыновителя

        удовлетворить. Я ещё раз повторю, это не только… не просто делается по заявлению в простой письменной форме, это процедурный вопрос, и он доходит до Президента Российской Федерации.

        Председательствующий. Спасибо.

        Алимова Ольга Николаевна.

        Алимова О. Н., фракция КПРФ.

        Уважаемая Валентина Львовна, ряд вопросов уже прозвучал и тем не менее по просьбе избирателей я рискну немножко повториться, ибо в российском обществе всегда было, мягко говоря, настороженное отношение к институту двойного гражданства. Наши избиратели считают это проявлением нечестности, двуличности, скрытого обмана или даже предательства, примерно как уход от налогов через офшоры или сотрудничество с иностранной разведкой. Простых обычных граждан российский закон должен максимально защищать, гражданина и так сказать, затруднять жизнь ловкачам. В предлагаемом проекте закона я говорю о множественном гражданстве, появилось такое понятие, это когда гражданин знал, что с иностранным государством нет договора о двойном гражданстве, например, США, но всё равно его получил.

        У наших избирателей такой вопрос. Все-таки в законопроекте термин «множественное гражданство» появился для того, чтобы выявить мнимых патриотов или для того, чтобы помочь им уйти в патриотический отпуск?

        Казакова В. Л. Понятие «множественности гражданства» действует и сегодня. Конституция Российской Федерации позволяет гражданину России приобрести гражданство иного государства, но при этом он рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, это исключительно для учета наличия у граждан России иного гражданства.

        Председательствующий. Спасибо.

        Осадчий Николай Иванович.

        Осадчий Н. И., фракция КПРФ.

        Спасибо, Иван Иванович.

        Уважаемая Валентина Львовна и Виктор Петрович, в статье 4-й законопроекта даются определения, в том числе, продолжая опять тему предыдущего вопроса о двойном гражданстве, это наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства, с которым у Российской Федерации заключен международный договор о двойном гражданстве.

        Напомните, пожалуйста, сколько таких государств в настоящее время и, в связи с этим, как вы считаете, в современных условиях, когда существует явный ясный перечень недружественных государств, нет ли необходимости соотнести положение о двойном гражданстве с этим перечнем с соответствующими практическими выводами? Спасибо.

        Казакова В. Л. В настоящее время в Российской Федерации действует один международный договор с Таджикистаном о двойном гражданстве, он был заключен уже достаточно давно, в настоящее время он пролонгирован на 5 лет и это вопрос обсуждения о его денонсации.

        Председательствующий. Спасибо.

        Ткачёв Антон Олегович.

        Ткачёв А. О., фракция «НОВЫЕ ЛЮДИ”.

        Уважаемая Валентина Львовна, Виктор Петрович, в пояснительной записке к законопроекту отдельно отмечается, что категория лиц, которые имеют право на упрощённое приобретение гражданства Российской Федерации, не включены инвесторы и квалифицированные специалисты. Как указано, такие меры не были востребованы на практике.

        Вот вопрос. Рассматривается ли сейчас внесение ко второму чтению изменений, согласно которым инвесторам и специализированным кадрам, специалистам, точнее, будет предоставлено гражданство, тем более в условиях беспрецедентной санкционной политики давления на нашу страну такая мера никак не будет лишней для привлечения инвестиций и специализированных кадров?

        Казакова В. Л. Я уже отметила, ко второму чтению будут рассмотрены все предлагаемые вами поправки, однако, действительно, в пояснительной записке это есть — срок действия данных норм. Ни одного гражданина иностранного государства по данной норме принято не было. То есть эта норма не востребована, так как значительное количество норм позволяет гораздо проще приобрести гражданство, тем более, как я уже отмечала, нашим соотечественникам.

        Председательствующий. Спасибо.

        Центральную трибуну, пожалуйста, включите.

        Водолацкий В. П. Уважаемый коллега, мы приняли закон, в котором лица, принимающие участие в конкурсе «Россия — страна возможностей», победители получают право на упрощённое получение гражданства, это как раз те специалисты тех направлений, которые необходимы сегодня для экономики нашей страны, поэтому частично это учтено в другом законе. Спасибо.

        Председательствующий. Спасибо.

        Швыткин Юрий Николаевич, пожалуйста.

        Швыткин Ю. Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Спасибо большое.

        Прежде чем задать вопрос, я хочу, прежде всего, поблагодарить Валентину Львовну, я скажу, неоднократно к ней обращался и продолжаю обращаться, за её высокий профессионализм и те качества, которые как раз необходимы руководителю такого уровня. Это первое.

        Второе. Я считаю, что данный законопроект достаточно проработан, но вместе с тем, Валентина Львовна, мы должны понимать, что у нас всё-таки

        есть опасение. И, подводя черту, я доверяю вашему мнению, как и Президенту Российской Федерации, безусловно, на ваш взгляд все ли риски учтены для получения гражданства по системе упрощённой, чтобы не получили у нас случайные люди? Спасибо большое.

        Казакова В. Л. Все материалы по заявлениям, которые к нам поступают, согласовываются с Федеральной службой безопасности. Это будет прописано в указе президента, утверждающем положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

        Председательствующий. Спасибо.

        Виктор Петрович, спасибо. Присаживайтесь.

        Коллеги, у нас фракции определили выступающих. По этому законопроекту нет возражений, если мы так и поступим?

        Тайсаев Казбек Куцукович, фракция КПРФ. Пожалуйста.

        Тайсаев К. К., фракция КПРФ.

        Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые товарищи!

        Фракция КПРФ поддержит принятие в первом чтении проекта федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», внесённого Президентом Российской Федерации. Однако, по мнению нашей фракции, ко второму чтению необходимо в значительной степени доработать данный законопроект.

        С начала действия Федерального закона от 31 мая 2002 «О гражданстве Российской Федерации» в российское гражданство принято около 7,5 миллиона человек. Данный закон обеспечивал необходимое регулирование отношений, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации. Тем не менее изменения, внесённые в Конституцию Российской Федерации, обозначили приоритетные направления развития нашей страны и, соответственно, более остро поставили вопросы, которые накопились за 20 лет. Безусловно, они касаются и приобретения гражданства Российской Федерации.

        Представительный законопроект направлен на последовательную реализацию концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы. На конец марта количество граждан, прибывших в Россию из Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики, а также с Украины, составило около полумиллиона человек, среди них около 100 тысяч детей. С 23 по 27 марта в составе межфракционной группы, в которую вошли Александр Ющенко, КПРФ, Алексей Куринный, КПРФ, Яна Лантратова, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», сенатор Российской Федерации Айрат Гибатдинов, мы находились с рабочим визитом на Донбассе. В рамках поездки мы доставили населению гуманитарный груз, а также отработали ряд вопросов, связанных с медициной и образованием, посетили пункты временного размещения и доставили около 90 тонн гуманитарной помощи.

        По инициативе лидера КПРФ Г еннадия Андреевича Зюганова, Иосифа Давыдовича Кобзона была создана программа «Дети России детям Донбасса», в рамках которой более 10 тысяч мальчиков и девочек из зоны конфликта прошли и проходят реабилитацию в «Снегирях».

        Под руководством председателя штаба, академика Владимира Ивановича Кашина, наша партия отправила на Донбасс уже 94 гуманитарных конвоя. Это свыше 13 тысяч тонн медикаментов, строительных материалов и продовольствия.

        25 апреля из Совхоза имени Ленина мы отправим 95-й гуманитарный конвой на Донбасс. Приглашаем всех желающих присоединиться.

        Мы побывали в Мариуполе. Связь в городе практически отсутствует, вокруг разрушенные дома. Люди потеряли не просто собственное жильё, но и свои семьи. В этих суровых условиях жители народных республик остро нуждаются во всесторонней поддержке. Украинские нацисты в Мариуполе не пощадили никого. Мирному населению пришлось крайне тяжело. Наша делегация воочию увидела героизм и мужество российской армии. Помимо выполнения своей основной задачи российские военнослужащие активно помогают мирному населению, раздают продукты, делятся своими сухпайками, поддерживают людей и обеспечивают безопасный выход беженцев, покидающих Мариуполь.

        Хотелось бы выразить слова поддержки и благодарности Вооружённым Силам Российской Федерации. Мы по праву гордимся каждым из тех, кто сегодня храбро отстаивает интересы нашей Родины, ценой собственной жизни обеспечивает мир.

        В пунктах временного размещения нам удалось пообщаться с беженцами и увидеть, и услышать, как они живут. Сейчас они мечтают вернуться к обычной жизни, ждут воссоединения с родными и прекращение огня. Многие интересовались сроками и порядком приобретения гражданства Российской Федерации. Разрабатываемая… В представленный федеральный закон нам необходимо учесть все те проблемы, с которыми мы сталкивались в 2014-2015 годах в связи с ситуацией на Донбассе.

        На сегодняшний день актуальным становится вопрос о приобретении гражданства для всех наших соотечественников по всему миру. Необходимо в значительной степени доработать представленный закон. Нужно учесть множество письменных предложений, которые поступили в наш адрес от соотечественников, а также от депутатов Государственной Думы.

        Кроме того, ряд серьёзных поправок внесла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова. Нами получено более сотни предложений к законопроекту, которые необходимо рассмотреть ко второму чтению. Перечислю некоторые из них.

        Снятие требования согласия родителя-иностранца на приём в гражданство Российской Федерации ребёнка, второй родитель которого является гражданином России. Это существенным образом облегчит процесс приобретения гражданства ребёнком.

        Необходимо предусмотреть, что участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации без получения вида на жительство. Так, законопроект в текущей редакции предусматривает для указанной категории лиц получение вида на жительство до приобретения гражданства Российской Федерации. Отмена этого требования повысит репатриационный аспект             в отношении наших соотечественников.

        Председатель комитета по делам СНГ Леонид Иванович Калашников выступил с инициативой об освобождении соотечественников от уплаты госпошлины при приобретении российского гражданства. По аналогии с тем,

        как в 2020 году мы приняли законопроект, который освободил от госпошлины жителей Донбасса. Эта инициатива напрямую не относится к данному законопроекту, но существенно повысит привлекательность приобретения российского гражданства.

        Сегодня мир находится перед лицом серьёзных вызовов и угроз. Но, как и прежде, главной задачей и приоритетом российской внешней политики являются защита и поддержка наших соотечественников по всему миру. В связи с международной обстановкой приток беженцев из стран постсоветского пространства может в значительной степени увеличиться. Поэтому представленный законопроект крайне важен.

        Фракция КПРФ поддержит данный законопроект в первом чтении.

        Благодарю за внимание.

        Председательствующий. Спасибо, Казбек Куцукович. (Аплодисменты.)

        Чернышов Борис Александрович, фракция ЛДПР, пожалуйста.

        Чернышов Б. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемая Валентина Львовна, уважаемые коллеги!

        Фракция ЛДПР поддержит, безусловно, поддержит данный законопроект, но действительно есть определённые «но». Если бы полностью данный законопроект отвечал тем чаяниям, о которых не раз на этой трибуне заявлял Владимир Вольфович Жириновский, либо депутаты фракции ЛДПР, тогда бы, что называется, на этом можно было закончить, поаплодировать и рассматривать уже, голосуя этот законопроект. Но это не совсем так.

        Россия, которая сейчас находится в условиях геополитических рисков, Россия, которую пытаются ограничить, должна действительно стать для тех, кто хочет быть с нашей страной, что называется, той самой открытой душой, принимая в свои объятия, принимая в свой дом, приглашая к себе тех людей, которые хотят говорить по-русски, думать по-русски, видеть сны на русском языке, детей и взрослых, которые неразрывно считают себя связанными с нашим государством. Это самое важное сегодня.

        Мы стали использовать такую терминологию как «люди — новая нефть», но на самом деле для России человек это больше, чем тот или иной ресурс, человек — это душа нашего государства. Именно поэтому нужно расширять и всячески давать дополнительные возможности для того, чтобы люди приезжали сюда, люди получали российские паспорта, и люди неразрывно чувствовали свою связь со своим государством.

        ЛДПР на протяжении многих лет предлагала выдавать паспорта русских прямо в посольствах и консульствах Российской Федерации безо всяких проволочек. Ведь эти восемь лет, когда в 2014 году произошёл кризис на Украине, Майдан на Украине, революция на Украине, тогда огромное количество людей захотели получить русские паспорта. А что по факту они получили? Они получили очереди, они получили тестирование с неадекватными вопросами по всеобщей истории, которая никакого отношения к нашим реалиям, к российским реалиям не имели. Они получили всяческое затягивание, а не возвращение домой, то, для чего и нужно гражданство, ведь как оно ни называлось бы — либо гражданство, либо подданство, оно подчёркивало служение человека для общего идеала, для государства в целом.

        Ведь посмотрите, кого в царские времена принимали в подданство российской короне? Прежде всего, это тех, кто развивал государство: это военные, которые приходили на службу государства российского и своими победами прославляли историю нашего государства, это великие ученые, это медицинские сотрудники, это талантливые люди, которые с доблестью и честью отстаивали флаг нашей страны.

        Гражданство всем этническим русским должно предоставляться вне очереди — это один из главных постулатов ЛДПР, то, на чем стоит наша программа. Русские сегодня — это самый разделенный народ Европы: 9 миллионов русских беженцев осталось без родины после развала Советского Союза, и, к сожалению, мы об этом не так часто вспоминаем. Русский вопрос, вопрос русского консерватизма и уклада с бытом сегодня ключевой на Украине. Ведь тогда, забыв об этих главных позициях, о главных ценностях, мы получили то, с чем сегодня мы боремся, демилитаризируем и денацифицируем. Это главные проблемы, с которыми мы сталкиваемся спустя 30 лет после развала Советского Союза.

        Вопрос границ русского мира будет ещё долго в повестке дня, но, безусловно, настанет тот момент, тот день, когда мы все сядем за одним большим славянским столом и начнем разговор, и Запад смирится с этим. Другого пути не дано, других вещей и исходов не будет. Но в этот момент

        мы будем смотреть друг другу в глаза и вспоминать, что так или иначе кто-то для кого-то оставлял дверь не открытой, а полуоткрытой, в которую невозможно было втиснуться и прийти в тот дом, где тебя ждут.

        И, конечно же, Владимир Вольфович Жириновский всегда говорит, что главным в миграционной политике и в вопросе получения гражданства был бы вот какой символический шаг. На всех ж/д вокзалах (особенно сегодня на Киевском), во всех аэропортах нужно разместить баннер, вывеску, надпись, как угодно вы это называете, с главным пожеланием, с главным обращением к тем людям, которые приезжают: «Русские, добро пожаловать домой! Мы вам здесь рады!». Спасибо.

        Председательствующий. Спасибо.

        Вяткин Дмитрий Федорович, пожалуйста, «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Вяткин Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!

        Вот то, о чём мы сегодня говорили, наверное, можно подписаться под каждым словом. Но я хочу обратить ваше внимание на ряд деталей, ряд нюансов, о которых мы тоже говорили с этой трибуны, которые не являются очень популярными.

        А я хочу обратить внимание на следующее. Если подвести итог действия нынешнего закона, которому вот-вот скоро исполнится уже 20 лет, то мы увидим, что, ну, во-первых, в него вносилось множество изменений. И, как правило, я подчеркну, эти изменения касались расширения способов приобретения российского гражданства.

        В то же время предложения о том, чтобы еще, еще, еще увеличивать эти возможности, и практически то, что мы сегодня от коллег услышали с этой трибуны, брать и раздавать, раздавать российские паспорта, и, казалось бы, абсолютно нормальная идея, благая. Но как показывает практика, за благими идеями очень часто скрываются очень неприятные подводные камни.

        Я задам сейчас несколько вопросов. Подумайте, пожалуйста, коллеги, сколько сейчас российских граждан с российскими паспортами воюют против нашей армии и сил спецоперации в ДНР, ЛНР и на Украине? Просто подумайте, задумайтесь об этом. Это те люди, которые, в том числе получили российское гражданство благодаря, наверное, упрощенному порядку. Это не говорит о том, что мы не должны создавать эти условия.

        Более того, тот закон, который мы обсуждаем, расширяет эти условия, 20 позиций для упрощенного гражданства, в том числе для тех, кто рожден на территории бывшего СССР, у кого здесь родственники и многое-многое другое.

        Я тогда еще один вопрос задам.

        Вот согласно отдельным оценкам, за пределами нашей страны проживает порядка 11 миллионов граждан, наших сограждан, сограждан Российской Федерации. У кого-то есть еще гражданство другой страны, у кого-то это вид на жительство, иной документ, который подтверждает право на постоянное пребывание в другой стране. Имеют ли они права в соответствии с нашим законодательством, права граждан? Конечно, имеют. Они сюда приезжают, и в любой момент могут ими воспользоваться.

        Но я задам другой вопрос. Несут ли они обязанности, которые так или иначе налагает вот эта незримая, но постоянная, устойчивая связь между человеком и государством, которая выражается и называется «гражданство»?

        Интересный вопрос.

        И не дав себе ответа, или хотя бы не задумавшись об этом, мы не должны очень легко подходить к предложениям о беспечном, массовом и абсолютно бесконтрольном предоставлении гражданства всем тем, кто просто заявил о том, что хочет получить гражданство.

        Вспомните строки Маяковского о советском паспорте, они проникнуты огромным уважением, и они подчеркивают огромную ценность советского паспорта — «любую бумажку, но эту…», понимаете?

        Бесконтрольная раздача российских паспортов девальвирует гражданство Российской Федерации. Это одна крайность.

        Есть другая крайность. Это не давать никому. Это те самые очереди, это, я думаю, что каждый из вас знает обращения, когда за взятки пытались дать гражданство в упрощенном порядке, на то, на что у наших соотечественников и так было законное право. Таких случаев тоже полным- полно, и там возбуждались уголовные дела, и многое-многое другое. Причем получали, особенно это было в 90-е годы, в начале 2000-х годов, вспомните, те, кто к нашей стране не имел вообще никакого отношения, ни к титульным народам, нациям Российской Федерации. К сожалению, было и такое.

        Так вот, коллеги, тот закон, законопроект, который предложен Президентом Российской Федерации, он выдержан в духе золотой середины, между двумя крайностями, о которых я сейчас говорил. Это не только расширение возможностей предоставления гражданства тем, кто готов внутренне, умом, сердцем связать себя единым целым с нашей страной, не просто получить паспорт и положить его в тумбочку или в сейф, а стать действительно гражданином.

        Понимаете, ведь когда мы говорим: приезжайте, и программа, кстати, переселения соотечественников, несмотря на то, что её очень сильно критикуют, дала нам почти миллион, я думаю, даже больше миллиона новых граждан, но притом, что они здесь, они приехали, обзавелись хозяйством, устроились на работу, платят налоги и выполняют обязанности гражданина Российской Федерации, что немаловажно.

        С другой стороны, конечно же, подведён итог очень серьёзной правоприменительная практики, в том числе и для тех случаев, о которых мы неоднократно говорили, в том числе и в этом зале, о том, что само по себе

        приобретение гражданства — это не на века, и есть те деяния, действия, поступки, которые могут повлечь за собой прекращение российского гражданства. Была выработана несколько иная конструкция, но, на мой взгляд, то, что сейчас содержится в законопроекте — это и есть та самая золотая середина, она, извините, выстрадана десятилетиями практики.

        Поэтому, уважаемые коллеги, для того чтобы нам очень серьёзно подойти к оценке законопроекта, а наша фракция будет его поддерживать и голосовать за, нам нужно всегда помнить о двух крайностях, это первое; второе — о том, что данный законопроект всё-таки должен придерживаться, и наши действия относительно гражданства, золотой середины; и третье (самое главное) — согласно Конституции, вопросы гражданства находятся в ведении президента, и это очень важно. Поддержим этот законопроект.

        Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.

        Уважаемые коллеги, дополнительно просит разрешения выступить специальный представитель Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства Затулин Константин Федорович.

        Не будет возражений? Три минуты. Пожалуйста, Константин  Федорович.

        Затулин К. Ф. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!

        Законопроект «О гражданстве…» внесен Президентом Российской Федерации. Я уважаю и поддерживаю Президента Российской Федерации. Скажу больше, он об этом знает. Здесь в выступлениях нашей фракции и других фракций, насколько я понимаю, звучало одно предложение – принять его в первом чтении.

        Я не собираюсь вносить других предложений. Я лишь хочу сказать,  что для того и предполагается процедура второго, третьего чтения, что мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы доверие к нам президента и наших избирателей было оправдано. И поэтому, безусловно, нужно обратить внимание на всё, что уже было сказано здесь депутатами в отношении совершенствования этого закона.

        Прежде всего, вы, наверное, заметили, что уважаемый представитель Президента, генерал-лейтенант Казакова Валентина Львовна, она всё время отвечая на ваши вопросы, оперировала сама словом «соотечественники». Но это слово не упоминается в законе, это понятие отсутствует в законе. Хотя мы внесли его, мы с вами в 20-м году в Конституцию Российской Федерации. И мы должны непросто его включить в основные понятия законопроекта, мы должны, наконец, ликвидировать «ножницы» в нашем законодательстве, где в одном законе сказано о праве на упрощенное получение гражданства нашими соотечественниками – это в законе «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом». А в другом, конкретном, «О гражданстве…» об этом ничего нет. Это первое.

        Второе. Я очень коротко. Вы знаете, я выслушал соображения, по которым из действующего законодательства «О гражданстве…» новый законопроект предлагает изъять положение об упрощенном получении гражданства гражданами Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдовы. Теми, которые живут в России, не вообще всеми, которые там есть, а теми, кто сюда приехал, и хотят стать гражданами РФ. У нас же около миллиона граждан Украины находится здесь без оформления всякого статуса после 2014 года.

        Это же определённый вердикт тому, как быстро мы решаем эти вопросы.

        Я не буду вам советовать узнавать, сколько требуется в конфликтной зоне в Приднестровье для того, чтобы принять гражданство Румынии или Молдовы. Один день, если вы захотели этого, эти страны к этому стремятся.  Сколько у нас, если нет упрощённого порядка? До 8 лет.

        Я просто хотел бы заметить, что если мы в результате изымем это право из закона и включим потом в какие-то важные указы или подзаконные акты, — это немедленно будет интерпретировано. Всё, что происходит, вы видите, в связи с Украиной, немедленно получает оценку: «А, вы не хотите видеть граждан Украины у себя в России!». Вот, что будут говорить на Украине, и этому будет вторить вся пропагандистская машина. Не нужно делать этой ошибки.

        Про детей не буду говорить, это уже было сказано.

        Председательствующий. 30 секунд добавьте. Завершайте, Константин  Фёдорович.

        Затулин К. Ф. Это совершенно очевидно, что не нужно держаться в законе за вето иностранца на представление гражданства. Очень странно, что вот здесь коллега говорила, зачем вообще нужно Президенту прекращать гражданство ребёнка?

        Так же, как мне кажется, совершенно зря здесь было сказано, что для того, чтобы бороться с фиктивными браками, надо сказать: вы должны иметь ребёнка. А если я не могу иметь ребёнка? Ну вот такое бывает, наверное.

        Почему не написать: три года, если в браке состоит, значит, это не фиктивный брак. Даже если нет детей, пусть станет гражданином, если он женат или замужем за гражданином России.

        Председательствующий. Спасибо, Константин Фёдорович.

        Валентина Львовна, вы можете выступить с заключительным словом.

        Нет необходимости. Виктор Петрович. Тоже нет необходимости.

        Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

        Включите режим голосования.

        Покажите результаты.

         

        Результаты голосования (15 час. 10 мин. 06 сек.)
        Проголосовало за ……….. 418 чел.  …………… 92,9 %
        Проголосовало против ……. 0 чел.  …………….. 0,0 %
        Воздержалось ………………… 0 чел.  …………….. 0,0 %
        Голосовало …………………. 418 чел.
        Не голосовало ………………. 32 чел.  …………….. 7,1 %

        Результат: принято

        Законопроект в первом чтении принимается единогласно. Спасибо.

        /