Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Онлайн–конференция директора Института стран СНГ, депутата Государственной Думы Константина Затулина «СНГ. Итоги и перспективы»


        На сайте Материк.ру cостоялась онлайн-конференция директора Института стран СНГ, депутата Государственной Думы Константина Затулина «СНГ. Итоги и перспективы»


        Аза Тибилова,
        доцент Юго-Осетинского госуниверситета


        Уважаемый Константин Федорович!

        Иногда приходится слышать, что, если в Грузии придет к власти пророссийское руководство, Россия может отказаться от признания независимости Южной Осетии и начать настаивать на ее вхождении в состав Грузии. Насколько, по Вашему мнению, реален этот вариант?


        К.Ф.Затулин

        Модно утверждать, что в политике «никогда нельзя говорить «никогда». Но лично я считаю, что своим признанием Южной Осетии, а заодно и Абхазии, в драматической обстановке после войны 2008 года Россия навсегда отрезала для себя возможность принуждать Южную Осетию и Абхазию к возвращению в Грузию. Российские власти не семь, а семижды семь отмерили, прежде чем принять такое решение: долгое время официальная Россия всячески подталкивала противоборствующие стороны к восстановлению общего государственного пространства, заходя в этом порой, по-моему, гораздо дальше, чем следовало.

        Отказ от данного Южной Осетии и Абхазии слова в вопросе о признании означал бы, во-первых, полную потерю лица не только на Кавказе, но и в международных отношениях в целом. Это было бы предательством прежде всего самих себя, державного статуса России. Ну и, конечно, народов Абхазии и Южной Осетии, которые имеют исторические связи, друзей и прямых родственников на российском Северном Кавказе. Убежден, что никакой дружбы с Грузией на почве предательства Южной Осетии и Абхазии Россия бы не восстановила. Ведь прохладные, а временами, как сейчас, враждебные отношения с Грузией заданы не столько поддержкой с нашей стороны Абхазии и Южной Осетии (уж в Грузии-то знают, как во времена Ельцина и Козырева, в 90-е годы, российская власть пыталась помочь Грузии выйти из тупиков, в которые та сама себя загнала), а фактом распада Советского Союза и переориентации грузинской политической элиты, перешедшей под покровительство США и НАТО.

        Я готов поверить в пророссийские симпатии отдельных оппозиционных политиков Грузии. Я сочувствую их борьбе с Саакашвили. То, во что я не верю: в возможность реализации их симпатий в заданных внутри и вовне Грузии обстоятельствах. Чтобы отказаться от идеи возвращения не принадлежащих Грузии Абхазии и Южной Осетии, грузинскому обществу пришлось бы переоценить слишком многое, к чему ни власть, ни оппозиция в Грузии не готовы.


        Елена Заводская,
        журналист
        Абхазия

        В чем заключается основное содержание стратегии России в процессе выстраивания отношений с Республикой Абхазии? Какими Вы видите эти отношения в ближайшем будущем, в идеале? К чему нам надо стремиться?

        К.Ф.Затулин

        Российская Федерация признала независимость Республики Абхазия, пойдя в этом вопросе наперекор США и их союзникам. Россия не посчиталась с тем, как к этому отнесутся наши якобы союзники в СНГ, озабоченные проблемами собственной территориальной целостности. У России теперь один путь: помочь сделать Абхазию витриной благополучной жизни под «зонтиком» наших военных и пограничников.

        Было бы наивным думать, что на этом пути нет препятствий, ям и колдобин. Коррупция и эгоизм отдельных российских и абхазских чиновников, бизнесменов, политиков в этом плане дополняют друг друга. Абхазия почти 20 лет жила в другом измерении – за это время многие в ней уверовали в то, что можно вечно ничего не менять, не прилагать усилий, никого не подпускать ни к пляжам, ни к санаториям, ни к земле. Одним словом, не ударять палец о палец и ожидать манны небесной. Эту психологию, как не мучительно, надо менять. Сохраняя, безусловно, национальный облик, традиции, язык, природные ресурсы Апсны.

        Со своей стороны, в России должны понимать чувства населения Абхазии. В отношениях с абхазской интеллигенцией, абхазским обществом необходимо полагаться на аргументы, на взаимопонимание, а не на какое-то давление. У нас за 200 лет общей истории достаточно опыта и того и другого, чтобы сделать выбор.

        На долгий исторический период, – для ныне живущих навсегда, – Абхазия обрела независимость, государственный суверенитет. Но без России ее реальное вхождение в круг независимых государств, ее экономическое возрождение не состоятся.


        Илья Галинский
        Приднестровье


        Уважаемый Константин Федорович!

        Как Вы думаете, кого на президентских выборах в Приднестровье поддержит сегодняшняя российская власть и есть ли вероятность, что в ответ на создание элементов ПРО в Румынии, Кремль более серьезно озаботится судьбой Приднестровья? Спасибо!


        К.Ф.Затулин

        В той ситуации, которая складывается сегодня в Молдово-Приднестровском регионе и даже еще шире в многосторонних отношениях между Россией, Украиной, Молдавией, Приднестровьем и Румынией, я бы не стремился «менять коней на переправе» и слишком глубоко влезать во внутренние дела Приднестровья. Убежден, что в российских интересах сейчас, больше чем когда бы то ни было, сильная и внутренне консолидированная Приднестровская Молдавская Республика. Уверен, Вы меня поняли.

        Игорь Зеленковский


        Уважаемый Константин Федорович, Вы первый призвали Владимира Путина консолидировать сейчас вокруг себя все конструктивные политические силы России перед предстоящими выборами. Это был Ваш смелый, решительный, и в тоже время ответственный перед Россией шаг.

        Можно сказать, Вы предвосхитили позже объявленное Владимиром Путиным формирование Народного Фронта. Планирует ли, руководимый Вами Институт стран СНГ войти в структуру Народного фронта и вложить в его формирование свой авторитет и научный потенциал?


        К.Ф.Затулин

        Я считаю Народный фронт очень своевременной политической инициативой Владимира Путина. Ее правильная реализация позволила бы «обновить кровь» «Единой России», помочь ей, наконец, обрести по-настоящему внятную идеологию. Находясь внутри «Единой России», я по горло сыт отсутствием полноценной дискуссии, необъяснимыми кадровыми решениями, превращением внутрипартийной дисциплины из формы в цель. При этом я считаю, что политически нерасчетливым было бы отказаться от «Единой России», как в свое время от КПСС, выбросив псу под хвост ее плохой и хороший опыт, всероссийскую структуру, людей. Народный фронт, таким образом, – рычаг для исправления ошибок и обновления «ЕР».

        Народный фронт только формируется. В этом я и Институт стран СНГ участвуем пока только косвенно. Мы настроены на более серьезное сотрудничество – причем ради идеи, а не ради места в партийном списке, что давно уже перестало быть для меня главным.


        Валерий Васильевич
        Украина


        Здравствуйте Константин Фёдорович

        Во-первых, примите мои наилучшие пожелания в связи с годовщиной Вашего детища – Института стран СНГ. Я считаю Вас одним из немногих российских политиков, который понимает суть украинства и какую угрозу оно таит для сохранения единства Русского Мира. В этой связи прошу Вас ответить на вопрос, на какой я не нахожу ответа: почему Россия малороссов Украины считает украинцами, а этнических русских российскими соотечественниками, то есть русской диаспорой иностранного государства. Ведь малороссы и русские Украины, как и россияне, живут на русской земле, у нас с вами одни предки – русичи, одна культура, одна Вера, общая история. Почему США смогли заявить на весь мир, что в Украине находятся их национальные интересы и Конгресс США под выделяет миллионы долларов. Не пора ли России принять адекватные США меры и видеть свою опору в Украине малороссов и русских, а не первых лиц государства, которые получают ярлык не правление в Брюсселе?


        К.Ф.Затулин

        Уважаемый Валерий, во-первых, малороссы Украины, нравится нам это или нет, стали украинским народом. Можно спорить о том, когда это произошло, но это произошло. В свое время немцы, жившие в австрийском маркграфстве, стали австрийским народом, а английские мигранты в северо-американских колониях Великобритании превратились в американцев. Конечно, недавние события во Львове лишний раз доказывают, что единого во всех смыслах, политически и мировоззренчески, украинского народа тоже не существует. Бессмысленно, как в 90-е годы, отрицать, что есть Западная и есть Восточная Украина.

        Я думаю, именно Восток и Юг Украины, где живут бок о бок, не отделяя себя друг от друга, русские и украинцы, являются надеждой и опорой российско-украинских отношений. Поверьте, никто в России, включая самых, что ни на есть первых лиц в государстве, не заблуждается насчет этого факта. Хотя должен признать, что межгосударственный протокол, существующий между Россией и Украиной с 1991 года, серьезно ограничивает нас в возможностях напрямую общаться и адресоваться к симпатизирующим России массам Юга и Востока Украины. Мы рассматриваем Партию регионов, руководящую сегодня Украиной, как политического представителя Юга и Востока Украины во власти. Со всеми ее ошибками, издержками, путаницей во взглядах и действиях. В России не потеряли надежды, что исходя из собственных прагматических интересов, нынешняя власть Украины будет двигаться в направлении более глубокого сотрудничества с Россией. Надежда, как известно, умирает последней. Но вы правы, говоря о том, что никакие надежды на политическую элиту не должны заменять потребность в кропотливой и ежедневной работе ради успеха российско-украинских отношений. Это – тема для отдельного серьезного разговора.


        Алексей Онищенко
        Гомель


        Договор о создании Союзного государства вступил в силу уже более 11 лет назад, но за этот немалый срок оно так и не обрело реальные очертания. Не является ли это свидетельством бесперспективности воссоздания общей белорусско-российский государственности или необходимы какие-то иные пути нашего воссоединения?

        К.Ф.Затулин

        Можно спорить с Вашей оценкой итогов строительства Союзного государства Россия – Беларусь Мы как-то привыкли и к безвизовому режиму, к отсутствию обычных в других случаях таможенных и пограничных процедур, и, по сути, к общему гражданству и облегченным правилам трудоустройства для россиян в Беларуси и граждан Беларуси в России. В массе своей мы не вовлечено в усилия по поддержанию совместной обороны и безопасности, т.е. не работаем в тех областях, в которых создание Союзного государства позволило достичь серьезной интеграции России и Белоруссии.

        Но, к сожалению, Вы правы в том, что прошедший после подписания договора о Союзном государстве период не оправдал всех надежд и планов, озвученных 11 лет назад. Договор остается невыполненным, главным образом, в наиболее существенных политических и экономических пунктах: не принят общий Конституционный акт, не проведены выборы в Союзный парламент, которые позволили бы воссоздать общее политическое пространство, не сводя его к фигурам двух – трех чиновников аппарата Союзного государства. Факт подписания столь важного документа, как договор о Союзном государстве, не нашел ни малейшего отражения в Конституциях наших стран, что порождает, как минимума, двусмысленное отношение к самому этому Союзному государству. Начавшиеся еще в 1993 году переговоры об объединении денежных систем уперлись в эгоизм обеих сторон. Хотя справедливости ради следует отметить, что на протяжении долгого периода и до сих пор Беларусь извлекала выгоду из привилегированных цен на российские энергоносители, открытости, за некоторым исключением, российского рынка для белорусских товаров и т.д. – наличие договоренностей о Союзном государстве служило и служит этому главным объяснением.

        Я уверен, что мы в состоянии преодолеть имеющиеся разные подходы к дальнейшему союзному строительству. Прежде всего, надо избавиться от ощущения, что речь идет об объединении России с Лукашенко или Белоруссии с Путиным и Медведевым. Речь идет о гораздо большем – о повороте вспять процессов распада и расхождения нашего общего материка. Из этого следует, что переговорщики не должны поддаваться эмоциям или цепляться за мелочи, за преходящие детали. Я давно предлагал воспользоваться хотя бы китайским опытом, подписав отложенные на 50 лет решения о нашем действительном воссоединении – с тем, чтобы участников такого подписания сегодня не смущали вопросы личного политического будущего в объединенном государстве.

        Мы, конечно, вовлечены в интеграционные процессы в других форматах. В настоящее время много сил отдается развитию Таможенного союза и переходу к Единому Экономическому Пространству России, Белоруссии и Казахстана. Идет борьба за привлечение к этому процессу Украины. Но это не значит, что мы можем позволить себе роскошь ограничиться недостроем, вырыв котлован и не построив «под ключ» здание Союзного государства. Если хотите, это вопрос о качестве нашей политической элиты, о ее способности понимать и продвигать национальные интересы. Отказ от идеи Союзного государства означал бы, что мы ставим точку в споре о славянском союзе, как одной из системообразующих целей российской политики. Очередное празднование 24 мая в России, Белоруссии и на Украине Дня славянской письменности и культуры позволяет нам надеяться, что эта идея славянского союза не умерла и не умрет. А значит, надо продолжать бороться за Союзное государство России и Белоруссии – первый шаг в этом направлении. Нельзя опускать руки.


        Ольга Карпович
        Минск


        В мире довольно распространен институт двойного гражданства, особенно между исторически и культурно близкими странами. Возможно ли введение взаимного гражданства между государствами-участниками Таможенного союза, ведь это бы решило очень многие проблемы?

        К.Ф.Затулин

        Я уверен, что общее гражданство для населения стран – участниц Таможенного союза необходимо и возможно. Оно неизбежно, если, конечно, кто-либо из нынешних участников не даст себя отвлечь, позволив таким образом загубить начатое дело объединения наших экономик. Я уже давно настаиваю на том, чтобы существующая у нас практика предоставления российского гражданства была изменена в пользу поощрения двойного гражданства для граждан стран СНГ, по крайней мере, для соотечественников России в этих странах. Наша Конституция это допускает. Но требуется поворот в умах и кропотливая работа по пропаганде принципов общего или двойного, второго гражданства в странах СНГ. Сегодня двойное гражданство официально признается только в России и в Армении. Национальные элиты других стран боятся, что с признанием двойного гражданства их подданные «убегут в Россию». Считаю эти страхи преувеличенными и уж, во всяком случае, вредными для широких масс.

        Максим


        Не находите ли Вы общего между беспорядками во Львове 9 мая и волнениями которые случились в Москве на Манежной площади (11 декабря)?

        К.Ф.Затулин

        Общим в событиях 9 мая во Львове и 11 декабря в Москве на Манежной площади был сам факт нарушения порядка, хотя нарушали его по-разному и с разными целями. Общим было участие в этом молодежи и витавший над событиями дух ксенофобии: в Москве – к «лицам кавказской национальности», во Львове – к ненавистным «москалям».

        Дальше начинаются различия, причем довольно принципиальные. Убежден, что власти Москвы и России происшедшее на Красной площади застало врасплох. В то же время, у нас сложилось впечатление, что участники событий во Львове действовали с попустительства местных властей, которые в этом случае, прежде всего львовский и областной Советы депутатов, тем самым бросили сознательный вызов центральным властям Украины. Сами центральные власти этого не ожидали и уж, во всяком случае, перенадеялись на эффект собственной политики уступок, которые они проводили после прихода к власти ради «приручения» Западной Украины и консолидации Украины в целом.

        В событиях на Манежной площади украинские граждане и сама Украина никаким образом прямо не были задеты. Во Львове Генеральному консулу Российской Федерации, а значит и в целом России, было сознательно нанесено оскорбление. Но даже если бы этого эпизода не было, глумление над ветеранами Великой Отечественной войны со стороны юнцов, которым «промыли мозги» Бандерой и Шухевичем, рассматривалось бы и рассматривается в России как глубочайшее оскорбление. Последствия этого оскорбления будут еще долго аукаться в наших отношениях с Украиной и, совершенно точно, в нашем отношении к жителям Западной Украины, сделавшим такое возможным. Очень надеюсь на то, что власти Украины это поймут: теперь все зависит от их решимости принять реальные меры для борьбы с поднимающим на Западной Украине голову фашизмом.

        Хочу отметить, что события на Манежной площади вызвали немедленную и жесткую реакцию со стороны наших властей, осуждение нашего общества. Никаких попыток обелить организаторов беспорядков на Манежной площади не было. Это стало поводом для дискуссий и переосмысления, но дискуссия велась исключительно ради поиска путей предотвращения подобного. На Украине, как мне кажется, есть много желающих выгородить львовских мерзавцев или, хотя бы, поставить тех, кто вышел отмечать государственный праздник и тех, кто не давал им это делать, на одну доску. Это тревожно.


        Agentstvo Novosti
        Armenia


        Константин Федорович, добрый день. Мой вопрос касается ситуации на Южном Кавказе.

        Какова, на Ваш взгляд, вероятность обострения ситуации в регионе? Может ли Азербайджан пойти на силовое решение карабахского конфликта? Существуют ли внерегиональные силы, которым выгодно возобновление войны в Карабахе?


        К.Ф.Затулин

        Я никогда не верил всерьез в желание власти Азербайджана, переживающего экономический бум и приток инвестиций, вновь рискнуть собой и всем этим, развернув масштабные военные действия ради возврата Нагорного Карабаха. При Гейдаре Алиеве, какой бы ни была его риторика, это вряд ли бы произошло. И действительно не произошло. Но после срыва армяно-турецкого урегулирования, происшедшего под давлением Азербайджана на Турцию, на какой-то момент у наследников Гейдара Алиева закружилась голова. Не думаю, что они решили избрать военный сценарий. Но они совершенно точно решили в 2010 году добиться от стран – участниц Минской группы, посредников в нагорно-карабахском урегулировании, оказания как можно более жесткого давления на армянскую сторону, чтобы вынудить ту исключить из переговорных тем какое-либо обсуждение варианта признания независимости Нагорного Карабаха.

        Азербайджан сознательно нагнетал напряженность в зоне прекращения огня, и, впервые с 1994 года, нарушения этого режима из исключения превратилось в правило. Кроме этого, Азербайджан на всех уровнях прибегал к военным угрозам и впервые объявил персонами нон грата целую группу международных наблюдателей, уже не в первый раз посещающих НКР во время выборов.

        Не то чтобы я поверил, что Азербайджан в самом деле готовится воевать, но эта эйфория,- от того, что, в истории с армяно-турецким урегулированием Азербайджан сумел «поймать Бога за бороду», — могла привести к непредсказуемому развитию событий. Нынешнее руководство Азербайджана, которое совсем не Гейдар Алиев по своему опыту, могло увлечься событиями. Но в итоге обошлось. В немалой степени этому способствовала, в конечном счете, прохладная реакция США и других участников Минской группы на попытки шантажировать посредников, выразившаяся в охолаживающих Азербайджан итогах саммита ОБСЕ в Казахстане и других международных форумов, которые заняли осторожную позицию в отношении азербайджанских требований. Как мне кажется, на наших руководителей в России произвели впечатления и известные откровения властей Азербайджана, обнародованные сайтом WikiLeaks. Со стороны ответственных мировых держав нет заинтересованности в новой войне вокруг Нагорного Карабаха. Думаю, что мы постепенно возвращаемся в прежние, более вязкие, менее драматичные времена.

        Контакты: тел. (495) 959-34-51, факс (495) 959-34-49, e-mail: zatulin@zatulin.ru
        /