Выступление первого заместителя председателя Комитета государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками К.Ф.Затулина
Затулин: Я приношу извинения, поскольку у нас в три часа совпал по времени Совет в Государственной Думе, то я вначале не смог прослушать вступительное слово Леонида Ивановича Калашникова, но успел на часть выступления Ольги Евгеньевны Кирилловой, послушал все то, что было после этого.
Уважаемые коллеги, мне кажется, все выступающие как-то мало внимания обратили на название наших парламентских слушаний. Звучит так: «О миграционной политике Российской Федерации на пространстве Содружества Независимых Государств». Ни один человек из здесь присутствующих практически ничего не говорил о том, что пространство Содружества Независимых Государств отличается от всего другого иностранного, о котором вы сейчас говорили: иностранная рабочая сила, мигранты, «резиновые квартиры», дактилоскопия и так далее.
Мы, безусловно, знаем о тех коллизиях, которые в жизни других государств создает неконтролируемый миграционный поток. Но, дорогие друзья, давайте на секундочку вспомним, что прошло всего двадцать с небольшим лет после распада Советского Союза, и речь идет именно о том, как поступить с той миграцией, которая происходит отсюда, из этого «Советского Союза», оставшегося за рубежами Российской Федерации, в Российскую Федерацию. Я не хочу поправлять Леонида Ивановича, но вопросы соотечественников все же отнесены по-прежнему даже в названии к компетенции нашего комитета по делам СНГ, теперь еще и евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Вопросы развития законодательства по гражданству, в том числе и предоставления гражданства, действительно переданы комитету по развитию гражданского общества от комитета по государственному строительству и законодательству (Крашенинников).
Так вот, я хочу вам сказать, что у нас за период с 2017-го по 2030 год естественная убыль населения составит, по прогнозам, четыре миллиона человек. Это прогнозы. Исходя из этого, мы неизбежно будем сталкиваться с проблемой миграции как таковой в целом. Но я хотел, и передал в проект рекомендаций слушаний предложения о включении в рассмотрение такого вида миграции, как репатриация. Это слово нигде толком не звучит у нас. В законодательстве оно отсутствует, и мы, вообще, когда говорим о том, что надо и дальше всячески жестко контролировать, проверять, дактилоскопировать, выявлять «резиновые квартиры» и так далее, при этом должны немножечко подумать и о том, что речь еще идет о такой категории как наши соотечественники. А кто такие наши соотечественники? Это законодательно установлено в Законе «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», принятом в 1999 году и в новой редакции – в 2010 году. Я утверждаю, что должна быть разница подходов к иностранной рабочей силе и к соотечественникам, как к репатриантам. Вот эта принципиальная разница почему-то никак не проходит через законодательные акты и не проходит, соответственно, в деятельности Правительства, к сожалению.
Заметьте, у нас есть государственная программа по добровольному переселению соотечественников за рубежом. По идее, это и есть программа репатриации. Но мы рассматриваем ее не как репатриацию, а как оргнабор рабочей силы, потому что мы ее квотируем в зависимости от того, в каких регионах есть какие трудовые необходимости. Речь-то идет несколько об ином, вы квотируете миграционный поток, но исключите из него соотечественников, которым мы, в соответствии с нашими обязательствами, должны дать упрощенное гражданство.
Ведь это же трагедия. То, что произошло, на самом деле, продолжает происходить с беженцами с Украины, потому что мы их рассматриваем в общем потоке. Нам так застят глаза мигранты из стран Средней Азии, что мы устроили ровно такое же, а на самом деле гораздо худшее испытание всем тем нашим соотечественникам, которые едут отовсюду, в том числе русским, прежде всего, и русскоязычным. Вы же знаете цифры.
У нас есть еще одно предложение, которое в 2012 году выдвинул президент – дать упрощенное гражданство носителям русского языка. Может быть, я в десятый раз повторю, но вы знаете, что после того, как это решение в прошлой Думе было воплощено в закон, за это время у нас до последнего, до, по крайней мере, сентября 2017 года всего 3000 человек из них получили гражданство Российской Федерации (Д.А. – 3000 человек, из них граждан Украины – 24 человека). То есть замах был большой, а реализация крайне маленькая. Почему? Потому что мы так написали это положение в законе, что реализовать его невозможно.
Только летом с большим трудом, я хочу сказать спасибо, в том числе, и сотрудникам Министерства внутренних дел, которые, несмотря на субординацию, в этом вопросе нас поддержали, мы сняли требования справки иностранного государства Украина о том, что человек вышел из украинского гражданства. Но для всех остальных мы это оставили, и никто не может получить эту справку. Никто. Кроме граждан Таджикистана, которые имеют с нами Соглашение о двойном гражданстве, и не требуется от них справка о выходе их гражданства Таджикистана. Спрашивается, зачем мы это устраиваем? Нам пишут, у нас огромная почта в Комитете, из Узбекистана русские, из Казахстана русские, из Молдовы русские, говорят: «А мы чем виноваты? Почему с нас требуют справку, которую нам никто не дает?»
Это не все. В этом же документе, в поправках к Закону «О гражданстве», которые стали законом, сказано, что мы принимаем только тех, кто сможет доказать или свое, или своих родственников по прямой восходящей линии отношение к территории нынешней Российской Федерации, в границах нынешней Российской Федерации. Президент ничего такого не говорил в 2012 году, он не ограничивал, он сказал, что выходцы из территории Советского Союза или Российской Империи и их потомки по прямой восходящей линии. А мы взяли, не мы, а коллеги наши из предыдущей Государственной Думы и написали: «…но в современных границах Российской Федерации». Берете карту Российской Империи, накладываете на нее современную карту Российской Федерации, все остальное обрезаете. Вы знаете, что мы обрезаем? Конечно, вы знаете. Мы обрезаем Украину, Казахстан, Луганск, Донецк. Мы обрезаем Гоголя с Далем, о чем я много раз рассказывал. Они в других местах родились, один в Луганске, а другой в Сорочинцах.
У нас, к сожалению, нет до сих пор понимания. Мы слова хорошие любим говорить о том, как мы любим наших соотечественников, как мы им готовы помочь, а помочь им в реальности – не помогаем. Вот здесь сидит Председатель Верховного Совета по Приднестровской Молдавской Республике. Вам рассказать, сколько у нас тысяч граждан Российской Федерации находятся в Приднестровской Молдавской Республике? 74 тысячи из них голосовали только что на 24 участках на выборах Президента Российской Федерации. При этом 38 тысяч приднестровцах живут с паспортами СССР, им паспорта граждан Российской Федерации не выдают, 22 тысячи родились после 1992 года, паспорта им тоже не выдают, они вообще без гражданства без всякого, если не считать приднестровского, которое нигде не признается, кроме Приднестровья. А через наше консульство, где работает полтора человека, за год проходит 9 тысяч обращений. Такими темпами при таком огромном количестве желающих, которые хотят российское гражданство, нависающий над консульством карниз все время будет нарастать. Мы упираемся в нами же созданные проблемы.
Я согласен с тем, что касается охранительных мер, в том, что касается ужесточения контроля за миграцией, но выделите из нее граждан других государств, которые являются нашими соотечественниками. На это вас ориентирует закон. Это называется репатриация, а не миграция. Неужели это сложно понять? Существуют программы репатриационные у Израиля. Все помнят, на памяти, наверное, ФРГ как переселяло своих немцев из Казахстана, из России после распада Советского Союза. Что делают венгры, румыны, поляки рядом с нами? Казахстан своих казахов со всего мира собирает. Там своя история, там двойное гражданство не позволяется никому, кроме представителей казахских родов, которые могут иметь двойное гражданство, это при равенстве в Казахстане всех и вся.
Поэтому я хочу обратить внимание: в Думе лежат законопроекты, они внесены мной и моими коллегами — о носителях русского языка, снимающих эти проблемы, о политическом убежище в Российской Федерации. Можем мы рассмотреть такой частный вид миграции как политическое убежище? Скажите мне, пожалуйста, сколько у нас за время существования Российской Федерации официально признанных политических эмигрантов в стране? Кто-нибудь знает? Я вам скажу. Ни одного. За все время существования Российской Федерации с 1991 года. У нас здесь живет Янукович, у нас здесь живет Азаров, у нас живет огромное количество депутатов, бежавших от переворота, но все они временные беженцы, все они добровольные переселенцы в Российскую Федерацию. Это же издевательство над смыслом этих законопроектов. А почему? А потому, что у нас при Борисе Николаевиче Ельцине записали, у нас есть Положение о праве предоставления политического убежища. Но в нем написано, что гражданин из страны с безвизовым сообщением с Россией права на политическое убежище в России не имеет. Как говорят в Грузии: «Где Кура, и где твой дом?» Причем тут виза или безвизовое пересечение и право политического убежища? Украина, как вы знаете, уже придумала всякие формы, включая предварительные уведомления, разрешения, но визой не называет только. Визой не называет, а значит, в отношении граждан Украины мы не можем применять право политического убежища, в соответствии с нашим Положением 1997 года, принятом при Ельцине.
И второе есть Положение – мы не даем политическое убежище гражданам из стран с устойчивыми демократическими институтами. У нас Сноуден из страны с устойчивыми демократическими институтами тоже не является политическим эмигрантом. Это же лицемерие, которое мы сами производим. Сноуден – в единичном экземпляре, но два с лишним миллиона людей, которые пишут с утра до вечера о том, что они не могут прорваться через наш барьер, будучи уже на нашей территории. Да, мы им даем гражданство, какой-то части дали гражданство. Но все это происходит самым затянутым, самым уродливым, самым диким способом. Люди по многу раз являются в пункты в Сахарово. Там очередь продается давным-давно, продается впрок. Сами продают друг другу очередь, потому что она на несколько месяцев вперед. Мы разве об этом не знаем? Нам так застит глаза, что у нас появятся выходцы из Средней Азии, что мы всех уже считаем выходцами из Средней Азии.
Теперь я хочу сказать немного в защиту Средней Азии, где мой отец 13 лет прослужил начальником штаба Туркменского пограничного округа. Скажите, пожалуйста, а как мы собираемся создать Евразийский экономический союз, если мы заранее считаем, что все, кто вообще за пределами Российской Федерации, в том числе и Средней Азии, мы должны их всячески отталкивать и так далее, потому что есть среди них зараженные СПИДом и туберкулезом. Мы подписали документы с Киргизией, Казахстаном, Арменией, Белоруссией о создании ЕврАзЭС. Рано или поздно или развалится этот ЕврАзЭС, или мы придем к единому гражданству этого самого ЕврАзЭС. И, по крайней мере, киргизы у нас здесь будут с казахами. У казахов хоть не такая миграция, как из Киргизии, но все-таки. Они будут абсолютно равноправны с нами, иначе нет логики всей этой интеграционной деятельности. Об этом давайте подумаем, прежде чем мы опять будем все сводить к «резиновым квартирам» с утра до вечера.
Это важный вопрос, но это такая мелочь по сравнению с тем, о чем мы говорим: мы говорим о геополитике, мы говорим о едином рынке, мы говорим о примере, который мы показываем огромному количеству русских и русскоязычных за рубежом своим бюрократизмом. Мы отторгаем миллионы людей нашей крови и нашего языка в условиях, когда мы не можем дальше двинуться, за изотермы Донецкой и Луганской Народной Республики. Нет согласия на этот ход. Так заберите людей, которые подвергаются сегодня усиленной «бандеризации» на Украине, ассимиляции на Украине, откройте им ворота.
Министр внутренних дел мне лично говорил: «Мы предлагаем снять экзамены по русскому языку для выходцев из Украины и Беларуси». Он мне говорил, это было два месяца назад. Что? Сняли? Ничего пока не сняли, потому что у нас вначале выборы президента – давайте подождем, потом у нас инаугурация президента – давайте подождем, потом утверждение правительства – давайте подождем, потом надо ждать, разобраться новым членам правительства, чем они занимаются – полгода в результате. А дело вопиет. Вот о чем я хочу сказать.