Новая встреча в нормандском формате на уровне лидеров возможна, но для этого должна быть проведена соответствующая подготовка – считает первый заместитель Комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.
Продолжение нормандского формата возможно
Дело в том, что министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил, что присутствует необходимость, как можно быстрее встретиться в рамках нормандского формата, но это будет иметь смысл только в случае прогресса по Донбассу.
По сути своей, глава МИД ФРГ подтвердил слова президента РФ, когда Владимир Путин заметил, что новая встреча в нормандском формате возможна, но только после ее подготовки на экспертном уровне. Этим Путин подтвердил свой давний тезис, что Россия не пойдет на переговоры ради переговоров, а только для обсуждения и заключения реальных и долгосрочных договоренностей.
Примечательно, что это совпало с настоящим «переворотом» в международной политике, который был связан с заявлением президента США Дональда Трампа и президента Франции Эммануэля Макрона о необходимости возвращения России на площадку G7/8.
Ведь Россию «исключили» из данного формата по причине крымских событий – тогда проведение саммита G8 было намечено на Сочи, но лидеры западных государств приняли решение не приезжать в Россию и собрались в формате G7 в столице Евросоюза Брюсселе.
Если Россия действительно примет участие в саммите G7/8, пусть даже не в этом году, а в следующем то это, во-первых, означает снятие проблемы Крыма с международной повестки, как таковой, а, во-вторых, снижение роли Украины, как инструмента Запада.
В такой ситуации открывается реальная возможность и для реализации минских соглашений, и для обсуждения данного вопроса в нормандском формате, хотя здесь необходимо понимать, что на уровне лидеров он не собирался с октября 2016 года, а три года – это очень большой срок для международной политики и, тем более, для договоренностей, которые одна из сторон(Украина) не хочет выполнять в принципе.
«Встреча в нормандском формате на уровне лидеров возможна, причем нормандский формат важен тем, что минские соглашения привязаны именно к этому формату, а, значит, и все положение дел, которое существует в Донбассе», — констатирует Затулин.
Отметим, что минские соглашения постоянно критикуются со всех сторон, но это единственный документ, который регулирует ситуацию в Донбассе. Без их выполнения данный конфликт урегулировать не удастся, и к этому сегодня сводится позиция Москвы.
«Кроме того, нельзя отказываться от нормандского формата или переформатировать его, поскольку это бы внесло неопределенность и создало бы новую проблему, связанную уже с практической реализацией минских соглашений», — заключает Затулин.
России не нужна безрезультативная встреча
Как полагает парламентарий, России не выгодно дальнейшее расширение нормандского формата, а также включение в него стран, которые заведомо отрицательно относятся к России в рамках украинского кризиса. Прежде всего, это возможное участие США и Великобритании, о чем говорил президент Украины Владимир Зеленский, и что не нашло ни у кого понимания.
Стратегия Украины здесь понятна, поскольку Зеленский продолжает линию Петра Порошенко на размывание минских соглашений, чтобы снять с Киева всякую ответственность за их выполнение. Фактически, это линия на саботаж мирного урегулирования в Донбассе.
«Поэтому надо приложить максимум усилий, чтобы нормандский формат сохранился и не расширялся, но, в то же время, условием встречи является достижение каких-то значимых результатов, которые должны быть подготовлены», — резюмирует Затулин.
Пока, как считает Константин Федорович, о такой подготовке рано говорить, поэтому и возникают разные варианты продолжения дискуссии в рамках нормандского формата, включая встречи экспертов, а также другие политические консультации.
«Я хочу обратить внимание на слова Путина об осторожном оптимизме по поводу Украины. Это говорит о том, что наш президент не теряет надежды, что Зеленский после того, как, наконец, овладеет ситуацией в стране, т.е. получит все рычаги власти в Киеве и сменит украинское правительство, пойдет на какие-то решения по проблеме Донбасса», — констатирует Затулин.
Впрочем, пока стилистика Зеленского носит прозаичный характер – например, он подтвердил все внешнеполитические постулаты Порошенко, причем это уже последовало после заявления Путина об оптимизме по новому украинскому лидеру.
«Нужно дождаться того, как соберется Верховная рада Украины, проведет выборы своего спикера и в рамках своих полномочий решит вопрос с новым правительством. После этого будут основания оценивать шаги Зеленского «по полной» и ждать от него каких-то действий. До этого момента у Зеленского есть возможность тянуть переговорный процесс», — заключает Затулин.
Очевидно, что пока не будет сформировано новое правительство Украины, Зеленский может ссылаться на трудности «переходного периода» и, тем самым, не принимать никаких решений по Донбассу, а вот после этого обратной дороги уже не будет.
Нам остается только ждать, пока на Украине все «устаканется», но на сегодня здесь имеется определенный оптимизм.