Вносится депутатом
Государственной Думы
К.Ф. Затулиным
Проект
№149737-7 от 13.04.2017
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении дополнений в Федеральный закон от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» в части предоставления политического убежища»
Статья 1.
Дополнить Федеральный закон от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 26, ст. 2956; 1998, № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; 2000, № 46, ст. 4537; 2003, № 27 (часть I), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 31 (часть I), ст. 3420; 2007, № 1 (часть I), ст. 29; 2008, № 30 (часть II), ст. 3616; 2011, № 1 ст. 29; 2011, № 27, ст. 3880; 2012, № 10, ст. 1166; 2012, № 47, ст. 6397; 2012, № 53 (часть I), ст. 7647; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 52 (часть I), ст. 7557)
разделом «Предоставление политического убежища» следующего содержания:
«Статья 20. Основания предоставления политического убежища на территории Российской Федерации
1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются — лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.
4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
5. Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:
лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
лицо представило заведомо ложные сведения;
лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
выезда на жительство в третью страну;
добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.
7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.
Статья 21. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища
1. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации при наличии оснований, указанных в части пятой статьи 20 настоящего Федерального закона.
На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.
2. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в части второй статьи 20 настоящего Федерального закона, а также необходимые автобиографические сведения.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.
4. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.
5. Срок рассмотрения ходатайств в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.
Статья 22. Порядок исполнения указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища
1. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.
В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
3. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.
4. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным части 3 настоящей статьи, вид на жительство.
5. Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.».
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу в день его официального опубликования.
Статья 3.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.
Президент
Российской Федерации В.В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении дополнений в Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528- 1 «О беженцах» в части предоставления политического убежища»
Право на политическое убежище гарантируется Конституции Российской Федерации, статья 63 которой гласит: « Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».
Целью предлагаемого законопроектом дополнения Федерального закона «О беженцах» разделом «Предоставление политического убежища» является обеспечение права на политическое убежище лицам, ищущим защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своего гражданства, которое в настоящее время не может реализоваться из-за ограничений, содержащихся в российском законодательстве.
Действующее в настоящее время Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 (с изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г.) (далее — Положение) не распространяется на лиц, прибывших из стран: во-первых, «с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека», и, во-вторых, с которыми «Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ».
В соответствии с требованием Положения список государств «с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека», должен ежегодно представляться Министерством иностранных дел Российской Федерации в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и миграционные органы.
События последних лет (в первую очередь — происходящие на Украине) показали, что названные ограничения не отвечают реалиям настоящего времени. Наличие безвизового режима с Россией не может защитить оппонентов власти в той или иной стране от политических преследований.
Очевидно, что является невыполнимым и требование к Министерству иностранных дел Российской Федерации, содержащееся в названном Положении, ежегодно представлять список стран «с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека», в которых, как подразумевается в Положении, исключаются преследования по политическим мотивам.
Настоящий законопроект дополняет Федеральный закон «О беженцах» новым разделом «Предоставление политического убежища», состоящего из трех статей, которые повторяют буквально нормы Положения, за исключением названных выше позиций о странах, с которыми Россия имеет безвизовый режим, и «с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека».
Со дня вступления в силу предлагаемого дополнения в Федеральный закон «О беженцах» Положение утрачивает силу.