Сегодня, 18 апреля, Государственная Дума приняла во втором и заключительном третьем чтении законопроект № 49269-8 «О гражданстве РФ»
Константин Затулин в ходе обсуждения во втором чтении вынес на отдельное рассмотрение ряд поправок, рекомендуемых профильным Комитетом по делам СНГ к принятию или к отклонению, но поддержан в ходе голосования не был.
Председательствующий. 11-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Пожалуйста, Артём Викторович Туров.
Туров А. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Законопроект подготовлен во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 марта 2020 года по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019 — 2025 годы. Внесён в Государственную Думу 29 декабря 2021 года Президентом Российской Федерации, и 5 апреля 2022 года принят в первом чтении.
Наш комитет рассмотрел на своём заседании законопроект, подготовленный ко второму чтению. В комитет поступило 62 поправки от депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации. Депутатами одобрены две таблицы поправок на принятие и на отклонение, они, коллеги, представлены вам.
По итогам работы в законопроекте сохранён концептуальный подход к институту гражданства, как устойчивой и правовой связи между человеком и государством, в связи с чем общие условия приёма в российское гражданство ориентированы на лиц, избравших своим местом жительства, постоянного проживания Россию и способных включиться в систему позитивных социальных связей, став полноправными членами российского общества.
Ряд положений законопроекта фактически образует институт репатриации, существенно расширены категории лиц, которые решив вернуться в нашу страну, на свою историческую Родину, смогут приобрести гражданство Российской Федерации в порядке признания.
Предусмотрено сокращение числа требований при приёме в гражданство более чем для 20 категорий лиц, прежде всего, для соотечественников, бывших граждан Советского Союза, их потомков, лиц, имеющих родственников по прямой и восходящей линии, ранее постоянно проживающих на территории, относившейся к Российской империи или бывшему СССР, в пределах Госграницы Российской Федерации.
Законопроект вводит специальные гарантии в отношении детей, находящихся под опекой или усыновлённых… и усыновлённых иностранцами. В частности, полномочием по принятию решения о прекращении гражданства у таких детей предлагается наделить только Президента Российской Федерации, вне зависимости от их места проживания.
Все лица, гражданство которых было прекращено по инициативе их родителей (усыновителей) в несовершеннолетнем возрасте, смогут в упрощенном порядке приобрести гражданство Российской Федерации в течение пяти лет после достижения 18-летнего возраста.
Расширяются полномочия Президента Российской Федерации по определению не только в гуманитарных, но и в любых иных целях категорий лиц, которые смогут получить гражданство в упрощенном порядке.
В части полномочий по приему в гражданство предлагается оставить в ведении Президента Российской Федерации только исключительный порядок, который подразумевает индивидуальный подход, и распространить его на лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией, а также тех, кто ввиду своей профессии и квалификации или по иным причинам представляет интерес для нашей страны.
С учетом складывающейся политической обстановки в мире совместно с ФСБ России проработаны поправки к законопроекту, направленные в первую очередь на обеспечение безопасности Российской Федерации. В частности, подготовленные ко второму чтению поправки предусматривают: расширение перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственность за преступления совершенные, которая влечет прекращение гражданства Российской
Федерации; введение нового механизма прекращения гражданства Российской Федерации в целях решения задач ФСБ России. Предусматривается, что такое решение может быть принято органами МВД России на основании заключения ФСБ России о совершении лицом действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации.
Таким образом, принятие законопроекта позволит актуализировать законодательство о гражданстве Российской Федерации в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, а также повысить эффективность правоприменительной практики в указанной области.
Уважаемые коллеги, прошу перейти к голосованию по таблицам. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы и готов к рассмотрению сегодня нами.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, по таблице № 1 есть замечания, вопросы?
Из зала. Есть.
Председательствующий. Есть.
Пожалуйста, включите запись на вопросы по таблице поправок № 1. Комитет предлагает принять эту таблицу поправок.
Покажите список.
Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста.
Матвеев М. Н., фракция КПРФ.
По ведению, у меня по 1-й поправке… Там у нас концептуальным является изменение, то, что гражданином подразумевается…
Председательствующий. 1-я поправка. Достаточно.
Пожалуйста, Москвичёв Евгений Сергеевич.
Москвичёв Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Вячеслав Викторович, просьба законопроекты второго чтения только по поправкам. Зачем всю концепцию рассказывать? Мы ставим задачу, чтобы больше законов в течение пленарки рассмотреть.
Председательствующий. Коллеги, замечание правильное, вопрос к докладчику. Но когда человек готовится, он хочет всё то, что правильно было бы вам рассказать, донести. Поэтому это говорит о том, что человек в теме. Не все же вот, как вы, разбираетесь в вопросах, а кто-то пришёл, слушает докладчика, ориентируется на его позицию.
Пожалуйста, Затулин Константин Фёдорович.
Затулин К. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, я прошу вынести на отдельное голосование в таблице принятых поправок 16, 18, 19-ю вместе и 21-ю.
Председательствующий. И 21-я. 16, 18, 19 и 21-я.
Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович.
Вяткин Д. Ф., фракция «ЕДИНАЯРОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Всё-таки два слова в защиту коллеги Турова. Президентский законопроект, который касается основополагающего института государствообразующего — гражданства, поэтому…
Председательствующий. Коллеги, не надо только президентом прикрываться. Знаете, вот если выступление убедительное, и вопросов не будет. Вот не надо, за себя отвечайте. Понимаете, о чём речь идёт? От этого хуже, понятно только кому.
(Аплодисменты.)
Ну зачем? А что вы так на всех смотрите? Да, и ваши коллеги также реагируют. Мы находимся в конкурентном поле. Сильные, эффективные — опора для президента. Обуза, дискредитируем — нечего делать рядом с президентом. Об этом речь идёт. И так надо, чтобы к себе каждый соотносил. А всё остальное рассудит жизнь.
Пожалуйста, коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки номер 1, вынесенной коллегой Матвеевым, и поправок 16, 18, 19, 21.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 41 мин. 24 сек.)
Проголосовало за…………………………….. 408 чел……………………. 90,7 %
Проголосовало против………………………. 0 чел………………………… 0,0 %
Воздержалось……………………………………….. 2 чел……………………… 0,4 %
Голосовало………………………………………. 410 чел.
Не голосовало…………………………………….. 40 чел……………………… 8,9 %
Результат: принято
Принимается таблица поправок № 1 за исключением 1, 16, 18, 19, 21-й.
Пожалуйста, по 1-й поправке коллега Матвеев.
Матвеев М. Н. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Артём Викторович, к вам как к автору поправки я хотел бы уточнить. Вот смена понятия «гражданин Российской Федерации» на понятие «гражданин, и в том числе бывшего СССР» не откроет ли, не усугубит ли ситуацию в сфере миграции? Поскольку у нас получается, что вся Средняя Азия — это тоже бывший СССР. Не получится ли так, что данные лица будут
в более льготном положении получать российское гражданство, хотя это вызывает достаточно большие вопросы в обществе? Спасибо.
Председательствующий. Включите микрофон центральной трибуны.
Туров А. В. Нет, это не произойдет, потому что в первую очередь она направлена, как я уже сказал, на граждан СССР, которые на момент, в первую очередь, которые до 6 февраля 1992 года являлись гражданами СССР, либо их дети, которые родились до этого же времени, до февраля этого года и проживали также, их один из родителей проживал на территории СССР в рамках границы современной Российской Федерации.
Плюс кроме этого у нас совместно с МВД выработан уже механизм, принимаются соответствующие экзамены по истории, по русскому языку, идет оценка возможностей человека вхождения в нашу такую социокультурную среду. И я уверен, что эта поправка, она просто техническая, про которую вы сейчас говорите, она на самом деле техническая, она уточняет понятие гражданина Российской Федерации, проживающего в Российской Федерации.
Председательствующий. Ставится на голосование поправка номер 1. Комитет просит поддержать. Кто за?
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 43 мин. 46 сек.)
Проголосовало за……………………………….. 406 чел………………. 90,2 %
Проголосовало против…………………………… 0 чел………………… 0,0 %
Воздержалось…………………………………………… 0… чел……………….. 0,0 %
Голосовало………………………………………….. 406.. чел.
Не голосовало………………………………………… 44… чел……………….. 9,8 %
Результат: принято
Принимается единогласно поправка номер 1 из таблицы № 1.
Пожалуйста, коллега Затулин, 16, 18, 19, 21-я.
Затулин К. Ф. Сразу по всем, да?
Председательствующий. Константин Федорович, не просто по всем. А напомню, мы обсуждали на Совете, вы собирались выступать по этому вопросу, и мы договорились, что будете выступать, но параллельно с этим выносите на отдельное голосование четыре поправки.
Всё-таки вот в части наших договоренностей, где они у нас соблюдаются, где — нет? Или мы говорили о том, что вы и поправки выносите на отдельное голосование, и, соответственно, выступаете как спецпредставитель Думы по вопросам соотечественников.
Да, микрофон Затулину включите, пожалуйста.
Затулин К. Ф. Вячеслав Викторович, я в соответствии с процедурой внес поправки к принятию, часть из тех моих поправок, которые сегодня будут обсуждаться, принимаются, часть отклоняются.
Но я, конечно, как мы и договаривались, рассчитываю на предоставление слова по мотивам при принятии в третьем чтении. Но некоторые поправки носят принципиальный характер, и всё уместить в это выступление я просто не смогу. Если позволите, я скажу, о чём речь идет в данном случае.
16-я поправка принадлежит коллеге Турову и предусматривает основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации.
Статья 6 Конституции Российской Федерации говорит о том, что лишить гражданства Российской Федерации вне воли гражданина невозможно.
Мы в свое время в 2017 году приняли решение, что если он сообщает о себе заведомо ложные сведения, принимая гражданство в зрелом возрасте, и это будет установлено судом, в этом случае решение о приеме в гражданство аннулируется.
Но в данном случае речь идет о расширении возможностей для прекращения гражданства Российской Федерации, что фактически противоречит норме Конституции.
И, более того, речь идёт не вообще о всех гражданах, потому что мы делим граждан на тех, кто граждане по рождению, вот их лишить гражданства нельзя никогда, даже если они совершат преступление. И всех остальных. Вот их мы как раз готовы лишать гражданства. То есть мы делим граждан Российской Федерации на две части. Я считаю, что это неправильно.
Председательствующий. Пожалуйста.
Туров А. В. Уважаемые коллеги, по поправке 16.
С учётом складывающейся политической обстановки в мире, принимая во внимание нарастающие угрозы внутренней безопасности нашей страны, в целях оперативного принятия мер в отношении лиц, радикально настроенных против нашей страны, предлагается в законопроекте предусмотреть дополнительные самостоятельные основания прекращения гражданства Российской Федерации в тех случаях, когда у ФСБ России имеются основания считать натурализированного гражданина Российской Федерации создающим угрозу безопасности нашей страны.
Термин «угроза национальной безопасности Российской Федерации» используется в Стратегии национальной безопасности, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, и подразумевает под собой совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам нашей страны, объективно значимой потребности личности, общества и государства и безопасности в устойчивом развитии.
Полномочиями на принятие решения о прекращении гражданства Российской Федерации в таких случаях предлагается наделить МВД России ввиду очевидности принятия решения о прекращении гражданства Российской Федерации в связи с совершением одного из преступлений, предусмотренных статьёй 24 законопроекта.
По результатам постановления судом обвинительного приговора необходимость согласования такого решения о прекращении гражданства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации отсутствует.
Комитет поддерживает поправку. Прошу проголосовать за принятие.
Председательствующий. Ставится на голосование поправка под номером 16.
Комитет предлагает её поддержать.
Включите режим голосования.
Кто за?
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 48 мин. 13 сек.)
Проголосовало за………………………………….. 361 чел…………………. 80,2 %
Проголосовало против…………………………… 1 чел…………………….. 0,2 %
Воздержалось……………………………………………. 4 чел………………….. 0,9 %
Голосовало………………………………………………….. 366 чел.
Не голосовало…………………………………………. 84 чел…………………. 18,7 %
Результат: принято
Поправка под номером 16 принимается.
18-я и 19-я, обоснование вместе двух поправок. Пожалуйста.
Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, 18-я и 19-я поправки внесены сенаторами Российской Федерации, но расширяют перечень случаев, по которым можно лишить гражданства Российской Федерации тех, кто к нам пришел вместе с Крымом, Донецком, Луганском или получил гражданство в зрелом возрасте после того, как переехал в Россию из-за русофобии. Вот в случае, если он совершит преступление по 70-ти с лишним статьям Уголовного кодекса, это будет основание не только его наказать, как должно быть в отношении совершившего преступление, но еще и лишить гражданства. Зачем? Я не понимаю. Потому что человек, если он совершил преступление, должен сидеть в тюрьме, после этого он выходит из тюрьмы без гражданства. Зачем?
Я считаю, что это чрезмерно, это вообще нарушает, как я уже сказал, ту самую статью шестую, по которой нельзя лишать человека гражданства вне его воли.
И еще раз подчеркиваю, это речь идет о пожизненном праве лишать гражданства, когда бы ни совершено было преступление. Они самые разные, в том числе и дискредитация Вооруженных Сил или ложные сведения о деятельности органов власти и так далее. Это все оценочные вещи. И даже, если суд это принимает решение и нужно человека наказать, давайте усилим наказание, но не лишаем гражданства, вот о чем речь, по 70-ти статьям. У нас до 17-го года вообще мы не лишали гражданства Российской Федерации и этим гордились, в отличие от Советского Союза.
Председательствующий. Пожалуйста.
Туров А. В. Коллеги, это действительно поправка наших коллег- сенаторов Российской Федерации. Статью 24 предлагается распространить на лиц, приобретших гражданство Российской Федерации путем их признания в соответствии с федеральным конституционным законом и международным договором в связи с принятием в состав Российской Федерации новых субъектов. Это необходимо в целях обеспечения безопасности Российской Федерации с учетом возросших внешних и внутренних террористических и экстремистских угроз.
В законопроекте предусматривается механизм прекращения гражданства Российской Федерации у граждан Российской Федерации, признанными таковыми в соответствии с федеральным конституционным законом, международным договором в случаях совершения ими преступлений указанных в статье 24 законопроекта, либо действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации указанных в статье 26 данного законопроекта.
Комитет поддерживает поправку. Прошу голосовать «за».
Председательствующий. Ставится на голосование 18-я поправка. Комитет просит поддержать ее.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 51 мин. 10 сек.)
Проголосовало за…………………………….. 363 чел……………….. 80,7 %
Проголосовало против……………………… 14 чел……………………. 3,1 %
Воздержалось………………………………………… 5 чел…………………. 1,1 %
Голосовало………………………………………………. 382 чел.
Не голосовало……………………………………… 68 чел……………….. 15,1 %
Результат: принято
Принимается поправка под номером 18.
Ставится на голо сование поправка под номером 19. Ее уже коллега Затулин обосновал, а коллега Туров со своей стороны. Да.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Комитет просит ее поддержать.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 51 мин. 54 сек.)
Проголосовало за……………………………. 360 чел……………………. 80,0 %
Проголосовало против……………………. 19 чел…………………………. 4,2 %
Воздержалось………………………………………… 3 чел…………………….. 0,7 %
Голосовало………………………………………. 382 чел.
Не голосовало……………………………………… 68 чел…………………… 15,1 %
Результат: принято
Принимается поправка под номером 19.
Пожалуйста, по поправке номер 21. Коллега Затулин.
Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, 21-я поправка тоже принадлежит, ну в данном случае коллеге Турову, и речь идет о том, чтобы лишать гражданства без суда, то есть на основании обвинения в том, что человек совершил действия, создающие угрозу национальной безопасности.
Если бы мы неделю назад голосовали по этому законопроекту, то эта статья вообще бы выглядела одиозно, то есть лишать без суда и при этом не обжаловать.
За неделю внесены изменения. Обжалование предполагается в течение десяти дней, если человек не согласен с этим, он может обжаловать в суде.
Но, конечно, это уже постфактум, после того, как решение принято.
Это порочный путь, дорогие друзья. Неверный путь.
Без суда лишать гражданства, по каким угодно основаниям, это неправильно.
Председательствующий. Пожалуйста.
Туров А. В. Коллеги, новой статьей 26 предлагается установить порядок принятия решения о прекращении гражданства Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 22, в редакции предполагаемых поправок.
Коллеги, действительно, у человека есть возможность в случае применения к нему таких мер обжаловать данные действия МВД России в суде.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование поправка…
Туров А. В. Комитет поддерживает.
Председательствующий. …под номером 21. Комитет за принятие ее, просит поддержать.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 53 мин. 49 сек.)
Проголосовало за…………………………….. 327 чел……………….. 72,7 %
Проголосовало против……………………… 57 чел………………….. 12,7 %
Воздержалось……………………………………… 19 чел…………………. 4,2 %
Голосовало……………………………………… 403 чел.
Не голосовало……………………………………… 47 чел……………….. 10,4 %
Результат: принято
Принимается поправка под номером 21.
Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 2? Пожалуйста, включите запись.
Покажите список.
Затулин Константин Фёдорович.
Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, я приношу извинения за то, что я заставляю вас голосовать, отдельно обсуждать поправки. Но по-другому я не могу, к сожалению. Потому что год мы от первого ко второму чтению это обсуждали.
Я прошу вынести на отдельное голосование поправку номер 1 вместе с поправкой номер 5, поправку номер 3, 6, 7 и 8.
Председательствующий. 1-ю и 5-ю одним докладом и четыре также одним?
Из зала. Они разные.
Председательствующий. Константин Фёдорович, понятно, что они разные, но в этом случае мы с вами понимаем, что вы делаете.
Пожалуйста, коллеги, Алимова Ольга Николаевна.
Алимова О. Н., фракция КПРФ.
Я прошу поставить на отдельное голосование поправку 27, 28 и 29.
Председательствующий. 27, 28, 29. Так. Одним выступлением, по каждой?
Пожалуйста, Останина Нина Александровна.
Останина Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу вынести на отдельное голосование поправки номер 12, 13, 14.
Председательствующий. 12, 13, 14. Везде автор выносимых поправок, Ольга Николаевна, везде автор вы?
Ставится на голосование таблица поправок № 2 за исключением поправки, 1, 5, 3, 6, 7, 8, 27, 28, 29, 12, 13, 14-й.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 56 мин. 41 сек.)
Проголосовало за……………………….. 312 чел………………….. 69,3 %
Проголосовало против…………………… 0 чел……………………. 0,0 %
Воздержалось…………………………………… 20 чел…………………. 4,4 %
Голосовало………………………………….. 332 чел.
Не голосовало………………………………. 118 чел………………… 26,2 %
Результат: принято
Принимается таблица поправок № 2 за исключением 1, 5, 3, 6, 7, 8, 27, 28, 29, 12, 13-й и 14-й.
Пожалуйста, Затулин по 1-й и 5-й.
Затулин К. Ф. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Это принципиальный вопрос. Поправки, которые я предложил вынести на отдельное голосование, принадлежат мне, и поправка, о которой сейчас идет речь касается основных понятий, употребляемых в законе. Есть такая глава 4 в законе, где расписано, кто такой гражданин Российской Федерации, кто такой иностранный гражданин, двойное гражданство и так далее. Я просил внести в эти основные понятия такое понятие как «соотечественник за рубежом», тем более что мы клянемся соотечественникам, обещаем соотечественникам поддержку, внесли в Конституцию поправку о том, что поддерживаем соотечественников. И самое главное в 1999 году в законе «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» есть положение, что соотечественники за рубежом имеют право на упрощенное получение гражданства.
К сожалению, разработчики закона и комитет не пошли по этому пути, и в результате объясняют нам, что соотечественник, дескать, не конкретное понятие. Оно конкретное, когда дело касается Латвии, например, сегодня это обсуждали, гонений на соотечественников и так далее, но вот когда речь заходит о том, чтобы признать курс Российской Федерации на поддержку соотечественников в базовом законе, это отвергается. Я считаю, что это неправильно.
Председательствующий. Пожалуйста, центральная трибуна.
Туров А. В. Комитет не поддерживает данную поправку. По итогам обсуждения законопроекта в рамках совещания у заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева 21 декабря 2021 года его участники согласились с тем, что законопроект содержит широкий перечень оснований для приобретения российского гражданства в упрощённом порядке. А заложенные в нём актуализированные подходы к вопросам приобретения российского гражданства соискателем, близким России в культурном отношении либо имеющим социальные связи с Российской Федерацией в достаточной мере ориентированы на соотечественников, выходцев из стран бывшего СССР.
Дополнение понятийного аппарата законопроекта термином «соотечественник за рубежом», под которым предлагается принять физическое лицо, признавая его таковым, постановлением пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и предоставление такой категории иностранных граждан права подачи заявления о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке будет противоречить выработанной концепции законопроекта и нивелирует ряд иных институтов, связанных с приобретением российского гражданства в упрощённом порядке.
Также у нас есть другие, у комитета позиции, поэтому комитет просит данную… к отклонению поправку принять. Спасибо.
Председательствующий. Ставится на голосование поправка номер 1. Комитет её не поддерживает.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 00 мин. 12 сек.)
Проголосовало за …………. 29 чел. …………….. 6,4 %
Проголосовало против……. 0 чел. …………….. 0,0 %
Проголосовало против…………………………. 0 чел……………………. 0,0. %
Воздержалось………………………………………….. 3 чел…………………. 0,7. %
Голосовало…………………………………………… 32 чел.
Не голосовало…………………………………….. 418 чел……………….. 92,9. %
Результат: не принято
Отклоняется поправка.
Вот, коллеги, о чём вначале говорил и сейчас скажу: не слова, а поступки определяют отношения. Законодательная инициатива президента. Не слова, а поступки. На словах понятно, а поступки?
Мы берём и законодательные инициативы президента, вносим своим поправки, свои предложения и ломимся в открытую дверь.
Ну, все-таки закон имеет свою концепцию, цели, задачи и авторство.
Ставим 5-ю поправку на голосование.
Пожалуйста, включите режим голосования. Комитет не поддерживает. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 01 мин. 37 сек.)
Проголосовало за…………………………………. 29 чел…………………. 6,4. %
Проголосовало против……………………………. 0 чел…………………. 0,0. %
Воздержалось ………………… 1 чел. …………….. 0,2 %
Голосовало…………………… 30 чел.
Не голосовало…………………………………. 420 чел………………… 93,3 %
Результат: не принято
Отклоняется поправка под номером 5.
Пожалуйста, обоснование по 3-й поправке.
Затулин К. Ф. Очень жаль, очень жаль, что мы отклонили концептуальный подход в данном случае. Не буду комментировать.
То, что касается поправки № 3. Речь идет о признании возможностей для человека упрощенным образом получить (без ценза оседлости) гражданство в случае, если он состоит в браке с гражданином или гражданкой России.
Действительно, причина появления этого пункта в том, что, да, есть фиктивные браки, благодаря которым, в том числе, некоторые наши бывшие сограждане получают в упрощенном порядке гражданство Российской Федерации.
Я при этом обращаю внимание, что в законопроекте предлагается выйти из этого обстоятельства тем, чтобы удостоверить, есть у них ребенок или нет. Ну а я в данном случае в своей поправке предложил вилку — или ребенок, или три года совместной жизни. Ну, может быть, детей не будет в этой семье по каким-то причинам, например, медицинским, и на этом основании мы не даем человеку гражданство Российской Федерации, хотя он живет в браке с супругом или супругой, гражданкой Российской Федерации. Ну, зачем так вот вмешиваться вот в этот вопрос — иметь детей или не иметь детей?
Туров А. В. Коллеги, это норма, которая дает нам возможность отделить те браки, которые заключаются фиктивно, для того чтобы лицо могло получить гражданство Российской Федерации.
У нас есть норма упрощённая, когда, если есть в браке ребёнок, это три года, если человек проживает, то он также через пять лет может получить, соответственно, гражданство Российской Федерации.
Поэтому поправка не поддерживается, комитет её отклоняет.
Председательствующий. Ставится на голосование 3-я поправка. Комитет не поддерживает.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 04 мин. 08 сек.)
Проголосовало за……………………………… 37 чел…………………. 8,2 %
Проголосовало против……………………… 0 чел…………………… 0,0 %
Воздержалось………………………………………… 5 чел………………. 1,1 %
Голосовало…………………… 42 чел.
Не голосовало…………….. 408 чел. …………… 90,7 %
Результат: не принято
Отклоняется поправка под номером 3.
Пожалуйста, по 6-й поправке.
Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, речь идёт о поправке, которая сохраняет в действующем на данный момент законе «О гражданстве Российской Федерации» право на получение упрощённого гражданства гражданам Белоруссии, Украины, Казахстана и Молдовы. У них в действующем законе на сегодняшний день это право есть.
Предлагают разработчики закона его убрать под тем предлогом, что это может быть потом оформлено указами президента. При всём уважении к указам президента закон публичен, известен всем. Будут эти указы, как они будут написаны, что там будет сказано — это дело будущего. Но если мы сегодня уберём из закона право на упрощённое гражданство, например, гражданам Украины, это завтра будет использовано, в том числе в ходе СВО для доказательств то, что нам плевать на наших соотечественников в этих странах, мы не хотим им давать гражданство. Разве вы не понимаете, что упоминанием этих стран мы моделируем, за счёт кого мы хотим прирастать в гражданстве?
Туров А. В. Уважаемые коллеги, наоборот, мы в новом формате закона, в новой редакции расширяем возможности не только ограничиваться этими странами, которые были в действующем законопроекте, в законе указаны. Даём возможность президенту определять такие категории лиц, не останавливаясь именно на этих четырёх республиках, дать возможность в случае необходимости определить ту или иную категорию лиц.
Поэтому поправка не поддерживается комитетом.
Председательствующий. Ставится на голосование 6-я поправка. Комитет против её принятия.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 06 мин. 18 сек.)
Проголосовало за………………………………… 65 чел……………….. 14,4. %
Проголосовало против………………………… 0 чел…………………. 0,0. %
Воздержалось………………………………………… 2 чел…………………. 0,4. %
Голосовало………………………………………….. 67 чел.
Не голосовало…………………………………… 383 чел……………….. 85,1. %
Результат: не принято
Отклоняется поправка под номером 6.
Пожалуйста, по 7-й поправке.
Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, 7-я поправка — это попытка найти ответ на вопрос, как нам, например, помочь людям в Приднестровской Молдавской Республике, которая нами не признана. Хочу заметить: при этом МИД наш уже сейчас справедливо делает заявления, что защищать территорию Приднестровья будем так же, как территорию Российской Федерации, если Молдова или Украина вместе с Молдовой попробуют не только блокаду, но и вооруженное вторжение туда совершить. После всего, что уже было с этой землей.
Речь идет о возможности упрощенного гражданства для граждан той части признанной республики Молдова, где русский язык является официальным. В Приднестровье русский язык государственный наряду с молдавским, украинским. В Молдове нет. Мы даем им такую преференцию благодаря этому.
Вот почему я предложил эту поправку — чтобы выйти из положения не называя непризнанной Приднестровской Республики. Я пытался найти выход. И уважаемые руководители Государственной Думы знают, что это я делаю на протяжении многих лет — пытаюсь добиться для Приднестровья особого порядка.
Туров А. В. Коллеги, мне как депутату, который в том числе представляет жителей Приднестровья, хорошо известна проблематика, и мы вместе с Министерством иностранных дел, с Министерством внутренних дел работаем индивидуально по каждому обращению касаемо гражданства, которое те или иные граждане, проживающие на данной территории, хотят получить.
Поэтому, коллеги, поправка конкретная Константина Федоровича не поддерживается. В настоящее время у нас русскому языку статус официального или государственного помимо Российской Федерации придан в Республике Беларусь, в Республике Кыргызстан и в Республике Южная Осетия. Таким образом, число государств либо их отдельных территорий, установивших русский язык в качестве государственного или официального, является весьма ограниченным. Комитет не поддерживает поправку.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование 7-я поправка. Комитет против принятия.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 08 мин. 52 сек.)
Проголосовало за…………………………………. 26 чел……………….. 5,8 %
Проголосовало против………………………… 0 чел……………….. 0,0 %
Воздержалось……………………………………….. 14 чел……………….. 3,1 %
Голосовало…………………… 40 чел.
Не голосовало…………….. 410 чел. …………… 91,1 %
Результат: не принято
Отклоняется поправка под номером 7.
Пожалуйста, по 8-й поправке.
Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, речь идет о тех случаях, когда отказано в приеме в гражданство по мотивам, которые излагаются в соответствующей статье закона.
Я не пересматриваю этот перечень, я просто предлагаю предусмотреть возможность обжалования отказа Президенту Российской Федерации.
Мы с вами только что сталкивались со случаем, когда, например, те, кто у нас воюют в ЧВК «Вагнер», не будучи гражданами Российской Федерации, претендовали на гражданство, но им нельзя было его дать, потому что они, например, были осуждены судами. Может быть, и не у нас.
У нас масса случаев, когда из-за судов, которые прошли на Украине в отношении русских активистов, у них сегодня тормозится принятие в гражданство РФ, потому что они осуждены судами Украины.
Поэтому я предлагаю предусмотреть возможность обжалования, чтобы обратить внимание и президент мог принять решение на основе доклада. Ну казалось бы, что здесь плохого?
Туров А. В. Коллеги, внесудебный порядок обжалования решений государственных органов, в том числе об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, вне зависимости от оснований принятия такого решения урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 года номер 59-ФЗ «О порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в частности, часть 3 статьи 1, пункт 1 статьи 4, исключений в части рассмотрения жалоб на такие решения Президентом Российской Федерации данный закон не содержит. В связи с этим внесение данной поправки полагаем избыточным и не отвечающим принципу однозначности и определенности нормы права.
Комитет предлагает отклонить.
Председательствующий. Ставится на голосование поправка под номером 8, комитет против принятия.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 11 мин. 06 сек.)
Проголосовало за …………… 3 чел. …………….. 0,7 %
Проголосовало против……. 0 чел. …………….. 0,0 %
Воздержалось…………………………………………. 6 чел………………….. 1,3 %
Голосовало……………………………………………… 9 чел.
Не голосовало…………………………………….. 441 чел………………… 98,0 %
Результат: не принято
Отклоняется поправка под номером 8.
Коллеги, мы рассмотрели поправки, вынесенные на отдельное голосование из таблицы поправок № 2 коллегой Затулиным.
Константин Федорович, ну, учитывая, что вы свою позицию заявили как по первой таблице по поправкам, которые вынесены на отдельное голосование, так и по второй, поэтому, скорее всего, будет неправильным, чтобы мы ваше выступление дублировали, исходя из возможности дополнительно выступить по мотивам в третьем чтении.
Коллеги, как вы считаете? Потому что всё то же самое будет.
Константин Федорович, я вот и до этого говорил, и опять скажу: президентский законопроект, есть концепция законопроекта, цели и задачи, которые законопроект решает. Поэтому, когда мы говорим о нашей поддержке, она должна быть в первую очередь в том, что мы не должны своё «я» и свои предложения путать с тем, что нам внесено для рассмотрения. А когда мы начинаем вот этими всеми поправками пытаться размыть закон, который носит согласованный характер, комитет работал, вы, первый заместитель председателя комитета, вот здесь понимания нет, но обязательно надо позицию заявить.
Ну, заявляйте её тогда либо вот при обсуждении поправок, это то, что Регламентом предоставлено право каждому депутату, либо тогда не претендуйте на, соответственно, дополнительное время для выступления, что мы первоначально план ировали сделать, и можно было бы позицию заявить.
А так, получается, это будет непорядочно по отношению к депутатам, к залу. Поэтому без обид. (Аплодисменты.)
Алимова Ольга Николаевна. Сразу доложите все, Ольга Николаевна? Сразу 27, 28 и 29-я.
Ольга Николаевна, «краткость — сестра таланта». Будьте лапидарны, как говорит наш коллега Матвеев.
Алимова О. Н. Хорошо, да.
Значит, 27-я поправка. Моей поправкой предлагается исключить форму документа с электронным носителем информации или иные документы в виде цифровых кодов.
Речь идет о том, что написано в законе «паспорт может быть оформлен на бумажном носителе» и предлагается, что должен быть оформлен в виде документа на бумажном носителе. Почему? Потому что пользоваться документом можно, если в любом другом в электронном виде, то этим может пользоваться только с помощью посредника, технического устройства.
Мне кажется, что содержание и подлинность документа должна быть понятна любому гражданину непосредственно, без применения технических средств.
В поправке 28-й написано о том, что при изменении пола и только тогда можно будет считать недействительным паспорт с того момента.
Ну, мне кажется, что, по всей видимости, в принципе, пол изменить невозможно и в последующем. Возможно провести какие-то косметические, хирургические операции по изменению внешности, в том числе и мимикрирующие противоположный пол. Но, простите, пожалуйста, за прозу жизни, наличие груди или ее отсутствие не может считаться, что это мужской пол или женский. Существуют функции, которые присущи только мужчине и функции, которые присущи только женщине, как деторождение.
Поэтому это из этой же серии «родитель — один и родитель — два», и поэтому решение ввести недружественное понятие в наше законодательство является огромной ошибкой.
В поправке 29, здесь идет о том, что нам должны всем присвоить индивидуальный идентификационный номер физического лица. В ряде стран это есть, но пока мы еще, к счастью, не в концлагерях и не надо нам давать такие номера. Поэтому мы должны уничтожить и забыть это, как страшный сон, отсюда убрать это предложение, которое существует в предложенном варианте законопроекта. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста.
Туров А. В. Коллеги.
Первое. По 27-й поправке. Правительством Российской Федерации в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление», национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом Президиума Правительства Комиссии по цифровому развитию, использование информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, ведется работа по разработке паспорта, содержащего электронный носитель информации.
Оформление такого документа предполагает смену бумажного носителя в виде пластиковой карты.
Положения законопроекта должны быть ориентированы не только на действующее в настоящее время правовое регулирование данного вопроса, но и учитывать имеющиеся перспективы потенциального развития в информационной сфере, в связи с чем устанавливать закрытый перечень видов паспорта нецелесообразно. Выбор лица того или иного вида паспорта необходимо регулировать подзаконными нормативными правовыми актами, поскольку данный вопрос относится к порядку выдачи документа.
Это по 27-му. Комитет не поддерживает.
По 28-му также комитет не поддерживает, потому что предлагаемые изменения по сути устанавливают препятствия для реализации гражданином своих прав и обязанностей в данном случае. Комитет также отклоняет.
По 29-му вопросу, поправке, поправка также не поддерживается.
Инициатором поправки не предоставлено обоснование необходимости внесения предлагаемых изменений в перечень персональных данных, хранение и обработка которых осуществляется органами, выдающими, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, обусловлен исключительно теми требованиями, которые устанавливаются законопроектом как для соискателя гражданства Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства, так и для претендента на выход из гражданства Российской Федерации.
Например, выход из гражданства Российской Федерации возможен только в случае подтверждения факта отсутствия у заявителя задолженности по уплате налогов и штрафов, коллеги, поэтому комитет также не поддерживает.
Председательствующий. Ольга Николаевна, спасибо. И вот, уважаемые коллеги, учитесь лапидарности.
27-я поправка выносится на отдельное голосование. Комитет против принятия.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 18 мин. 15 сек.)
Проголосовало за…………………………….. 54 чел……………….. 12,0 %
Проголосовало против…………………….. 0 чел………………….. 0,0 %
Воздержалось…………………………………… 13 чел………………….. 2,9 %
Голосовало……………………………………….. 67 чел.
Не голосовало……………………………….. 383 чел……………….. 85,1 %
Результат: не принято
Отклоняется поправка под номером 27.
Ставится на голосование поправка под номером 28. Пожалуйста, включите режим голосования.
Комитет просит отклонить.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 18 мин. 53 сек.)
Проголосовало за…………………………….. 54 чел……………….. 12,0 %
Проголосовало против……. 0 чел. …………….. 0,0 %
Воздержалось…………………………………….. 14 чел…………………… 3,1 %
Голосовало……………………………………… 68 чел.
Не голосовало…………………………………. 382 чел……………. 84,9 %
Результат: не принято
Отклоняется поправка под номером 28. Да, коллеги? 28.
Ставится на голосование поправка под номером 29.
Комитет против её принятия.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 19 мин. 29 сек.)
Проголосовало за………………………………. 56 чел……………. 12,4 %
Проголосовало против…………………………. 0 чел…………………… 0,0 %
Воздержалось…………………………………….. 12 чел…………………… 2,7 %
Голосовало……………………………………… 68 чел.
Не голосовало…………………………………. 382 чел……………. 84,9 %
Результат: не принято Отклоняется поправка под номером 29.
Нина Александровна, одним докладом? Вот, коллеги, мудрость. У женщин всё-таки мудрость.
По 12, 13 и 14-й одним докладом Нина Александровна Останина, пожалуйста.
Останина Н. А. Мудрость моя заключалась бы в том, если бы вы поддержали мои поправки, потому что речь идёт как раз о…
Председательствующий. А вы на правильном пути.
Останина Н. А. Спасибо.
Председательствующий. Именно поправки таких мудрых людей рано или поздно находят поддержку, это так.
Останина Н. А. Ключевые слова «рано или поздно».
Председательствующий. А если они ещё сочетают в себе красоту и ум — однозначно повезёт.
Останина Н. А. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Речь идёт об упрощённом прекращении гражданства детей. И в этой части я бы хотела, чтобы комитет уделил этому особое внимание.
Если коротко, поправка 12 говорит о том, что ребёнок. прекращается российское гражданство ребёнка в случае, если один из родителей будет признан безвестно отсутствующим. То есть у нас сегодня достаточно заявить о безвестно отсутствующем втором родителе, и гражданство ребёнка будет прекращено. 12-я поправка.
Понимаете, мы даже когда принимали закон о без вести пропавших свой, и то определяли механизмы там — шесть месяцев и так далее — для признания безвестно отсутствующим.
А тут достаточно обиженной маме написать заявление, что безвестно отсутствует отец, и всё, и ребенок лишается российского гражданства.
Поправка номер 13. Здесь речь идет о том, что упрощенный порядок лишения российского гражданства недееспособным и (запятая), дети, если это не противоречит интересам ребенка. Слушайте, ребенку 2 года, его лишили гражданства, как вы поймите, противоречит это его интересам или нет? Ему исполнится 18 лет, а он не гражданин Российской Федерации. В этой части, мне представляется, надо оставить всё-таки право ребенку на то, чтобы его интересы всё-таки соблюдали взрослые.
И последнее. Речь идет об иностранных усыновителях, где говорится о том, что если один из иностранных усыновителей выступает за то, чтобы у ребенка было только иностранное гражданство, то ребенок лишается российского гражданства. Но друзья мои, надо дать детям до 18 лет право оставлять двойное гражданство, у нас по полмиллиона в год выбывает, мы говорим, с одной стороны, о демографии, о том, что это противоречит нашим национальным интересам, с другой стороны, те дети, которые волей случая оказались за пределами нашей страны, ну мы же хотим, чтобы они к нам вернулись.
Поэтому, конечно, просила бы поддержать мои поправки. Спасибо.
Туров А. В. Коллеги, ну, во-первых, я вначале перед тем, к тому, как мы перешли голосовать по таблицам, говорил о том, что мы внесли, в том числе поправки, которые как раз направлены на защиту нашей детей, в том числе, которые находятся за пределами Российской Федерации.
Первое. Это то, что у нас вводится специальная гарантия в отношении детей, находящихся под опекой и усыновленных иностранцами, в частности полномочием по принятию решения о прекращении гражданства таких детей предлагается наделить только Президента Российской Федерации вне зависимости от мест их проживания. И лица, гражданство которых было прекращено по инициативе их родителей или усыновителей в несовершеннолетнем возрасте, смогут в упрощенном порядке приобрести гражданство Российской Федерации в течение 5 лет после достижения 18-летнего возраста.
Коллеги, мы поправку 12, 13 и 14 просим отклонить, потому что я уже доложил, почему.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование 12-я поправка, комитет просит отклонить.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 23 мин. 37 сек.)
Проголосовало за…………………………………… 59 чел……………….. 13,1 %
Проголосовало против………………………….. 0 чел……………………. 0,0 %
Воздержалось…………………………………………….. 14 чел ……………………….. 3,1 %
Голосовало…………………………………………………. 73 чел.
Не голосовало…………………………………………… 377 чел………………………. 83,8 %
Результат: не принято
Отклоняется поправка под номером 12.
Пожалуйста, по 13-й поправке включите режим голосования. Комитет против её принятия.
Пожалуйста, включите.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 24 мин. 14 сек.)
Проголосовало за…………………………………… 61 чел……………….. 13,6 %
Проголосовало против………………………….. 0 чел……………………. 0,0 %
Воздержалось…………………………………………….. 14 чел……………………….. 3,1 %
Голосовало…………………………………………………. 75 чел.
Не голосовало…………….. 375 чел. …………… 83,3 %
Результат: не принято Отклоняется поправка под номером 13.
Пожалуйста, включите режим голосования по 14-й поправке. Комитет против её принятия.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 24 мин. 41 сек.)
Проголосовало за……………………………….. 58 чел…………………… 12,9 %
Проголосовало против………………………. 0 чел……………………. 0,0 %
Воздержалось……………………………………… 14 чел……………………… 3,1 %
Голосовало………………………………………… 72 чел.
Не голосовало………………………………….. 378 чел…………………… 84,0 %
Результат: не принято Отклоняется поправка под номером 14.
Коллеги, мы с вами рассмотрели все поправки.
Ставится на голосование законопроект под номером 11 во втором чтении.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 25 мин. 21 сек.)
Проголосовало за ……….. 405 чел. …………… 90,0 %
Проголосовало против……. 0 чел. …………….. 0,0 %
Воздержалось………………………………………….. 3 чел……………………… 0,7 %
Голосовало………………………………………… 408 чел.
Не голосовало……………………………………….. 42 чел……………………… 9,3 %
Результат: принято
За 405. Против нет. Воздержавшихся трое.
Поздравляю, уважаемые коллеги! (Аплодисменты.) Вот и всё понятно стало, кто прихожанин, кто захожанин, а кто прохожанин.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Что? А это уже наш вопрос с вами.
Судьба Константина Фёдоровича в ваших руках.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Гарри Владимирович?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Подождите, а Гарри Владимировича вы почему в этот список включили? По-видимому, что-то тут иное, Гарри Владимирович.
Пожалуйста, включите микрофон центральной трибуны.
Туров А. В. Коллеги, законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы и готов к рассмотрению сегодня в третьем чтении.
Вячеслав Викторович, можно вынести на голосование.
Председательствующий. Коллеги, нет возражений? Тем более мы так подробно обсудили. Нет возражений.
Переходим к рассмотрению данного законопроекта в процедуре третьего чтения.
По мотивам есть желающие высказаться от фракций, подчеркиваю, от фракций? Нет.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Леонид Иванович, есть консенсус, а так как вы работали над этим законопроектом, насколько я понимаю, в очень непростых условиях, потому что ощущаю на себе…
Поэтому, коллеги, если вы посчитаете правильным, мы исходим из того, что у нас по законодательной инициативе, если не брать набор поправок, есть консенсус, и голосование — тому показатель.
Тогда снимаете, да?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Ну, понятно. Нет желающих по мотивам.
Ставится на голосование законопроект под номером 11 (третье чтение) «О гражданстве Российской Федерации».
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 28 мин. 16 сек.)
Проголосовало за…………………………… 408 чел…………………. 90,7 %
Проголосовало против……………………….. 0 чел………………………… 0,0 %
Воздержалось……………………………………….. 1 чел……………………… 0,2 %
Голосовало………………………………………. 409 чел.
Не голосовало…………………………………….. 41 чел……………………… 9,1 %
Результат: принято
За — 408, против — нет, воздержался один. Федеральный закон принят. Поздравляю, коллеги, Гарри Владимирович и приглашённые товарищи из Министерства внутренних дел. Спасибо вам. Не зря время провели.