Беседовала Ирина ОРЛОВА
Литературная газета (Русский вопрос)
На наши вопросы отвечает депутат Государственной думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин
Спящий пастушок с картины Венецианова наглядно передаёт нынешнее сознание русского народа. Не пора ли ему проснуться? С января 2003 года «ЛГ» регулярно выпускала материалы под рубрикой «Русский вопрос». Здесь неоднократно печатались писатели и учёные современной России, наиболее сведущие в проблемах русского народа. Сегодня они объединяют свои усилия в рамках отдельного одноимённого приложения.
– У многих само существование русского вопроса вызывает вопросы и сомнения. Тем не менее он есть и становится всё острее. В чём его суть? Каковы исторические причины его возникновения?
– Русский вопрос в широком смысле, – это особый путь огромной части пространства Евразии, определившийся вследствие многих исторических, географических и других причин. Ключевой из них стало развитие в пространстве-времени национального самоопределения русского народа. Роль объединителя этого пространства совсем не обязательно должна была закрепиться за русскими. Достаточно вспомнить монголов времён Батыя и Чингисхана или польские попытки в более поздние – для России «смутные» – времена. Ещё знаменитый западный историк А. Тойнби отмечал, что Тимур, дай ему судьба время и силы, построил бы государство примерно в границах СССР, но со столицей в Средней Азии.
Но история распорядилась по-другому. И к ХIX веку, т.е. времени зарождения того, что ныне принято называть гражданским обществом, у наших предков возникла потребность в объяснении, в самоидентификации. Через стихи Пушкина и письма Чаадаева, спор западников со славянофилами, «Россию и Европу» Данилевского, всю великую русскую литературу второй половины века красной нитью проходит эта попытка самопознания, поиска ответа на русский вопрос. И всё же подлинной глубины и масштаба русский вопрос достигает в ХХ веке с его войнами, революциями, с угрозами распада России, во многом воплотившимися в жизнь.
«Суждено ли России выстоять и вернуться в ином, более современном и привлекательном, виде?» – вот как сегодня звучит русский вопрос.
Возвращаясь к изначальному, призовём в свидетели Ивана Ильина: «С первых же веков своего существования русский народ оказался на отовсюду открытой и лишь условно делимой равнине… Возникая и слагаясь, Россия не могла опереться ни на какие естественные границы. Надо было или гибнуть под вечными набегами то мелких, то крупных хищных племён, или давать им отпор, замирять равнину оружием и осваивать её».
«Замирение» и «освоение» было условием выживания русского этноса, а российское государство стало его результатом. Поэтому и нельзя разорвать русскую нацию и российское государство, как форму и содержание (в философском смысле этих понятий), без катастрофических последствий для каждого из них.
Точно так же нельзя разорвать и противопоставить русские интересы и интересы других народов России. Одной из главных особенностей русского подхода к государственному строительству было вовлечение в него на равных правах представителей других народов, в том числе и силой покорённых. Это в корне отличает нашу политическую культуру от западноевропейской. Такая уникальная особенность нашей страны объясняется не только спецификой русского стереотипа поведения в области межнациональных отношений, но и тем, что объединение в единое государство было и остаётся жизненно необходимым всем этносам страны.
– Что такое русский вопрос сегодня? Каковы его основные составляющие?
– Русский вопрос, как кассетную боеголовку, можно разделить на четыре более конкретных подвопроса:
– современное состояние русского народа (духовный, экономический и демографический аспекты);
– русский народ и российское государство;
– русский народ и другие народы России;
– феномен разделённости русского народа и новой русской диаспоры за рубежом.
Пора признать, что значительное количество острых проблем, накопившихся в каждой из этих четырёх инкарнаций, делает необходимой и оправданной постановку русского вопроса в современной России. Причём как вопроса общегосударственного, непосредственно касающегося всех этносов страны.
Никакого выпячивания своих проблем, этнического эгоизма и стремления «перетянуть одеяло» в такой постановке русского вопроса нет. Не может быть крепкой и процветающей Российской Федерации при вымирающем русском этносе. Вообще не может быть России без русского языка и русского народа. Без взаимной поддержки между Российской Федерацией и её соотечественниками за рубежом крайне затруднено их выживание по отдельности. И, наконец, распад СССР доказывает, что благополучие народов России проблематично без твёрдой, успешной и единой государственности.
Это замкнутый круг, замкнутый самой историей, а не чьим-то хотением и волеизъявлением.
– Какую роль сыграл распад СССР в обострении русского вопроса?
– В результате распада СССР русская нация стала крупнейшей в мире разделённой нацией. Много веков основным вектором (или, как сейчас модно говорить, трендом) развития русского этноса было стремление к объединению, воссоединению. В полной мере оно свершилось совсем недавно – только в середине XX века все ветви русского этноса собрались в одном государстве. Для достижения этого результата потребовались века, колоссальные человеческие жертвы, предельное напряжение народной воли и энергии. «Крупнейшая геополитическая катастрофа XX века» всё это перечеркнула. Украина и Белоруссия теперь отдельные от России государства.
Более того, оказалась разделённой и великорусская ветвь русской нации – более двадцати миллионов её представителей в одну ночь стали гражданами второго сорта новых независимых государств. Ничего подобного не было со времён Василия III. Как мне кажется, в полной мере значение такого тектонического сдвига в жизни русского народа до сих пор не осознано.
В результате распада СССР впервые за два последних века русские стали абсолютно численно доминирующим этносом Российской Федерации. Русских в России сейчас больше чем этнических французов во Франции или этнических немцев в Германии. Такое радикальное изменение этнодемографического баланса является серьёзным вызовом, который надо правильно понять и осмыслить. Некоторые ультранационалисты поспешили выступить с идеями отказа от вековой традиции «имперской» государственности, от необходимости строить РФ по принципам национального государства. Их почему-то, при всей показной националистичности, не смущает то, что «национальное государство» – это такой же продукт ненавистной им западной цивилизации, как и либерализм, причём продукт позавчерашнего дня. Однако, не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, надо признать, что изменение этнодемографического баланса в результате краха СССР сделало русский вопрос ещё более актуальным в России, хотя принципиально его и не изменило.
В отличие от доперестроечного периода резко измененились традиционные формы этнического контакта между народами России. Произошло массовое «перемешивание» народов страны – ничего подобного по масштабам ни в Российской империи, ни в СССР мы не знали. Эти процессы уже привели к вспышкам межнациональных конфликтов. Простыми призывами жить дружно, делением на плохих и хороших, здесь ничего не решишь. Готовых рецептов сейчас ни у кого, наверное, нет. Однако важно понять, что это тоже новый и крайне серьёзный вызов российскому государству, русскому этносу и всем народам страны. Миграционная политика не может рассматриваться в отрыве от русского вопроса.
– Что можно сказать о положении русской нации в сегодняшней России?
– Хотя количество русских в Российской Федерации неизмеримо выше, чем их удельный вес в Российской империи или Советском Союзе, их положение не назовёшь привилегированным. В целом ряде российских регионов, прежде всего в национальных республиках, русские порой вынуждены бороться за равноправие, а центральной российской власти, из высших соображений единства и целостности страны, приходится закрывать на это глаза.
Тем не менее способность русского народа, в отличие порой от его государства, не перегибать в национальных вопросах, требуя для себя исключительного положения, всё ещё сохраняется, несмотря на целый ряд чувствительных ударов, нанесённых этому природному интернационализму неблагоприятными условиями жизни, большими и малыми конфликтами. В конечном счёте долготерпение и толерантность русского народа в национальных отношениях – наше главное «приданое» в любой новой попытке реинтеграции на постсоветском пространстве.
– Могут ли культура, искусство, литература сыграть здесь свою роль?
– Как всегда, роль их чрезвычайно важна. Вместе с наукой они могут запутать или, наоборот, прояснить любое дело. В 1946 году Константин Симонов, например, написал пьесу «Русский вопрос», которая не имеет к этому вопросу никакого отношения, она преследовала совсем иные цели. Для многих миллионов наших бывших сограждан в новых независимых государствах русская культура и искусство, совершенно точно, остаются родными и поныне. Такие русофобы, как Ющенко, Саакашвили и другие, даже взявшись за руки, не в силах перевесить их на чаше весов.