Константин Затулин дал развернутый комментарий специальному корреспонденту телеканала «Спас» Анжелике Кареткиной.
Анжелика Кареткина:
«Поправки в закон «Об ОСАГО» были приняты 19 апреля этого года в первом чтении с очень скромной льготой – десятидневная отсрочка. Вы, сразу при принятии закона в Государственной Думе, сказали о том, что будете стараться придать этой льготе более серьезный характер, для чего потребуется согласовать ее со всеми участниками процедуры страхования автолюбителей. Почему до сих пор законопроект не принят в целом?»
Константин Затулин:
Мы в течении всех этих дней, а это уже более месяца с лишним, перепробовали самые разные способы и тексты поправок для того, чтобы дать возможность в течение трёх месяцев беженцам с Украины, которыми могут быть как граждане Украины, ДНР, ЛНР, так и граждане России в случае, если они въезжают на нашу территорию на автотранспорте, который зарегистрирован в Украине, то есть с украинскими номерами – мы пытались предложить вариант, при котором не десять дней, а три месяца они будут избавлены от забот по покупке полиса ОСАГО, для того, чтобы они смогли справиться с ситуацией, обустроились и в конце концов смогли заплатить за этот ОСАГО.
Мы при этом прекрасно отдавали себе отчёт, что наши автолюбители, граждане России, не должны в этом случае становиться заложниками такой благотворительности. В случае, если автомобилист с украинскими номерами на своем транспорте совершил ДТП, то, в соответствии с законом, потерпевший должен получить компенсацию за счёт страховой компании. И поправка, которую мы все это время пытаемся упорно согласовать, заключается в том, что в этом самом (надеюсь, редком) случае, когда кто-то из беженцев совершит какой-то наезд и будет признан виновником ДТП, страховая премия все равно будет выплачена потерпевшему из средств Российского Союза Автостраховщиков. При этом, чтобы не было никаких злоупотреблений, конечно же, Российский Союз Автостраховщиков вправе знать, в самом ли деле этот автомобиль с украинскими номерами принадлежит беженцу – будь он гражданин России или гражданин Украины. А для этого в закон предложена поправка, в соответствии с которой Союз Автостраховщиков в пятидневный срок получает право запрашивать и получать от органов внутренних дел, то есть МВД, информацию о том, в самом ли деле нарушитель-беженец, пересекший границу в сроки, которые подпадают под эту трехмесячную льготу. В эти три месяца в случае ДТП за правонарушителя с украинскими номерами расплачиваются — наши страховые компании, берут на себя эту обязанность, желая пойти навстречу людям, вынужденным бежать с территории Украины.
На протяжении этих полутора месяцев прошло уже несколько раундов, в ходе которых все мыслимые претензии к моим поправкам были сняты в ходе обсуждений в нашем Комитете Госдумы по финансовому рынку и от Минфина, и от Центрального Банка, и от Минтруда. Но мы не можем поставить законопроект на голосование во втором и окончательном третьем чтениях, потому что представители Министерства внутренних дел упираются и отказываются согласовать принятие законопроекта с этими поправками во втором и окончательном третьих чтениях. Потому, что гордое Министерство внутренних дел не желает предоставлять запрашиваемую информацию Российскому Союза Автостраховщиков даже в случае ДТП.
Это какая-то бюрократическая ерунда. Законодатель становится жертвой, рабом какого-то китайского церемониала: если речь пойдет о гражданах Украины – да, можем предоставить информацию о пересечении ими российской границы, а если о гражданах России на машинах с украинскими номерами – не можем, не положено. И все наши усилия разбиваются об эту стену.
Я считаю, что это форменное издевательство. И в данном случае сотрудники полиции, которые, что называется, палец о палец не ударяют, не берут на себя расходы, а просто должны ответить на формальный запрос – просто не хотят себе утруждать. Мне не хотелось бы думать, что они руководствуются какими-то другими причинами, которые, как мы знаем, нередки в практике отдельных нетипичных сотрудников ГИБДД, уверенных в своем праве снимать пыльцу с любого автолюбителя.
Поэтому, на примере этой вполне конкретной законотворческой инициативы я вынужден заметить, что у нас остаются бурбоны, которых ничему не учит даже нынешняя специальная военная операция. Не успевают беженцы пересечь нашу границу, не успевают получить положенные им по указу Президента 10 тысяч рублей, как их тут же заставляют отдать до 15 тысяч рублей за страхование своего автомобиля, часто битого-перебитого, простреленного и так далее. Чего же ради все эти словеса о желании пойти навстречу людям, бегущим к нам, в Россию, а не от нас, куда-то на запад? Если даже в такой ерундовой бюрократической процедуре в течение полутора месяцев демонстрируют не готовность сделать шаг на встречу? При том, что вся предлагаемая нами льгота ограничена своим действием до 31 декабря 2022 года.