Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Пресс-конференция «Обновленная миграционная концепция России: возможности для соотечественников за рубежом»


        Александра Докучаева
        Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ

        Названная пресс-конференция 15 ноября проведена в пресс-центре МИА «Россия сегодня» в рамках спецпроекта «Украинское досье» портала «Украина.ру». Вел пресс-конференцию главный редактор издания Украина.ру Искандер Хисамов. Для разговора с журналистами были приглашены Дмитрий Белик, депутат Государственной Думы; Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии; Владимир Корнилов политолог, в недавнем прошлом директор Киевского филиала Института стран СНГ; Лариса Шеслер, председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины; Светлана Пикта, беженка из Киева, блогер, автор издания «Украина.ру».

        Семья Светланы Пикта стала участником Программы содействия переселению соотечественников в Ярославской области, что получилось только с помощью депутата Госдумы Константина Затулина. Сейчас Светлана, ее муж и пятеро детей уже ожидают получение российских паспортов. О проблемах, которые приходится преодолевать на пути к российскому гражданству, она рассказывает в своем блоге. А на пресс-конференции С.Пикта назвала главной проблемой украинских беженцев невозможность получить политическое убежище: «Главная проблема, с которой мы столкнулись, переехав в Россию, — нет института политубежища. Таких семей, как мы, очень много в постмайдановской Украине. Наш случай еще получил огласку. Семьи, о которых никто не знает, сталкиваются с тем, что отсутствует институт политубежища для людей из Украины».

        Об этом же сказала и Лариса Шеслер, которой известны тысячи беженцев, попадающих в капкан правила «180/90» (которое требует после 90 дней пребывания в России выехать на очередные 90 дней с территории РФ). Граждане Украины, не только из ЛНР-ДНР, но и из «материковой» Украины, не могут вернуться к месту своей прописки, поскольку их там ждут преследования за пророссийскую позицию. Эта ситуация требует проведения миграционной амнистии для граждан Украины, находящихся на территории России с просроченным сроком пребывания. Депутатский проект об этом лежит в Думе без движения.

        «У России больше обязательств перед соотечественниками, чем у Израиля или у Польши или Германии, хотя бы потому, что немцы, которые жили в Поволжье, или евреи, которые жили на Урале, — они не были частью Германии или Израиля. А те русские, которые осваивали Новороссию или уехали в Таджикистан, для того чтобы учить детей, в Казахстан, чтобы осваивать целину, расширяли Россию до новых границ. Они были Россией. И не их вина, что их потомки оказались выброшенными за пределы России. И ответственность перед потомками должна дать следующему поколению сигнал: «Если ты служишь России, то твои потомки не будут забыты никогда», — подчеркнула Л.Шеслер.

        Пока этого не происходит. «Венгрия выдала 100 тыс. паспортов венграм на территории Украины. Да, это вызвало политический скандал, но Венгрия не испугалась. Почему Россия должна бояться, что одесситы будут иметь российские паспорта?» — Задала вопрос Л.Шеслер. Предоставить гражданам Украины, гражданство России – это не благотворительность, а долг России перед потомкам тех, кто был когда-то послан для расширения и укрепления ее пределов.

        Осторожная позиция по предоставлению гражданства у Михаила Ремизова. Он настаивает на жестком селективном подходе: четком разграничении трудовой миграции и репатриации. При этом критерий русскоязычности должен быть главным в определении «своих», «нужных» стране мигрантов, считает президент Института национальной стратегии. Правда, коррупционность экзаменаторов является главным препятствием для развития этого процесса. Этим оправдываются кажущиеся необоснованными условия допуска к российскому гражданству русских людей (в частности, справки о постоянном проживании дедов-прадедов на территории в нынешних границах РФ). Что же касается трудовых мигрантов, то М.Ремизов призывает следовать примерам стран имеющих бальную систему отбора «желательных мигрантов». При всех совершенствованиях законодательства в ходе работы по новой Концепции миграционной политики нельзя забывать о рисках слишком либеральной миграции, в результате которой уже через 20 лет может существенно измениться этно-культурный профиль населения – предупреждает М.Ремизов.

        Владимир Корнилов поделился своим видением новой миграционной концепции России на основе своего личного опыта получения гражданства России. Он, рожденный в России, прожил последние четыре года в Голландии как трудовой мигрант, куда выезжал с Украины. Но вернуться в Киев он уже не мог, так не скрывает своей критики в адрес постмайданной власти. После возвращения в Россию, на свою Родину, он начал свое существование здесь тоже как трудовой мигрант – по патенту. За полтора года он смог обрести разрешение на временное проживание и сейчас готовит документы для вида на жительство. Только после его получения можно будет подать документы на гражданство России. В.Корнилов действует строго по законодательству. При этом он встречает доброжелательное отношение со стороны чиновников, которые занимаются документами его и членов его семьи, жаловаться причин нет. Но вопросы у журналистов есть.

        1) Почему гражданин России по рождению В.Корнилов, переехавший ребенком с родителями на Украину, от российского гражданства никогда не отказывавшийся, стал иностранным гражданином для Российской Федерации, и должен получать вновь российское гражданство?

        2) Почему на граждан, родившихся во времена СССР на территории РСФСР, не распространяется норма Закона о гражданстве РФ №1948-I от 28.11.1991 года (часть 2 статьи 13): «Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения»?

        В соответствии с указанной нормой 6 февраля 1992 года, когда вступил в силу закон о гражданстве №1948-I от 28.11.1991 года, В.Корнилов был признан «состоявшим в гражданстве Российской Федерации по рождению». И лишить гражданства России его никто не мог и не может, кроме как по его собственному заявлению. Однако он, как тысячи и тысячи урожденных россиян, проходит процедуры повторного приобретения имеющегося от рождения российского гражданства.

        Депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик намерен «пробить» этот вопрос для тех, кто родился в Севастополе. Поскольку, по словам Президента В.В.Путина, Севастополь никогда не передавался Украине, а значит всегда юридически оставался российской территорией, то, все кто родился в Севастополе, должны по предъявлению свидетельства о рождении, выданном в городе-герое, без проволочек получать российские паспорта по признанию их урожденными гражданами России. Об этом депутат подготовил обращение Министру МВД России.

        Депутат совершенно прав. И вместе с севастопольцами он, фактически, заступается и за В.Корнилова, и за многих, вернувшихся на Родину, чье российское гражданство по рождению не желают признавать.

        Д.Белик также на стороне беженцев с Украины: «Я считаю, что для людей из ДНР и ЛНР, желающих получить российское гражданство, должен быть упрощенный порядок. Кроме того, для людей, подвергшихся на Украине политическим репрессиям, должно быть предоставление в упрощенном режиме российского гражданства. Не должны они идти по такому пути: РВП получить, вид на жительство, а уж потом гражданство. А где им жить? Мы же понимаем, что отсутствие гражданства — это серьезное поражение в правах», — подчеркнул депутат.

        На вопрос о торможении в Госдуме законопроекта, облегчающего получение гражданства «носителям русского языка», соавтором которого наряду с К.Затулиным и Н.Поклонской является и Д.Белик, он признал, что есть препятствия в Правительстве, но депутаты не оставляют усилия по принятию этого законопроекта.

        В заключение спикеры выразили надежду на то, что Новая Концепция государственной политики позволит разрешить проблемы, встающие на пути соотечественников, желающих жить и работать в России. По крайней мере, они видят в ней потенциал, питающий такую надежду, поскольку Концепция объявила, что «Основными направлениями миграционной политики в области совершенствования правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих порядок въезда в Российскую Федерацию, пребывания (проживания) на ее территории иностранных граждан, а также процесс добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников и иных лиц, являются:

        а) обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий:

        въезда в Российскую Федерацию, включая оформление виз;

        получения права на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности;

        приобретения гражданства Российской Федерации…». 

         

        /