9 июня в Комитете по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений состоялось обсуждение поправок, внесенных ко второму чтению законопроекта № 709474-7, внесенного в Думу 15 мая с.г. Правительством РФ. Законопроект вносит поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», расширяя круг тех, кто получит право на получение разрешения на временное проживание (РВП) без квоты и вида на жительство (ВНЖ) без предварительного получения РВП.
Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее – Комитет) назначен в Государственной Думе профильным, т.е. главным, при рассмотрении законопроектов, касающихся гражданства РФ, положения иностранных граждан в РФ, миграции. Насколько обоснованно вопрос конституционного права — о гражданстве и тесно увязанная с ним проблема положения в России иностранных граждан отнесены к данному Комитету, — это заслуживает отдельного обсуждения, но сейчас именно данный Комитет выносит решения, определяющие судьбу законов по этой проблематике. Именно этот Комитет сортирует поправки, которые поступают к законопроектам, на «рекомендуемые к принятию», и «рекомендуемые к отклонению», и именно за эти упаковки поправок, собранные в таблицы №1 и №2, соответственно, голосует Дума при рассмотрении законопроектов во втором чтении. Голосуют, как правило, чохом. Правда, Регламентом Госдумы предусмотрена возможность голосования за отдельные поправки, если авторы поправок не согласны с решением профильного комитета отклонить ту или иную поправку. Но преодолеть мнение профильного комитета удается чрезвычайно редко.
На заседание Комитета по обсуждению поправок, внесенных ко второму чтению законопроекта № 709474-7, из «посторонних» были приглашены представители Правительства, МВД и депутат Госдумы К.Ф.Затулин, который внес 12 поправок. Именно его поправки и стали главной темой при рассмотрении вопроса. Две поправки К.Ф.Затулина Комитет, получив одобрение Правительства и МВД, внес в таблицу «рекомендованных к принятию».
Первая — касается «носителей русского языка», за которых депутат Затулин бьется с 2016 года, когда он внес законопроект, исправляющий процедуры получения вида ими вида на жительства и гражданства. Маленькая победа в этом сражении близка. Поправка Затулина снимает с «носителей русского языка» требование подать заявление о выходе из имеющегося гражданства перед получением вида на жительство. Если до летнего отпуска Госдумы закон примут, к декабрю он вступит в силу. Тогда, «носители русского языка» смогут подавать заявление на получение вида на жительство сразу после получения удостоверения от Комиссии, проверивший их на русский язык.
Вторая поправка К.Ф Затулина, «рекомендованная к принятию», делает бессрочным вид на жительство для квалифицированных специалистов (КС). Тем самым исправляется предложение Правительства по выдаче КСам вида на жительство только на три года, фактически понуждая их принимать гражданство РФ, право на которое они получают после года работы по специальности. После принятия закона КСы смогут спокойно жить в России сколь угодно долго, не спеша отказываться от иного гражданства и получать наш паспорт.
Но в таблицу «рекомендованных к отклонению» ушли остальные 9 поправок К.Ф.Затулина. Его аргументы по обоснованию своих предложений, не повлияли на депутатов Комитета. Главным их аргументом было «нужно действовать с оглядкой!». На кого «оглядывается» профильный Комитет? – На МВД, который считает, что предложения Затулина еще нужно проработать. Сколько времени уйдет на проработку? Если вспомнить про «носителей русского языка», то эта проработка может затянуться года на три. С 2016 года до средины 2019 «дозревало» наше правоохранительное ведомство, чтобы согласиться с поправкой Затулина. А ведь это судьбы людей, которых катастрофически не хватает России, о чем только что докладывала Вице-премьер Т.А.Голикова: за четыре месяца 2019 года население страны уменьшилось на 149 тысяч человек. Но Комитет по развитию гражданского общества не беспокоят, похоже, судьбы людей, составляющих это гражданское общество — наших соотечественников.
Комитет принял поправку Правительства о предоставлении вида на жительства отличникам-выпускникам российских профессиональных учебных заведений из стран СНГ. Но почему только отличникам? Затулин предложил дать всем выпускникам, которые приехали из постсоветских стран, право получить вид на жительство, а не посылать их по длинной дороге: сначала РВП, потом, только через год — вид на жительство. Ведь известно, что получить работу иностранцу с РВП очень трудно. Вид на жительство – более надежный статус. Но предложение Затулина посчитали несвоевременным. Правительство считает, что нужно создавать стимулы для получения красных дипломов. А не стимул ли это к собиранию дани за «красные корочки»? И чем хуже для российской экономики «хорошист» из МГУ «отличника» из Гжельского госуниверситета? Получается, что Правительство подталкивает выпускника-«хорошиста» к выбору не России, а другой страны, где он найдет работу и права постоянного жителя без этой нигде не существующей ступени – РВП. Настойчивые призывы Затулина о необходимости собирать, склеивать вокруг России постсоветское пространство не услышаны депутатами Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций, а МВД вообще этим не обеспокоено. У него другие дела – внутренние. Но почему-то МВД оказывается главным законодателем по гражданству.
Похоже, что суждено сбыться не всем надеждам наших соотечественников на облегчение своей участи в России, не всему, о чем мечтала автор этих строк, анализируя законопроект и поправки к нему. Решение многих проблем, известных депутату Затулину, правозащитникам, членам Экспетрно-консультативного совета при Комитете по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, отложено «на потом».