“В Госдуме вспомнили о соотечественниках. Не дадим забыть…”
Государственный переворот в Киеве и последовавшая война на Юго-Востоке Украины со всей наглядностью показали полное несоответствие российского законодательства о гражданстве нуждам и интересам многомиллионной армии российских соотечественников, не по своей воле в 1991 году в одночасье оказавшихся жителями чужих, часто враждебных всему русскому, государств. С Украины в Россию в 2014-2015 гг. бежало более двух с половиной миллионов человек. Российское государство приняло их и, несмотря на огромные затраты, обеспечило кровом, медицинской помощью и едой. Можно сказать, что была проведена гигантская, не имеющая аналогов гуманитарная операция. При этом очень быстро выяснилось, что главная проблема обустройства массы беженцев совсем не финансовая или организационная, а правовая. Так, например, русских людей, бежавших с Донбасса от войны, по российскому законодательству оказалось невозможным считать беженцами. Было даже совершенно дикое решение суда (формально юридически безупречное) о депортации одной из семей беженцев назад на Украину. Сотни тысяч до сих пор остаются с неурегулированным правовым статусом и фактически на птичьих правах.
Кто-то скажет, что это чрезвычайная ситуация и под нее, естественно, законы не писались. Однако давайте вспомним о тех проблемах, с которыми столкнулись миллионы наших соотечественников, вынужденных в 90-е годы бросать все и уезжать из новых независимых государств, в Россию. Немалое количество из них до сих пор не стали полноправными гражданами у себя на Родине.
Проблем с получением российского гражданства у российских соотечественников, в отличие от иностранных кинозвезд, более чем достаточно. Именно поэтому мы считаем необходимым опубликовать попавший в наше распоряжение документ. Это разработанная в комитете по делам СНГ Госдумы, видимо Константином Затулиным, программа «О необходимых мерах по исправлению законодательства о гражданстве Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Она носит революционный характер и по утверждению ее автора или авторов «направлена на снятие большинства проблем предоставления российского гражданства нашим соотечественникам за рубежом. Её осуществление приведет к реальной консолидации русского зарубежья вокруг Российской Федерации, сравнимой, в определенном смысле, с эффектом «Русской весны» в Крыму в 2014 году».
В значительной мере разделяя такую точку зрения, мы все же считаем, что столь судьбоносные для миллионов наших соотечественников документы и программы не должны разрабатываться кулуарно. К их обсуждению и самому активному должна подключиться российская общественность и российские соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. Тем более что у нас уже есть немалый опыт того, как самые благие инициативы, направленные на улучшение положения российских соотечественников, пройдя через бюрократические инстанции, превращались в форменное издевательство над ними.
Текст документа прилагается.
О НЕОБХОДИМЫХ МЕРАХ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
(к программе законотворческой работы)
I. Текущий 2017 год – это не только год столетия Русской революции, но и год столетнего юбилея российского гражданства, учрежденного Декретом Совета Народных Комиссаров «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 (24 — по новому стилю) ноября 1917 года. Однако существенно более важным и актуальным для развития института российского гражданства является то, что пошел уже четвертый год с того момента, как события 2014 года на Украине обнажили несостоятельность господствующего до сих пор официального подхода к вопросам гражданства для российских соотечественников за рубежом. Логика авторов и разработчиков действующего Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года (ФЗ-2002) («все, кто надо, в Россию уже приехал. Теперь нужно поставить барьер на пути всех остальных») пришла в кричащее противоречие не только с прежними обещаниями упрощения процедуры получения гражданства для соотечественников, но и во множестве породила конфликты как в самой России, так и в странах ближнего зарубежья. Сегодняшнее отношение к запросам наших соотечественников, духовно и родственно близких нам людей, бросают тень на политику Президента Российской Федерации, срывают достижение её целей.
II. Этому, безусловно, содействовали родовые травмы 1991 года, когда в процессе обретения независимости бывшими союзными республиками в вопросе о гражданстве не была в должной степени обеспечена свобода волеизъявления граждан бывшего СССР. Первый Закон Российской Федерации «О гражданстве РФ» № 1948-I от 28 ноября 1991 отрезал, по сути, от получения гражданства РФ многомиллионные массы российских соотечественников в новых независимых государствах, и к тому же нарушил правопреемственность законодательства, начав отсчет российского гражданства со дня создания СССР (а не с момента его установления для всех подданных бывшей Российской Империи в 1917 году).
В современном законодательстве историческая преемственность института российского гражданства зафиксирована только в 1999 году Федеральным законом № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. (далее ФЗ-о соотечественниках). Закон закрепил, что «Российская Федерация — есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)», а также то, что «институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности».
III. ФЗ-о соотечественниках провозглашает право соотечественников на получение российского гражданства в упрощенном порядке в соответствии с законодательством РФ» в форме специальной статьи «Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками».
Однако ныне действующий базовый Федеральный закон «О гражданстве РФ» (ФЗ-2002), как и закон 1991 года, не содержит никаких прямых норм, предоставляющих и реализующих упрощенную процедуру приобретения гражданства соотечественниками как таковыми. За исключением внесенной в 2008 году льготы для участников Государственной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Программа переселения).
Следует отметить, что ФЗ-2002 дает также право на получение гражданства в упрощенном порядке нескольким категориям лиц, среди которых есть и те, кого можно отнести к соотечественникам, хотя в законе они так и не называются:
— бывшим гражданам СССР, не получившим иного гражданства;
— имеющим родителя, супруга, несовершеннолетнего или недееспособного ребенка — граждан России, проживающих в России;
— выпускникам российских учебных заведений, квалифицированным специалистам, инвесторам, предпринимателям – в соответствие с нормой, введенной в ФЗ-2002 в июле 2014 года, но заблокированной из-за отсутствия до сих пор необходимых поправок в «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства», утверждаемое Указом Президента.
Наконец, с апреля 2014 года ФЗ-2002 дает право на упрощенный прием в гражданство России «носителям русского языка», проживающим в России (т.е. имеющим вид на жительство), если они обязуются соблюдать российские Конституцию и законы, имеют законный источник существования и отказались от иного гражданства. Однако, чтобы воспользоваться правом на гражданство «носители русского языка» должны получить согласие иностранного государства и представить соответствующий документ от него (во всех других случаях требуется представить лишь копию своего нотариально заверенного заявления об отказе от прежнего гражданства). Закрепление в законе требования о предоставлении иностранной справки полностью парализовало инициативу Президента РФ о «носителях русского языка».
Таким образом обещанная ФЗ-о соотечественниках упрощенная процедура совершенно не касается основной массы русских и русскоязычных соотечественников, продолжающих проживать за рубежом Российской Федерации.
IV. Нормативное требование о необходимости отказа от гражданства чужого государства для приобретения российского гражданства является главным барьером на пути паспортизации основной массы российских соотечественников, проживающих за рубежом. В случае с «носителями русского языка» оно, как видим, вообще делает иностранное государство посредником, без согласия которого (справки) вообще невозможно участвовать в процедуре получения российского гражданства.
Требования об отказе от иного гражданства не вытекают из положений Конституции Российской Федерации, допускающих, как известно, двойное и множественное гражданство для гражданина РФ. Такое требование часто объясняется беспокойством за систему социальных и пенсионных гарантий гражданскому населению России. Опыт других стран, однако, свидетельствует о возможности решения вопроса о гражданстве без ущерба для государственного бюджета и социальных фондов (путем принятия законодательных ограничений на получение пенсий и т.д. гражданами, постоянно проживающими за рубежом и не производящими выплат в соответствующие социальные фонды).
Распространение российского гражданства среди соотечественников за рубежом, на наш взгляд, не угрожает внутриполитической стабильности в России. Хотя бы потому, что у нас введены и действуют ограничения на право занятия высоких государственных должностей для лиц с двойным или множественным гражданством. С другой стороны, широкая паспортизация российской диаспоры в странах СНГ, Грузии и Прибалтики является серьезнейшим ресурсом для проведения в жизнь политики Российской Федерации и влияния на политический и социокультурный климат в тех странах, где удельный вес российской диаспоры в составе населения значителен (Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония).
Заслуживает внимания точка зрения, что в случае, если бы Россия активно распространяла своё гражданство на Украине, то в 2013-2014 гг. наличие большого числа граждан России на Украине не позволило бы прибегнуть к террористическим методам для подавления противников государственного переворота и, соответственно, не дало бы повода к фактической гражданской войне.
V. Специфическими проблемами российского законодательства о гражданстве является также усложненная процедура получения гражданства детьми в смешанных семьях, проживающих за рубежом (требование согласия родителя- иностранца на получение ребенком российского гражданства). А также нераспространение на страны с безвизовым режимом въезда-выезда в Российскую Федерацию (например, Украину) положения о предоставлении политического убежища (политической эмиграции) в Россию (в соответствии с Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 746 от 21 июля 1997 г.).
Политэмиграция в РФ из стран СНГ – «секрет Полишинеля». Отказ от предоставления убежища политэмигрантам с Украины сегодня вынуждает их добиваться получения статуса участников программы добровольного переселения или «носителей русского языка». И то и другое чрезвычайно затруднено.
Прилагаемая к настоящей записке Программа законотворческой работы направлена на снятие большинства из указанных выше проблем предоставления российского гражданства нашим соотечественникам за рубежом. Её осуществление приведет к реальной консолидации русского зарубежья вокруг Российской Федерации, сравнимой, в определенном смысле, с эффектом «Русской весны» в Крыму в 2014 году.
Следует особо подчеркнуть, что предлагаемые решения, направленные на упрощение получения российского гражданства, касаются исключительно соотечественником за рубежом и не должны рассматриваться как форма либерализации законодательства о гражданстве для трудовых и прочих мигрантов в Российскую Федерацию. В связи с этим возникает необходимость уточнений некоторых положений действующего ФЗ-о соотечественниках, и, в частности, самого определения «соотечественник за рубежом», работа над которыми будет продолжена.
ПРОГРАММА ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ |
Внесение законопроекта |
|
1. |
О продлении действия главы 8.1 ФЗ «О гражданстве РФ» — (1 — о возможности получить гражданство РФ тем (лицам без гражданства и иностранным гражданам), кто въехал в Россию до ноября 2012 года и постоянно проживает в РФ; 2 – о признании гражданства РФ за теми, кто получил паспорт гражданина РФ до июля 2002 года, но в последствии его паспорт изъяли или признали недействительным) | Законопроект № 18889-7
Внес 2.11.16 — К.Ф.Затулин Принят ГД 9.12.16. Одобрен СФ 14.12.16. Подписан -19.12.16 Федеральный закон №462-ФЗ от 19.12.16. Вступил в силу 20.12.16 |
2. |
О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и в ФЗ «О правовом положении в РФ иностранных граждан» в отношении носителей русского языка (1 — отмена требования документа иностранного государства о выходе из его гражданства – распространение на «носителей русского языка» общей нормы об отказе от иного гражданства, 2 — снятие ограничения границами РФ; 3 — возможность пройти собеседование на статус «носителя русского языка» тем, кто родился или имеет родственников, родившихся на соответствующей территории, наравне с теми, кто проживал или имеет родственников, проживавших…) |
Законопроект № 69201-7 Внес 30.12.16 — К.Ф.Затулин На рассмотрении в Комитете по государственному строительству и законодательству |
3. |
О внесении изменений в часть 6 статьи 14 ФЗ «О гражданстве РФ» в отношении детей граждан РФ, проживающих за рубежом (о детях, находящихся за рубежом, родители которых имеют разное гражданство, одно – российское; снятие требования обязательного согласия второго родителя на получение ребенком гражданства РФ; такого требования нет, если ребенок находится на территории РФ). | Подготовка законопроекта (к внесению февраль 2017г. |
4. |
О внесении изменений в ФЗ «О правовом положении в РФ иностранных граждан» и в ФЗ «О беженцах» (о порядке предоставления в РФ политического убежища, о правилах нахождения на территории РФ и об упрощенной процедуре получения статуса временного убежища и беженца лицами, прибывшими в РФ в массовом порядке из зон вооруженных конфликтов, из стран, подвергнувшихся политическим переворотам; в интересах в т.ч. беженцев с Украины) | Подготовка законопроекта (к внесению март 2017г.) |
5. |
О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и в ФЗ «О правовом положении в РФ иностранных граждан» в отношении иностранных граждан, обучающихся в российских учебных заведениях на территории России (о праве получения вида на жительство на последнем курсе учебного заведения и праве на упрощенный порядок получения гражданства РФ по окончании учебного заведения). | Подготовка законопроекта (к внесению март 2017г.) |
6. |
О внесении изменений в ФЗ «О правовом положении в РФ иностранных граждан» в отношении лиц, прибывших на постоянное проживание в РФ и имеющих право на упрощенный порядок получения гражданства РФ в соответствии с ФЗ «О гражданстве РФ» (снятие для них промежуточной ступени – разрешения на временное проживание) | Подготовка законопроекта (к внесению апрель 2017г.) |
7. |
О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ»: — в статью 11 (дополнение ее таким основанием приобретения гражданства как «признание»); — дополнение статьей 12.1 «Признание гражданства РФ» за теми, кто был признан гражданином РФ по рождению в соответствии с частью второй статьи 13 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года № 1948-I на день вступления в силу данного закона (6 февраля 1992 года), не отказался от гражданства РФ, не зависимо от наличия иного гражданства и места проживания (с учетом того, что институт российского гражданства возник не 30.12.1922, а в 1917 году); — в часть 7 статьи 14 (в отношении участников Государственной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом — отмена требования регистрации по месту проживания в регионе вселения при наличии в нем миграционного учета); — в главу 8.1 (дать право на получение гражданства или вида на жительство соотечественникам, не урегулировавших свой правовой статус, прибывшим для постоянного проживания на территорию РФ ранее 13 ноября 2012 года (дата вступления в силу норм главы 8.1), а также право признания гражданства РФ за теми, кто получил паспорт гражданина РФ, впоследствии изъятый или признанный недействительным, если паспорт выдан до 1 июля 2001 года или позже, но ранее, чем за три года до момента обнаружения ошибки или пробела в документах по оформлению гражданства /в связи с истечением срока исковой давности для ФЗ «О гражданстве РФ, в соответствии со статьей 196 ГК РФ/). |
Подготовка законопроекта (к внесению март 2017 г.) |
8. |
О внесении изменений в ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (уточнение определения «соотечественник») | Подготовка законопроекта (к внесению июнь 2017 г.) |
9. |
О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» (предоставление права на прием в гражданство РФ соотечественников, определяемых таковыми по ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ, без отказа от имеющегося у них иного гражданства, независимо от места проживания) | Подготовка законопроекта (к внесению июль 2017г.) |