Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Рассмотрение в Госдуме вопроса двойного гражданства с Республикой Абхазия


        Госдума единогласно приняла федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об урегулировании вопросов двойного гражданства».

        Председательствующий  (В. В. Володин)

        Переходим к рассмотрению следующего вопроса под номером 4 — о проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об урегулировании вопросов двойного гражданства».

        Доклад сделает официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Михаил Юрьевич Галузин.

        Пожалуйста, Михаил Юрьевич.

        Галузин М. Ю., официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации.

        Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!

        Вашему вниманию представляется внесенный Президентом Российской Федерации проект федерального закона о ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписанного в Москве 27 сентября 2022 года. Соглашение нацелено на урегулирование правового статуса лиц, имеющих гражданство одновременно обоих государств, в том числе в области социального обеспечения, исполнения воинской обязанности, гражданской принадлежности детей. Оно воспроизводит принцип взаимных прав граждан Российской Федерации и Абхазии по приобретению гражданства одного государства без отказа от имеющегося гражданства. В нашей международной правовой практике такие прецеденты имеются, в частности, соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия от 20 сентября 2021 года.

        Особенностью соглашения с Абхазией, как и с Южной Осетией является введение в одностороннем порядке для её граждан упрощенного порядка приема в российское гражданство, что вытекает из наших обязательств по подписанному на высшем уровне Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24 ноября 2014 года, а также по Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 17 сентября 2008 года. Параметры такого порядка будут установлены Президентом Российской Федерации путем принятия соответствующего указа после вступления соглашения в силу.

        Поскольку соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, а его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина, оно подлежит ратификации, что и обговорено в его статье 11.

        Соглашение соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров Российской Федерации. Его реализация не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не потребует изменения действующих или принятия новых федеральных законов.

        Абхазская сторона завершила необходимые для вступления соглашения в силу внутригосударственные процедуры и выразила готовность к обмену ратификационными грамотами.

        Вступление соглашения в силу позволило бы углубить процессы интеграции между нашими дружественными странами, что особенно актуально в текущих геополитических реалиях.

        И поэтому, учитывая важность его реализации для дальнейшего выстраивания российско-абхазских союзнических отношений, прошу поддержать предложение о его ратификации.

        Благодарю за внимание.

        Председательствующий. Спасибо.

        Пожалуйста, содоклад Казбека Куцуковича Тайсаева. Пожалуйста, Казбек Куцукович.

        Тайсаев К. К., фракция КПРФ.

        Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи, друзья! Соглашение направлено на закрепление за гражданами сторон права на гражданство иностранного государства без отказа от имеющегося гражданства одной из сторон, а также на урегулирование правового статуса лиц, имеющих одновременно гражданство Российской Федерации и Республики Абхазия, в том числе в области социального обеспечения, исполнения воинской обязанности, гражданской принадлежности детей.

        Принятие законопроекта о ратификации соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.

        Комитет Совета Федерации по международным делам замечаний и предложений по концепции законопроекта не имеет. Комитеты Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, по обороне и безопасности, по социальной политике законопроект поддерживают. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет.

        Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.

        Исходя из вышеизложенного, прошу поддержать.

        Спасибо за внимание.

        Председательствующий. Уважаемые коллеги, вопросы, пожалуйста. Есть вопрос.

        Включите запись.

        Покажите список.

        Пожалуйста, Кузнецов Андрей Анатольевич.

        Подготовиться Матвееву.

        Кузнецов А. А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ».

        Спасибо.

        Вопрос такой на понимание. Вот в результате этого соглашения гражданин Абхазии имеет какое-то приоритетное право на получение гражданства Российской Федерации или какой-то упрощённый механизм? Или в этом смысле он в ту же очередь, так сказать, встаёт, те же условия выполняет?

        Спасибо.

        Галузин М. Ю. Значит, право на получение… Право на подачу заявления о получении российского гражданства в упрощённом порядке, согласно предлагаемому к ратификации соглашению, имеют те лица, которые до 26 августа 2008 года состояли в гражданстве Республики Абхазия и не утратили этого гражданства, лица, достигшие 18 лет и признанные дееспособными.

        То есть вот для них, для этой категории лиц будет разработан, в соответствии с опять же соглашением, отдельный указ президента об условиях и порядке упрощённого… об упрощённом порядке приёма… подачи заявления о приёме в российское гражданство.

        В настоящий момент проект такого указа разрабатывается профильными федеральными ведомствами, и эта работа близка к завершению.

        Спасибо.

        Председательствующий. Пожалуйста, Матвеев Михаил Николаевич.

        Подготовиться Грешневикову.

        Матвеев М. Н., фракция КПРФ.

        Михаил Юрьевич, скажите, пожалуйста, вот граждане, которые приобретают двойное гражданство, подлежат ли они призыву в Вооружённые Силы Российской Федерации и мобилизации или нет?

        Чем институт второго гражданства отличается от, двойного гражданства, отличается от второго гражданства, и насколько это действительно выгодно России, соглашения такие?

        Потому что мы имеем, допустим, Соглашение о двойном гражданстве с Таджикистаном, в результате которого за последние несколько лет 500 тысяч таджиков стали гражданами Российской Федерации, при этом ну большинство из них сохранили свое гражданство, и насколько я понимаю, есть проблемы, связанные с призывом в Вооруженные Силы и участием в специальной военной операции.

        Галузин М. Ю. Спасибо.

        Согласно соответствующей статье документа, Соглашения, лицо, имеющее гражданство и Российской Федерации, и Республики Абхазия, подлежит призыву в той стране, где оно проживает на момент призыва. Это первое.

        И второе хотел бы отметить, что если лицо, имеющее двойное гражданство, уже отслужило в армии по призыву, то на него уже не распространяется призыв в другой стране.

        Спасибо.

        Председательствующий. Пожалуйста, Грешневиков Анатолий Николаевич.

        Грешневиков А. Н., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ».

        Да, спасибо.

        Уважаемый Михаил Юрьевич, в средствах массовой информации обсуждается решение о том, чтобы запретить для россиян приобретать недвижимость в Абхазии.

        Как вы можете прокомментировать данное решение и данную информацию?

        Галузин М. Ю. Спасибо.

        Это один из вопросов, который поднимается в Абхазии со стороны, скажем так, оппозиционных сил, со стороны определенных средств массовой информации.

        Мы исходим из того, что есть, что в настоящее время приобретение недвижимости гражданами Российской Федерации, оно не запрещено, и мы, более того, надеемся, что в Республике Абхазия будут и далее приниматься меры, направленные на поддержание привлекательного инвестиционного климата в стране, с тем чтобы российский бизнес, российские граждане могли там осуществлять экономическую деятельность, в том числе путем приобретения недвижимости.

        Спасибо.

        Председательствующий. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Нет… Есть.

        Пожалуйста, включите запись на выступление.

        Покажите список.

        Затулин Константин Федорович, пожалуйста.

        Затулин К. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Уважаемые коллеги, может быть, и не стоило бы добавлять к уже прозвучавшим выступлениям, но были вопросы и были ответы на эти вопросы. И от лица фракции и по её поручению хочу предложить попросить депутатов проголосовать за ратификацию этого документа. Но, прежде всего, хочу отметить, что на момент признания независимости Абхазии абсолютное большинство граждан Абхазии одновременно являлись гражданами Российской Федерации, что, между прочим, и стало поводом к тому, что мы так активно выступили в поддержку Абхазии в момент конфликта, развязанного Саакашвили.

        Хочу обратить ваше внимание на то, что граждане Абхазии, имея двойное гражданство, конечно, могут принимать участие в жизни нашей страны, если они живут на территории Российской Федерации, наш закон этого не воспрещает. У нас нет никаких положений о втором гражданстве, но наша Конституция, наши законы не запрещают гражданину иметь гражданство другого государства. В данном случае речь идёт о государстве, которое признано нами и, как вы знаете, многими странами не признаётся как независимое, хотя мы настаиваем на том, что оно имеет на это право.

        Что касается призыва, что является, конечно, острым вопросом для нас в сегодняшней ситуации. Хочу отметить, что абхазские добровольцы принимают участие в военных действиях. Наверное, вы знаете о существовании бригады «Пятнашка» во главе с Ахра Авидзба — Героем Абхазии, который сражается в рядах ополчения в Донецкой Народной Республике. И есть уже жертвы, на территории Абхазии похороны состоялись тех, кто погиб в ходе этой специальной военной операции, граждан Абхазии и одновременно граждан России.

        Да, есть проблемы, которые касаются экономики, касаются раскрытия курортного потенциала Абхазии, собственности на землю и так далее.

        Они решаются, и должны решаться, и мы желаем, чтобы они решались быстрее. Но давайте представим себе, что нератификация этого соглашения, она скажется на отношениях между нами, и это совершенно ни к чему, когда на сегодняшний день и Россия, и Абхазия — это государства, которые поддерживают друг друга.

        Спасибо.

        Председательствующий. Спасибо.

        Полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово? Нет необходимости.

        Ставится на голосование 4-й вопрос нашей повестки.

        Пожалуйста, включите режим голосования.

        Покажите результаты.

        Результаты голосования (12 час. 39 мин. 14 сек.)
        Проголосовало за ……..  378 чел. …………  84,0 %
        Проголосовало против… 0 чел. ………….  0,0 %
        Воздержалось ……………..  0 чел. ………….  0,0 %
        Голосовало ………………  378 чел.
        Не голосовало…………… 72 чел. …………..  16,0 %

        Результат: принято

        Федеральный закон принят единогласно.

         

        Председательствующий  (В.В. Володин)

        Коллеги, вопросы есть? Есть.

        Пожалуйста, включите запись на вопросы.

        Это по ведению. Не может … .

        Покажите список.

        Пожалуйста, Отари Ионович.

        Аршба О. И., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Спасибо, Вячеслав Викторович. Я для чистоты отношений. Вооружённая фаза конфликта, как говорится, на самом деле войны в Абхазии началась 14 августа 1992 года. Саакашвили никак не мог быть во главе этого. Это началось при Гамсахурдии и продолжалось при Шеварднадзе. В этой связи прошу внести изменения в стенограмму. Мой коллега Затулин просто оговорился, видимо. Спасибо.

        Председательствующий. Спасибо, Отари Ионович.

        Но у нас иногда, видите, дискуссия переходит в рассуждение, где в основе нет предмета рассмотрения, а дальше – проблема. Так как уже не раз говорили: меньше слов – меньше срок.

        Председательствующий  (И.И. Мельников)

        По ведению Затулин Константин Федорович.

        Затулин К. Ф. Уважаемый Иван Иванович, вынужден отреагировать.

        Уважаемый Отари Ионович беспокоится о чистоте стенограммы. Я тоже об этом беспокоюсь. Я в твёрдой памяти и знаю, что происходило в Абхазии во время грузино-абхазского конфликта, который называется в Абхазии Отечественной войной абхазского народа. Я был в это время в Абхазии рядом с президентом Владиславом Ардзинба.

        То, что я сказал, касалось официального признания Россией Абхазии в 2008 году в ответ на провокацию Саакашвили и грузино-осетинский конфликт. Так что править меня не нужно.

        /