Вчера, 23 июля, в Государственной Думе по моему докладу во 2 и 3 чтении, т.е. в целом, принят закон, вносящий существенные поправки и изменения в миграционное законодательство. Вслед за этим проголосовали, тоже в целом, за необходимые поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Соавторами этих законом были депутаты от всех фракций: Дмитрий Вяткин и Константин Затулин (Единая Россия), Казбек Тайсаев (КПРФ), Сергей Леонов (ЛДПР), Антон Ткачёв (Новые люди), Николай Новичков (СРЗП).
О конкретных изменениях в законодательстве уже проинформировали СМИ. Публикуем полную стенограмму обсуждения первого законопроекта.
Как вы знаете, благодаря спикеру Государственной Думы Вячеславу Володину в ходе обсуждения был поднят вопрос о роли и ответственности Правительства и правоохранительных органов в инициировании изменения миграционного законодательства. В этом вопросе, очевидно, налицо настойчивое желание свалить с больной головы на здоровую. В своём выступления я особо отметил, что внесённые по инициативе депутатов законопроекты были приняты в Государственной Думе в первом чтении 18 июня, за 10 дней до прозвучавшей в наш адрес оскорбительной критики на Юридическом форуме в Санкт-Петербурге.
К сожалению, я не получил возможности ответить депутату с перебинтованной головой, получившему время для отстаивания отвергнутых нашим Комитетом (а затем и Думой) собственных поправок ко 2 чтению. Они были отвергнуты не из предвзятости, и даже не потому, что депутат Матвеев не явился их отстаивать на заседание профильного Комитета перед вторым чтением.
Эти поправки попросту не могли быть приняты, т.к. были или юридически безграмотны, как, например, употребление отсутствующих в нашем законодательстве терминов «бытовой конфликт», «титульные народы» или предложение запретить мигрантам носить с собой «колюще-режущие предметы», к которым, как известно относятся не только ножи, но и булавки, скрепки, ножницы, иголки и т.д. Или повторяли, как масло масляное, уже имеющиеся в законодательстве запреты (в законе «Об оружии», когда дело касается ножей или в запрете на публичную брань и оскорбления, за которые закон наказывает). Или исходили из идей, которые никто в здравом уме поддержать не может (например, объявление иностранца заведомо виновным в любом конфликте, в котором он оказался участником; требование переложить на совершеннолетних родителей наказание за проступки несовершеннолетних детей, вплоть до тюрьмы и депортации). Хотел бы я посмотреть на любого иностранца, в том числе нашего соотечественника, который решится поехать в Россию, где он заведомо лишён презумпции невиновности.
Вынужден сказать об этом потому, что Матвеев в своём самопиаре присваивает себе чужие заслуги («Дума заметила мигрантов! Матвеев внёс поправки!»). Законопроекты к подготовке которых он не имел никакого отношения приняты, а внесённые им поправки отклонены.
Я сочувствую Матвееву. Он, как и Трамп, подвергся нападению. Разница только в том, что Трамп при этом не снимал себя на смартфон. Матвеев гораздо прогрессивнее, у него все ходы записаны. Можете убедиться сами на выложенной им видеозаписи. Мои аплодисменты.
Константин Затулин
24 июля 2024 года
Председательствующий. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается ваше предложение.
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции) (второе чтение).
С докладом выступит Константин Фёдорович Затулин.
Пожалуйста, Константин Фёдорович.
Затулин К. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Профильный Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками вносит на ваше рассмотрение и голосование во втором чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции).
Напомню, что принятый нами в первом чтении законопроект вносит существенные поправки, дополнения и изменения в целый ряд законов, прежде всего, в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», закон «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации» и целый ряд других. Конкретно речь идёт о создании реестра контролируемых лиц об употреблении в отношении них режима высылки в случае, если иностранные граждане нарушают режим или условия пребывания в Российской Федерации. Условия пребывания (нахождения) иностранных граждан в России теперь оговариваются целым рядом обстоятельств, они изложены в законопроекте. По сути, это декларация лояльности законам Российской Федерации, нашим традициям и обычаям.
В этом законопроекте, который нами принят в первом чтении, сокращается срок пребывания в России иностранных граждан на безвизовой основе со 180 до 90 дней, то есть вдвое.
Придаются новые полномочия Министерству внутренних дел, которое теперь может заниматься депортацией и административной высылкой за пределы Российской Федерации без необходимости проведения по этому поводу судебных заседаний, то есть без суда в случае необходимости. И так далее, и так далее, и так далее.
Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что этот законопроект на самом деле внесён вместе с другим, который будет обсуждаться следующим в повестке сегодняшнего заседания,- о дополнениях в Кодекс об административных правонарушениях. Здесь профильным комитетом был Комитет по государственному строительству и законодательству и он будет докладывать следующий вопрос. Но оба эти законопроекта внесены по инициативе депутатов Государственной Думы на межфракционной основе. То есть представители всех фракций Государственной Думы являются соавторами этого закона.
И я хочу еще раз обратить ваше внимание, что эти законопроекты привносят на самом деле ну самые серьёзные за последнее время изменения в целый ряд важных положений, касающихся пребывания иностранных граждан в Россию, в том числе, конечно, и мигрантов. Конечно, законопроект не является исчерпывающим с точки зрения всех проблем, которые у нас существуют в совершенствовании миграционного законодательства.
Кстати говоря, сегодня вслед за принятием двух этих законов, если мы их примем, будет обсуждаться и другой законопроект, который внесён коллегой Калашниковым. Мы его тоже поддерживаем, он тоже касается внесения дополнений и изменений в миграционное, по сути, законодательство.
Мы в первом чтении приняли этот закон 18 июня этого года, и для всех беспокоящихся и волнующихся по поводу работы Государственной Думы хотел бы заметить, что это произошло как минимум за 10 дней до известных выступлений на юридическом форуме в Санкт-Петербурге. Инициатива, соответственно, была еще раньше. И мы не приняли бы и не разработали бы эти законопроекты, если нам не пришлось бы согласовывать их, с органами исполнительной власти, Министерством внутренних дел, Правительством, Администрацией Президента. Которые, конечно, в силу своей ответственности в вопросах миграционной политики обязаны высказать свои мнения. Мы не можем в отрыве от исполнительной власти осуществлять миграционный контроль, учёт и всё остальное. То есть эти законопроекты, включая поправки, которые мы сейчас будем обсуждать к этому законопроекту, прошли всестороннее обсуждение и согласование в партнёрских инстанциях.
К законопроекту, который был внесён в первом чтении, было внесено 39 поправок. Примерно половину из них Комитет поддержал, и они находятся в таблице № 1 поправок, которые идут на принятие по нашему предложению. И примерно половину из них (20 поправок) мы отвергли, они сведены в таблицу № 2.
Я призываю вас, уважаемые коллеги, проголосовать за предложение комитета, за принятие поправок, которые мы согласились принять к первому чтению. Они касаются, в том числе, таких вопросов как банковская тайна, возможность органам МВД получать сведения, необходимые для того, чтобы осуществлять режим высылки. Ведь этим законопроектом на самом деле мы ограничиваем иностранных граждан с момента попадания их в реестр контролируемых лиц в том, чтобы заниматься бизнесом, заниматься открытием каких-то юридических лиц, перечислять средства и так далее, кроме ограниченных случаев — на собственное проживание в определённой сумме. Вот для того чтобы всё это было учтено, мы рассмотрели и приняли целый ряд поправок.
Я хотел бы сказать, что реализация законопроекта будет мотивировать иностранных граждан соблюдать российское законодательство, поможет исключить возможность использования ими фиктивной легализации своего статуса и обеспечить безусловное удаление с территории России иностранных граждан, нежелающих соблюдать законодательство России.
При этом, хочу это подчеркнуть, это не антизакон,- как некоторые пишут «антимиграционное законодательство»,- это закон о наведении порядка в очень важной сфере в период очень сложных вызовов, которые стоят перед Россией.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Константин Фёдорович, за исчерпывающее выступление, доклад.
Будут ли замечания по таблице поправок № 1? У нас 19 поправок, комитет просит поддержать. Нет.
Ставится на голосование таблица поправок № 1.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 20 мин. 21 сек.)
Проголосовало за………………. 415 чел……………. 92,2 %
Проголосовало против…………. 0 чел……………… 0,0 %
Воздержалось……………………….. 0 чел……………… 0,0 %
Голосовало………………………… 415 чел.
Не голосовало……………………… 35 чел……………… 7,8 %
Результат: принято
Принимается единогласно таблица поправок № 1.
Будут ли замечания по таблице поправок № 2? 20 поправок. Есть. Пожалуйста, включите запись.
Вижу руку Матвеева.
Покажите список, пожалуйста.
Матвеев Михаил Николаевич. Пожалуйста.
Матвеев М. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович, у меня там 15 поправок со 2-й по 16-ю. Я попрошу их поставить отдельным голосованием, доложу одним докладом.
Прошу семь минут.
Председательствующий. В пять минут уложитесь?
Матвеев М. Н. В семь.
Председательствующий. В семь.
Матвеев М. Н. Ну, попробую.
Председательствующий. Семь минут.
Матвеев М. Н. Если что, не отключайте.
Председательствующий. 2-я… Да нет, ну как? Вы скажите, сколько вам времени надо, а дальше уже там таймер просто отключится. Не во мне вопрос.
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11-я. Правильно, да? 12, 13, 14, 15, 16-я. Так, Михаил Николаевич? Правильно.
Значит, уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16-й.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 22 мин. 27 сек.)
Проголосовало за……………… 349 чел…………… 77,6 %
Проголосовало против…………. 0 чел……………… 0,0 %
Воздержалось……………………….. 0 чел…………….. 0,0 %
Голосовало……………………… 349 чел.
Не голосовало……………………. 101 чел…………… 22,4 %
Результат: принято
Принимается таблица поправок № 2 за исключением названных поправок.
Пожалуйста, Матвеев Михаил Николаевич для обоснования поправок со 2-й по 16-ю, 7 минут времени, исходя из того, что вы попросили.
Матвеев М. Н. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемые коллеги, поправки, законопроект хороший, мы его поддерживаем, но попытались внесением поправок его сделать еще лучше.
В статье 2-й законопроекта говорится о том, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
Нам представляется, что эта формулировка слишком расплывчата, и в принципе, ставит равенство между наличием гражданства и его отсутствием.
Поэтому предлагается все-таки либо ее конкретизировать, либо исключить, вот, соответственно, поскольку конкретизация потребует внесения больших изменений, предлагаем ее исключить.
Далее. У нас есть в пункте 2-м, описывается, какими, от чего должен воздерживаться иностранный гражданин. Ну там много правильных вещей, там и ЛГБТ, и роль в Великой Отечественной войне, но почему-то там отсутствует собственно то, что вызывает наибольшее количество возмущения у людей, а именно необходимость избегать бытовых конфликтов с гражданами России, не только с самим государством. То есть проявлять уважение к российским пожилым людям, женщинам, детям, подросткам, не проявлять к окружающим агрессии, не использовать бранные слова в общественных местах.
Также предлагается дополнить туда, отказаться от требований формирования культурно-религиозной инфраструктуры на местах пребывания иностранных граждан, потому что, ну послушайте, такого нет ни в одной стране мира.
В Турцию, когда миллионы русских туристов ездят, там же не строят храмы для них, а здесь они требуют себе дополнительные религиозные сооружения.
Отказаться от ношения с собой колюще-режущих предметов, потому что это колоссальная проблема, МВД это хорошо знает.
Воздержаться от демонстрации своих, значит, отправления религиозных обрядов в общественных местах, которые не предназначены для этого.
И воздержаться от негативных публичных высказываний, в том числе, в социальных сетях в адрес России, её народов, культуры, обычаев, духовнонравственных, религиозных, светских ценностей, а также внутренней и внешней политики. Полагаю, это очень важно.
Кроме того, предлагается, чтобы иностранные граждане, которые не относятся к высококвалифицированным специалистам, не должны иметь возможности осуществлять в прибытии в Россию своих неработающих членов семьи и, соответственно, предоставлять в частности в образовательные учреждения места для такого рода детей, которые должны туда приниматься только при условии сдачи экзамена на знание русского языка.
Полагаем… И, кроме того, предлагается, чтобы ответственность за правонарушения, которые совершают несовершеннолетние дети, родители несли в полном объёме. У нас сейчас согласно статистике Следственного комитета на 70 процентов выросло количество преступлений среди детей мигрантов в 2024 году за первые четыре месяца.
Есть предложение, чтобы статус гражданина, находящегося в режиме выселки (это очень важное предложение), не распространялся на наших соотечественников, которые могут претендовать на статус репатриантов, то есть на русских, белорусов, украинцев, представителей других коренных народов. Потому что это хорошо, когда МВД получает возможность выселки без суда людей, но в депутатской практике моей и других депутатов, есть очень немало историй, когда приходится в ручном режиме решать вопрос о том, чтобы предотвратить выселку русского человека, который здесь много лет живёт, и его депортируют из России. То есть, на мой взгляд, это недопустимо.
Далее. Есть важная поправка, касающаяся статьи второй законопроекта, где речь идёт о реестре контролируемых лиц. Дело в том, что там упустили одну фразу. Мы полагаем, что после слов «со дня, следующего за днём истечения срока» необходимо добавить слова: «в том числе постановки на миграционный учёт по месту пребывания». Это позволит вносить в режим выселки иностранцев, не вставших на миграционный учёт в установленный срок — это 7, 15, 30 дней. Таких нарушителей очень много.
И полагаем, что в сведения о контролируемом лице, которое вносится в реестр контролируемых лиц, нужно также вносить сведения о смене имени, фамилии, об административных правонарушениях и наличия судимости, в том числе в стране исхода, поскольку понятно, что эти лица могут поменять потом свою фамилию или могли её уже поменять, и наша система правоохранительная должна это знать. И, естественно, лица, которые уже имеют судимость, в стране исхода полученную, они не должны въезжать в нашу страну. То есть я напомню, что, например, один из террористов «Крокуса» был осужден за педофилию у себя на родине в Таджикистане, но это не помешало ему въехать в нашу страну.
Полагаем, что должны также предоставляться сразу реквизиты депозита иностранного гражданина в федеральном органе исполнительной власти на случай возможной депортации.
Полагаем, что в случае принятия решения о высылке несовершеннолетнего, с ним должен высылаться не только его законный представитель, но и ближайшие родственники, среди детей иммигрантов становятся часты сейчас, к сожалению, преступления экстремистской направленности, в частности, появляются этнические банды, которые избивают детей местного населения, и появление таких банд было бы невозможно при правильном воспитании детей со стороны родных. Если этого не происходит, то ценность таких родных для российского общества отрицательна, и они должны покинуть Россию вместе со своими детьми экстремистами.
Ну и последнее, о чем бы я хотел сказать, у нас в статье 4 предлагается ввести требование уважать многообразие религиозных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации. Ну знаете, не совсем понятно, почему ключевым словом здесь является «многообразие», а не сами региональные и этнокультурные уклады. То есть поэтому предлагается не многообразие уважать заставлять приезжающих к нам мигрантов, а уважать, собственно, сами региональные и этнокультурные уклады жизни народов Российской Федерации, а также правила светского государства и, кроме того, проявлять уважение к храмам, культовым сооружениям, религиозным обрядам, священнослужителям и представителям иных, нежели у данного иностранного гражданина религий. Потому что мы видим достаточно большое количество преступлений, которые совершаются и в наших храмах со стороны приезжающих мигрантов, которые, возможно, просто не в курсе о том, что нужно себя соответствующим образом вести в чужой стране, уважая не только свою религию, но и другие.
Вот такие поправки предлагается поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Константин Фёдорович, ответы по поправкам со 2-й по 16-ю.
А можно я вначале, Константин Фёдорович, вам вопрос задам и автору поправок? Михаил Николаевич? А скажите, пожалуйста, какая позиция правительства по поправкам, которые мы сегодня выносим на отклонение? Где у нас полномочный представитель правительства? Пожалуйста, найдите. Обсуждается важнейший вопрос. Вот у нас все перенесли дискуссию в публичную плоскость. Вот здесь в этом зале правильно было бы, чтобы и министр труда и социальной защиты был, и министр внутренних дел, руководитель Следственного комитета, прокуратуры при обсуждении важнейшего вопроса регулирования сферы миграции. Мы сегодня с вами принимаем решение очень жёсткое. Кто автором является этого решения? Депутаты. Не правительство, ни контрольно-надзорные органы, не правоприменители, те, кто, сталкиваясь, видят, что надо искать решение проблемы. Михаил Николаевич, задайте вопрос тем, кто должен был вас поддержать. А вы сейчас тренируете своих коллег. (Аплодисменты.) Демагогия и популизм разрушительны, так же, как интриги. Плесень гибнет на свету. А что, не так? Так.
Поэтому, Александр Юрьевич, позиция правительства, контрольнонадзорных, правоохранительных органов по поправкам со 2-й по 16-ю. Какая? Полномочный представитель правительства.
Синенко А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе.
Уважаемые коллеги, это весьма чувствительные вопросы, они постоянно в фокусе обсуждения всех наших федеральных органов исполнительной власти, всегда обсуждаются с привлечением широкой общественности, особенно в разрезе нынешней ситуации. Мы понимаем, что всевозможные инциденты, которые сейчас стали… не сплошь и рядом, а просто безобразного какого-то количества, они все, естественно, обсуждаются в средствах массовой информации, подсвечиваются нашими блогерами и, конечно, находят отклик в том числе и в федеральных органах исполнительной власти. Мы не можем равнодушно к этому относиться. Соответствующие команды даются и на места, и правоохранительным органам, возбуждаются уголовные дела оперативно. Причём, обратите внимание, они не спускаются на тормозах, возбуждаются по самым серьёзным составам Уголовного нашего кодекса. И я вас уверяю, что все они будут доведены до логического завершения. У нас есть все механизмы для того, чтобы оперативно реагировать на эту ситуацию, есть данные о количестве мигрантов, которые были высланы за пределы Российской Федерации. Это достаточно большое количество. Это ещё раз свидетельствует о том, что наши правоохранительные органы, Министерство внутренних дел, другие, которые привлечены к этому процессу, самым внимательным образом реагируют на эту ситуацию.
То, что касается поправок, то в данном случае мы полностью солидарны с Константином Федоровичем, что это именно так нужно поступить в данном случае.
Спасибо.
Председательствующий. Александр Юрьевич, позиция Константина Федоровича вынужденная. Он обязан учитывать ваше мнение, поэтому давайте мы всё-таки расставим точки на свои места.
Действительно, тема миграции очень важная, закон принимаемый крайне необходим. Мы наводим порядок в этой сфере. Но у нас ряд ведомств занимаются демагогией. Мы ждём от них конкретных законодательных инициатив либо пускай правительство вносит.
Трудовая миграция — Министерство труда и социальной защиты. Вопросы, связанные с выдворением, регистрацией — Министерство внутренних дел. Следственный комитет обязан осуществлять подготовку законодательных актов, направлять вам свои предложения. Где эти предложения? Мы их примем. (Аплодисменты.) Примем, дайте нам их.
Прокуратура, где предложения? А мы сейчас отклоняем, потому что нет поддержки со стороны как раз этих министерств. Вот о чём речь идет.
Поэтому предлагаю подготовить при принятии данного законопроекта в постановление поправки, где запросить у правительства правильно будет предложения по дальнейшему наведению порядка. Мы будем этим заниматься, но этим должны заниматься правоприменители, которые работают, сталкиваются с проблемами.
Вот Матвеев столкнулся с проблемой. Видите, сколько у него предложений? Но каждый день сталкиваются с такими проблемами и полицейские, и следователи, и прокуроры. Ну, и, конечно, когда речь идет о Министерстве труда и социальной защиты, других профильных министерствах, они же работают с мигрантами, ну, вот давайте мы их и пригласим, и выслушаем, и, с другой стороны, найдем решение, потому что граждане к нам обращаются, требуют от нас, а мы должны спрашивать с руководителей федеральных министерств, правительству об этом говорить.
Поэтому вот, коллега Матвеев, по каждой из этих поправок, если бы были решения со стороны правительства, комитет поддержал. Так, Константин Фёдорович?
Затулин К. Ф. Вячеслав Викторович, по этим поправкам мы, к сожалению, далеко не всегда можем что-либо поддержать, потому что они противоречат, я это сейчас объясню, в целом ряде случаев законодательству Российской Федерации. А я хотел бы поддержать ваше предложение о том, чтобы обсудить эти вопросы с представителями всех ведомств, которые имеют отношение к миграции, не только МВД.
Мы давно предлагали, наш комитет, провести парламентские слушания, мы откладывали это именно ожидая, что правительство внесёт свои предложения, по их просьбе мы откладывали это обсуждение. Но я хочу поддержать представителя правительства, по всем поправкам, которые сегодня обсуждаются, мы консультировались и с правительством, и с Администрацией президента и по отклонённым, и по принимаемым. Я сейчас готов вам…
Председательствующий. Вот Константин Фёдорович, он хочет быть, ну, если хотите, в этих вопросах держателем таких серединных решений, которые очень тяжело сформулировать. Потому что на самом деле уже многое просто наболело и многое перезрело, о чём говорит и Матвеев, и о чём говорят ряд других депутатов.
Поэтому, Константин Фёдорович, нам придётся приглашать, спрашивать и говорить. А вот, знаете, если бы были решения со стороны министерств и правительства, думаю, что большинство депутатов поддержали бы эти поправки, даже если вы были бы против, поддержали. Потому что надоело на самом деле, мы слышим одно и то же самое, предлагайте решения по наведению порядка. Об этом речь идёт, об этом. Да, не вздыхайте, да, вот. Да я тоже хочу, просто у нас получается так: практически все законодательные инициативы принадлежат депутатам, но все у нас радеют за решение вопросов, а виноваты депутаты.
Поэтому давайте спросим с тех, кто обязан этим заниматься. У нас есть уполномоченный орган в сфере трудовой миграции. Кто? Министерство труда. Кто отвечает за миграционную политику в сфере регистрации мигрантов и выдворения? МВД.
Об этом речь идёт. Ну давайте приглашать их тогда. А сейчас мы будем 16 поправок отклонять.
Михаил Николаевич, снимите своё предложение, понимаете, о чём речь идёт. Вот, видите, позиция. Ваши коллеги не против вас, просто есть законотворческий процесс, где мы должны учитывать мнение тех, кто говорит: мы не можем реализовать эти нормы. Понимаете, о чём речь идёт? Зачем вы будете тренировать ваших единомышленников?
И совет вам. Не надо никому желать, чтобы их по голове ударили. Они за вас переживают и сейчас поддержали бы, но вот Александр Юрьевич высказал позицию. Но есть те, кто заблуждается или считает, что это всё вот так должно быть. Не должно быть так, высылать надо тех, кто нарушил наши законы. Не надо пускать тех, кто не знает языка, не уважает наши традиции, не уважает культуру. Вот, исходя из этого, надо наводить порядок и принимать решение, тогда будет всё нормально. (Аплодисменты.) Как это сделать? Давайте искать решение.
А переваливание ответственности и интриги ни к чему, потому что в любом случае люди ждут результата. Поэтому здесь не слушания надо проводить, потому что на слушаниях вот одного Матвеева достаточно, он вам свою повязку покажет, вот вам слушания. Значит, а нам надо пригласить представителей правительства при рассмотрении очередных вопросов.
Вот так же, смотрите, вот Макаров пригласил Минфин, пригласил Минтруд. Почему, Константин Фёдорович, вы не пригласили три министерства? Взяли бы, их пригласили, мы бы сейчас им вопросы задали, почему они не поддерживают поправки Матвеева?
Затулин К.Ф. …разберём и объясню, почему мы не поддерживаем.
Председательствующий. Нет, подождите, вы сейчас разбираться будете с точки зрения того, что не будет согласования. Мы понимаем с вами. Ну как нет?
А для меня это аргумент, и для многих аргумент, потому что не все с вами лично согласятся, а с правительством согласятся, потому что они не могут реализовать, либо спорить будем с правительством. Зачем на себя брать-то это? Об этом речь идёт. Так, коллеги, или нет? (Аплодисменты.) Вот и всё.
Пожалуйста, Матвеев.
Минуточку.
Пожалуйста, включите Матвееву.
Матвеев М. Н. Большое спасибо за то, что вы сейчас сказали. Конечно, важнее результат, чем само голосование, которое можно сейчас спрогнозировать, исходя из того, что вообще-то все, вы абсолютно здесь правы, все законопроекты депутатские, которые отклонялись в этом зале, они отклонялись при наличии отрицательного заключения правительства, и правительство здесь должно разделять ответственность за то негодование, которое есть у наших жителей.
Поэтому я сниму сейчас, Вячеслав Викторович, я сниму сейчас эти поправки с учётом состоявшегося разговора. Тем более что в комитете, когда мы с Леонидом Ивановичем обсуждали эту проблему, я хотел бы его поблагодарить за то, что заседания происходили очень открыто, была договорённость о том, что отклоняемые поправки, те, которые из них, скажем так, разумные, да, можно будет потом оформить в виде отдельного законопроекта. И я не настаиваю абсолютно на том, чтобы они были от моего имени, более того, мне бы хотелось, Вячеслав Викторович, чтобы они, допустим, были от вашего имени.
Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, есть предложение, исходя из заявления автора поправок, Михаила Николаевича Матвеева, отменить предыдущее голосование, вернуться к таблице поправок № 2 с 20ю поправками и вынести уже на голосование в целом таблицу.
Спасибо, Михаил Николаевич.
Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений.
Ставится на голосование предложение по отмене ранее принятого решения по таблице поправок № 2.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Из зала. За, коллеги, за.
Председательствующий. За, конечно, коллеги. Либо давайте по каждой поправке будем, 14 поправок. Для Матвеева понятно. Для всех всё понятно.
И для Александра Юрьевича всё понятно. Ближайший законопроект, который будем рассматривать по теме миграции, обязательно приглашайте на системной основе представителей ведомств, которые отвечают за эту сферу, а она очень болезненна, она крайне важна. Мы должны принимать решения взвешенные, аргументированные, но эффективные, снимать проблемы, которые существуют, и заставлять работать тех, кто хочет подменить это демагогией и лозунгами, наше право.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 44 мин. 46 сек.)
Проголосовало за………………. 410 чел 91,1 %
Проголосовало против…………… 0 чел 0,0 %
Воздержалось…………………………. 0 чел 0,0 %
Голосовало…………………………. 410 чел.
Не голосовало………………………. 40 чел 8,9 %
Результат: принято
Принимается единогласно.
Мы отменили ранее принятое решение.
По инициативе автора выносится на голосование таблица поправок № 2. В ней 20 поправок. Комитет просит их отклонить.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Таблица поправок. За.
Иначе мы ушли бы с вами минимум до конца дня, вот Жуков говорит. Это вот спасибо. А так полемика ради полемики, но при этом, Александр Юрьевич, это вопросы к вам и тем, кого нет.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 46 мин. 10 сек.)
Проголосовало за……………….. 303 чел………….. 67,3 %
Проголосовало против…………… 0 чел……………… 0,0 %
Воздержалось……………………….. 18 чел……………. 4,0 %
Голосовало………………………… 321 чел.
Не голосовало……………………… 129 чел………….. 28,7 %
Результат: принято
Принимается таблица поправок № 2. Поддерживается решение комитета об отклонении 20 поправок.
Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под номером 12. Второе чтение.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 47 мин. 07 сек.)
Проголосовало за………………… 416 чел………………. 92,4 %
Проголосовало против…………… 0 чел…………………. 0,0 %
Воздержалось…………………………. 0 чел………………… 0,0 %
Голосовало……………………………….. 416 чел.
Не голосовало……………………….. 34 чел………………… 7,6 %
Результат: принято
Законопроект во втором чтении принят единогласно.
Поздравляю, уважаемые коллеги.
Поступают предложения расширить состав участников, пригласив еще министра экономического развития на разговор.
Предлагайте, коллеги, кто нам необходим еще будет.
Пожалуйста, включите микрофон центральной трибуны.
Затулин К. Ф. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Я хотел бы только сказать, что мы этим и руководствовались, желанием учредить реестр, как вы знаете, это было в первоначальном тексте, вы это поддержали.
Всё, что касается поправок, я не буду сейчас обсуждать, коль скоро они сняты, но поверьте, тут есть о чем говорить.
А главное, что я хотел бы сейчас сказать, это то, что законопроект полностью прошел всю необходимую экспертизу и мы просим поставить его в третьем чтении.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы рассмотрим данный законопроект в процедуре третьего чтения? Нет возражений.
Но, Константин Федорович, хоть он и прошел, хоть мы все поддержали и отклонили таблицу поправок № 2, правильно было бы отдельно обсудить поправки Матвеева с представителями министерств и ведомств, и правительства.
Мы не должны искать легких путей, мы все разные, но в этом сильная сторона парламента. Мы представляем наших граждан.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. У него травма.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Вы не гуманны.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Профессор Матвеев, обратите внимание, что я могу сказать?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Пожалуйста, включите микрофон коллеге Затулину.
Затулин К. Ф. За принятие и отклонение поправок Вами предложенных голосовали все члены Комитета. В комитете, напомню, кроме депутатов от «ЕДИНОЙ РОССИИ», депутаты от КПРФ: Зюганов, Калашников и Тайсаев, и все поправки были проголосованы единогласно.
Я просто объясню. Очень хотелось бы принять, но лучшее — враг хорошего. Но если мы, например, сомневаемся в статье Конституции, в которой сказано, что иностранцы у нас имеют на территории России равные с нами права, если иное не оговорено федеральным законодательством. Мы не можем это выбросить. Своим законопроектом противоречить Конституции.
Председательствующий. Константин Фёдорович, если иное не определено законодательством. Давайте определять — об этом речь идёт. Верно. Но должны уважать наши законы, учить язык. А вы знаете, что с этим происходит? Фирмы организовали частные, продают эти все свидетельства о знании языка. Никто язык не знает, но при этом бумаги, всё в порядке.
Кто должен наводить-то? Кто разрешает и кто отдаёт эти полномочия? Я вам скажу. Министерство, передавая, создавая эти АНО разные и так далее. Об этом речь идёт. Это наше право, поэтому мы-то как раз и хотим, чтобы и порядок был наведён, и законы были качественные, ну и самое главное, чтобы те, кто за это отвечали, отвечали.
Поэтому не надо входить ни в чьё положение. В наше же никто не входит. Нам надо идти избираться, а люди спросят: а что сделали? И никому не объяснишь это, то, что нам иногда объясняют.
Коллеги, поступило предложение от Константина Фёдоровича Затулина, учитывая подготовленность законопроекта и то, что его ждут у нас люди, порядок надо в этой сфере наводить, можно рассмотреть данный законопроект в процедуре третьего чтения сегодня. Так, Константин Фёдорович? Так. Поддерживаем? Поддерживаем.
Переходим к рассмотрению законопроекта в процедуре третьего чтения. Будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Есть желающие? Есть желающие.
Включите запись.
Включите запись. Яровая выступит.
Покажите результаты.
Матвеев, фракция КПРФ, Новичков Николай Владимирович, Яровая Ирина Анатольевна, «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Калашников Леонид Иванович, КПРФ. Не может. Фракция должна решить, а вообще два депутата от Самарской области, начинают конкурировать. От фракции кто, Николай Васильевич? Коломейцев, кто будет выступать от фракции? Калашников. Извините, Михаил Николаевич. Я вам тоже руку пожимаю, и здоровья желаю.
Пожалуйста, Новичков Николай Владимирович, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ…». А, Калашникова просите, извините, пожалуйста, Калашников вместо Матвеева.
Леонид Иванович…
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Кого? Кто стравил?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. В партии КПРФ, правопреемницы КПСС всегда в основе были дискуссии, почему и появилась партия большевиков.
Вот вопрос другой: Калашников большевик или большевик Матвеев? Сейчас посмотрим.
Пожалуйста, товарищ Калашников.
Калашников Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ.
Спасибо, Вячеслав Викторович.
Мы, должен сказать, что, конечно же, мы профессионально на комитете обсуждали этот многострадальный закон и вовсе не в связи, в том числе с выступлениями некоторых представителей правительства, этот законопроект давно у нас был внесен в первом чтении, он ушел в регионы. Поэтому не связывайте его с популизмом отдельных людей, в том числе и, значит, некоторых нареченных там какими-то должностями, нам он дался тяжело этот закон, мы его внесли действительно от всех депутатов фракции.
И он заключается в следующем. Чтобы вы поняли, там три вещи есть, которые немедленно надо вводить, чтобы они начали осенью уже работать.
Первое. От суда к милиции передаём, чтобы проще было принимать решение о выдворении.
Второе. Реестр, по которому они не могут только 30 тысяч снять на месяц, чтобы жить на них, а там остальное — ни жениться, ни на машину сесть, никуда.
И третье. Соглашение о лояльности так называемое, по которому то, о чём и Михаил говорил, что в храмы заходить, уважать культуру и так далее, оно такое большое и расплывчатое, они его не будут подписывать, но они его признают. Конечно, его надо сейчас принимать. Его можно улучшить, но лучшее действительно враг хорошего.
Неправда, что коммунисты все голосовали и голосуют одинаково с другими фракциями. Например, я воздержался, потому что, ну, будет товарищ по партии. Но при этом я понимаю, что надо быстрее этот закон принимать. Быстрее. Призываю перейти от слов к делу.
Потому что на самом деле у нас будет следом мой закон, который я внёс. Там, например, вводится впервые дактилоскопия во всех аэропортах Москвы. Мы пригласили и зама мэра. На комитетах у нас всегда, кстати говоря, Вячеслав Викторович, чтобы вы знали, всегда министры, замы министров и вице-премьер к нам ходит довольно часто. И мы спрашиваем будь здоров.
У Ирины Анатольевны Яровой, когда мы создали комиссию, которая заседала, присутствовали все, в том числе силовые структуры, и мы обсуждали в том числе и этот малый так называемый закон.
Готовится ещё один законопроект нами, здесь в Думе. Когда я говорю, в том числе и некоторым в правительстве, вы что, вы где живёте, вы говорите о рабочей группе, которую возглавляет Медведев, вы говорите о Г оликовой, которая возглавляет правительственную комиссию по миграции. Вы все члены правительства, идите туда, предлагайте, и правительство выносит как имеющее право законодательной инициативы. Вы что прячетесь сразу все? Вы не можете сказать ни о том, ни о другом, ни о третьем? Ни о президенте, ни о Мишустине, ни о Голиковой? А, значит, легче всего. Так Дума-то работает, Дума приглашает, Дума занимается. Дума это делает, не дожидаясь никаких ваших или других окриков. Но она может быть, эта работа, незаметна. Но совершенно правильное замечание — иногда правительство ставит больше пакли в колёса, чем сопровождает эту нашу работу положительными откликами.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Леонид Иванович. (Аплодисменты.)
Представитель «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ», Новичков. Сняли?
Пожалуйста, включите микрофон Новичкову, потому что здесь у меня отозвано ваше выступление, Николай Владимирович.
Новичков Н. В. Вячеслав Викторович, спасибо.
Собственно, я хотел как автор законопроекта, соавтор законопроекта призвать коллег проголосовать, поддержать эти меры. И призвать всех нас работать дальше для решения этих вопросов, которые ставят перед нами люди. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо вам большое.
Пожалуйста, Яровая Ирина Анатольевна, «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Вопрос очень серьёзный, поэтому такое внимание уделяем.
Яровая И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, как вы помните, по поручению Председателя Государственной Думы и по решению палаты была создана межфракционная рабочая группа в марте месяце по вопросам безопасности и миграционной политики по анализу законодательства.
Уважаемые коллеги, мы должны понимать следующее, что сегодня именно парламент является тем субъектом инициативным, который фактически поднимает проблемы, которые требуют реального действия и исполнения на уровне совершенно разных ФОИВов.
Наша площадка, мы не публичили это, мы не делали это показным, но мы вели очень серьёзный, ответственный диалог с анализом всей информации.
И я вас уверяю, что многим ведомствам было крайне сложно отвечать на наши вопросы, потому что мы сделали глубокий и системный анализ. И та законодательная инициатива, которую мы сегодня рассматриваем, это в том числе результат той работы, которую мы провели за это время. Но помимо этого уже сейчас нами подготовлены законопроекты, которые мы направили во все министерства уполномоченные, всем правоохранителям и получили уже обратную связь о поддержке, но это именно авторы депутаты Г осударственной Думы. О чём они? Сегодня многие преступления совершаются не трудовыми мигрантами, а теми субъектами, которые незаконно легализованы на территории Российской Федерации. И в основе таких преступлений есть еще должностные преступления, злоупотребление тех субъектов, которые, пренебрегая законом и интересами Российской Федерации, способствуют нелегальной миграции, обеспечивают выдачу фиктивных документов. Именно поэтому сегодня парламентом инициируется вопрос об отнесении к особо тяжким и тяжким преступлениям всего того, что сопряжено с организованной нелегальной миграцией, с содействием этой преступной деятельности. Мы относим к категории отягчающих вину обстоятельств пребывание незаконное на территории Российской Федерации и совершение правонарушений.
Именно парламент сегодня через закон требует и устанавливает прямой запрет на передачу полномочий по экзаменации мигрантов, по исключению любых посредников. Именно парламент сегодня ставит вопрос о внесудебной блокировке всей рекламы по предоставлению так называемых быстрых услуг по легализации мигрантов в обход существующих правил и процедур.
Но совершенно справедливо ставит вопрос Вячеслав Викторович: а кто должен был инициировать эти вопросы? Разве не те, кто обеспечивает реализацию этих полномочий? Да, именно так, но парламент, обладая волей и обладая контрольными полномочиями, будет настаивать на целом ряде решений, несомненно.
Но мы сегодня сделали ещё и глубокий анализ по системе выдворения. И вот буквально сейчас, работая над документом, который связан с тем, чтобы во всех регионах Российской Федерации провести дополнительную работу, потому что именно на нашей площадке мы пригласили руководителя службы судебных приставов России, мы пригласили заместителя руководителя МВД России, у нас все правоохранители, мы задали прямые вопросы по исполнению закона. О том, чтобы не только закон был принят, как мы его видим, но чтобы он был и обеспечен неукоснительно, и чтобы не было таких фактов, которые произошли на улицах Самары или в других городах. Такого беззакония и произвола чтобы не было, чтобы не было преступлений лицами, которые незаконно пребывают на территории нашей страны.
Поэтому, Вячеслав Викторович, предложение. Поскольку это обращение Мишустину готовили от нашей рабочей группы, возможно, его есть смысл сделать от всего парламента, потому что во исполнение этих решений, которые мы принимаем сегодня, нужно потребовать, именно потребовать изменения в постановление Правительства Российской Федерации в части организации тех приемников и тех распределителей, которые существуют для содержания этих лиц и для обеспечения процедуры выдворения.
Поэтому, уважаемый Вячеслав Викторович и уважаемые коллеги, мы продолжим эту работу по вашему поручению, но должна уже сегодня сказать: инициативы парламента гораздо серьёзней того плана мероприятий, который предложен правительством.
42 пункта, их требуют вообще рассмотреть очень внимательно, потому что 42 пункта — наполовину это сплошные мониторинги. Коллеги в правительстве, нужно уже не мониторингом заниматься, а реальным решением вопросов.
Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Ирина Анатольевна.
Уважаемые коллеги, в связи с выступлением Ирины Анатольевны есть два конкретных предложения.
Первое, давайте мы подготовим соответствующее постановление в виде обращения председателю правительства по вопросу, который нас всех волнует. Есть подзаконные акты, которые требуют корректировки. Есть вопросы в рамках ведомств, которые требуют решения, о некоторых из них уже говорил: и приём языка экзаменов, и регистрация, надо это всё изучать. И в регионах ситуация разная, во многом она зависит от того, насколько эффективно и ответственно работают именно профильные ведомства. Надо работу эту изучить, проанализировать, дать оценки.
И вот в связи с этим ещё одно предложение. Мы создали рабочую группу, она работает в еженедельном режиме, возглавляет её Ирина Анатольевна по вопросам миграционной политики. Есть предложение повысить статус рабочей группы до комиссии, учитывая значимость вопроса, поручить Ирине Анатольевне её возглавить и нас информировать ежемесячно о проводимой работе, участии в этой комиссии представителей министерств, ведомств. Если необходим промежуточный доклад будет с участием коллег из правительства, Ирина Анатольевна, выносите этот вопрос на заседание, мы будем заслушивать. Предложение профильным комитетам: комитету по делам соотечественников, комитету по вопросам межнациональных отношений, комитету по госстроительству, комитету по безопасности войти в состав данной комиссии, а также представителям фракций.
Нет возражений? Нет. Мы, исходя из проблемы, должны самоорганизоваться, принять решение, которое позволит выйти уже на результат.
Ирина Анатольевна, спасибо вам за то, что вы в это во всё вникли. Более того, насколько знаю, вы собираетесь, вырабатываете решение, сейчас вам будет проще, учитывая, что решение о комиссии принимается Думой, о вашем председательстве Думой. Мы надеемся, что вы также войдёте в состав всех структур правительственных, Александр Юрьевич, чтобы Яровая могла принимать участие в комиссиях правительства, взаимодействуя и делая всё для того, чтобы в итоге появились законы.
Поддерживаем, коллеги? Поддерживаем. (Аплодисменты.)
Переходим к голосованию по 12-му вопросу. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Третье чтение.
Пожалуйста, включите режим голосования. Голосование поимённое.
Пожалуйста, включите режим.
А вот теперь вопрос задайте, кто не ходит на заседания. Такие проблемы решаем, законы рассматриваем. Где они?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Как им задашь? Осенью будем снимать полномочия, Николай Васильевич. Провели ротацию, теперь полномочия
снимем. А дальше останутся те, кто хочет работать, им надо создавать условия.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 06 мин. 10 сек.)
Проголосовало за………………. 420 чел……………. 93,3 %
Проголосовало против………….. 0 чел………………. 0,0 %
Воздержалось………………………… 0 чел…………….. 0,0 %
Голосовало………………………… 420 чел.
Не голосовало………………………. 30 чел…………….. 6,7 %
Результат: принято
За — 420, против нет, воздержавшихся нет. И явка выросла.
Поздравляю, коллеги! (Аплодисменты.)
Слово предоставляется Герою Труда, депутату всех созывов, а также депутату Верховного Совета Харитонову Николаю Михайловичу, председателю комитета.
Харитонов Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, фракция КПРФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович, я воспользовался кнопкой «по ведению». Ведёте прекрасно, замечательно, но я невольно вспоминаю тогда, когда мы пришли в парламент, и Съезд народных депутатов РСФСР, и первая, и вторая Дума, нам умные головы говорили: уважаемые депутаты, запомните, до 70 процентов законодательная инициатива — это орган исполнительной власти.
Хорошо помню и форумы, и разговоры. И вот мы столкнулись с такой сложнейшей проблемой, она стала закипать в то время, когда распался Советский Союз, когда 25 миллионов практически русскоязычных осталось там, за границей, тогда когда для того чтобы русскоязычному переехать домой, были те силы, которые ценз оседлости ввели — 5 лет — чтобы признать гражданство. Я помню, вторая, третья Государственная Дума и вы, кто были в то время, помните.
Поэтому сегодня вот мы столкнулись, абсолютно правильно, Вячеслав Викторович, надо силовые органы, чтобы они не бросали там реплики на всевозможных форумах, что вот ждём от Думы… (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время Харитонову.
Харитонов Н. М. Исполнительные органы, силовые органы практически ежедневно сталкиваются с теми или иными проблемами, и всё время как чуть тяжело, так пальцем показывают на парламент. Поэтому, я думаю, что вот надо напомнить, тем более мы сегодня исполнительную власть федерального уровня назначаем, выбираем, утверждаем, так вот давайте, может быть, как-то по-другому работу выстраивать, и тогда всё у нас получится своевременно и качественно.
Председательствующий. Спасибо, Николай Михайлович, за совет. Правильно вы сказали: кому тяжело, пускай ищут работу полегче (полегче!). Но если должность занял, бери, решай задачу, не показывай пальцем тем более на парламент. На парламент, что показывать? Мы что-то не поддержали? У нас с вами нет законодательной инициативы, которая бы лежала в архиве, особенно по ключевым направлениям. Об этом речь идёт. Ну а тот, кто не может справляться, пускай к себе возьмёт и задаст эти вопросы. Об этом речь идёт.
Поэтому вы правильно сказали, Николай Михайлович, будем приглашать. Конечно, правительство должно сформулировать предложения в этой сфере. Сейчас этим занимаются депутаты. Матвеев 16-ть поправок написал. Пострадал. Сегодня в зале весь перевязанный. Вот он работает.
А где профильное министерство? Поэтому давайте спрашивать всех, кто должен заниматься.
Рассматривается 13-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».