Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Рассмотрение в Госдуме законопроекта о высылке мигрантов

        Источник: Дума ТВ
        VIDEO

        Рассмотрение федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)».

        Доклад Дмитрия Федоровича Вяткина.

        Из зала. (Не слышно.)

        Председательствующий. Хотите сразу два, да?

        И тогда 15-й пункт. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части наделения органов внутренних дел (полиции) полномочиями по принятию решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)».

        Дмитрий Фёдорович Вяткин доложит сразу по этим двум вопросам.

        И для сведения. У нас на нашем заседании присутствует начальник Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации Казакова Валентина Львовна.

        Пожалуйста.

        Вяткин Д. Ф. Спасибо.

        Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сразу по двум законопроектам. Они взаимосвязаны и направлены на повышение эффективности контрольно-надзорных функций государства в сфере миграции и, в частности, это всё касается вопросов законности пребывания иностранных граждан на территории нашей страны.

        Вводится несколько новых понятий институтов. И первое, о чём я хотел бы сказать, это я говорю сейчас о базовом законе, которым вносятся изменения в несколько законодательных актов, в первую очередь, конечно, в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ну и ещё в целый ряд законодательных актов.

        Итак, первое. Предлагается ввести особый миграционный режим высылки, который применяется или предполагаем применять в отношении тех иностранных граждан, которые утратили законность своего пребывания на территории нашей страны, совершили административные правонарушения либо преступления, либо иным образом нарушили закон «О правовом положении иностранных граждан…», в том числе в части тех положений, о которых мы сегодня будем говорить.

        Этот режим высылки, он носит обратимый характер в отношении иностранных граждан. В случае его введения, например, иностранный гражданин просрочил срок пребывания на нашей территории, не заявил об этом, соответственно, в органы внутренних дел, этот режим может вводиться автоматически, как попал иностранный гражданин в соответствующий реестр лиц, находящихся под контролем (это ещё одно нововведение), так он может оттуда, собственно говоря, быть исключённым, в случае если он урегулирует все вопросы, связанные с законностью его пребывания на нашей территории.

        Помещение в список, в реестр, вернее, лиц, которые… в реестр контролируемых лиц, этот реестр, предполагается, что будет вести Министерство внутренних дел, будет означать для иностранного гражданина ограничение целого ряда его прав. Это права, связанные с перемещением по территории нашей страны, в частности, может быть ограничен въезд и выезд из определённых субъектов Российской Федерации либо даже муниципалитетов.

        Также могут быть наложены… накладываются ограничения на изменение места жительства, ну и такие вещи, которые позволяют сейчас (в настоящий момент) иностранным гражданам, которые так или иначе находятся на нашей территории незаконно, с нарушением, вести вполне себе обычную жизнь, в принципе скрываясь от государства и от ответственности за нарушение миграционных правил.

        В частности, для тех, кто будет помещён в реестр контролируемых лиц, им будет… им предлагается запретить управление транспортными средствами, приобретение недвижимого имущества и транспортных средств, заключение брака, государственную регистрацию юридических лиц, регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, осуществление отдельных банковских операций. ну, сделано окошко, что не более 30 тысяч в месяц.

        Соответственно после того, как лицо помещено в реестр контролируемых лиц, у органов внутренних дел, которые этот реестр ведут, появляются в соответствии с нашим законопроектом дополнительные возможности и полномочия по сбору информации, по осуществлению контроля, розыска, задержания их… значит, проникновения в места жительства соответствующие, на земельные участки, дома принадлежащие, место работы иностранных граждан и, соответственно, их задержания и помещения в соответствующие специализированные учреждения, как это есть и сейчас. Но в данном случае мы расширяем полномочия, предлагаем расширить полномочия органов внутренних дел и запараллелить два процесса, которые сейчас у нас есть. Это процесс депортации в соответствии с законом о правовом положении иностранных граждан и процесс административного выдворения, который у нас вытекает из Кодекса об административных правонарушениях. Правовые полномочия органов внутренних дел мы предлагаем сделать одинаковыми и в том и в другом случае. И об этом я еще два слова буквально скажу, когда буду говорить о Кодексе об административных правонарушениях.

        Ну и, что касается еще базового закона, то устанавливается перечень требований к иностранным гражданам, для того чтобы они сохраняли право на въезд на территорию, а также, скажем, определенный, ну, скажем так, кодекс поведения, что они обязаны, и это мы предлагаем установить в законе.

        Это уважать многообразие наших традиций этнокультурных, особенности и многообразие, не препятствовать реализации прав законных свобод граждан, не вмешиваться во внешнюю и внутреннюю государственную политику, не осуществлять действия, направленные на побуждение к принятию изменений и отмене законов, уважать традиционные духовно-нравственные ценности, воздерживаться от финансирования запрещенных организаций. За нарушение вот этих вот требований, ограничений к иностранному гражданину также могут быть применены вот те последствия, о которых я сейчас говорил.

        Ну и, что касается 15-го вопроса в повестке дня. Это внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях (корреспондирующие изменения). Это расширение полномочий органов внутренних дел в части, касающейся применения такой меры административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации. Сейчас это делает суд. Мы предлагаем, чтобы по аналогии с депортацией можно было в административном порядке такую меру административного наказания применять.

        Ну, и, соответственно, органы внутренних дел наделяются широким спектром полномочий в этой сфере, в том числе предлагается внести изменения, как в процессуальную часть Кодекса об административных правонарушениях, так и в материальную часть, исправив и дополнив ряд статей.

        Комитет… Можно 30 секунд, Александр Дмитриевич, буквально?

        Председательствующий. Добавьте время.

        Вяткин Д. Ф. Комитет по государственному строительству рассмотрел указанный законопроект, я имею в виду законопроект «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях», это пункт 15 повестки, поддерживает принятие его в первом чтении. Спасибо.

        Председательствующий. Содоклад по 14-му вопросу Константина Федоровича Затулина.

        Затулин К. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!

        Профильный по законодательству в сфере миграции и гражданства Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками рассмотрел и единогласно поддерживает внесенный группой депутатов Государственной Думы от всех фракций, в том числе и мной, внесенный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в сфере миграции) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», наделяющих МВД полномочиям по принятию решений об административном выдворении за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства.

        Оба законопроекта взаимосвязаны. Но я сейчас выступаю по поручению комитета по первому из них. Как вы уже слышали, наш законодательный проект вносит целый ряд изменений и уточнений, я бы даже сказал, ужесточений в действующие у нас законы: «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О полиции» и ряд других.

        Комитет поддерживает эти нововведения, включающие установление режима высылки и реестра контролируемых лиц в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих или потерявших законные основания для пребывания в России.

        По требованию, исходящему от наших избирателей, в законопроекте детализируются условия пребывания иностранцев в России, основанные на уважении к нашим законам, традициям и духовно-нравственным ценностям. Для препятствия попыткам незаконного трудоустройства и по сути нелегальной трудовой миграции, сокращается возможность пребывания в России без виз и патентов, разрешений на работу со 180 до 90 дней в течение года.

        Иностранцы, находящиеся в режиме высылки из Российской Федерации, ограничиваются в своих правах и возможностях на территории России, включая запрет на приобретение недвижимости, транспорта, регистрации и управления ими, открытие банковских счетов, заключение брака, изменение места жительства без разрешения органов МВД, осуществляющих контроль.

        Органы внутренних дел получают право осуществлять административное выдворение за пределы Российской Федерации без необходимости обращаться в суд.

        Чем вызвана необходимость таких законодательных решений?

        Во-первых, очевидными недостатками миграционной политики и нашего законодательства, которые вышли наружу в последние годы. В самом деле, в условиях специальной военной операции на Украине и отечественной войны с коалицией стран НАТО, требуются жесткие меры, не позволяющие рассматривать Россию, как проходной двор и злоупотреблять её гостеприимством.

        Следует ли считать представленные вам законопроекты всем необходимым и достаточным, своего рода панацеей для снятия всякого беспокойства о законодательном обеспечении и практическом осуществлении нашей миграционной политики? Безусловно, нет.

        На наш взгляд, требуется еще раз вернуться и определиться в целях и социально-экономических смыслах, национально-культурных особенностях и внешнеполитических условиях миграционного процесса. Я убежден, что выделение миграционной политики в самостоятельное направление деятельности Правительства Российской Федерации, создание или воссоздание в этих целях соответствующих федеральных органов исполнительной власти, неизбежно.

        Обеспечение наших растущих потребностей в рабочей силе соответствует принципам и установкам евразийской интеграции Евразийского экономического союза. Но не любой ценой и под строгим контролем, ради чего, собственно, и вносятся эти законопроекты на ваше рассмотрение.

        Ими, как я уже сказал, мы не сможем ограничиться. Требуется законодательное закрепление курса на репатриацию наших соотечественников и соответствующие изменения в законодательстве, позволяющие, наконец, отделить мигрантов от соотечественников. И к тем и к другим в России надо относиться с уважением, понимая при этом, что их права и возможности, например, в вопросах приобретения российского гражданства, принципиально разные.

        Впрочем, то, о чем я сейчас говорю, конечно, требует отдельного разговора и принятия решений, к которым я, как ваш специальный представитель по вопросам миграции и гражданства, призываю уже многие годы.

        Прошу поддержать внесенные законопроекты, как первоочередные, но далеко не исчерпывающие.

        Председательствующий. Спасибо.

        Коллеги, есть ли вопросы?

        Включите запись на вопросы.

        Покажите список.

        Алимова Ольга Николаевна.

        Алимова О. Н. Уважаемый Дмитрий Федорович, как правило, наверное, иностранные граждане приезжают не наобум и, скорее всего, не на экскурсии, а, скорее всего, для трудоустройства и получения заработка. Но ведь какой-то работодатель их позвал. И в известной степени, мне кажется, он должен нести ответственность за этих людей.

        Быть может, следует предусмотреть механизм солидарной ответственности? Руководители и собственники предприятий, зарабатывающие на труде иностранцев, должны нести расходы, как минимум, и оплачивать их выдворение.

        Также вот вызывает беспокойство вот эта массовая раздача паспортов жителям Средней Азии. И этот законопроект, вы не предполагаете, что может подстегнуть и ускорить этот пугающий процесс? Спасибо.

        Председательствующий. Вяткин.

        Вяткин Д. Ф. Уважаемая Ольга Николаевна, ну, во-первых, отчасти о том, что вы говорите, а именно об обязанности либо самостоятельно оплачивать контролируемый выезд, либо даже в случае, так сказать, принудительного выдворения, определено, кто несет расходы. И так в самом крайнем случае, эти расходы ложатся на федеральный бюджет. А так вообще, в том числе, это ложится и на работодателя. Кстати, работодатели весьма и весьма возражали против всего этого. Это первое.

        Второе. Подстегнет ли это раздачу паспортов? Мы не трогаем закон о гражданстве вот именно сейчас. Но проблема и ее решение по части именно тех, кто приезжает сюда на работу, а я напомню, что приезжают не только сюда на работу, приезжают учиться, лечиться, приезжают туристы, и, кстати, в отношении и туристов, и тех, кто учится, тоже есть многие вопросы. Так вот что касается тех, кто приезжает сюда работать, то там проблема и решение ее несколько глубже, и мы не трогаем пока этот вопрос в данном законопроекте. Потому что, как справедливо отметил Константин Федорович, и я тоже об этом еще раз повторю, мы законопроектом этим не исправляем полностью все проблемы и не закрываем все пробелы. Он направлен на уточнение полномочий введения специального режима, вот это сейчас.

        Еще один законопроект, который находится в настоящий момент на рассмотрении правительства, и разрабатывается в том числе нашими коллегами из МВД, он есть, и он до середины лета, если мне память не изменяет, если не будут продлены сроки, по нему какое-то, так сказать, суждение в правительстве должны будут сделать. Там в том числе мы надеемся, что будут отрегулированы и вопросы, которые касаются именно режима пребывания у нас трудовых мигрантов. Мы говорим о том, что нужно окрашивать патенты, о том, что информация о том, что человек не работает, куда приехал, либо его уволили, либо он сам уволился, она сразу должна поступать в соответствующие информационные ресурсы, ну а дальше с последующим уже, так сказать, включением механизма, вот именно который мы сегодня рассматриваем.

        Поэтому проблема очень многогранная, и, конечно, одним законом каким-то большим и универсальным она не решается. Но будем работать.

        Председательствующий. Центральная трибуна.

        Затулин К. Ф. Буквально два слова ко второй части вопроса, заданного уважаемым депутатом Алимовой.

        Этот законопроект никакого отношения не имеет к предоставлению гражданства. Эти вопросы обсуждаются у нас в базовом законе о гражданстве. Я хотел бы как раз обратить ваше внимание, я в своем выступлении сказал о том, что нам надо разобраться в том, кто такие соотечественники и кто такие мигранты.

        Казалось бы, это уже сделано, тем не менее… (Микрофон отключён.)

        Председательствующий. Добавьте время.

        Затулин К. Ф. Тем не менее, к большому сожалению, у нас есть расхождения в понимании, кто такие наши соотечественники. И проект закона на этот счёт, – поправки в закон о соотечественниках, – внесён в 2021 году, к сожалению, он до сих пор не рассмотрен, и в. Я призываю правительство еще раз обратить внимание на этот законопроект.

        Председательствующий. Метшин Айдар Раисович.

        Метшин А. Р., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Уважаемый Константин Фёдорович, полностью поддерживаю инициативы по изменению миграционной политики. Будьте добры вот чуть левее, Константин Фёдорович.

        Два вопроса. Какие меры предусматриваются к законным представителям детей, если дети не посещают школы или у них не соответствующие для проживания жилищные условия?

        И второй вопрос. Потребуется ли дополнительное финансирование для осуществления процедуры режима высылки? Спасибо.

        Председательствующий. Центральную трибуну.

        Затулин К. Ф. Начну со второго. Ну разработчики закона, и с этим согласно на данном этапе правительство, считают, что не требуется дополнительных расходов. Все расходы, связанные с высылкой, они и так финансируются в соответствии с запросом. Если есть повод для высылки, значит, это должно быть профинансировано в соответствии со статьями бюджета, которые регулируют миграционные процессы.

        Кстати, у нас весь миграционный процесс, включая репатриацию соотечественников, содержится в разделе бюджета «Борьба с преступностью». Что тоже, на мой взгляд, не совсем нормально, потому что надо рассматривать миграционные процессы отдельно, не сводя все только к борьбе с преступностью в сфере миграции.

        Что касается детей, то по этому поводу у нас сейчас продолжается дискуссия, в том числе в Правительственной комиссии по миграционной политике. Речь идёт о том, что есть у нас международные обязательства, взятые на себя в том, что касается семей, тех, кто здесь работает, если они работают легально и законно. И, соответственно, мы обучаем детей в наших школах. С этим возникли, вы знаете, разные проблемы, которые решаются, в том числе, соответствующими Министерствами просвещения, науки и высшего образования и так далее.

        Ну, например, речь идёт о плохом знании русского языка. Каким образом мы пытаемся эти вопросы решать? Я говорю мы, имея в виду не депутатов Государственной Думы, а всё государство Российское. Строим школы в этих государствах исхода, должны, мне кажется, финансировать отдельно наших школьных учителей за курсы, которые требуются для подтягивания знания русского языка у иностранных детей.

        Безусловно, есть нормы, связанные с тем, что дети в школьном возрасте, находящиеся на территории России, должны учиться. И я считаю, что это правильно. А отказывать им в этом — это значит демонстрировать дурной стиль в отношениях с нашими соседями и забывать о важности сохранения русского языка и своего культурного влияния.

        Спасибо.

        Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.

        Куринный А. В. Да, уважаемый Дмитрий Федорович, несколько вопросов.

        Первый. Почему не МВД внесло данный законопроект? Потому что много вопросов очень специфичных в качестве, например, даже затрат на ведение реестра контролируемых лиц, кто как будет нести. Они до этого тут у нас рассказывали, как у них тяжело, последней копейки нет, чтобы контролировать педофилов, чтобы там поставить соответствующие приборы, а здесь всё находится одновременно, в том числе и технические средства для контроля за мигрантами.

        И второй момент, то, что касается силового проникновения в помещения, где могут находиться вот контролируемые лица. Как это будет выглядеть вместе с техническими средствами опять же?

        Председательствующий. Вяткину включите.

        Вяткин Д. Ф. Уважаемый Алексей Владимирович, МВД не внесло, потому что МВД не является субъектом законодательной инициативы в соответствии со 104-й статьей Конституции. Но я понимаю ваш вопрос, почему не правительство, скорее всего, вы имели в виду. Потому что в правительстве, как я уже сказал, рассматривается другой законопроект, который тоже носит комплексный характер и который регулирует эти отношения по поводу пребывания, гражданства, получения разрешения на работу и многое-многое другое.

        Значит, порядок въезда и выезда для того, чтобы… как, знаете, выражаются, есть слона по частям. Мы отработали этот законопроект, следующий будет, я очень надеюсь, внесён правительством. Но вы знаете, что когда требуется оперативность для решения тех или иных, то мы работаем в одной связке с нашими коллегами из исполнительных органов власти, и, на мой взгляд, достаточно успешно.

        Что же касается, как вы выразились, силового проникновения и так далее. В общем, я тоже об этом говорил, это полномочия в рамках закона «О полиции», которые уже сейчас есть, и которыми органы внутренних дел наделены в соответствии с федеральным соответствующим законом, ничего нового мы там не придумываем.

        Но тем не менее распространяем право, в том числе и проникновения в жилище, помимо воли его обитателей для сотрудников органов внутренних дел с целью реализации вот этого режима и обеспечения депортации либо административного выдворения, либо с целью задержания и помещения лица, которое находится в режиме высылки, в соответствующее специализированное учреждение. Потому что если бы этих полномочий дополнительных не предоставить, почеркну, в соответствии со строгим соответствием закону «О полиции», то тогда грош цена тому, что мы с вами принимаем здесь.

        Председательствующий. Останина Нина Александровна.

        Останина Н. А. Вопрос авторам, потому что наш комитет тоже был соисполнителем, и, конечно, мы поддержали и концепцию на усиление государственного контроля за находящимися на территории нашей страны иностранными гражданами, и на введение в действующее законодательство обязанности иностранных граждан уважать наши традиционные и духовно­нравственные ценности, институт брака, недопустимость пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, недопустимость искажения исторической правды.

        Но дело в том, что у нас в действующем Семейном кодексе говорится о нормах исключения из общих правил при заключении брака. При этом это исключительные нормы: беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, ну и другие особые обстоятельства. Это глава третья, статья 156.

        Обсуждалась ли при подготовке законопроекта в целях защиты семьи, будущего ребенка, гражданина Российской Федерации, возможность предоставления иностранному гражданину, который находится в режиме высылки, права… (Микрофон отключен.)

        Председательствующий. Добавьте время.

        Останина Н. А. Обсуждалось ли право иностранного гражданина, который находится в режиме высылки, право на вступление в брак при наличии вот этих особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, угроза жизни и так далее)?

        Председательствующий. Вяткину включите.

        Вяткин Д. Ф. Уважаемая Нина Александровна, вот мы какие-либо исключения не обсуждали. Объясню почему.

        Если попал в режим высылки, то тогда для него должны… я имею в виду иностранного гражданина, должны быть минимизированы все лазейки для легализации своего пребывания на территории нашей страны. Понимаете? Мы не должны телегу ставить впереди-то. Что я имею в виду? Если.

        А у нас ещё один, кстати, законопроект есть, который направлен на предотвращение заключения фиктивных браков. Помните. Да, в первом чтении мы приняли. Значит, нам его ещё предстоит, кстати, дорабатывать. Делать какие-либо исключения сейчас, вы сами понимаете, что это будет — все побегут использовать эти лазейки. Это моё личное мнение. Но если вы считаете, что нужно уравнять с точки зрения Семейного кодекса иностранных граждан, которые уже нарушили закон, и наших сограждан, которые закон не нарушали, на мой взгляд, это немножко всё-таки перебор, правда. Там направленность совершенно другая — ограничить в правах, поймать и выслать. Вот и всё.

        Председательствующий. Лантратова Яна Валерьевна.

        Лантратова Я. В., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ».

        Уважаемый Дмитрий Фёдорович, безусловно, инициативу вашу поддерживаем. У меня такой вопрос.

         В Интернете много объявлений о фиктивных браках, возможности фиктивного отцовства для получения гражданства. От 50 до 300 тысяч рублей. В странах Евросоюза, например, нужно пройти проверку на фиктивность, комиссия специальная приходит домой к таким людям, проверяет вплоть до того — есть ли зубные щётки, есть ли вещи. Если у них есть хоть малейшее сомнение, то это основание к фиктивности. Я знаю, что у нас принят закон в первом чтении, но там просто установлен срок брака, но никаких проверок нет. Вот как вы относитесь к тому, чтобы такую комиссию создавать, которая будет хотя бы контролировать этот момент?

        Спасибо.

        Председательствующий. Центральная. Центральная трибуна, да.

        Затулин К. Ф. Я? Нет. Тебе задавали.

        Председательствующий. Нет, не хотите?

        Вяткин, пожалуйста.

        Вяткин Д. Ф. Уважаемая Яна Валерьевна, вы знаете, создание любой комиссии нужно рассматривать с нескольких точек зрения. Первое — это коррупциогенный фактор. Это раз. Второе — это необходимость дополнительного финансирования, в первую очередь, как я себе понимаю, так как это федеральное, по сути дела, полномочие, то это должно быть профинансировано из федерального бюджета. Ну и третий вопрос — это люди, то есть где их взять. Вот собственно всё отношение к любой комиссии.

        А что касается достоверности, так сказать, быта, который планируется проверять, ну, надо очень серьёзно подумать, как это будет работать на практике, ну, как, знаете, один герой в детском фильме выражался: усы и подделать можно. Поэтому… но если серьёзно, но если серьёзно, именно так: кто будет заниматься, и какие деньги для этого нужны. Вот собственно и всё. Спасибо.

        Председательствующий. Центральная трибуна.

        Затулин К. Ф. Да, что называется, не могу молчать. При обсуждении в первом чтении вот этого самого закона о фиктивных браках я выступал и голосовал против, потому что речь идёт в этом законе о запрете на выдачу в течение двух лет разрешения на временное проживание вступившим в брак. Как вы будете проверять, фиктивный брак это или нет, если вы не разрешаете им проживать в России? То есть вот этот нонсенс меня, прежде всего, беспокоил.

        Ведь почему беспокоят фиктивные браки? Потому что раньше они были поводом для ускоренного получения гражданства. Теперь закон «О гражданстве…» снял эту норму. Ты если даже вступаешь в брак с гражданином Российской Федерации, живёшь в России, это не основание, чтобы тебе по упрощённой схеме давали гражданство. Только в том случае, если в браке родился ребёнок, о чём вот тут нам напоминает коллега Останина время от времени.

        Так вот я просто хочу обратить внимание, законы, которые мы сейчас обсуждаем, к этому не имеют ни малейшего отношения.

        Председательствующий. Шеремет Михаил Сергеевич.

        Шеремет М. С. Спасибо.

        Уважаемый Дмитрий Фёдорович, хороший законопроект. Вопросы повышения эффективности федерального государственного контроля в сфере миграции вне сомнения должны совершенствоваться и усиливаться в сфере трудовой миграции. В этой связи вопрос.

        Почему законопроектом не предусматривается в том числе геномная регистрация мигрантов? И пусть бы они делали её за свой счёт. И не рассматривался ли вами вопрос введения общего режима обязательного страхования различных рисков со стороны трудовых мигрантов? Например, их лечение в той же высылке или в случае причинения ущерба в результате их противоправных действий. Спасибо.

        Председательствующий. Вяткин.

        Вяткин Д. Ф. Уважаемый Михаил Сергеевич, ну, ответ на этот вопрос на ваш мы уже озвучили с Константином Федоровичем и в своих докладах в том числе, потому что этот законопроект направлен на внедрение режима высылки, а также уточнение полномочий органов внутренних дел в этой сфере, совершенствование именно этого механизма.

        Всё остальное мы прорабатываем вместе с нашими коллегами из правительства. Этот законопроект направлен сейчас в правительство, он там рассматривается, и у нас еще есть ряд законопроектов, один из них мы сегодня упоминали, вот. Там можно будет предусмотреть самые различные предложения. Самое главное, чтобы они были реализуемыми, чтобы это не оставалось декларацией, и чтобы они были действенными, то есть они были эффективными.

        Вот с этих точек зрения мы готовы рассматривать любые предложения, в том числе, о которых вы говорили. Кое-что уже реализовано, ну вот, мы коллегам уже говорили. Например, это распределение затрат при, например, административном выдворении или депортации. Поэтому давайте предложения, начнем, а там будет видно.

        Председательствующий. Нилов Олег Анатольевич.

        Нилов О. А. Дмитрий Федорович, ну, вот как раз одно из предложений. Мы поддерживаем упрощение процедуры высылки нарушителей законов, это давно надо было сделать. Мы поддерживаем то, что эта упрощается процедура, через структуру МВД теперь это будет делаться. Но вот вы говорите, что обеспечение… увеличение количества депортированных будет осуществляться за счет бюджета и работодателей.

        Несколько раз предложение о том, чтобы осуществлять такую массовую депортацию всех нарушителей… мы говорили о введении въездного сбора. Есть такая практика (мировая практика): въездной сбор 10­15 долларов для каждого такого, ну, так скажем, туриста, потому что они все въезжают пока (большинство, во всяком случае), как туристы. Вот это будет гарантировать точно вот такую быструю и… (Микрофон отключён.)

        Председательствующий. Альшевских Андрей Геннадьевич.

        Пожалуйста, центральная трибуна.

        Затулин К. Ф. Вопрос был задан Дмитрию Федоровичу, но мы вместе с ним соавторы, поэтому, наверное, могу позволить себе ответить за него.

        Хочу сказать еще раз, второй раз уже: мы пытаемся обратить внимание, что этот закон о том, как выдворить, выслать иностранных граждан, которые нарушили правила и законы пребывания.

        А вы сегодня спрашиваете, как въезд каким-то образом еще дополнительно обусловить, какими-то геномными регистрациями или, допустим, какими-то въездными сборами и так далее. Законопроект не об этом, понимаете, просто не об этом. В других законах надо это искать.

        А если по этому поводу хотите мое личное мнение, я скажу: давайте мы сделаем такой порог, чтобы, вообще, никто не въехал в Российскую Федерацию под страхом въездных сборов, геномных регистраций и так далее. И давайте посмотрим, что из этого получится, в том числе и в нашей экономике.

        Председательствующий. Яровая Ирина Анатольевна.

        Яровая И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Уважаемые коллеги! На самом деле закон, который мы рассматриваем, чрезвычайно важен. И мы предварительно обсуждали целый ряд концептуальных подходов, которые вы сегодня видите, отражены в этом законопроекте, вместе с нами обсуждали эти вопросы представители правительства. И, собственно говоря, развернутый доклад МВД был заслушан нами на комиссии, которая была создана по поручению Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина.

        Создаются универсальные требования и процедуры упрощенного порядка, которые направлены на пресечение противоправной деятельности и на упреждение. Это самые главные профилактические меры, которые направлены на безопасность граждан России.

        Дмитрий Федорович, предложение следующее, исходя из того большого количества предложений, которые есть, а у нас на рабочей группе дополнительно обсудить, коллеги, вы можете через фракции направить эти предложения. Всё, что надлежит и заслуживает своего внимания мы, безусловно, можем учесть. Но главное — концепция закона, который сегодня рассматривается, принципиально полезна и важна.

        Председательствующий. Матвеев Михаил Николаевич.

        Матвеев М. Н., фракция КПРФ.

        Дмитрий Федорович, скажите, пожалуйста, ну, понятно, что концепция законопроекта рабочая, поправки наверняка будут.

        До какого срока, соответственно, поправки эти?

        А вопрос у меня такой. Как вы считаете в отсутствие вообще визового режима вот эти все меры, которые сейчас принимаются, они вообще в состоянии работать или нет, если к нам ежедневно въезжает больше 10 тысяч человек каждый день в состоянии ли вот эти меры вообще навести порядок? Почему визовый режим не вводится?

        Председательствующий. Вяткин.

        Вяткин Д. Ф. Уважаемый Михаил Николаевич, ну, безвизовый режим с определенными странами — это предмет наших двухсторонних соглашений с этими странами либо, так сказать, наших обязательств по международным соглашениям, причем они взаимны, надо сказать. Это первое. Поэтому мы эту тему сейчас не трогаем.

        Ну, а что касается действенности мер, то, если бы мы не считали, что они будут действенны, то мы бы, наверное, не вносили этот законопроект, тем более что он проработан не просто на теоретическом уровне, а есть уже наработки по его практическому применению, ну, в первую очередь в Министерстве внутренних дел.

        Поэтому надо смотреть вперед с оптимизмом в этом плане.

        Председательствующий. Спасибо.

        Коллеги, будут ли желающие выступить?

        Включите запись на выступления.

        Покажите список.

        Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста.

        Матвеев М. Н. Постараюсь уложиться.

        Уважаемые коллеги, конечно, этот законопроект очень важный шаг вперед. Но, безусловно, проблемы, с которыми мы столкнулись, те угрозы, перед которыми столкнулась наша страна, они данными законопроектами в комплексе быть решены не могут, если мы все-таки не будем ставить вопрос о визовом режиме, о том, что я говорил.

        Смотрите, сейчас в страну въезжает миллионы человек ежегодно, каждый день больше 10 тысяч человек въезжает. Вот сегодня получил ответ из Генпрокуратуры, у нас в Тольятти 7 тысяч мигрантов незаконно легализовали, судья полтора года держала это дело, потом, сославшись на то, что истек срок привлечения к ответственности, людей этих, которые занимались этой легализацией, отпустила. Удалось добиться, вернули дело, 3 года им дали. Я поинтересовался, а где эти 7 тысяч, что с ними произошло? Оказывается, из них более двухсот уже получили российское гражданство, 300 — получили вид на жительство. Мы не видим тех людей, которые въезжают в нашу страну. Я хочу напомнить, что из тех террористов, которые были в «Крокусе», один был осужден в Таджикистане за педофилию, а другой — был членом семьи террориста. У нас нет этих данных. С таким огромным объемом людей, которые въезжают в нашу страну, не справится ни одна служба. Мы сначала запускаем сюда миллионы, а потом МВД бегает за ними, вводит режим контролируемого пребывания и так далее.

        Поэтому я считаю, что необходимо решать вопрос о введении визового режима, по крайней мере, с теми странами, которые не входят в ЕврАзЭС. Смотрите, Турция ввела визовый режим с Таджикистаном сразу после теракта, и ничего, то есть никто не обиделся, никаких демаршей, ничего не произошло.

        Поэтому, конечно, это важно, то, что мы начали в этом направлении хоть что-то делать. Здесь совершенно точно было отмечено, что необходимо уточнять понятие «соотечественник», чтобы у нас под этим понятием «соотечественник или репатриант» не въезжали люди со всего земного шара.

        При этом есть проблема русских, которые находятся на территории России, не могут годами там оформить гражданство, многие из них нарушают визовый режим, их потом пытаются депортировать обратно в Среднюю Азию, в Узбекистан, несмотря на наличие у них детей — граждан России, родителей — граждан России, и так далее.

        Я очень надеюсь, что МВД, и я хочу здесь поблагодарить и руководство миграционного управления, и ряд людей в регионах, которые в точечном режиме позволяют решать такие проблемы, и те полномочия, которые сейчас МВД получит, это, конечно, полномочия, которыми нужно действовать разумно, видеть, о каком человеке идёт речь.

        Поэтому я полагаю, что поправки к этому законопроекту должны быть, конечно, подготовлены. Но в целом визовый режим — вот на чем мы сейчас должны сосредоточиться. Если визового режима не будет, то ничего не произойдет, тем более в период специальной военной операции.

        Председательствующий. Кузнецов Андрей Анатольевич.

        Кузнецов А. А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ». Спасибо.

        Уважаемые коллеги, конечно, наша фракция поддерживает предложенные законопроекты, но сама проблема требует определенного комментария вот в каком направлении. Смотрите, у нас очень много на самом деле есть хороших законодательных ограничений, которые с успехом не исполняются. Вот мы обсуждаем термин «незаконное пребывание мигранта» и вводим ограничения, чего нельзя делать этому мигранту, который незаконно присутствует на территории страны, который там просрочил что-то и так далее. Но ведь сам факт появления, незаконного появления мигранта и пребывания на территории нашей страны, он не возможен только по воле этого мигранта. Этот факт происходит при содействии определенных людей, которые неправильно или недобросовестно выполняют свои обязанности.

        То есть о чем я хочу сказать. Есть один очень важный изъян у нас во всей этой системе, даже вот не применительно, визовые ограничения, любые другие ограничения не будут работать при одном условии — когда и заказчик услуги (контролер), и исполнитель — это одно и то же лицо. В данном случае это лицо — это система МВД наша, служба миграции. То, о чем мы говорим, и, кстати говоря, президент нашей страны недавно тоже недвусмысленно обратил на это внимание и сказал, что нам надо отделять, независимую службу миграционную создавать, чтобы разрешение на пребывание и сам процесс как бы входа вот этих вот субъектов на нашу территорию контролировала одна служба, а следила за этим, за исполнением законности другая служба. И они между собой должны быть не связаны, не зависеть должны друг от друга. Иначе мы будем всё время с этим сталкиваться, потому что ну да, мы видим очень много случаев выявления недобросовестного поведения и сотрудников миграционных служб, и сотрудников МВД, которые знают прекрасно, кто у них на территории где незаконно присутствует. Но они продолжают там присутствовать, потому что находят какой-то общий язык и так далее, и другие инструменты взаимодействия.

        Коллеги, я это сейчас проговариваю не для того, чтобы нам здесь устраивать какие-то обструкции, охоту на ведьм и так далее, а о том, чтобы мы задумывались о том, что есть системный изъян в этом серьёзнейшем процессе, и нам этот изъян надо устранять. И я очень надеюсь, что вот в дальнейших законодательных предложениях, уж коль скоро отвергаются те, которые мы предлагали в начале мая, тут, значит, не проголосовала Дума за наши законопроекты очень жёсткие, но тем не менее МВД и министр выступили и сказали, что мы готовим свои законодательные поправки.

        Так вот, чтобы в числе… (Микрофон отключён.)

        Председательствующий. Калашников Леонид Иванович, пожалуйста. Там время осталось.

        Калашников Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ.

        Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! С этим законом должно быть всё ясно. Мы все помним, что творилось у нас, в том числе и по внесению законопроектов после той трагедии в «Крокус Сити», но вы должны понять, я как представитель фракции говорю сейчас, сфера миграции и гражданства состоит из трёх вещей.

        Первое — это законы о гражданстве, мы их давайте в сторону пока отодвинем, тем более что недавно приняли закон, который внесён президентом, там тоже есть недостатки.

        Второй закон как привозить и увозить мигрантов, вот то, о чём здесь большинство говорили, он тоже разрабатывается. Я специально упрощаю этот вопрос.

        В том числе мы с вами приняли два закона об оргнаборе с Таджикистаном и Узбекистаном, по оргнабору привозить, там создали подразделения милиции, значит, все мероприятия медицинского характера и языковые. Не работают эти законы. И мы поняли, что здесь нужно будет менять подходы. Они сейчас готовятся. Подходы эти кардинальные, вплоть до отмены патента. Приехал — не можешь уехать, только должен… не можешь уйти с этого предприятия.

        Вот так, как мы… я говорил, например, с генеральным директором «АвтоВАЗа» Соколовым. Он сегодня привёз 2 тысячи человек, а у него сразу же убежало 500. Но они не незаконные мигранты, они пошли, взяли патенты и спокойно работают, они законные. Ну это другая сфера.

        А вот этот закон, он ужесточает сейчас сферу безопасности, и его надо немедленно принимать. Да, он вызовет бурю негодования, в том числе, вы завтра это увидите, те, кто недопонимает. Но это надо делать, это как раз то, о чём мы с вами говорили после трагедии в «Крокусе». И всё, вплоть до соглашения о лояльности, о котором здесь и не говорили так подробно, соглашение о лояльности, когда трудовой мигрант въезжает сюда, он уже априори, он его не подписывает, но он уже его признаёт. И его можно будет потом, если он что-то тут наговорил там лишнего, принимать не в судебном порядке, а через МВД.

        Предлагаю этот законопроект немедленно принять, тем более что я рассчитываю, что мы его поправками там немножко подправим, но в эту сессию мы должны будем его принять во вторую и в третью. . . в третьем чтении. Очень важный законопроект, прошу присоединиться к нему и другие фракции.

        Спасибо.

        Председательствующий. Спасибо.

        Представитель президента? Правительства? Докладчик?

        Заключительное слово докладчику, пожалуйста, содокладчику. Затулину включите.

        Затулин К. Ф. Кому? Мне? Да?

        Председательствующий. Да, да.

        Затулин К. Ф. Спасибо.

        Ещё раз очень коротко, уважаемые коллеги. Недостатки и достоинства этого закона во многом связаны, хотите верьте, хотите нет, с тем, что это закон военного времени. И мы должны это понимать в отношении миграции, которая выросла в проблему, а должна быть инструментом социально-­экономического развития России.

        Второе. Как мы ни предупреждали, как ни пытались обратить на это внимание, – ещё раз хочу подчеркнуть, это не панацея никакая, это не ответ на все вопросы, связанные с миграцией, – всё равно уважаемые коллеги задавали вопросы так: как обеспечить въезд, как его обусловить и так далее. Это закон о высылке, а не о въезде и не о гражданстве. Но то, что эти вопросы поднимаются, лишний раз убеждает меня, что необходимо всё-таки провести слушания в Государственной Думе, которые мы предлагаем с конца прошлого года. К сожалению, вот здесь необходимо согласие наших партнёров из исполнительной власти, чтобы провести слушания по миграционной политике.

        И последнее. В отношении визового режима, что часто поднимается. Уважаемые коллеги, у нас основные мигранты, которые нас беспокоят, из стран Средней Азии и Закавказья. Если говорить о странах Средней Азии, то с несколькими из них мы состоим в Евразийском экономическом союзе, и ввести визовой режим — это значит прикончить Евразийский экономический союз, вы должны это понимать.

        Таджикистан, Узбекистан в ЕАЭС не состоят, они являются наблюдателями. Но у нас есть двусторонние соглашения.

        Если вы приводите пример Турции, которая ввела визовой режим с Таджикистаном, на минуточку разберитесь, а может она ввести визовой режим с Узбекистаном, Казахстаном, Азербайджаном? Ни за что. Потому что это один и тот же народ — тюрки.

        А вот в Таджикистан не их родственники. И Турция с Таджикистаном никогда не была в одном государственном пространстве.

        И наконец, последнее. Им в Турции не нужны гастарбайтеры, они сами их поставляют. Им проще принимать такие законы.

        Поэтому бойтесь Эрдоганов, дары приносящих, когда приводите их в пример для России.

        Председательствующий. Спасибо.

        Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)». Пункт 14.

        Включите режим голосования.

        Покажите результаты.

        Результаты голосования (15 час. 26 мин. 39 сек.)
        Проголосовало за………………… 401 чел. ………..  89,1 %
        Проголосовало против…………….. 0 чел. ………….  0,0 %
        Воздержалось …………………………  0 чел. ………….  0,0 %
        Голосовало ………………………. 401 чел.
        Не голосовало……………………….. 49 чел. ………..  10,9 %

        Результат: принято

        Принимается единогласно в первом чтении.

        Ставится на голосование пункт 15. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части наделения органом внутренних дел (полиции) полномочиями по принятию решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)».

        Включите режим голосования.

        Покажите результаты.

        Результаты голосования (15 час. 27 мин. 24 сек.)
        Проголосовало за ……………….  397   чел. ……….  88,2 %
        Проголосовало против…………….. 0 чел. ………….  0,0 %
        Воздержалось …………………………  0   чел. …………  0,0 %
        Не голосовало       53    чел.    1      1,8 %
        Голосовало 397 чел.

        Результат: принято

        Принимается в первом чтении.

        Метки:
        /