На международной научно-практической конференции «Репатриация и гражданство: законодательство и правоприменение», проведенной в АНО «Институт диаспоры и интеграции» («Институт стран СНГ»), приняли участие депутат Государственной Думы Российской Федерации Константин Затулин, сотрудники Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, аппарата Уполномоченного по правам человека, руководители координационных советов российских соотечественников из стран СНГ, Аргентины, Франции и Сербии, сотрудники Российской академии наук, правозащитники и представители гражданского общества.
Участники конференции подчеркнули, что решение вопросов репатриации соотечественников в Российскую Федерацию и упрощенного получения ими российского гражданства, вынесенных на обсуждение конференции, остается актуальным. Это показывают результаты исследований правового положения соотечественников, проживающих в постсоветских странах, проведенных Институтом стран СНГ в 2014, 20177, 2021-2022, 2024 годах.
Участники конференции обсудили правовые механизмы, выявили проблемы в законодательстве и правоприменительной практике, а также предложили меры по совершенствованию государственной политики в данной сфере.
Участниками конференции была особо подчеркнута необходимость признания репатриантами лиц, относящихся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации.
Участники конференции обращают внимание на следующие проблемы в механизмах репатриации:
- длительные сроки рассмотрения заявлений на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, (далее – Государственная программа переселения), на получение гражданства, в том числе, и по причине отсутствия эффективной координации между МВД России, МИД России и регионами;
- выдворение и запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство РФ, при наличии у них оснований для признания права на репатриацию в Россию;
- ограничение доступа личной подачи документов для получения того или иного миграционного статуса в государственные органы, принимающие соответствующие решения (навязываемая коммерциализация услуг);
- недостаточное продвижение за рубежом информации о Государственной программе переселения соотечественников и репатриации;
- жесткая регламентация способов перевозки личного имущества участников Государственной программы переселения, затраты на которую компенсируются государством. Во многих случаях данное ограничение не соответствует существующим возможностям транспортировки имущества;
- сложности в оформлении пенсий участниками Государственной программы переселения (отсутствие или неурегулированность исполнения межгосударственных соглашений о взаимном признании трудового стажа при назначении пенсий);
- несовершенство миграционного законодательства в вопросах учета и регистрации по месту пребывания участников Государственной программы переселения и репатриантов, не учитывающее современные (цифровые) механизмы контроля за соблюдением законодательства иностранными гражданами;
- недостаточная компетенция сотрудников миграционных органов на первичном приеме документов;
- отсутствие должного контроля со стороны государства за исполнением социальных и материальных обязательств перед участниками Государственной программы переселения.
Участники конференции поддерживают предложения законопроекта № 873749-8 от 25.03.2025 г. «О репатриации в Российскую Федерацию»:
- право на репатриацию должно предоставляться соотечественникам, свободно владеющим русским языком в семейно-бытовой и культурной сферах. Это право следует распространить не только на лиц, связанных с Россией по «почве» (предки проживали в пределах России), но и по «крови» (принадлежность к коренным народам России);
- сокращение бюрократических барьеров для носителей русского языка как приоритетное направление работы в рамках репатриационной политики. Право подачи ходатайства о признании репатриантом лично в консульствах за рубежом или территориальных органах МВД РФ с возможностью подачи документов онлайн для проверки комплектности и соответствия требованиям и записи на личный прием;
- свободное владение русским языком должно подтверждаться в ходе беседы с уполномоченным лицом при приеме документов без проведения экзамена;
- право подачи заявления на вид на жительство одновременно с ходатайством о признании репатриантом и возможность получения вида на жительство по месту подачи документов: в России или за рубежом;
- упрощенный порядок приобретения российского гражданства без документального подтверждения знания русского языка для репатриантов и членов их семей;
- право на приобретение гражданства в порядке репатриации для супругов, включенных в решение о репатриации, не имеющих основания для признания репатриантами, при условии проживания в браке не менее трех лет либо при наличии общих несовершеннолетних детей.
Участники конференции рекомендуют принять закон «О репатриации в Российскую Федерацию».
Репатриация соотечественников – важный инструмент демографической и гуманитарной политики России. Для ее успешной реализации требуется комплексный подход, сочетающий законодательное регулирование (закрепление законом), административную гибкость и социальную поддержку.
Особое внимание следует уделить информационному сопровождению программы репатриации. Например, продвижение программы репатриации в информационном пространстве: социальная реклама, наружная реклама, телевизионные проекты, интернет-портал с актуальными инструкциями и онлайн-консультациями, ТГ-канал.
В целях оказания помощи репатриантам, расширить сеть центров Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе, на базе представительств Россотрудничества при активном участии координационных советов соотечественников в странах.
29 мая 2025г.