На прошлой неделе первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин встретился с новым помощником президента России Анатолием Серышевым и новым начальником управления президента по обеспечению конституционных прав граждан Максимом Травниковым. Они сменили на этих постах Евгения Школова и Дмитрия Жуйкова.
Информационная справка
Анатолий Серышев, 1965 г.р., уроженец Иркутской области, назначен помощником Президента РФ 13 июня 2018 года. До этого он занимал должности заместителя руководителя Федеральной таможенной службы (2016-2018) и руководителя УФСБ по Республике Карелия (2011-2016).
Максим Травников, 1974 г.р., москвич, назначен начальником Управления Президента по обеспечению конституционных прав граждан 11 июля 2018 года. До этого с сентября 2012 года занимал пост замминистра юстиции РФ.
На встрече, в частности, обсуждались законопроектные инициативы Госдумы по вопросам гражданства. Как известно, Константин Затулин внес ряд новых законопроектов, призванных упростить репатриацию русских и русскоязычных соотечественников в Россию. В частности, предполагалась «миграционная амнистия» для беженцев из Донбасса, запрет изъятия российских паспортов без решения суда, а также снятие необоснованных условий для получения соотечественниками статуса «носителя русского языка», упрощение получения гражданства детям из смешанных браков и о предоставлении политического убежища в Российской Федерации. Но в большинстве своем данные инициативы не были поддержаны Государственно-правовым управлением Президента РФ на основании отрицательных отзывов профильного Управления Президента по обеспечению конституционных прав граждан.
Теперь появился шанс, что на Старой площади отношение к подобного рода законопроектам изменится в лучшую сторону.
«С приходом новых людей я выражаю осторожный оптимизм по поводу принятия моих законопроектов, как недавно внесенных, так и давно ожидающих поддержки в первом чтении. Наши точки зрения не во всём совпадают, но, очевидно, что прежнее нежелание обсуждать сменилось заинтересованностью. Надеюсь, что с учетом озвученного в ходе Прямой линии мнения Президента России о необходимости упрощения законодательства о гражданстве для соотечественников, инициативы Государственной Думы будут поддержаны, что позволит облегчить жизнь миллионам наших соотечественников», — подчеркнул Константин Затулин, очевидно намекая, что на этот раз его на Старой площади хотя бы выслушали. В бытность на своих должностях Евгения Школова и Дмитрия Жуйкова, это не представлялось возможным.
О том, что камнем преткновения в реализации как президентских инициатив, так и инициатив депутатов Госдумы в плане упрощения схемы легализации российских соотечественников в России, является Государственно-правовое управление Президента РФ, Константин Затулин говорил не единожды. Данное управление игнорировало всё, что касается российских соотечественников, в результате чего миграционная ситуация в России дошла до полного абсурда. Устаревшее законодательство не могло справиться с новыми вызовами, особенно после государственного переворота на Украине, вследствие которого на территорию России хлынул огромный поток беженцев и политэмигрантов. Все это время «локомотив» Затулина настойчиво продолжал пробивать бюрократические стены, в том числе, и президентской администрации, по крупице внедряя в жизнь те или иные миграционные упрощения, которые на общем фоне вряд ли могли существенно изменить сложившуюся ситуацию.
В существующих миграционных правилах ничего не требуется переписывать или же существенно менять: достаточно внесения минимальных поправок, которые максимально смогут облегчить жизнь сотням тысяч людей, имеющим полное право называть себя русскими.
Остается надеяться, что перестановка в Кремле будет способствовать решению накопившихся проблем, а сотрудничество Константина Затулина с новым помощником Президента Анатолием Серышевым и новым начальником Управления Президента по обеспечению конституционных прав граждан Максимом Травниковым выльется в положительные изменения давно требующего реновации миграционного законодательства РФ.