Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Русские на «сорта» не делятся

        Источник: ФАН

        Наталья Поклонская, Константин Затулин и Руслан Бальбек внесли в Госдуму РФ законопроект, в случае принятия которого получить гражданство Российской Федерации можно будет не только по принципу крови или родства, но и по принципу почвы. Основным критерием будет являться знание русского языка, а также связь с территориями Советского Союза и Российской империи.

        Новый подход к получению гражданства

        Изменения в российском законодательстве, которые предложила инициативная группа депутатов Госдумы, касаются в первую очередь упрощения процедуры получения российского гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства.

        До сих пор в России для данных категорий мигрантов существовала достаточно сложная процедура получения гражданства — претенденты должны были вначале подать прошение на так называемое РВП (разрешение на временное проживание) в России, получив постоянную регистрацию в каком-либо регионе РФ. А затем, в случае получения так называемой «квоты на РВП», провести не менее трех лет в этом временном статусе, с ограниченными трудовыми и гражданскими правами, в ожидании следующей ступеньки — так называемого вида на жительство (ВНЖ).

        Вид на жительство уже практически уравнивал его обладателей в правах с гражданами России, хотя и ограничивал их в части избирательного права и военной службы. Наконец, еще через год после получения статуса ВНЖ можно было подавать документы на гражданство уже в рамках достаточно простой, хотя и объемной процедуры.

        Таким образом, большая часть трудовых мигрантов, переселенцев, а в последнее время и вынужденных беженцев буквально «подвисала» на территории РФ в различных временных статусах или даже без каких-либо российских документов — практически на «птичьих» правах. Более того, такая ситуация задавалась и весьма скромным квотированием РВП — в 2017 году, например, Россия выделила 110880 квот на мигрантов во всех регионах, в то время как только вынужденными переселенцами и беженцами с Украины оказались, по разным оценкам, от 2 до 4 млн человек.

        Нетрудно посчитать, что с такими «квотами на натурализацию» эта категория людей была бы обречена на десятилетия временного статуса на территории РФ — при ограниченных правах и неясных перспективах получения гражданства.

        Соотечественники «на час»

        Кроме стандартной процедуры получения гражданства по пути РВП–ВНЖ–гражданство, в рамках которой, кстати, соисканта неоднократно проверяют на знание русского языка, в России существует еще две программы приема мигрантов. Это программа переселения соотечественников и так называемая программа «носителей русского языка».

        Программа переселения соотечественников в настоящее время действует в 60 регионах Российской Федерации. Среди них в том числе удаленные или депрессивные регионы, где наблюдается нехватка рабочих рук, как правило, вызванная низким уровнем жизни: сами граждане России переезжают из таких мест на заработки в Москву, Санкт-Петербург и прочие мегаполисы России. В силу этого, несмотря на то, что по линии переселения соотечественников гражданство получало в последние годы от 100 до 180 тысяч человек в год, эта программа не выполняла своих целей.

        Речь шла, по сути, о «туризме для получения гражданства», когда люди оформляли гражданство РФ в срок от 6 до 12 месяцев, после чего переезжали в более благоприятные регионы страны.

        По этой причине в последнее время многие регионы-участники программы стали устанавливать дополнительные требования по приему таких соотечественников «на час», что сразу же сказалось на количестве людей, получивших гражданство по данным условиям.

        «Неправильные русские»

        Ну и, наконец, еще одним недействующим вариантом получения российского гражданства стала уже упомянутая программа «носителей русского языка». Уже на этапе принятия этой программы под ее выполнение было заложено две «мины замедленного действия».

        Во-первых, в качестве претендентов на получение гражданства в ней были указаны «родившиеся или проживавшие когда-либо на территории Российской Федерации», что сразу же отсекало от участия в программе всех потомков многочисленных русских мигрантов, осваивавших просторы Российской Империи в XVIII–XIX веках или работавших на «великих стройках» СССР в разных республиках Союза.

        Все эти люди оказывались «неправильными» русскими, так как часто не могли показать с документами в руках, что являются русскими, оказавшимися из-за прихотей истории сперва за пределами административных границ РСФСР, а затем и государственных границ Российской Федерации.

        Во-вторых, в качестве одной из ступенек в получении гражданства по этой программе был прописан обязательный выход из гражданства другой страны, что является дискриминационным требованием — двойное гражданство в России не запрещено. Кроме того, такое требование ставило будущего мигранта в полную зависимость от страны его бывшего гражданства. Так, например, сегодняшним жителям Донецка или Луганска уже проще получить документы на открытие счета в каком-то российском банке, нежели подтвердить отказ от своего украинского гражданства в Киеве.

        Эти два момента предлагается теперь отменить в тексте нового законопроекта. Право на упрощенную процедуру предоставления гражданства России смогут получить все носители русского языка — выходцы или их родственники по восходящей линии из стран постсоветского пространства, которые некогда входили в состав СССР или Российской Империи. Кроме того, в законопроекте предлагается отменить требование обязательного выхода из гражданства другой страны при получении российского паспорта.

        Без «категорий» и «сортов»

        Один из авторов законопроекта, Константин Затулин, так прокомментировал предлагаемые изменения:

        «Людей, которые уже приехали в Россию, просят удостоверить, что они являются носителями русского языка, и на этом основании (они еще должны передать ряд документов) получить сначала разрешение на проживание, затем вид на жительство, а затем пройти процедуру получения гражданства. Я считаю, что раз они уже живут в России, то никакого разрешения на проживание им не нужно получать».

        Затулин признался, что хотел бы дать российское гражданство не только тем, кто приехал в Россию, но и тем миллионам людей, которые живут по соседству с Россией — в Казахстане, на Украине, в Белоруссии, в Латвии, Эстонии.

        «Почему мы им отказываем в праве иметь российское гражданство? Потому что в 1991 году они неожиданно узнали, что от них уехало государство? Мы их, как крепостных вместе с деревеньками, передали новым властям независимых государств? Они оказываются часто в очень сложном положении».

        «Поэтому дать им гражданство — это наш долг, — подчеркнул депутат. — Именно в этом поддержка соотечественников и состоит».

        Хочется верить, что эти красивые и правильные слова Константина Затулина обретут вес и мощь закона Российской Федерации — и что, наконец, через четверть века после распада СССР пропадут юридические препоны в разделении соотечественников на «категории» и «сорта».

        В этом случае Россия будет применять к переселенцам и будущим гражданам страны «право почвы» — юридический термин, закрепляющий право получения гражданства за лицами, родившимися на территории данного государства, независимо от их расовой, национальной или языковой принадлежности.

        Алексей Анпилогов

        /