Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Сенат Франции и судьба Нагорного Карабаха

        Источник: NovostiNK

        Вторая карабахская война осенью 2020 г. была ожидаемой, но итоги ее для международной дипломатии и права оказались неочевидными. Армения в лице премьер-министра Никола Пашиняна за одну ночь приняла ультиматум противника и признала свое позорное поражение под давлением внутренних обстоятельств и внешнего принуждения. Фактически же, подобный печальный исход стал закономерным следствием цепи провалов внутренней и внешней политики армянских властей разных созывов. Лишь благодаря президенту России В.В. Путину сохранилась в усеченном виде часть армянского Нагорного Карабаха с неопределенным статусом и будущим. Азербайджан вместе с Турцией празднуют победу, Россия в сжатые сроки перекинула в Карабах своих миротворцев и немалое количество тяжелой боевой техники. Турция же, будучи одним из главных кукловодов Азербайджана, добилась легализации своего военного присутствия на Южном Кавказе.

        Совместный российско-турецкий центр мониторинга по контролю перемирия в зоне карабахского конфликта позволил турецкому парламенту ВНСТ дать согласие президенту Р. Эрдогану на переброску воинского контингента в Азербайджан сроком на один год. При этом, какое количество турецких сил будет размещаться в данной закавказской республике – в официальной хронике информаций отсутствует. Однако спецслужбам России, Армении, Ирана и других заинтересованных стран давно известно о размещении турецкой военной техники и военнослужащих под прикрытием 5-го и 6-го корпусов ВС Азербайджана в Нахичеване. За шесть недель карабахской войны турецкие разведслужбы МИТ и ГРУ по разным данным перебросили в зону боевых действий до 2 тысяч исламских боевиков и наемников из Сирии, Ливии, Ирака, а также выходцев из постсоветских республик. А в дни после установления перемирия данные боевики («международные террористы», как отмечают в прессе) по-прежнему остались в Азербайджане (конечно, не считая тех, кто был уничтожен Армией обороны НКР). Между тем, в подконтрольном Турцией сирийском Африне турецкие спецслужбы объявляют набор еще 2-х тысяч местных туркмен (или туркоман, как говорят в западных СМИ) для отправки в Карабах на постоянное жительство.

        Таким образом, Турция фактически будет иметь в Азербайджане мощную военную группировку, численностью порядка, как минимум, двух корпусов (один – легальный, второй – под прикрытием азербайджанских военнослужащих и боевиков-наемников). И если речь идет о годе дислокации турецких военных, то что же может случиться в предстоящем 2021 г. в данном регионе в условиях 100-летия Московского и Карского российско-турецких договоров и истечения их сроков, а также активности Израиля по нанесению военного удара по северным районам Ирана с использованием плацдарма дружественного Азербайджана?..

        Известный российский военкор и автор проекта «War Gonzo» Семен Пегов полагает, что главным бенефициаром второй карабахской войны стал не Азербайджан с Турцией, а Израиль. Именно военные поставки и разведслужбы Израиля оказали главную помощь Азербайджану в нанесении воздушных ударов по Армии обороны НКР. Пегов уверен, что данный подход Израиля определяется желанием еврейского государства нанести в последующем военный удар по Ирану с использованием азербайджанского плацдарма вдоль пограничной р. Аракс и военных аэродромов в Гяндже, Габале и Кюрдамире. Хотя очевидно, что Израиль и его мощная в финансовом плане мировая диаспора рассчитывают на свое участие в последующих энергетических и коммуникационных проектах Азербайджана и не менее богатых ресурсами тюркских республик Центральной Азии (исторического Туркестана).

        В подобной динамике известный азербайджанский оппозиционный деятель Афган Мухтарлы заявляет, что режим Ильхама Алиева допустил большую ошибку, согласившись на ввод русских миротворцев, а по сути военной базы на часть Карабаха. По мнению А. Мухтарлы, Баку ослушался Анкары и не добил весь Карабах, не установил контроль над всем армянским Арцахом. Это означает якобы перспективную угрозу расторжения Москвы договоров 1921 г. с Анкарой по судьбе Нахичевани и Нагорного Карабаха, проведения референдума армян Карабаха и вхождения данной области в состав России с прорывом русских войск на север для установления территориальной связи с РФ в районе Дагестана и контроля над Мингечаурским ГЭС, а стало быть и крупными узловыми городами Евлах и Гянджа со стратегическими энергетическими и транспортными коммуникациями. Подобная конфигурация позволит Армении получить непосредственную территориальную связь с Россией через армянскую провинцию РФ Карабах.

        Я далек от мнения, что формула беспокойства Афгана Мухтарлы станет воплощением российского плана водворения на Южный Кавказ в первой четверти ХХI в. Вместе с тем, нельзя отбрасывать и данную тревогу азербайджанского оппозиционера. Согласитесь, что и Ирак, и Сирия, и Ливия являются нефтеносными странами с выходом на европейский рынок, все они имели немалый достаток для социально-экономического развития. Однако устроенный хаос с подачи внешних сил и спецслужб с использованием инструментария ИГИЛ и суннитского халифата сегодня привел эти страны в состояние разрухи, упадка, гражданской войны и контрабанды той же нефти. Отсюда следует, что нефтегазовый достаток Азербайджана и сеть трубопроводов с транспортными магистралями могут не спасти республику от разрухи в случае войны в Иране и русско-турецкого столкновения на ее территории.

        Между тем, ноябрьское заявление об установлении перемирия в Карабахе, достигнутое при главном участии одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ России и переговоров с Турцией, так и не разрешило саму суть карабахского вопроса в контексте международного права. А точнее оставило за бортом двух других важных сопредседателей МГ ОБСЕ США и Францию, которые вряд ли согласятся на подобные задворки в карабахском дворе. В Карабахе мы не имеем долгосрочного мирного договора между Арменией и Азербайджаном, а установлено очередное перемирие, которое пока что не закреплено парламентами стран и держится на честном слове той же России и кризисе Армении.

        Российские политики и эксперты справедливо отмечают позднее пробуждение Запада, ибо конкретной помощи Карабаху они не оказали в дни войны (речь очевидно о военной помощи). Вместе с тем, нельзя не отметить объективность и активную позицию президента Э. Макрона в самом начале войны по части исламских наемников и боевиков со ссылкой на данные французской разведки. Ведь после французов руководитель российской внешней разведки С. Нарышкин подтвердил данную информацию. Иной вопрос, а какую военную помощь Карабаху оказали другие страны? Практически никакую, и Карабах был зажат в кольце и огне противника. Официальный представитель МИД Ирана также заявил, что в дни войны Тегеран не разрешил переправку военных грузов (надо понимать из России) в Карабах и признает территориальную целостность Азербайджана. Что ж, теперь иранским партнерам придется считаться с исламскими боевиками из Сирии в том же приграничном Зангелане (а может и в Джебраиле с Физули).

        Мы уже отмечали в наших публикациях, что карабахское урегулирование пока что не состоялось и сохраняет свою актуальность в повестке международной дипломатии. В России заявляют, что Карабах является международно-признанной частью Азербайджана по факту советских административных границ развала СССР. Поэтому, мол, каким образом помогать армянам Карабаха в этой войне? Но тогда спрашивается, а чем занималась Минская группа ОБСЕ 28 лет, а Грузия с ее советскими границами и автономиями Абхазии и Южной Осетии не то же самое, а чем советские административные границы Украины с Крымом отличались от азербайджанских? И, наконец, почему же Россия проявила двойные стандарты в случае признания независимости Абхазии и Южной Осетии и включения в свой состав Крымской автономии на основе волеизъявления (референдума) крымчан? К слову, Карабах в начале 1990-х гг. проводил подобный референдум? Налицо двойные стандарты в геополитике, что то же естественно исходя из интересов ведущих стран.

        В этой ситуации общественность Франции продемонстрировала политический консенсус в вопросе признания независимости Карабаха. Париж и другие города и провинции Франции стали принимать соответствующие резолюции и обращения по части признания Нагорно-Карабахской Республики и объективно расценили развязанную против армян Арцаха войну как агрессию азербайджано-турецкой коалиции с использованием исламских боевиков-наемников.

        В итоге, 25 ноября Сенат Франции 305 голосами «за» при одном «против» впервые в международной практике приняли резолюцию о рекомендации президенту Франции признать Нагорно-Карабахскую Республику в соответствии с границами бессрочного соглашения о перемирии 1994 г. Последующим шагом карабахской дипломатии Франции может стать аналогичное решение нижней палаты парламента – Национального собрания, где примерно тот же расклад политических сил. Наконец, решение президента Франции и объявление МИДа.

        Между тем, Франция не единственная европейская страна, которая стала проявлять подобное отношение к вопросу статуса Нагорного Карабаха. Сегодня Нидерланды также поднимают вопрос признания НКР в своем парламенте. Кто знает, каким будет последующая реакция той же Испании, Италии, Польши и других стран ЕС. Наконец, подобная тема ожидает и Конгресс США с новой администрацией президента Джо Байдена. И если Вашингтон признает НКР и согласится на ввод международных сил под эгидой ООН, то, что же ожидает Карабах в реальности? У России – одного из сопредседателей МГ ОБСЕ – не останется причин отказываться от собственного признания Карабаха и выдвижения своих прав на обеспечение безопасности армян НКР, которые всегда были настроены пророссийски.

        Так что Сенат Франции заложил основу прецедента в судьбе Карабаха – в признании не просто территории Нагорного Карабаха, как справедливо отмечает экс-глава МИД Армении Эдвард Налбандян, а Республики Нагорный Карабах в границах 1994 г. Нельзя здесь не согласиться и с мнением уважаемого депутата Госдумы РФ К.Ф. Затулина о том, что простое признание независимости Карабаха со стороны Сената Франции вряд ли, кроме эмоций, может сейчас иметь политическое воздействие на ситуацию, поскольку Азербайджан не признает это решение, а ее армия готова начать третью карабахскую войну. Отсюда российский депутат отмечает важность восстановления в Армении внутриполитической и социально-экономической стабильности, модернизации (а по сути, реорганизации) армянской армии в смысле вооружения, кадрового состава и тактики подготовки.

        Вместе с тем, если решение Сената получит политическое развитие по аналогии косовского прецедента и требования ввода международных сил в регион, ситуация может как осложниться, так и измениться. К подобному раскладу не стоит относиться поверхностно.

        В сложившейся ситуации с безграмотным и позорным армянским премьером Н. Пашиняном Армения фактически на время выведена из всего процесса карабахского урегулирования. Готовность азербайджанской армии к третьей карабахской войне – также вызывает сомнение, поскольку и во второй войне, несмотря на свое численное и военно-техническое преимущество, Азербайджан воевал вовсе не один, а использовал военную и иную помощь Турции, Израиля, Украины, Грузии и других восьми государств вместе с исламскими наемниками. К тому же, армия Азербайджана понесла немалые людские и технические потери в минувшей 44-х дневной войне.

        Фактически Карабах вновь оказался объектом раздора интересов крупных региональных и глобальных игроков. Сегодня военный перевес был обеспечен Азербайджану, но каким окажется политико-дипломатический исход для самих армян Карабаха – покажет время. Между тем, вряд ли втягивание территории Азербайджана в новую войну (например, с тем же Ираном) будет иметь позитивное значение для Армении. Азербайджан может наладить отношения с Арменией и через ее территорию получить новый выход на Запад – в ту же Турцию и Европу, если, конечно, не изменится региональный расклад и не произойдет денонсация одних договоров с подписанием новых соглашений.

        Тот факт, что Армения и Карабах не получили военной помощи и поддержки со стороны иных государств (включая и Запада) вовсе не означает, что подобное сохранится и в будущем. Все зависит от процесса модернизации армяно-российских отношений (включая и в первую очередь по части обороны и безопасности).

        Сегодня в Армении (да и в армянской диаспоре также) только ленивый не критикует и не требует отставки Никола Пашиняна. Весь вопрос в том, а кто и какие силы придут ему на смену для восстановления разрушенной Армении. Вместе с тем, армянский народ не может оставаться в подобном состоянии, и обязан предпринять кардинальные перемены в своей внутренней и внешней повестке, где стержень укрепления союза с Россией будет главным и приобретет новые формы (включая по части второго государственного языка, союзного государства и карабахского анклава в составе РФ).

        Доктор политических наук, профессор
        Александр СВАРАНЦ

        /