24 апреля оказался на удивление щедрым днем на новости в законодательстве по вопросам гражданства и миграции. В этот день подписаны Президентом России и опубликованы сразу три закона, облегчающих положение наших соотечественников в России, их путь к гражданству, а также позволяющих продлять патенты на работу неограниченное число раз иностранцам из безвизовых стран (это — постсоветские республики, кроме прибалтийских, Грузии и Туркмении). 24 апреля Правительство направило в Госдуму законопроект об урегулировании правового статуса лиц без гражданства – о выдаче им документа, удостоверяющего личность, а 25 апреля данный законопроект зарегистрирован в Госдуме за № 948528-7.
1. Закон № 129-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-35 Налогового кодекса Российской Федерации» вступил в силу в день опубликования – 24 апреля 2020г. Проект закона внесли депутаты Государственной Думы: Р.И.Бальбек, А.Г.Аксаков, В.П.Водолацкий, С.А.Вострецов, А.А.Журавлев, К.Ф.Затулин, А.Д.Козенко, Н.В.Поклонская, Д.В.Саблин, К.К.Тайсаев, С.А.Шаргунов, А.Н.Шерин, П.В.Шперов, А.А.Ющенко; члены Совета Федерации О.Ф.Ковитиди, С.В.Мамедов, С.П.Цеков. Сейчас освобождены от уплаты государственной пошлины за прием в гражданство Российской Федерации те, кто проживает на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, и право на гражданство получил по Указу Президента России № 183 от 24 апреля 2019 года «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». Данный закон был принят в исключительно быстром порядке: внесен 14 апреля, 17 апреля принят в трех чтениях в Госдуме, в этот же день одобрен Советом Федерации и 24 подписан Президентом, — что свидетельствует о полном согласии всех ветвей власти с необходимостью внесенной поправки в налоговый кодекс РФ.
2. Закон № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» вступит в силу 25 июля 2020 года. Его проект был внесен в Госдуму Правительством РФ и принят без каких-либо изменений.О новациях принятого закона сайт Материк публиковал немало материалов. Кратко повторим основные моменты, устанавливаемые новым законом, которые касаются порядка получения российского гражданства:
а) для постоянно проживающих в России (имеющих вид на жительство):
— для всех претендентов на российское гражданство не будет требования отказа от имеющегося иного гражданства. Наконец, и с «носителей русского языка» спадут оковы выхода из иного гражданства, которые мешали им стать российскими гражданами;
— необходимый стаж работы в России выпускников российских вузов для получения гражданства РФ сокращается с трех до одного года;
— упрощенный порядок пути к гражданству РФ дается гражданам Белоруссии, Украины и Молдавии;
б) тот, кто имеет супруга (супругу) — гражданина (гражданку) России, и они имеют общих детей, гражданство России сможет получить сразу после получения РВП (вид на жительство не обязателен). При отсутствии детей – вид на жительство по-прежнему нужен, и в браке супругам нужно состоять, как и сейчас, не менее трех лет;
в) от всех, кто имеет право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке (статья 14 ФЗ «О гражданстве РФ»), больше не будут требовать доказательство наличия законного источника средств к существованию;
г) право на получение гражданства России в упрощенном порядке тех, кто проживает за рубежом, оставлено только для тех, кто был гражданином России, проживает в постсоветских государствах, но не принял их гражданства. Эти лица могут и в России обратиться за гражданством после того, как получат вид на жительство. С вступлением в силу принятого закона не будет возможности стать гражданами РФ, имеющейся в действующем законе, у тех, кто имеет проживающего в России родителя-гражданина РФ.
3. Закон №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 13-3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вступает в силу 5 мая 2020 года. Его проект был внесен депутатом Л.И.Калашниковым. С 5 мая снимается ограничение количества возможных продлений патента на работу в Российской Федерации По действовавшему порядку до принятия этого закона патент можно было продлевать только один раз. Сейчас трудовые мигранты смогут работать, продлевая патент не выезжая из страны сколь угодно долго.
4. Законопроект №948528-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акта Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства», зарегистрирован в Госдуме 25 апреля. Внесен законопроект Правительством. Совет Госдумы 27 апреля передал законопроект в профильный комитет – Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.
Это долгожданный проект, поскольку он предлагает ввести удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации. В настоящее время те, кто оказались в России без действительных документов, могут пройти процедуру установления личности, по результатам которой получают справку, но не могут этой справкой воспользоваться для дальнейшей легализации, потому что для этого требуется удостоверение личности, которого в России нет по сей день. В этом безысходном состоянии находятся тысячи людей.
Проект предлагает по результатам установления личности выдавать «временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации» (далее — удостоверение ЛБГ) для тех, кто не имеет никакого гражданства или нет государства, готового принять этого человека. И это удостоверение ЛБГ будет полноценным удостоверением личности.
Удостоверение ЛБГ будет выдаваться на основании заключения об установлении личности и заявления, поданного этим человеком о выдаче данного удостоверения, в течение 10 дней после подачи заявления. Процедура установления личности определена в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» статьей 10.1. «Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность». Сроки при этом такие: 3 месяца длится процедура установления личности. Эти сроки могут быть продлены еще на 3 месяца (но не более), если не придут ответы от иностранных государств на запросы наших миграционных органов. Законопроект дополнительно дает миграционным органам право «направлять запросы в дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации и международные организации», а также «прорабатывать вопрос о возможности передачи иностранного гражданина другому государству» — при проведении ими процедуры установления личности.
В соответствии с проектом, если в ходе процедуры установления личности будет установлено государство, гражданство которого эта личность имеет, либо государство прежнего проживания, или государство, готовое принять этого человека, ему выдается справка для следования в посольство соответствующего иностранного государства, где можно будет получить документ на выезд. Такая справка на поезд в посольство также будет выдаться по заявлению, а удостоверение ЛБГ, конечно, при этом не полагается.
Тем, кто получит удостоверение ЛБГ, дается право на получение разрешения на временное проживание без квоты. Само удостоверение действует в течение года, и может продляться ежегодно до тех пор, пока не будет получено разрешение на временное проживание или вид на жительство (как написано в проекте, хотя право на получение вида на жительство без РВП для владельцев удостоверения ЛБГ не предусмотрено).
Для тех, кто получит удостоверение ЛБГ, законопроект предусматривает освобождение из специальных учреждений временного содержания, отмену решений о депортации, о неразрешении въезда в РФ.
Удостоверение ЛБГ аннулируется, если обнаружатся ложные сведения, которые представлял человек, или будет определено наличие иностранного гражданства, или найдется государство, готовое принять этого человека. В этом случае ему нужно будет покинуть Россию.
Законопроект давно ждали. Его вариант с 4 июля 2018 года «висел» на федеральном сайте проектов законодательных актов. Последняя, «доработанная» после общественного обсуждения версия проекта, существенно отличается от проекта, внесенного в Госдуму. Главные отличия в том, что проект, который можно было видеть еще 24 апреля на указанном сайте, содержал право владельцев удостоверения ЛБГ на получение в упрощенном порядке ( без РВП) вида на жительство и даже — гражданства РФ без РВП и вида на жительство. Законопроект в Госдуме таких льгот не предусматривает.
Лица без гражданства, которые получат удостоверение ЛБГ, после получения РВП смогут получить затем и вид на жительство, и гражданство РФ, но пройдя тот путь, который предписан законом для других лиц, имеющих РВП, без каких-либо льгот.
По первому прочтению внесенного законопроекта более всего вопросов у меня касаются процедур, которыми будут миграционные органы определять наличие иностранного гражданства у тех, кто не имеет соответствующих документов. В какие посольства будут посылать запросы наши миграционные органы? Во все, какие только есть на белом свете? Во все постсоветские? В государство рождения? А если таковое неизвестно, или человек родился в России? В государство последнего выезда? Если запрос в иностранные посольства не будет получен в отведенные сроки, то будут считать человека лицом без гражданства?
А что, если найдется государство, которое посчитает человека своим гражданином, хотя он давно уже утратил с ним связь (выехал на постоянное проживание, например) и не имеет в нем никаких привязок, а круг жизненных интересов человека уже давно – в России? А если какое-то государство не отказывает лицу без гражданства во въезде в страну, а тот с этой страной уже не имеет никаких связей? Россия будет высылать таких людей в чистое поле, которое, правда, в другом государстве?
У меня нет ответов. Будем ждать откликов от заинтересованных граждан и госорганов. Остается надеяться, что и депутаты зададут подобные вопросы, прежде чем будут принимать этот законопроект.
Александра Докучаева
Заместитель руководителя Института стран СНГ,
заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ