Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Соглашение с Абхазией о взаимном признании аттестатов и дипломов ратифицировано

        VIDEO

        Депутаты Госдумы на пленарном заседании в четверг, 13 декабря, ратифицировали соглашение между правительствами России и Абхазии «О взаимном признании образования и (или) квалификаций».

        Документ регулирует вопросы взаимного признания основного общего, среднего, среднего профессионального, а также высшего образования, полученного как в России, так и в Абхазии. Отмечается, что обладатели российских и абхазских дипломов смогут продолжить обучение и устроиться на работу в обеих странах.

        С докладом выступила официальный Представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Лукашевич:

        «Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о взаимном признании образования и (или) квалификаций».

        Данное Соглашение было разработано и подписано в рамках реализации пункта 1-го статьи 20-й Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве, которое было заключено 24 ноября 2014 года.

        Соглашение было подписано министрами образования двух стран в прошлом году во исполнение распоряжения правительства.

        Соглашением предусматривается упрощение взаимного признания образования и квалификаций, полученных в Российской Федерации и в Республике Абхазия, а также отмена необходимости легализации документов об образовании и о квалификации на территории каждого из государств.

        Таким образом, при приеме соответствующих документов об образовании и квалификации обладателю будет достаточно предъявить оригинал документа, либо его нотариально заверенную копию с переводом, без оплаты соответствующей госпошлины 6,5 тысячи рублей, как сейчас у нас предусмотрено Налоговым кодексом.

        В свою очередь снятие административных барьеров в части необходимости процедурного признания образования и квалификаций и легализации соответствующих документов позволит существенно расширить образовательное сотрудничество между государствами, так как будет способствовать увеличению студенческой мобильности, реализации совместных проектов образовательных программ между образовательными организациями и привлечению высококвалифицированных кадров.

        В связи с тем, что положения Соглашения об отсутствии необходимости легализации соответствующих документов при использовании их на территории Российской Федерации не соответствуют общим правилам, закрепленным в законодательстве Российской Федерации, данное Соглашение подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации»».

        Со своим содокладом выступил первый зампред Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутат от фракции «Единая Россия» Константин Затулин:

        «Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, как вы уже слышали, на ратификацию в Государственной Думе внесено Соглашение по взаимному признанию образования и (или) квалификаций между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия. Это Соглашение подписано 18 декабря прошлого года.

        И я хочу обратить ваше внимание на то, что в сентябре, когда делегация Государственной Думы, в которую в основном входили члены нашего комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками побывала в Республике Абхазия, и проводила переговоры с коллегами из Народного Собрания, парламента Республики Абхазия, наши коллеги обратили наше внимание на то, что в течение года документ, который был подписан, на самом деле остается без движения.

        Экзаменационный период и период поступления, который летом везде у нас проходит, он оказался в этом смысле утраченным, потому что на основании документов об образовании, которые получены в Абхазии, абитуриенты не могли на самом деле поступать в высшие учебные заведения Российской Федерации или этот вопрос решался в результате сложных дипломатических переговоров.

        Мы взяли на себя обязательства обратить на это внимание правительства. Правительство к нам прислушалось, и 3 ноября этого года внесло документ на ратификацию. Как видите, мы не задерживаемся с выполнением своих обещаний и выносим на ратификацию этот документ.

        Мы, мне кажется, должны хорошо понимать, что речь идет о том, чтобы молодежь Абхазии, среди которых есть и русские, и абхазы, и армяне, и другие национальности таким образом получали абсолютно беспрепятственный доступ к российской системе образования. В основном это актуально для повышения, если можно так выразиться, экспортного потенциала нашей высшей школы.

        Потому что среднее, среднее специальное образование, ну, в большой степени именно среднее образование обеспечивается в Абхазии. Там есть и вузы, есть Сухумский государственный университет, который, в общем, достаточно высокое образование дает, но этого недостаточно. Есть, конечно, те молодые люди, которые хотели бы продолжить образование в России. Мы должны только это приветствовать, как мне кажется.

        Наш комитет поддерживает принятие этого документа, ратификацию. Комитет-соисполнитель – это Комитет по образованию и науке также поддерживает. И мы рекомендуем вам проголосовать за при ратификации этого документа».

        После выступления докладчиков состоялось обсуждение вопроса. Приводим стенограмму полностью:

        Швыткин Ю.Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Да, спасибо большое. Марина Борисовна, у меня к вам вопрос. Безусловно, нужно поддерживать данное соглашение, мое мнение лично. Одновременно и хотелось бы уточнить, я правильно понимаю, что это предполагается, как вот содокладчик доложил, проинформировал нас, значит, в соответствии с этим поступать, в том числе и в высшие учебные заведения Российской Федерации. Вместе с тем, в Абхазии, как я понимаю, нет практически, не практически, видимо, нет, вообще, высших учебных заведений. Конечно, это правильно экспортировать наше образование и так далее.

        Но, исходя из статистики, у вас есть такая статистика, какова востребованность наших учебных заведений со стороны граждан Абхазии? Спасибо.

        Лукашевич М.Б.

        Юрий Николаевич, спасибо за вопрос. Значит, у нас на 2017 год из Абхазии обучается 1 тысяча 691 человек, 919 из них на платной основе, остальные на бюджетной основе. В Абхазии действует два высших учебных заведения, соответственно, и оба из них работают по стандартам, которые еще 1993 года сопрягались с нашими федеральными государственными образовательными стандартами. Они очень тесно взаимодействуют с нашими высшими учебными заведениями, как Южным федеральным университетом и вузами из Северокавказского региона.

        Председательствующий. Центральную трибуну включите.

        Затулин К.Ф. Я прошу уважаемых депутатов обратить внимание, может быть, я на самом деле недостаточно внятно объясняю или тихо говорю, но я, по-моему, посвятил целый пассаж своего выступления тому, что в Абхазии есть высшие учебные заведения. Я даже назвал Сухумский государственный университет, ректор которого академик Гварамия является на самом деле близким другом и товарищем академика Садовничего, возглавляющего Московский университет, и входит, по-моему, в состав научного совета Московского университета.

        Но это не значит, что, как вы сами представляете, что все обязательно хотят поступить именно в Сухумский университет. Есть и другие специальности, которые на самом деле этот университет не обеспечивает. Мы подписали и ратифицируем этот документ, признаем как возможность нашим студентам, нашим учащимся учиться в Абхазии дальше, так и представителям Абхазии учиться в наших высших учебных заведениях, средних специальных и всяких иных. Но понятно же, что мы открываем таким образом возможности, прежде всего, в России. Спасибо.

        Председательствующий. Спасибо.

        Иванов Сергей Владимирович.

        Иванов С.В. Спасибо.

        Уважаемая Марина Борисовна, вот все-таки я хотел бы, чтобы вы пояснили. Это касается только студентов, которые поступают в высшие учебные заведения, то есть этим соглашением мы, значит, принимаем их документ о среднем, так скажем, образовании? Или это будет касаться и также дипломов, которые получают выпускники того же Сухумского госуниверситета о высшем образовании, и на основании этих документов могут уже оказывать, там, высококвалифицированную тоже медицинскую помощь или еще какую-то уже в России?

        Лукашевич М.Б. Сергей Владимирович, спасибо за вопрос.

        Соглашение носит двусторонний характер, речь в нем идет о регулировании взаимного признания, начиная от образования общего, заканчивая высшим и в том числе квалификацией, которая дает право как на продолжение образования, так и на занятие соответствующей трудовой деятельностью и в Республике Абхазия, и в Российской Федерации.

        Председательствующий. Спасибо.

        Алыпевских Андрей Геннадьевич.

        Альшевских А.Г., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Спасибо.

        Марина Борисовна, а вот Константин Федорович дипломатично нам в содокладе сказал, что были какие-то препятствия для прохождения данного документа. Я все-таки более конкретно спрошу.

        Вот четыре года ушло на то, чтобы мы сейчас ратифицировали, на мой взгляд, безобидное соглашение. Можно все-таки уточнить, в чем причина, что четыре года потребовалось для того, чтобы данный документ внесли?

        Лукашевич М.Б. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос.

        Я уточню: этот Договор между Правительством Российской Федерации и Абхазией о сотрудничестве был заключен в 2014 году. Соглашение о признании образования и (или) квалификации было заключено в конце прошлого года, в 2017 году.

        И вот этот период времени – до внесения в Государственную Думу законопроекта о ратификации, потребовался на легализацию всех, подготовки документов, связанных с соглашением, прохождение его через согласование и, собственно, внесение. Он готовился в течение года.

        Председательствующий. Центральную трибуну включите.

        Затулин К.Ф. Я думаю, что вопрос уважаемого депутата имеет право на существование, хотя действительно речь идет не о четырехлетнем, а о годичном сроке. 18 декабря прошлого года было подписано это соглашение.

        Лично я полагаю, что министерство в этом случае должно внимательнее относиться к тем документам, которые оно подписывает, к международным соглашениям. Потому что нет, на мой взгляд, никакого внятного объяснения, почему нужно было целый год практически – до 3 ноября ожидать с нашей стороны дополнительного толчка для того, чтобы внести его на ратификацию, провести через правительство и так далее.

        Ушел целый год, в течение которого могли дети, юноши, девушки уже пользоваться результатами подписанного этого соглашения, в ходе летних экзаменов. Вот на это хотел бы обратить внимание. Спасибо.

        Председательствующий. Спасибо.

        Шперов Павел Валентинович.

        Шперов П.В., фракция ЛДПР.

        У меня вопрос к представителю правительства. Марина Борисовна, была такая информация о том, что на территории Абхазии действовали школы Гюлена, есть ли подтверждение данной информации, входят ли они в систему образования среднего? И, соответственно, будут ли признаваться их документы в качестве свидетельства о среднем образовании? Спасибо.

        Лукашевич М.Б. Спасибо за вопрос.

        Павел Валентинович, в соглашении речь идет о легализации документов, полученных в результате обучения по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию.

        В Абхазии аналогичное законодательство об образовании, как и в Российской Федерации

        Министерство образования и науки в свое время оказывало и экспертную поддержку по написанию всей нормативно-правовой базы Республики Абхазия, в связи с этим легализация документов предусматривается только входящих в государственную систему об образовании Республики Абхазия.

        Председательствующий. Спасибо.

        Есть ли желающие выступить? Есть.

        Иванов Сергей Владимирович. С места, включите микрофон.

        Иванов С.В. Спасибо, Иван Иванович. Позвольте с места.

        Уважаемые коллеги, в принципе, наша фракция не против того, чтобы мы налаживали дружеские отношения с соседями, потому что за последнее время у нас и так по периметру наших границ появилось достаточно врагов.

        Но все-таки, уважаемая Марина Борисовна, я бы хотел, чтобы вы в заключительном слове осветили такой момент.

        Поскольку, вы знаете, у нас… нас больше интересует то, какие специалисты приедут к нам в Россию. И так, как вы сказали, что мы будем признавать все их образовательные документы, начиная от среднего до высшего образования плюс еще и дипломы о квалификации соответствующие, то мне очень интересно знать, какие меры принимает

        правительство для того, чтобы контролировать, насколько действительно основательно подходят в Абхазской Республике к подготовке специалистов. Потому что это же не баш на баш, то есть мы признаем ваши документы, вы признаете наши, вроде как дипломатический такой жест, с одной стороны, с другой стороны, мы можем нарваться на то, что у нас уже, к сожалению, в России были случаи, когда мы ставили вопрос о признании даже элементарных водительских прав жителей одной из союзных республик.

        Вот это вот вопрос очень интересный. Поэтому будьте добры, в заключительном слове осветите, пожалуйста, эту тему.

        Спасибо.

        Председательствующий. Спасибо.

        Бортко Владимир Владимирович.

        Бортко В.В., фракция КПРФ.

        Спасибо, Иван Иванович.

        Фракция Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе поддерживает ратификацию соглашения о взаимном признании между Республикой Абхазией и Российской Федерацией. Одновременно фракция напоминает, что неоднократно в заявлениях своего лидера Зюганова Геннадия Андреевича настаивала на признании Российской Федерации двух республик Донбасса – ЛДНР и ДНР, так, как это было сделано в отношении глубокоуважаемой Республики Абхазия. Спасибо. Мы поддерживаем.

        Председательствующий. Спасибо.

        Катенев Владимир Иванович.

        Катенев В.П., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Спасибо.

        Уважаемый Иван Иванович! Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» также поддерживает ратификацию данного соглашения. Это соответствует и пожеланиям нашей молодежи, которая хочет учиться в Российской Федерации, желающие в Абхазию могут быть. Это повышает, как уже было сказано, экспертный потенциал нашего образования. И самое главное, что сегодня молодежь Абхазии учится в третьих странах, и, конечно, для нас было бы более выгодно, чтобы они продолжали обучение в Российской Федерации. Фракция поддерживает.

        Председательствующий. Спасибо.

        Марина Борисовна, у вас есть возможность с заключительным словом выступить. Пожалуйста.

        Лукашевич М.Б. Благодарю.

        Коллеги, я еще раз остановлюсь на том, что при подготовке соглашения учитывалось, что в Республике Абхазия обучение осуществляется по государственным образовательным стандартам, в основе которых с 1993 года лежат российские образовательные стандарты. А также отмечу, что в соглашении предусмотрено в статье 9 создание по инициативе любой из сторон экспертного комитета для того, чтобы урегулировать в случае возникновения вопросов в процессе реализации соглашения о признании проблемных тем.

        У нас заключен в рамках договора о сотрудничестве совместный план действий с коллегами из Министерства образования Республики Абхазия, он действует на постоянной основе. В рамках него происходят, ну собственно, иконсультации, и работа по сопряжению, как нашей правовой базы, так и образовательных программ.

        В связи с этим мы считаем, что поддержка данного законопроекта во многом будет благоприятствовать для обмена между образовательными организациями наших стран.

        Председательствующий. Спасибо.

        Коллеги, обсуждение завершено.

        Ставлю проект федерального закона на голосование.

        Включите режим голосования.

        Покажите результаты.

        Результаты голосования (11 час. 11 мин. 19 сек.)

        Проголосовало за…………………. 408 чел…………… 90,7 %

        Проголосовало против…………….. 0 чел…………….. 0,0 %

        Воздержалось………………………….. 0 чел…………….. 0,0 %

        Голосовало………………………….. 408 чел.

        Не голосовало……………………….. 42 чел…………….. 9,3 %

        Результат: принято.

        Закон принят единогласно.

        /