Поделиться


Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

Оставить наказ кандидату

Выберите округ:


Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Написать письмо депутату

Выберите приемную:


Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

На
страницу
депутата

Соотечественники не находят корней в России

Источник: Независимая газета

Госпрограмма переселения, на которую в год тратят примерно 2 миллиарда рублей, теряет популярность

Правозащитники раскритиковали госпрограмму переселения соотечественников, которая, с их слов, все больше напоминает оргнабор трудящихся. С каждым годом она теряет свою привлекательность, вместе с тем ее участниками зачастую становятся иностранцы, не владеющие русским языком. При этом на реализацию этой программы, по данным Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД, ежегодно тратится около 2 млрд руб.

Правозащитники подготовили и направили в три ведомства – МВД, МИД и Роспотребнадзор более сотни миграционных вопросов, многие из которых касались проблем, возникающих при реализации госпрограммы «Соотечественники». На часть из них чиновники ответили во время конференции, проходившей под эгидой спецпроекта «Форум переселенческих организаций», выполняемого по президентскому гранту.

По определению главы ГУВМ Валентины Казаковой, госпрограмма переселения – это неустоявшийся нормативный документ, требующий постоянных изменений. Некоторые уже готовятся: например, в дальнейшем свидетельство переселенца будет приравнено к правовому статусу, а значит, после его получения можно будет сразу подавать на гражданство. На рассмотрении находится и вопрос о внесении в существующее свидетельство переселенца новых членов семьи. То есть возможность внести родившихся детей, супругов после одобрения свидетельства участника госпрограммы (СУГП).

Обсуждается возможность участия в программе лиц без гражданства и граждан РФ из ДНР и ЛНР, не выезжая на территорию Украины.

Сами общественники продолжают жаловаться на непрозрачность и субъективность в отборе претендентов на участие, на массовые недопуски желающих переселиться в РФ еще на стадии подачи заявления в миграционные органы.

Между тем в распоряжении «НГ» есть исследование старшего научного сотрудника отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ Анастасии Гаевой, где говорится о низкой популярности госпрограммы. Если в 2017 году в нее вступили более 115 тыс. человек, то в 2019-м их количество сократилось до 103 тыс. и до 40 тыс. человек за январь–август нынешнего года. Причины тому – излишние ограничения и требования для соискателей статуса участника. «Есть случаи, когда отказывают во вступлении в госпрограмму заявителям с разрешением на временное проживание (РВП) и трудоустроенным, мотивируя, что их специальность в регионе не требуется и свободных вакансий нет, хотя они есть», – сказано в этом документе.

Некоторые проблемы возникли и на фоне пандемии. Например, заявители, получившие свидетельства переселенцев в странах исхода, успели подготовиться к переезду (продали или отправили в РФ свое имущество, выписались на постоянное место жительства – ПМЖ), но из-за частично закрытых границ их не пустили в Россию. И эти люди сейчас фактически остались без средств к существованию.

«Огромное количество вопросов, поступивших от участников госпрограммы и претендентов на участие в ней, в основном сводилось к правоприменительной практике на местах. Стало очевидно, что в каждом регионе или даже в разных районах региона сотрудники миграционных органов по-своему толкуют нормы законов, указы президента и другие нормативно-правовые акты. Зачастую самим переселенцам приходится объяснять молодым и неопытным сотрудникам те или иные правила», – сказала «НГ» эксперт Форума переселенческих организаций Галина Рагозина. Не меняется ситуация на Дальнем Востоке и с выделением квот на РВП.

Она подчеркнула, что в том виде, в котором изначально задумывалась госпрограмма, «она не совсем состоялась», поэтому сейчас остро стоит вопрос о ее видоизменении. Как вариант, говорит Рагозина, «если она все же носит характер оргнабора за рубежом (хотя в оглавлении ссылается на переселение соотечественников), то необходимо, чтобы регионы в лице работодателей подбирали себе специалистов и курировали их переезд от начала и до конца. А в стратегически важные регионы привлекать людей на уровне государства. Но обязательно при этом тем, «кто хочет вернуться на Родину, дать все преференции для получения гражданства РФ».

Замглавы Института стран СНГ Александра Докучаева рассказала, что серьезная проблема возникла в связи с указом президента, подписанным в марте 2020 года, о запрете иностранцам владеть землей. Поскольку некоторые переселенцы успели продать жилье и приобрести в РФ землю, начать на ней строительство и уже подготовились к получению гражданства. Но теперь из-за пандемии не могут въехать в РФ. А согласно этому указу, если в течение года с момента его подписания земля не будет принадлежать гражданам РФ, то все их строения уйдут с молотка. В ГУВМ пообещали поставить вопрос перед администрацией президента. Также эксперты рассчитывают на законотворческую помощь председателя комитета Госдумы по делам соотечественников Леонида Калашникова и первого зампредседателя этого комитета Константина Затулина.

Вместе с тем звучали претензии, что зачастую в госпрограмму попадают лица, не подходящие под термин «соотечественники», не имеющие необходимую квалификацию, не владеющие русским языком. По словам Докучаевой, сегодня действительно не стихают дискуссии насчет того, кого из иностранных граждан (лиц без гражданства) на самом деле можно считать соотечественниками. Согласно определению из закона, таковыми могут считаться граждане, принадлежащие к народам, исторически проживавшим на территории РФ (этническая принадлежность). Но выполнение этой формулировки, говорит эксперт, фактически невозможно из-за отсутствия специального реестра или перечня народов, о которых в законе идет речь.

«Пока нет официального перечня народов, исторически проживавших в России, вопрос о принадлежности к российским соотечественникам по этническому происхождению остается нерешенным, и признавать или отказывать в признании соотечественником по этому основанию нет никаких оснований», – говорит Докучаева.

Второе основание, по которому переселенцы могут признаваться соотечественниками, – наличие родовых корней, «предка, ранее проживавшего в России», но эмигрировавшего за пределы страны или выехавшего в бывшие союзные республики. То есть, по идее, человек должен сперва доказать, что его предок жил на территории РФ, и подтвердить документами их родственную связь, говорит Докучаева. «Я уверена, что выходцы из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, которые получают сегодня свидетельства госпрограммы, не предоставляют документы, что у них есть прямые предки, проживавшие когда-то в РФ. В самой программе четко не сформулировано это требование. Да и сделать это довольно сложно», – отметила собеседница «НГ».

Вместе с тем она подчеркнула, что раз уж в новой Конституции говорится об особом отношении к соотечественникам, то государству пора определяться с этим термином, реестром народов, который бы однозначно определял, что человек может быть признан соотечественником.

/