10 лет назад главы России, Белоруссии и Казахстана подписали Декларацию о формировании Единого экономического пространства.
Развитие системы стратегического долгосрочного планирования, выстраивание единой стратегии для всех стран-участниц, формирование общего гуманитарного пространства и расширение евразийской повестки за счет включения таких сфер, как туризм, наука, образование, спорт и культура… Это задачи ближайшего будущего для Евразийского экономического союза. Что касается текущих реалий, то, по мнению экспертов, за пять лет существования союза была сформирована новая схема взаимодействия на единой таможенной территории и едином рынке товаров, услуг и рабочей силы. Какие выгоды извлекли из углубленного партнерства Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, разбиралась «Парламентская газета».
Впервые о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП) президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили 23 февраля 2003 года, а 19 сентября того же года было ими подписано соответствующее соглашение. Предполагалось, что первоочередные договоренности составят неразрывный пакет и вступят в силу одновременно. Однако Киев стал тормозить процесс, а после прихода к власти Ющенко в 2005-м вообще отказался подписывать интеграционные документы. В итоге 9 декабря 2010 года подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства лишь трое участников — Россия, Белоруссия и Казахстан.
Через год президенты России Дмитрий Медведев, Белоруссии Александр Лукашенко и Казахстана Нурсултан Назарбаев уточнили этапы сближения, подписав Декларацию о евразийской экономической интеграции, договор о Евразийской экономической комиссии и регламент ее работы.
В 2015 году существовавший Таможенный союз превратился в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), к которому примкнули два новых члена — Армения и Киргизия. Как записано в декларации: для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
Основным принципом стала свобода перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников. Снимались и ограничения во взаимной торговле, унифицировались таможенные тарифы (с перспективой разработки общего — на основе согласованной всеми методики). Что и было в итоге сделано.
За постсоветский период создание ЕАЭС является одним из главных событий в сфере интеграции. И с точки зрения экономики вообще, и с учетом интересов стран-участниц в эпоху нового производственно-технологического уклада. Так охарактеризовал Евразийский экономический союз «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
«За 70 лет совместной хозяйственной деятельности мы наладили не только прочные людские связи, но и технологические, и производственные, — отметил сенатор. — Если для Евросоюза пришлось создавать заново все коммуникации и интеграционные инструменты, то у нас это все в наличии. И не воспользоваться созданной нашими предшественниками инфраструктурой было бы просто непростительно».
И сегодня важно в рамках Евразийского союза гармонизировать не только таможенно-тарифное законодательство, считает парламентарий, но и нормативные правовые акты по качеству и стандартизации товаров.
Чтобы интеграционный процесс ускорился, Сергей Рябухин предложил на недавно прошедшем в Москве форуме с участием представителей ЕАЭС докапитализировать Евразийский банк развития «за счет дуальных товаров, 40 процентов которых производятся на территории союза и имеют стабильную высокую стоимость на международных биржах, — пшеница, медь и так далее». Он считает целесообразным создание финансовых инструментов, позволяющих распоряжаться такими высоколиквидными товарами в качестве расчетных средств между государствами альянса.
Такая мера, по его словам, поможет уберечь финансовые системы стран ЕАЭС от возможных санкций со стороны конкурирующих западных держав.
Создание ЕАЭС позволило совместно обустроить жизнь заново, констатировал и экс-председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян. «Создан уникальный механизм реализации национального суверенитета в рамках Евразийского экономического союза, для чего невозможно придумать более мощного инструмента», — приводит его слова официальный сайт ЕЭК.
Кроме того, в союзе установлены единые правила игры, в том числе в сфере техрегулирования, функционирует единый таможенный тариф, защитные меры, принято важное решение о соответствии норм ЕАЭС стандартам международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
К числу достижений можно отнести и признание ЕАЭС в качестве субъекта международного права. При этом эксперты подчеркивают, что по уровню глубины интеграции Евразийский экономический союз, несмотря на свою молодость, занимает второе место после Европейского союза, действующего более 50 лет.
По прогнозам научно-исследовательского центра проблем интеграции стран — участниц Евразийского экономического союза «Союзный нарратив 2050», через 30 лет центр мирового развития и экономического роста переместится в Юго-Восточную Азию, изменив баланс сил в Евразии.
И к этому моменту, отмечают ученые центра, ЕАЭС должен подойти с целями, идеями, технологиями и капиталами, соразмерными новой политэкономической реальности, где передовой экономикой станет азиатская модель с наращиванием промышленного капитала и инвестиций в НИОКР, сильным госсектором и суверенной финансовой системой.
Евразийские эксперты, чье мнение приводится на сайте ЕЭК, обращают внимание на недостаточную консолидацию сегодня государств союза, отсутствие крупных общих интеграционных проектов.
В этой связи странам необходимо объединять силы, обратив особое внимание на науку и технологии. Крупные инфраструктурные проекты должен реализовывать отдельный институт ЕАЭС, а для выполнения интеграционных союзу нужен источник собственного дохода. Также эксперты считают целесообразным активизировать взаимодействие ЕЭК с деловым сообществом и подумать над проектами, например, для малого и среднего бизнеса.
В то же время, говоря о перспективах развития ЕАЭС, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин отметил важность альянса в деле интеграции на постсоветском пространстве и налаживании взаимовыгодных экономических связей усилиями стран, которые ранее входили в Советский Союз.
«В рамках Евразийского экономического союза реализуются четыре свободы: движение капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. И по всем этим направлениям приняты или принимаются законодательные акты, которые затем ратифицируются в Госдуме и поступают на подпись Президенту РФ. Уже утверждена и реализуется программа формирования в ЕАЭС до 2025 года общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов», — рассказал «Парламентской газете» депутат.
Он также напомнил, что в ЕАЭС продолжается формирование рынка услуг и уже существуют сертифицированные правила в 53 секторах, что составляет более половины от их общего количества. Не менее важным Константин Затулин назвал и вступивший в силу 1 января 2018 года новый Таможенный кодекс, который значительно расширил полномочия ЕЭК как верховного координирующего органа Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования.
«Любые экономические союзы являются соперниками и конкурентами. Активизация в экономической сфере США при Трампе, Китая и Евросоюза создают проблемы в развитии ЕАЭС», — констатировал депутат.
В этом году пандемия внесла свои коррективы в основные социально-экономические показатели, которые, по данным ЕЭК, снизились в январе — сентябре 2020 года в целом по союзу. Правда, за исключением сельхозпроизводства — здесь рост был отмечен во всех государствах ЕАЭС. Снизились и объемы внешней и взаимной торговли.
По сравнению с прошлогодними показателями к нынешнему октябрю, хотя и не сильно, снизился индекс промышленного производства (97,4 процента), объем розничной торговли (95,2), грузооборот (94,3), ввод жилья (95,9). Более всего падение коснулось перевозок пассажиров — 56,9 процента.
Но, несмотря на пандемийные коррективы, выгоды от участия в союзе очевидны для всех государств ЕАЭС. Вот, например, основные из них.
Россия: доступ к природным ресурсам союзников, выход на их товарные рынки, наведение порядка в сфере трудовой миграции.
Казахстан: рост экспорта в отдельных отраслях, товарооборот с Киргизией, возобновление роста автопромышленности, транзитные перспективы.
Белоруссия: наибольший среди участников рост товарооборота и возобновление роста ВВП, поступления в бюджет от ввозных пошлин.
Армения: рост экспорта в Россию и другие страны ЕАЭС, доступ к кредитам Евразийского банка развития (ЕАБР).
Киргизия: упрощение трудовой миграции, рост торговли с Казахстаном, новые возможности для бизнеса, пополнение бюджета от импортного сбора.
Не менее, а возможно даже более важны плюсы союзной интеграции для обычных людей. Так, граждане пяти стран — участниц ЕАЭС могут: