Поделиться


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Оставить наказ кандидату

Выберите округ:


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Написать письмо депутату

Выберите приемную:


 Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

Стенограмма доклада о ратификации соглашения по охране технологий


Двести четырнадцатое заседание Государственной Думы

Председательствующий. Переходим к 13-му вопросу — проект федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации ракетно-космической и ракетной техники». Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации, руководителя Федерального космического агентства Анатолия Николаевича Перминова.

Перминов А. Н., официальный представитель Российской Федерации руководитель Федерального космического агентства.

Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Соглашение по охране технологий, которое выносится сегодня на ваше рассмотрение, по своему формату и содержанию соответствует концепции проекта, изначально предложено российской стороной и в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, обеспечивая эффективное решение задач охраны российских технологий в рамках исторически сложившейся производственной кооперации с Украиной в ракетно-космической области. Она соответствует требованиям международного права и российского законодательства, статусу России, как ответственного участника режима контроля за ракетной технологией и других многосторонних экспортно-контрольных механизмов и не требует каких-то дополнительных расходов федерального бюджета.

В январе 2010 года украинская сторона официально проинформировала Российскую Федерацию о выполнении ею всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения по охране технологий. Соглашение является действенным инструментом предотвращения несанкционированного доступа к вывозимым российским охраняемым изделиям и технологиям во время их нахождения за рубежом, а также их несанкционированной передачей и нецелевого использования иностранным конечным пользованием.

В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит иные правила, чем предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, в части, касающейся положения распространения на охраняемые изделия и технологии иммунитета от любых изъятий и мер в рамках исполнительного производства, а также с учётом того, что оно затрагивает вопросы обороноспособности Российской Федерации.

Принимая во внимание насущную необходимость упорядочить и подвести под действие соглашения решение важных в практическом отношении вопросов обеспечения сохранности и безопасности предметов российского и украинского ракетно-космического экспорта, прошу вас поддержать предложение Правительства Российской Федерации о ратификации Федеральным Собранием соглашения по охране технологий. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.
Доклад специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью Анатолия Ефимовича Сафонова.

Сафонов А. Е., специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью.
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты. Могу коротко добавить с позиции Министерства иностранных дел, что предлагаемый законопроект — это действительно добротный международный современный документ.
Хотел бы выделить три аспекта его, может быть, основной субстантивной фокусировки.
Во-первых, конечно, своим острием он направлен на защиту наших технологий, на защиту наших интересов. Но защищая, он не только никак не ограничивает то большое международное сотрудничество в важной для нас сфере, а, наоборот, в каком-то смысле расширяет, регулирует и активизирует процессы международной кооперации в этой важной области.
Второй вопрос внимания — это то, что этот договор имеет очень хорошую историю, потому что стержень его, он апробирован уже в других наших международных договорах. Речь идёт, прежде всего, о таком подобном соглашении с Кореей.
И, наконец, третий аспект. Несмотря на то, что он имеет историю и хорошо нацелен на сегодняшний день, он имеет хорошую перспективу, потому что международная кооперация в этой области будет развиваться. У нас на очереди очень много проектов. И в этом плане Министерство иностранных дел активно поддерживает наших коллег из Роскосмоса и обращается с просьбой ратифицировать данный законопроект. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Затулин Константин Фёдорович, содоклад от комитета.

Затулин К. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я сокращаю свою речь, поскольку мы и так два с половиной часа как минимум забрали у нашего космоса, который ожидал, пока мы ратифицируем это соглашение.

Это соглашение с Украиной является крайне важным в логике дальнейшего сотрудничества между нашими странами в космической отрасли. И оно, конечно, исходит из принципа «доверяй, но проверяй», ибо, как отмечается в сопроводительных материалах, без этого соглашения не было полной уверенности в сохранности наших технологий и возможности расширять таким образом, не беспокоясь о судьбе этих технологий, наше сотрудничество.

Хочу отметить, что ратификация этого соглашения в Федеральном Собрании откроет простор для вступления в действие другого соглашения, которое не требует ратификации. Я имею в виду соглашение по развитию системы ГЛОНАСС, подписанное с Украиной 17 мая прошлого года.

Обращаю Ваше внимание на то, что в процессе реализации рассматриваемого соглашения с Украиной, которое, я надеюсь, будет нами ратифицировано нужно конечно, будет иметь в виду, что таможенные процедуры, которые в нем описаны придется применять с учетом того, что у нас теперь Таможенный союз. И правила, которые установлены по этому соглашению для нашей таможни распространяются на пространство других государств-членов Таможенного союза.

Ну и, наконец, последнее, что я хотел бы сказать. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы ратифицируем этот документ, буквально, за короткое время до исторической даты 12 апреля, когда весь мир и мы, в том числе и в первую очередь будем отмечать 50-летие полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос. И это очень важно, чтобы мы сегодня преподнесли, если хотите, нашим коллегам в Российском Федеральном космическом агентстве, всем, кто трудится в этой сфере своего рода подарок, решив тот вопрос, который они перед нами поставили.

По аналогии с доверием, которое таким образом достигается между Россией и Украиной, ратификация этого соглашения- плод доверия и сотрудничества разных фракций государственной Думы.

В процессе ратификации, кроме нашего комитета, принимал участие Комитет по промышленности, который, как известно, возглавляется представителем фракции КПРФ и Комитет по науке и наукоёмким технологиям , который возглавляет наш коллега из «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ». Оба эти комитета, как и наш комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками рекомендуют вам принять этот закон и ратифицировать соглашение.Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Задержитесь.
Есть ли вопросы? Есть вопрос. Кто задаёт от фракции КПРФ? Две руки, потому что я вижу. Коломейцев или Романов? Романов, пожалуйста.

Романов В. С. Уважаемый Анатолий Николаевич, Самарская область, которую я представляю — это один из центров космического профиля. И мы знаем судьбу оборонки в эти годы, тяжелейшую и знаем об усилиях, которые прилагаются, чтобы восстановить.
Скажите, три докладчика — талантливые люди, я не читал документов и вот пытался понять, какие объективные плюсы мы получим? На этапе Советского Союза, понятно, Украина и Россия были тесно переплетены технологически, организационно, всячески.
В какой мере вот это соглашение позволяет преодолеть те огромные провалы, которые на предыдущем этапе мы имели? Если можно, хотя бы в сжатом виде повторите эту основную мысль.

Председательствующий. Пожалуйста.

Перминов А. Н. Основные те преимущества, которые мы получим, это следующие. У нас с Украиной не просто остались, а мы сейчас развиваем более тесные связи как в создании ракетно-космической техники, они остались, по всем видам гражданской техники, кроме боевой. И поэтому наши предприятия по-прежнему производят продукцию как для украинской промышленности, так и украинская промышленность для нашей.

Но в силу того, что, как бы там ни говоря, мы сейчас совершенно разные страны, необходима была большая работа, должна быть проведена по защите технологий. Её не было, такого соглашения не было. Поэтому Украина, как и Россия, могла использовать ракетно-космическую технику для третьих стран, производя в определённых количествах, использовать технологии мы Украины, а Украина особенно России. К сожалению, вот вторая часть она 90 процентов.

Чтобы не допустить этого и прекратить на международном рынке космических и ракетных услуг, мы были вынуждены в кратчайшие сроки проработать и принять это соглашение. Таким образом, это нас, во-первых, поставило в законные рамки, увеличило количество рабочих мест. Я знаю, у меня более 12 предприятий только в ракетостроении участвуют сейчас в интересах Украины, а Украина работает в интересах других стран, но уже не одна, а вместе с Российской Федерацией. И самое главное, что мы осуществляем контроль экспорта этой продукции. Точно так же, конечно, она имеет право контролировать и Российскую Федерацию. Это первое.

А, второе, это перспектива для будущего как бы международного сотрудничества с большим количеством стран вместе России и Украины. Они уже будут выступать вместе как единое целое в области создания космических систем.
Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.
Настаивает ли фракция ЛДПР на вопросе? Нет. А-а, есть. Ну, конечно. Селезнёв, пожалуйста.

Селезнёв В. С. Ну а почему бы и нет?

Председательствующий. Да, конечно. Я поэтому и говорю. Да, пожалуйста.

Селезнёв В. С. Вопрос очень простой к Анатолию Николаевичу. По каким критериям будут определяться организации, которые станут работать в рамках данного соглашения? Я приведу пример. Украинское КБ «Южное» уже в прошлом году стало поставлять элементы для нового американского ракетоносителя «Таурус-2».

И не считаете ли вы, что подобным конторам предоставлять конфиденциальную информацию о российских космических технологиях, это, по меньшей мере, неосмотрительно? У нас ведь с Украиной неоднозначные отношения, они сегодня дружеские, завтра не очень дружеские, послезавтра уж совсем какие-то такие. Поэтому есть моменты, опасения вызывающие.
Председательствующий. Пожалуйста, Анатолий Николаевич.

Перминов А. Н. Да, я с вами полностью согласен, и поэтому, чтобы не было правовых проблем и опасений, будет действовать это соглашение, в котором прописан порядок контроля, самое главное, начиная с таможенного контроля, и порядок контроля при экспорте в другие страны.
Что касается «Таурус-2», Россия не участвует. А что касается количества предприятий, и какие предприятия, каким образом они будут подбираться, это зависит от кооперации российских предприятий, без которых украинская сторона на сегодняшний день не может обойтись в создании определённых видов ракетно-космической техники. В случае если наши предприятия сочтут необходимым участвовать, и выгодно, в этой кооперации, тогда мы им будем предоставлять это право работать с Украиной.
Спасибо.

Председательствующий. Ненашев, пожалуйста. «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Ненашев М. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты!
Это соглашение действительно необходимо и России, и Украине, и в нашей фракции существует устойчивое мнение, что надо поддержать и ратифицировать.
Но прочитав внимательно это соглашение, я, задавая вопрос руководителю Роскосмоса, хотел бы понять, если вы ответите на этот вопрос убедительно, а как будет происходить своего рода делёж интеллектуальной собственности, о которой мы, о защите говорим?

Мы видим на примере ситуации в авиастроении, когда украинская сторона говорит, это нам принадлежит, наши предприятия говорят, это нам. Как вы здесь будете на основе соглашений делить интеллектуальную собственность, которая принадлежит не только государству, но и предприятиям и физическим лицам? Какие-то документы будут в дополнение подписываться или, какой технологический путь реализации этого соглашения?

Председательствующий. Пожалуйста, Анатолий Николаевич.

Перминов А. Н. У нас по интеллектуальной собственности есть специальное соглашение. Оно значит… И протокол по этому соглашению подписан.
Поэтому в соответствии уже с другим соглашением будет, как вы говорите, происходить делёж интеллектуальной собственности. Там все правовые основы уже заложены. Здесь только по охране технологии. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.
Бесчётнов, пожалуйста, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Бесчётнов К. В., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ».

Уважаемый Анатолий Николаевич!
Ну и в развитие предыдущего вопроса, как известно, Стэнфорд возник на базе заказов от НАССО, причём, это были миллиарды долларов. И с этой точки зрения возникает вопрос, как мы эту самую интеллектуальную собственность будем вовлекать в экономический оборот? Ведь как известно, космические технологии — это самые новейшие, вот всё, что можно на сегодня с точки зрения интеллекта придумать, как раз концентрирует в себе. Но и с этой точки зрения очень важно вовлечь всё то, что мы там создадим, в экономический оборот, получив реальный эффект ВВП страны и не только нашей страны. Вот как этот процесс будет осуществляться в этом конкретном случае? Спасибо.

Председательствующий. Пожалуйста.

Перминов А. Н. В этом конкретном случае, я ещё раз сказал, российская ракетно-космическая промышленность не участвует в создании этого ракетного комплекса, и украинская сторона не привлекает наши предприятия для поставки этого ракетного двигателя.
Поэтому, как КБ «Южное»создавало его в те времена за счёт своих средств и, таким же образом, оно и будет пользоваться интеллектуальной собственностью. В этом случае российская сторона не будет иметь каких-то преимуществ, потому что предприятия Российской Федерации, научно-исследовательские институты не участвовали в создании этого проекта.
Я говорил о тех проектах, в которых мы участвуем вместе. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Всё, присаживайтесь, пожалуйста, Константин Федорович. Настаивает ли кто-то из представителей фракций на выступлении? Нет.
Выносим данный вопрос на «час голосования»,и переходим к законопроектам второго чтения.

/