Московский комсомолец 12.01.2015
Проведение саммита в Астане с участием России, Украины, Германии и Франции пока под вопросом.
Вчера Петр Порошенко по этому поводу отдельно встречался в Париже с Франсуа Олландом и Ангелой Меркель: предполагается, что предшествовать саммиту должна встреча глав МИД четырех государств и контактной трехсторонней группы по Минским договоренностям. От итогов этих встреч и будет зависеть судьба саммита.
В Кремле между тем пока не подтверждают участия Владимира Путина, ожидая решения лидеров Евросоюза. Впрочем, если в Астане не будет Путина, рушится и сам «нормандский формат» — и скорее всего ни Меркель, ни Олланд в Казахстан не поедут, несмотря на позицию Порошенко…
Успешно зарекомендовавший себя в начале осени минский формат переговоров между Киевом и народными республиками Донбасса при посредничестве России и ОБСЕ, кажется, полностью себя исчерпал к концу года. За это время добиться успеха удалось только в вопросе обмена пленными по формуле «всех на всех».
Напомним, что в Минском протоколе самыми проблемными для выполнения оказались два пункта. Во-первых, обеспечение мониторинга на украинско-российской границе — его должно было верифицировать ОБСЕ, но по факту мандат наблюдателей ограничился всего двумя пропускными пунктами на границе — «Гуково» и «Донецк».
Обе стороны, прямо скажем, не горят желанием пускать к себе контролеров.
Во-вторых, проблема возникла с местными выборами на территории Донецкой и Луганской народных республик: пройти-то они прошли, но вот только по законам самих ДНР и ЛНР. А вовсе не по закону Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (т.н. закон об особом статусе), как это предполагали Минские соглашения. И что теперь с этим делать?
Западные лидеры ждут от Кремля четкого сигнала о готовности к конкретным действиям по исполнению Минских договоренностей. По словам канцлера ФРГ Ангелы Меркель, она понимает, что встреча в «нормандском формате» «не сможет привести к выполнению прямо сейчас всех положений Минского протокола. Но возможно добиться зримого прогресса по одним пунктам и выработать надежную «дорожную карту» для других».
В частности, канцлер настаивает на том, что прежде всего необходимо полностью остановить боевые действия в Донбассе и провести разграничительную линию между позициями ополченцев народных республик и киевских войск. При этом с начала января с новой силой возобновились артиллерийские дуэли — с 3 по 12 января в результате обстрела Донецка погибли 20 мирных жителей. По словам представителей ДНР, город обстреливают из «Градов» и «Смерчей».
Кроме того, после избрания 2 ноября депутатов и глав ДНР и ЛНР Киев объявил об экономической блокаде региона, снять которую он готов только после отмены этих выборов. По словам Порошенко, политический диалог с жителями Донбасса может начаться только после местных выборов в Донецкой и Луганской областях, проведенных по украинскому законодательству. Однако лидеры ДНР и ЛНР неоднократно заявляли, что не намерены оставаться в составе Украины и готовы сотрудничать с украинской властью только в экономической сфере.
Неопределенность предстоящей встречи в Казахстане также подтвердил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков. «В случае, если подготовка к встрече 15 января вступит в прикладную стадию, мы сделаем соответствующее заявление по поводу участия в ней президента Путина. Пока же продолжается подготовительная работа на экспертном уровне, и наши дальнейшие действия зависят от ее результатов», — пояснил представитель главы государства.
Эксперты прокомментировали «МК» перспективы проведения переговоров «нормандской группы» в Астане:
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— После того как участники «нормандского формата» публично озвучили свои позиции о возможности их участия в переговорах в Астане, кажется, что встречи не будет. Минское соглашение не содержит последовательности выполнения принятых пунктов, и это дает возможность украинской стороне говорить, что она свою часть обязательств выполняет, а вот Россия или народные республики — нет.
Но, например, пункты об особом режиме местного самоуправления и амнистии не выполнены Украиной. Та же Ангела Меркель говорит о необходимости выполнения всех пунктов Минского протокола, но ничего об их последовательности. Она обходит стороной обязательства Киева, возлагая всю ответственность на Россию и народные республики.
Но ведь совершенно понятно, что пункт о передаче контроля на российско-украинской границе украинским пограничникам и ОБСЕ не будет выполнен до политического решения этой проблемы. Если сейчас закрыть границу, исчезнет любая возможность поддержки ополченцев со стороны России, и сторонники ДНР и ЛНР окажутся под угрозой уничтожения, так как нет закона ни об особом статусе, ни об амнистии. Ясно, что Москва никогда не пойдет на это.
При таком подходе вообще не надо ехать в Астану, так как поездка ничего не даст. Либо нужно заранее договориться о том, что встреча состоится исключительно для того, чтобы выполнить пункт по разводу войск и его эффективному контролю, так как все другие вопросы стороны не готовы обсуждать ни сегодня, ни завтра.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ:
— Исходя из заявлений представителей Ангелы Меркель может сложиться впечатление, что эти переговоры нужны только России. И это при возобновлении активных обстрелов позиций ополченцев. А на фоне терактов во Франции Запад вообще перестал обращать внимание на ежедневные жертвы среди мирного населения в Новороссии. С такими приоритетами встреча в Астане может быть сорвана просто по формальным поводам, так как перед ее участниками будут стоять более важные для них вопросы.
С другой стороны, если встреча состоится, то не понятно, каких договоренностей они смогут достичь без участия представителей ДНР и ЛНР. По сути, «нормандская встреча» является в какой-то мере подменой минского процесса. Она произошла из-за сильного давления со стороны Киева в пользу того, чтобы выдавить из переговоров народные республики.
Есть серьезные сомнения, что России позволят спасти лицо в истории с Новороссией. Она уже заявила, что не видит ДНР и ЛНР в своем составе и настаивает только на амнистии ополченцев и особом статусе для территорий народных республик.
Но Украина не рвется давать какие-либо гарантии, она хочет получить Новороссию на своих условиях, чтобы провести там зачистку. В ином качестве она не нужна Киеву, так как будет мешать нынешним украинским властям в их внутриполитических раскладах. Но задача России состоит как раз в том, чтобы Новороссия осталась частью Украины и влияла на нее изнутри. Вот в этом главное разночтение, и неопределенность может продлиться довольно долго.