Из Правительства Российской Федерации депутату Госдумы К.Затулину поступило Заключение от 17 марта с.г. на законопроект «О предоставлении Российской Федерацией политического убежища» № 184643-7 (далее – Законопроект), внесенный им в прошлом году — 24.05.2016 г.
К законопроекту предъявляются претензии, прямо скажем, отношения к нему не имеющие. Создается впечатление, что авторы Заключения сам законопроект не читали.
Так, в документе, за подписью не вошедшего в новый кабинет министров и.о. Заместителя Председателя Правительства, Руководителя аппарата Правительства Сергея Приходько, утверждается, что законопроект якобы не учитывает то, что вопросы предоставление политического убежища на территории Российской Федерации отнесены к компетенции Президента РФ. Это — не правда. Законопроект в первой же статье устанавливает исключительные полномочия Президента России в предоставлении политического убежища: «Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации». Процедура ходатайства и получения политического убежища, предлагаемая законопроектом, полностью дублирует порядок, установленный действующим Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища (далее – Положение), не отступая от него ни в чем. Поэтому данный упрек в сторону законопроекта не имеет никаких оснований.
Единственное отличие текста законопроекта от текста действующего Положения в том, что снимается запрет на получение политического убежища в России гражданами стран, с которыми Россия имеет соглашения о безвизовом пересечении границ, а также стран «с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека». Но законопроект и внесен для того, чтобы убрать именно эти ограничения – ставшие в настоящее время абсурдными. Очевидно, что безвизовый режим с Россией не гарантирует отсутствие политических репрессий. А какой эксперт определит образцовую показательность страны с развитыми демократическими институтами? МИД России, обязанный по Положению давать соответствующую информацию, за все годы никаких справок в Администрацию Президента или в МВД России по этому поводу не представлял.
Законопроекту также ставят в вину расширение круга лиц, которые смогут просить о политическом убежище в случае его принятия. Конечно, число лиц, которые будут просить Президента России о политическом убежище, за счет граждан из безвизовых стран — увеличится, если учесть тот факт, что с 1997 года, когда было введено действующее Положение, – ни один человек не получил в России политического убежища. В то же время паника, что в случае принятия законопроекта, резко увеличится число политических беженцев, которые непосильным бременем лягут на бюджет – ни на чем не основанная спекуляция.
К недостаткам законопроекта относят то, что в законопроекте нет норм, «определяющих источники финансового обеспечения новых расходных обязательств», и тем самым якобы нарушаются требования пункта 1 статьи 83 «Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом» Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ). Но и здесь – перетяжка. Никаких «новых расходных обязательств» не возникает. Предоставление политического убежища – уже существует как обязательство, возникающее в соответствии с Указом Президента России, и данное обязательство касается неопределенного круга лиц. Заранее определить число претендентов на убежище в России невозможно. В данном случае предусмотрено необходимое резервирование бюджетных средств (гарантия со стороны Российской Федерации), что определяется статьей 115.1 БК РФ «Особенность государственной или муниципальной гарантии, предоставляемой в обеспечение обязательств, по которым невозможно установить бенефициара или бенефициарами является неопределенный круг лиц». В приложенном к законопроекту финансово-экономическом обосновании совершенно справедливо указано, что «принятие проекта федерального закона «О предоставлении Российской Федерацией политического убежища» не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета» — реализация закона будет осуществляться за счет средств и в пределах, предусмотренных в бюджете на текущее содержание МВД России, Администрации Президента России в их деятельности, направленной на осуществление функций в отношении неопределенного круга лиц.
Надо сказать также, что в текущем созыве в Государственную Думу К.Затулиным было внесено три законопроекта, призванных упростить получение российского гражданства. Наибольший резонанс в СМИ и среди соотечественников вызвал законопроект, предложенный Константином Затулиным в декабре 2016 года, касающийся упрощённого порядка получения гражданства носителями русского языка. Не менее важным в деле защиты прав соотечественников является проект от февраля 2017 года, снимающий ограничения в отношении приёма в гражданство Российской Федерации ребёнка, один из родителей либо усыновитель которого является гражданином РФ или приобретает наше гражданство. В апреле 2016 года был внесён законопроект о политическом убежище, реализации которого ждут политэмигранты с Украины, бежавшие в Россию от политических преследований нынешней киевской власти. Ранее все три проекта получили одобрение в ходе нулевых чтений в Общественной палате РФ, в профильных комитетах Госдумы, но до сих пор не вынесены даже на первое чтение.