Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин выступил с законодательной инициативой № 18889-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» по продлению срока действия главы VIII. 1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Законопроектом продлевается с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года срок действия главы VIII. 1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которая дала право на оформление гражданства РФ двум категориям лиц.
Первая — те, кто имел гражданство СССР и прибыл для проживания в Российскую Федерацию до 01.11.2002 года, не приобрел гражданство России, но и не имеет иного гражданства или вида на жительство, либо прописки в другом государстве, также их взрослые или несовершеннолетние дети. При этом от них не требуют получать разрешение на временное проживание или вид на жительство, предъявлять данные об источнике средств к существованию, сдавать экзамен по русскому языку.
Вторая — те, кто до 01.07.2002 получил паспорт гражданина России на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение (паспорт изъят или считается недействительным) могут быть признаны гражданами России вместе с несовершеннолетними детьми.
Принятые в 2012 году поправки затрагивали интересы более 70 тысяч соотечественников. По данным Главного управления МВД России по вопросам миграции, к настоящему времени нормами главы VIII. 1 закона о гражданстве воспользовались 45 тысяч человек. Однако еще несколько тысяч соотечественников, подпадающих под нормы данной главы, остаются с неурегулированным статусом.
В действующей статье закона срок ограничен 1 января 2017 года, а те, кто не воспользовался данными нормами закона, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения действия данной статьи до 31 марта 2017 года выехать из Российской Федерации, иначе они будут депортированы.
По мнению автора, «законодательное требование о депортации бывших граждан СССР, по каким-либо причинам не оформивших гражданство или вид на жительство до 1 января 2017 года, дискредитирует Российскую Федерацию и во многих случаях – невыполнимо». Депутат также указывает, что на последний год действия поправок пришлось радикальное реформирование органов миграции, что внесло свои трудности для тех, кто хотел бы легализоваться в России. Кроме того, бремя депортации ложится на государство, которое должно будет решать эти проблемы и организационно, и финансово.
Предлагаемая поправка, по убеждению автора законопроекта, позволит воспользоваться данными нормами еще тысячам соотечественников, не успевающих сделать это до 1 января 2017 года, а также избежать масштабной административной работы и финансовых затрат по выявлению и депортации лиц, не определивших свой правовой статус на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством.
Внесение поправки не требует изменений в иные законодательные акты и дополнительных средств из Федерального бюджета. В случае принятия настоящий Федеральный закон вступит в силу в день его официального опубликования.
Для предварительного рассмотрения 7 ноября законопроект был направлен в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.