На круглом столе в середине апреля депутатам Государственной Думы и широкой общественности будет представлена концепция закона «О мерах Российской Федерации по противодействию реабилитации нацизма, нацистских преступников и их пособников в новых независимых государствах – бывших республиках Союза ССР». Такое решение 16 марта приняла на своем очередном заседании созданная 11 декабря 2008 г. в Комитете Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками международная рабочая группа по подготовке закона, возглавляемая первым зам. председателя Комитета, директором Института стран СНГ Константином Затулиным.
Участники обсуждения – члены рабочей группы К.Затулин, М.Демурин (член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации ФС РФ по международным делам), А.Дульян (зам. директора историко-документального департамента МИД РФ), М.Иоффе (директор Центра по оказанию правовой помощи соотечественников Фонда «Москва-россияне»), М.Колеров (председатель Союза общественных объединений «Свободная Россия»), Л.Шершнев (президент «Фонда национальной и международной безопасности») и др. – считают необходимым принятием закона отреагировать на тревожные факты забвения или извращения итогов Второй мировой войны, героизации нацистских пособников, коллаборационистов и предателей, набирающие силу в жизни Эстонии, Латвии, Украины и некоторых других новых независимых государств. На заседании было отмечено, что мы сталкиваемся не просто с отдельными проявлениями или симптомами, а с элементами сложившегося на государственном уровне враждебного курса. Попытки «махать кулаками после драки» совершенно небезобидны, так как на практике служат целям разрыва исторических связей между народами бывшего СССР, ведут к враждебности между новыми государствами, сплошь и рядом сопровождаются унижением и даже преследованием советских ветеранов войны.
На заседании была подчеркнута историческая ответственность Российской Федерации, – как продолжательницы и правопреемницы СССР, основного участника антигитлеровской коалиции, – за организацию противодействия неореваншизму на постсоветском пространстве. Как отметил, в частности, Михаил Демурин, «согласно статье 107 Устава ООН вражеское государство – это любое государство, которое воевало во Второй мировой войне с любым из государств антигитлеровской коалиции. Санкции в отношении этого государства могут приниматься любой из стран-членов ООН, и особенно державой-победительницей, без санкции Совета Безопасности».
Авторы законопроекта намерены установить, классифицировать и осудить в его статьях как индивидуальные, коллективные, так и предпринимаемые на государственном уровне попытки реабилитации нацизма и нацистских пособников; предложить систему мер противодействия – от профилактики и просвещения до наложения экономических и иных санкций, административного и уголовного преследования в России и международных инстанциях отдельных лиц, организаций или государственных структур, виновных в таких попытках. При этом должен быть исключен любой произвол – в рабочей группе продолжается дискуссия о необходимости внесения в законопроект положения об учреждении Антифашистской палаты, как специального общественно-государственного органа для проведения публичных слушаний и выработки рекомендаций о применении норм нового закона.
К.Затулин: «Подарок истории или собственное достижение независимость России и других бывших союзных республик, – это зависит от точки зрения. Но это «дерево свободы» не должно питаться вредными соками, из ядовитых источников. Кощунственно присваивать военным преступникам и карателям звания героев Отечества. Предлагая Государственной Думе России прямо вступить с этим в борьбу, мы не вмешиваемся в так называемые чужие внутренние дела и не подавляем чужое инакомыслие. Мы продолжаем и подтверждаем борьбу с мировым злом, которое не должно вновь пустить корни».
Пресс-служба