В Общественной палате РФ (ОП РФ) 14 февраля прошла общественная экспертиза закона «О гражданстве Российской Федерации» и законопроекта «О репатриации в Российскую Федерацию».
После распада СССР за границами Российской Федерации оказались более 25 миллионов соотечественников, отметил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин. «С учетом демографической проблемы, да и вообще вопросов развития нашего государства тема защиты и возвращения наших соотечественников, очень важна. Общественное мнение это приветствует», — сказал он.
Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов считает, что с учетом особенностей современной политической реальности соотечественникам, проживающим за рубежом, следует задуматься о возвращении на родину.
Особое внимание следует обратить на предлагаемое законопроектом изменение оснований для приема в гражданство иностранцев, заключивших брак с гражданами РФ, сказал председатель Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Константин Корсик. Для предотвращения фиктивных браков документ предлагает установить требование о наличии у пары общего ребенка, однако это может привести к ущемлению прав тех, кто по каким-либо причинам не может иметь детей. Еще один момент — возможность прекращения гражданства для преступников. Это нововведение должно учитывать запрет на лишение гражданства, установленный Конституцией РФ.
Его поддержала депутат Госдумы РФ Мария Бутина, отметившая, что невозможность лишения человека гражданства РФ прописана в самом законопроекте.
Константин Затулин, первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, подчеркнул, что отсутствие в законопроекте термина «соотечественник» и отказ от прав соотечественников на репатриацию и упрощенные процедуры приема в гражданство серьезно затрудняет работу с российскими диаспорами за рубежом и сказывается на их доверии к политике России. «Тем более что новый законопроект, наряду с положительными нововведениями, отказывается от категории “носитель русского языка”, снимает прямое указание на возможность упрощенного получения гражданства России гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдовы и Украины», — подчеркнул он.
Эксперт также отметил негативную практику поручения согласия иностранного родителя на получение российского гражданства ребенком, рожденным в браке с гражданином РФ. «Полагаю, что в процессе обсуждения законопроекта о гражданстве возможно снять требование о необходимости согласия родителя-иностранца на согласие на гражданство ребенка, идущее вразрез с мировой практикой», — сказал Константин Затулин.
Мария Филатова, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив указала, что такие вопросы, как приобретение гражданства ребенком, который был рожден в смешанной паре, можно рассмотреть в рамках базового закона «О гражданстве» в соответствующей графе.
Гражданство РФ должно быть честью, а получить его должны иметь возможность только лучшие люди, подчеркнула Екатерина Михайлова, и. о. заведующего сектором процессуального права Института государства и права РАН. Она также высказала уверенность в том, что критерий «владение русским языком» может стать коррупционной составляющей, потому что непонятно, кто будет определять уровень этого владения.
Использовать балльную систему для оценки соискателя гражданства предложил Михаил Бурда, доцент кафедры политологии и политического управления РАНХиГС. Он пояснил, что приоритет следует отдавать мигрантам — представителям востребованных на российском рынке труда профессий, а не тем, кто планирует «сидеть на пособии».
Руководитель общественной приемной специального представителя Госдумы по вопросам миграции и гражданства в Уральском и Сибирском федеральных округах Людмила Лукашева отметила как положительные положения законопроекта о возвращении понятия «гражданин бывшего СССР» и введении понятия «множественное гражданство». При этом она указала на нелогичность делегирования функций признания, определения и прекращения гражданства от МВД.
По итогам мероприятия будет принята резолюция с учетом всех прозвучавших предложений и замечаний. Документ будет направлен в профильные органы власти.