Законы Российской Федерации никак не отражают правовой статус апатридов — лиц без гражданства, которых после распада Советского Союза только в России осталось около четырех сотен тысяч человек. Эти люди фактически остались без документов личности. А у тех, у кого российские паспорта всё же есть на руках, их изымают. В Совете при Президенте РФ по правам человека требуют амнистии для апатридов. Министерство внутренних дел, отвечающее сегодня за вопросы гражданства и миграции, требует введения удостоверении личности лиц без гражданства.
О проблемах и надеждах апатридов из числа советских людей в эксклюзивном материале «Материка» рассказывает заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева.
Александра Викторовна, как чиновники объясняют отъем паспортов у людей, которые получили их в 90-е гг, и что им дают взамен?
— Никаких вразумительных объяснений не дается. Единственное, что говорят: «паспорт выдан в нарушении порядка». Хотя выдан паспорт в уполномоченном органе на законном бланке. А недочеты в делопроизводстве – это не вина гражданина. Но на практике получается, что вина из-за некомпетентности, халатности, корысти сотрудников госорганов сваливается на голову гражданина.
Единственным основанием отмены решения о приеме в гражданство по нашему законодательству является установленный в судебном порядке факт предоставления или сообщения гражданином заведомо ложных документов или сведений. Однако в результате проверок, проводимых начиная с 1997 года МВД, ФМС и сегодня снова МВД, начался массовый отъем паспортов, фактически – лишение гражданства России.
Если паспорт был выдан до 1.07.2002 — то по главе 8.1. Закона «О Гражданстве РФ» (продленной в действии до 1.01.2020 в декабре 2016 года законом, внесенным депутатом К.Ф. Затулиным) человек может быть признан гражданином с момента выдачи ему первого паспорта,для чего ему нужно пройти процедуру установления личности — это длится 3 месяца (поскольку его паспорт считается недействительным) и собрать кучу справок о том, где он жил и работал все время после 1991 года. При этом никто из чиновников за допущенные ошибки в делопроизводстве не наказан – только сам гражданин несет ответственность за чужую некомпетентность и безответственность.
Какие проблемы возникают у этих людей, когда их паспорта признают недействительным?
— Люди лишаются работы. Если служебная деятельность связана с материальной ответственностью, то их увольняют без права восстановления. Людям отказывают в пенсии. Без действительного паспорта они не могут реализовать свои права во многих областях жизни, в том числе и в операциях с недвижимостью.
Сам потерпевший вынужден собирать свидетелей, которые подтвердят, что он – не верблюд. Собирать справки о том, где находился за весь период с 1991 года и прочее-прочее. В лучшем случае – все обернется потерей полугода жизни для признания гражданства, полученного и реализованного много лет назад. В эту ситуацию попадают даже люди, отслужившие в Российской Армии, отработавшие в госорганах, в т.ч. в том же в МВД….
Почему чиновники не хотят просто заменить изъятые паспорта тех людей на новые? Зачем их заставляют заново проходить все мытарства процедуры приобретения гражданства? И как это происходит: по упрощенному порядку или обычному?
— Вопрос риторический. Традиция, описанная еще Некрасовым – «У парадного подъезда». Увы, скоро 200 лет… но вместо наведения порядка в своей работе чиновники всё сваливают на человека.
Тот, кто получил паспорт до 1.07.2002 года, еще может быть признан гражданином. Те же, кто получил его позже – вынуждены начинать все процедуры с нуля. Сначала нужно выехать из России, потом въехать по миграционной карте, затем получать разрешение на временное проживание, вид на жительство, и т.д. — если найдутся основания для упрощенного порядка — то идти к гражданству, если нет — еще 6 лет мыкаться…
Какие сейчас шаги делаются, чтобы решить проблему? И какие нужны дополнительные инициативы, чтобы помочь апатридам?
Для тех, кто получал паспорт после 1.07.2002 – трагедия неразрешимая.
Хотя Уполномоченный по Правам человека в РФ (тогда — В.Лукин) выпустил в 2007 г. Специальный доклад «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ». В нем, в частности, указано: омбудсмены придерживаются мнения, что в случаях необоснованной выдачи российских паспортов по вине государственных органов, допущенные ими ошибки подлежат исправлению без ущерба для обладателей паспортов. Последние же должны без каких-либо дополнительных условий признаваться гражданами Российской Федерации, по крайней мере, до тех пор, пока не доказана их личная вина в незаконном получении паспорта. … Там же Лукин предлагает, с учетом остроты и неотложности проблемы, эффективно и оперативно решить проблему подписанием указа Президента о безусловном приеме в российское гражданство переселенцев из стран СНГ, не по своей вине ошибочно документированных паспортами гражданина РФ.
Однако совет Уполномоченного остался неуслышанным. Только через пять лет после выхода Доклада УПЧ, в конце 2012 года Госдума приняла поправки в Закон «О гражданстве РФ» в виде новой главы 8.1 «Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации», прозванной в народе «Амнистией для соотечественников», по которой право оформить российское гражданство получили две категории соотечественников. В декабре 2016 года действия норм этой главы до 1.01.2020 продлила Государственная Дума по инициативе первого зампредседателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками К.Ф. Затулина.
Что же необходимо изменить в законодательстве и правоприменительной практике, чтобы разрешить все скопившиеся проблемы лиц без гражданства в России?
Во-первых, нужно прекратить практику изъятия или признания недействительными паспортов, выданных в уполномоченном органе на законном бланках, если судом не доказана вина гражданина в подлоге или заведомо ложных сведениях при оформлении, получении гражданства. Иными словами — навести порядок в делах в рабочем служебном порядке. При этом нужно иметь ввиду срок давности предъявления претензий: Закон 1991 года – 5 лет; ФЗ 2002 года – 3 года!, — то есть по истечении срока давности не предъявлять претензии по поводу получения гражданства…
Во-вторых, всех, у кого без установленной судом вины паспорт уже изъят или признан недействительным – признать гражданами с момента выдачи первого паспорта. И выдать новый паспорт без каких-либо дополнительных процедур!
В третьих, объявить «амнистию» всем гражданам бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации, – т.е. признать их право на российское гражданство по рождению, которое было установлено для них в законе 1991 года (ст.13, часть 2).
И, наконец, дать право на получение гражданства по существующему закону или получение вида на жительство в России всем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживает в России более 5 лет (факт может быть установлен судом), и не имеет гражданства другого государства или права на постоянное проживание в другом государстве.
Беседовал Иван Скориков