В Госдуме спорят о праве на госслужбу для репатриантов с двумя паспортами.
На мартовских заседаниях Госдума вернется к принятию законопроектов, реализующих новые положения Конституции. Например, Трудовой кодекс (ТК) предлагается оградить от такого истолкования международных норм, которое может вступить в противоречие с Основным законом страны. Но пока нет ясности с рядом других «конституционных» законопроектов, вносящих изменения в большое количество действующих законов о госслужбе. В них устанавливается запрет второго гражданства как для чиновников, так и для обычных работников госорганов. Большинство соотечественников, получивших паспорта РФ по заявлению о выходе из предыдущего гражданства, это требование не смогут выполнить. По информации «НГ», среди депутатов уже обсуждается возможность признавать таких людей гражданами только России, как это было сделано в отношении всех жителей Крыма.
В конце ноября президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, запрещающий гражданским чиновникам и военнослужащим иметь второе гражданство или вид на жительство в другой стране. Если кто-то через полгода после вступления закона в силу не представит документов, подтверждающих прекращение иностранного гражданства, то такой человек увольняется с госслужбы.
Более того, соответствующие изменения в ТК предполагали распространить данный запрет и на рядовых работников всех госорганов – вроде водителей, уборщиц, буфетчиц и т.д. Все это представляло собой реализацию положений обновленной Конституции.
В принципе Конституционный суд еще в 2007 году определил, что наличие гражданства другого государства снижает для конкретного лица «ценность связи со своим Отечеством», создавая «параллельные политико-правовые» связи. Значение президентских инициатив сразу после их внесения в парламент, например, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев объяснил так: «Запрет на иностранное гражданство для людей, выполняющих важные государственные функции, послужит укреплению суверенитета нашей страны». Ведь россияне должны быть уверены, что «при реализации государственной политики и принятии судьбоносных для страны решений чиновники не находятся под влиянием зарубежных «доброжелателей» и не действуют в интересах другого государства».
«Конституционные» законопроекты были приняты в первом чтении в конце января, на поправки ко второму чтению депутатам был отведен месяц. Однако в феврале подготовка к нему продолжилась – и окончательная дата для ее завершения пока не установлена. По самой предварительной информации, рассмотрение пройдет не раньше конца марта. И причиной тому стало столкновение двух государственных политик. С одной стороны, это «национализация элит», частью которой и является запрет для чиновников на иностранное гражданство. А с другой стороны, это «собирание «русского мира» в России», в частности, ускорение репатриации соотечественников из бывшего СССР. Напомним, что, скажем, части жителей Украины с территорий, входящих в состав ДНР и ЛНР, российские паспорта раздаются в почти автоматическом порядке. От них не требуют, к примеру, справки о выходе из гражданства Украины.
Всем при этом ясно, что мало кто из приезжих из того же Донбасса выбрасывает украинский паспорт. А это значит, что запрет на госслужбу и даже работу в госорганах делает из них граждан РФ как бы второго сорта. Поэтому, как стало известно «НГ», депутат Госдумы от «Единой России» Константин Затулин планирует подготовить ко второму чтению ряд дополнений. Чтобы нынешние формулировки не ставили в тупик тех репатриантов с постсоветского пространства, которые до прошлого года становились россиянами по заявительной процедуре выхода из прежнего гражданства. Ведь получается, что если один закон разрешает не ждать официальных ответов от чужих властей, то другой все-таки вводит в отдельных случаях для свежеиспеченных граждан РФ данное требование – причем выполнить его надо в короткий и априори неисполнимый срок. Иначе отказ в работе на государство или, что еще неприятнее, увольнение. Такое условие эксперты считают «несправедливым и неосуществимым для тысяч наших соотечественников». Потому что наличие у них второго паспорта не должно считаться признаком неблагонадежности и некой гражданской неполноценности.
В аппарате Затулина «НГ» напомнили, что с 90-х годов паспорта РФ получило более 10,2 млн выходцев из постсоветского пространства. Большинство из них оформляли документы, когда законом был установлен заявительный порядок отказа от принадлежности к прежней стране. Человеку достаточно было отправить письмо в консульское учреждение этой страны, а стало быть, никаких официальных подтверждений о выходе из предыдущего гражданства у них нет и быть не может. Если теперь его надо будет все-таки получать, то в ряде государств на это необходимо будет не меньше года, а по факту – вообще несколько лет.
При этом несколько миллионов как бы бывших граждан Украины, видимо, и вовсе не смогут добиться ответа от киевских властей. Напомним, что льготный путь к гражданству РФ украинцам не только с территорий ЛНР и ДНР, но и вообще проживавшим до 2014 года в Луганской и Донецкой областях, был открыт в 2019-м апрельскими указами Путина. По ним российские паспорта уже получили около миллиона человек, которые тоже становятся в какой-то мере пораженными в своих трудовых правах, то есть неполноценными россиянами. Эксперты считают, что это «является серьезной политической ошибкой, ставя под сомнение продуманность решения президента России об упрощенном порядке предоставления российского гражданства жителям Донбасса».
Конечно, находящийся сейчас в Госдуме законопроект вроде бы предусматривает альтернативу для тех, кто не может выйти из другого гражданства «по независящим от них причинам»: их смогут нанять или перевести на другие должности, где не требуется оформление допуска к гостайне. Но решение остается за работодателем, то есть право человека ставится в зависимость от субъективного фактора. Чтобы выправить эту ситуацию, следует установить более реальные сроки для предоставления документа о выходе из иного гражданства теми, кто его не имеет. Для тех же, кто не может получить отказной справки из-за границы по объективным причинам, нужно и вовсе решать вопрос радикально – так, как он был решен для всех крымчан в 2014 году, то есть речь идет о приобретении гражданства РФ по оптации.
«Законодательство и правоприменительная практика, в том числе из-за плохо сформулированных норм по вопросам гражданства и миграции, содержит много несправедливых положений в отношении соотечественников. Не следует их множить новациями, которые могут привести к крушению судеб миллионов законопослушных граждан страны», – пояснила «НГ» замруководителя Института стран СНГ Александра Докучаева. Она напомнила, что многие приехали в РФ еще детьми и вообще не имели паспортов в стране своего рождения.