Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа
        На страницу кандидата
        по Сочинскому округу

        «Всё разбазарили». Что на Украине за 30 лет построили вместо «Франции №2»?

        Источник: Аргументы и Факты

        РИА Новости

        Накануне в Киеве прошла первая репетиция парада в честь 30-летия независимости Украины. На Крещатик выехал танк, который вместо стандартной камуфляжной раскраски был обклеен обычным малярным скотчем. Киевляне тут же начали интересоваться, не из фанеры ли новенький Т-64БМ2. И ирония украинцев отнюдь не случайность.

        Без танков и ракет

        Первый зампред комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин напоминает, что за прошедшие 30 лет страна даже не вышла на уровень производства, существовавший в советской Украине в 1989-1990-х годах. Ряд отраслей промышленности, по его словам, «просто уничтожен, перестал существовать или дышит на ладан», включая высокотехнологичные отрасли экономики, авиационное и ракетостроение.

        «Я знаю, что на параде 24 августа над зрителями пролетит «Мрия». то есть, самый большой в мире грузовой самолет конструкции КБ Антонова. И хотя КБ все еще существует, самолетов «Мрия» во всем мире — две штуки. Последние гвозди в гроб авиапрома забивало уже правительство президента Украины Зеленского, когда занималось по наущению и под диктовку американцев судьбой предприятия «Мотор Сич» в Запорожье, выпускающего авиационные и вертолетные двигатели. Несмотря на, казалось бы, выгоду для Украины, американцы не дали ей осуществить инвестиционный проект с Китаем, и Украина как зависимая от США страна, подчиняющаяся американской воле, сорвала контракт», — напомнил Затулин.

        И это при том, что в сфере оборонно-промышленного комплекса Украина получила богатое советское наследство.

        «На территории Украины производились наиболее крупные военные корабли Советского Союза в городе Николаеве, в частности, авианесущие крейсера. Украина была воротами Советского Союза в плане морских портов, большое развитие получил Одесский порт. Сейчас Одесский порт в разы сократил товарооборот, потому что для Украины он не нужен в таком объеме», — рассказывает заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев.

        Также на Украине осталось КБ «Южное», которое производило как наиболее тяжелые твердотопливные, так и жидкостные межконтинентальные баллистические ракеты.

        «Сейчас „Южное“ фактически перестало работать, находится не только в стагнации, но практически не выпускает продукцию, для которой предназначалось», — говорит эксперт. Программа ракет-носителей этого КБ полностью закрыта, никаких пусков не производится.

        Аналитик напоминает, что свернулось производство танков в Харькове: «Фактически возможности по производству собственных танков отсутствуют. Вместо производства, предприятие в Харькове занимается восстановлением бронетехники и ремонтом танков». Не лучше ситуация и в области системы ПВО.

        «Периодически на Украине заявляют о производстве супероружия, но опыт показывает, что все это является мифом», — считае Евсеев.

        Промышленность умирает

        Не лучше ситуация и с гражданской промышленностью Украины. Хотя в 1991-м там было всё: гиганты индустрии «Южмаш» и «Криворожсталь», аналогов которых не было на территории РСФСР, самая большая в Европе Запорожская АЭС, мощнейший каскад ГЭС на Днепре, развитая авиационная промышленность, угольные разрезы Донбасса с высококачественным углем, передовое сельское хозяйство на ценнейших черноземах, фармацевтическая промышленность, химическое машиностроение, приборостроение, станкостроение и пр.

        По словам директора Института новейших государств Алексея Мартынова, Украина после распада СССР имела «самые лучшие стартовые условия для того, чтобы стать успешным, динамично развивающимся государством».

        «За 30 лет, все это разбазарено, распродано, разорвано по частям», — считает Мартынов.

        Судите сами. В 2014-м остановил производство Львовский автобусный завод: последний крупный заказ на предприятии разместил Донецкий городской совет в июне 2013 г. В 2019 г. корпуса легендарного ЛАЗа начали сносить. В 2018-м Запорожский автомобилестроительный завод, который был лидером украинского автопрома, выпустил только 118 автомобилей, в основном собранных на заказ, небольшими партиями по отдельным контрактам. В том же году предприятие запустило процедуру банкротства. Сегодня предприятие собирает автомобили Renault из машинокомплектов, поставляемых… из России (нарушая, по сути, киевские санкции на ввоз автомобилей из РФ). Концерн «Антонов», из цехов которого вышла гордость украинского авиастроения, та самая «Мрия», с 2016 по 2019 год не выпустил ни одного самолета. Заказы, поступившие от Китая, ОАЭ и Саудовской Аравии, были отозваны из-за сомнений в возможности завода их выполнить. Поставленные на Кубу самолеты Ан-158 сейчас не летают из-за отсутствия запчастей. Их завод получал из России.

        В 2018 году был признан банкротом и в июле 2021 года официально ликвидирован Черноморский судостроительный завод в Николаеве, бывший в советские годы флагманом отечественного судостроения, где выпускались высокотехнологичные ракетные крейсеры, авианосцы.

        Предприятия ОПК, те, что ещё как бы живы, погрязли в долгах. А пять ведущих отраслей — угледобыча, добыча газа и нефти, металлургия, машиностроение и производство кокса — терпят колоссальные убытки. Загруженность производственных мощностей промышленных предприятий стремительно уменьшается: в начале этого года она снизилась в целом до 63,8%.

        Более-менее держится на плаву растениеводство, и то за счет роста распашки земель, что в перспективе ведет к их истощению. Затулин говорит, что производство в сельском хозяйстве упало до такого уровня, что периодически Украина вынуждена закупать сало в Польше, а другие традиционные для нее сельскохозяйственные продукты — в других странах.

        Цены и тарифы впечатляют

        «Страна превратилась в сырьевой придаток дешевой рабочей силы для системы мирового капитализма», — констатировал известный украинский правозащитник Владимир Чемерис.

        По данным Киевского международного института социологии (КМИС), 14,1% украинцев считают себя нищими (то есть их дохода не хватает даже на еду), 43,1% могут купить лишь элементарные продукты питания, еще 32,8% после трат на одежду и еду не могут позволить себе более значимых покупок.

        Потребительские цены на Украине с момента обретения ей независимости увеличились в 2,77 миллиона раз, заявил на днях эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин. Уровень жизни украинцев действительно стремительно летит по наклонной. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), на Украине недоедают почти 10 миллионов человек, а по сведениям вице-спикера Верховной Рады Елены Кондратюк, на начало этого года за чертой бедности оказались свыше 19 миллионов украинцев — более половины фактического населения страны.

        Рост тарифов на услуги ЖКХ в последние годы поражает даже больше, чем катастрофа с промышленностью. За год коммунальные тарифы в Украине выросли в среднем на 36,4%. Например, газ подорожал в 3 раза! Цены на продукты в той самой стране, которая «кормила весь Союз», также впечатляют. По данным Государственной службы статистики Украины, с лета 2020 года сахар подорожал на 83,5%, подсолнечное масло — на 79%, яйца — на 33% и т. д. Что не удивительно — сельскохозяйственный чернозем распродаётся с молотка и уходит в руки западных транснациональных корпораций.

        Первый президент Украины Леонид Кравчук на заре «незалежности» обещал за пять лет превратить страну во «вторую Францию». Сейчас политики всеми силами стараются не превратить Украину в банановую республику. Эксперты говорят, что разрыв связей с Россией и переориентация на Запад не прошли бесследно. Но политический фасон надо держать, поэтому теперь приходится ориентироваться не на восточного соседа, а на западного. Например, на Польшу, в которой от украинских гастарбайтеров нынче не продохнуть.

        Бывший министр финансов Украины Игорь Уманский считает, что для достижения уровня развития Польши Украине потребуется порядка 20 лет. И то при условии, что темпы роста ВВП Украины будут увеличиваться с нереальным для страны показателем 6% в год, а сама Польша при этом прекратит всяческое развитие и будет топтаться на месте.

        «Ответ на вопрос, как Украине стать в один ряд с мировыми лидерами, один: прыгать, — утверждает бывший министр. — Если мы этого не сделаем, то навсегда останемся на обочине цивилизации вместе со странами третьего мира». Вот только прыгнуть выше головы не получается. Хотя и начали отрабатывать навыки прыгучести ещё на майдане в конце 2013-го.

        Евгений Маслов

        /