Вхождение Абхазского княжества в состав Российской империи в 1810 году было импульсом для развития национальной культуры абхазов, обеспечило возможность сохранения народности и в дальнейшем позволило государству приобрести возможности для суверенного экономического развития. Такое мнение в беседе с корр. ТАСС выразил депутат Госдумы от Сочинского округа, первый замглавы комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
1 марта исполняется 215 лет со дня подписания российским императором Александром I Манифеста о присоединении Абхазского княжества к Российской империи (по старому римскому календарю эта дата приходится на 17 февраля.
″Эта дата является определяющей в дальнейшем развитии – после этого судьба Абхазии была связана с Россией и продолжает быть с ней связана, хотя мы и являемся сегодня независимыми государствами. В результате того, что Абхазское княжество вошло в состав Российской Империи возникли новые возможности у абхазского народа: работорговля ушла в прошлое, стало развиваться сельское хозяйство, культивировались новые сорта, стало осваиваться побережье Абхазии, которое до этого было, можно сказать, гиблым малярийным местом – абхазы как правило в горах, ущельях. Что наиболее существенно – усилиями русских офицеров и просветителей, ученых людей был составлен первый абхазский алфавит: то есть сама письменность в Абхазии и абхазский язык были кодифицированы как в раз в годы, когда Российская империя взяла на себя покровительство над Абхазским княжеством″, — заявил почетный гражданин Республики Абхазия Константин Затулин.
На протяжении исторического периода, предшествующего этим событиям, абхазский народ, по его словам, был вынужден лавировать между политическими силами, которые в то время конкурировали за Причерноморье. Фактически пионерами в попытке подчинения Абхазии были турки, которые строили на этой территории крепости и пытались проповедовать мусульманство при том, что Абхазия относится к числу первых православных стран. Во времена турецкого доминирования на побережье Черного моря была развита даже работорговля: детей и девушек из кавказских племен продавали на невольничьих рынках, или обменивались на оружие и военное снаряжение.
Сам факт обращения в 1808 году князя Георгия (Сифербея Шервашидзе) о принятии под покровительство Российской Империи был мотивирован складывавшейся в те годы обстановкой вокруг Абхазского княжества и внутри него, в частности – последствиями убийства в Сухуме в результате заговора многолетнего правителя Абхазии Келеш-бея Чачбы – отца Георгия. В истории существуют разные интерпретации относительно обстоятельств случившегося, Затулин подчеркнул, что эксперты неоднократно отмечали возможную причастность турецких эмиссаров и другого сына князя – Асланбея, который на протяжении всей дальнейшей истории выступал не только как сторонник абхазской самостоятельности, но прежде всего – как агент влияния Турции в соперничестве за Причерноморье, в который была вовлечена Российская Империя.
Затулин отметил, что Абхазское княжество вошло в состав Российской Империи на условиях определенной автономии. Да, в разные периоды после случались возмущения против царской власти. Как и в самой России. Но здесь, на Кавказе, такие попытки стимулировались извне. Так, например, накануне Лыхненского восстания 1866 года, которое закончилось исходом (мухаджирство) части абхазов в Турцию, особую роль в нагнетании протестных настроений оказывали турецкие и английские эмиссары. Лорд Пальмерстон, прославившийся своим участием в Крымской войне, пытался поддержать и продлить Кавказскую войну, оказывая содействие всем, кто выступал против царского правительства, принимал делегации «непокорных» из Абхазии в Лондоне.
Конечно, не все было беспроблемно при царе в отношениях с Абхазией. Но нельзя не помнить, что на стыке 19 и 20 веков на территории современной Абхазии усилиями мецената и благотворителя князя Александра Ольденбургского – родственника царя – были развиты такие города–курорты, Гагра и Новый Афон. В Новом Афоне была построена первая ГЭС на юге Российской Империи, воздвигнут монументальный Новоафонский монастырь, расписанный русскими художниками школы Васнецова.
″Мухаджирство до сих пор находится в памяти абхазского народа и остро переживается. В вопросах исторической интерпретации событий по-прежнему ведется борьба. Есть и абхазские историки, которые некритично склонны доверять западным источникам, когда дело касается истории Кавказа и самой Абхазии, приписывают, сочиняют, мистифицируют какие-то эпизоды из истории Абхазии, свои сегодняшние предпочтения выдают за вчерашнюю истину – это все требует очень внимательного отношения, которого я бы пожелал к истории нашего общего пространства. Но никто не может отрицать, что факт вхождения Абхазского княжества в Российскую Империю, и последующая революция, привели к тому, что Абхазия стала вначале самостоятельной единицей, а затем автономией, пусть в составе Грузинской ССР. Что позволило сохранить абхазский язык, абхазский народ, приобщить абхазский народ к большим свершениям, которые являются уделом крупных государств. В ином случае Абхазия могла бы превратиться в заштатную территорию, которые существуют сегодня и в Африке и на Востоке. Объединение судеб русского и абхазского народов дало огромный импульс развитию культуры самого абхазского народа″, — резюмировал Затулин.