Уважаемые коллеги!
Я не голосовал в первом чтении за законопроект и если я настаивал сегодня на своем выступлении, так это потому, что не хочу, чтобы обо мне было сказано, что я за углом ждал, чем все дело закончится.
Кто в здравом уме против того, чтобы в практику нашей жизни была внесена ясность и порядок, чтобы была разграничена ответственность между федерацией и ее субъектами? Кто, любя Родину и единую Россию, возразит против реальных выплат людям, наделенных лишь декларативными льготами и привилегиями? Блаженны благие намерения. Но разве не благими намерениями руководствовались, когда под аплодисменты, как сейчас, принимали решение о борьбе со спаиванием русского и других народов СССР? И каковы были политические последствия антиалкогольной кампании? А потом, когда решили – конечно, ради будущего России – бороться с Советским Союзом и подмахнули Беловежские соглашения? Каков был и каков после этого стал рейтинг этих борцов?
Эта реформа некорректно сформулирована и спакетирована, но самое главное – она отталкивающе проводится. Еще ничего до конца не решено, а все возможные ошибки уже сделаны. Я уверен, что, работая в таком темпе, мы вместе с правительством могли бы к 2006 году снять недостатки и доказать населению правоту наших намерений. Но увы… Что же делать в сложившихся условиях?
Прежде всего, я, конечно, поддерживаю меры, предлагаемые в проекте постановления. Но этого мало. Если уж Вы настаиваете на своем – а время покажет, кто прав – то хотя бы в интересах стабильности и социального мира дайте возможность субъектам Российской Федерации работать со своим населением , не ограничивайте тех из них, кто, как Москва, желает и имеет возможность помочь ветеранам и инвалидам за счет регионального бюджета.
Должен сказать еще об одной категории, которая без особых оснований, мимоходом, лишается перспектив на поддержку. Эти люди называются нашими соотечественниками за рубежом. Сколько мы говорили хороших слов по их поводу? И Президент говорил, и Правительство говорило. По этому законопроекту отнимается право субъектов Российской Федерации вести работу с соотечественниками за рубежом. А все расходы субъектов на программы поддержки – а это две трети всех расходов на связи с диаспорой – объявляются ненадлежащими расходами местных бюджетов. Это я тоже считаю принципиальным. К сожалению, соотечественники не выходят на демонстрации, мы их здесь не видим, они же за рубежом. Но мы думаем о том, за счет кого мы будем пополнять трудонедостаточную Россию? Кто будет к нам сюда переезжать? Кто будет, оставаясь там, в этих государствах – бывших союзных республиках, поддерживать Россию и стараться, чтобы курс этих государств не отличался от российского, или, по крайней мере, существенно с ним не расходился?
Вот что я хотел бы сказать. Я убежден, повторяю, что нельзя опираться на то, что не сопротивляется. У нас слишком много смелых людей, которые и здесь говорили с гордостью, что они ничего не боятся: не боятся никаких лабораторных опытов с населением, не боятся никаких реформ и так далее. А я боюсь. Я боюсь реформ, которые в такой спешке и таким образом проводятся.
Я знаю, что у нас есть замечательный Михаил Юрьевич Зурабов, который, как мы от него слышали, постоянно учится и совершенствуется. Я помню его речи, когда он был главой Пенсионного фонда: пенсионная реформа при нем, как Вы знаете, замечательно стартовала. Потом автогражданка, в ходе которой принудительно собрано страховыми компаниями Вы знаете сколько денег, и знаете, сколько потрачено. У меня есть определенные сомнения в чистоте этих намерений, к тому же в отличие от некоторых министров, которые всегда найдут себя в какой-то партии, я в эту партию пришел не один, а вместе. Я не делю нас на тех, кто пришел с Лужковым, Шаймиевым, с «Отечеством», и тех, кто пришел с «Единством». Я считаю, что мы должны слышать друг друга. И я очень прошу обратить на все сказанное внимание.
Грызлов Б.В.
Спасибо.
Шойгу С.К.
Вопрос один, можно? Тут вроде собрались все свои люди, и когда Вы говорите «некоторые министры, которые пришли…». Вы когда «некоторые» говорите, Вы фамилии называйте.
Затулин К.Ф.
А я, по-моему, назвал одну фамилию. Министр [им. ввиду М.Ю.Зурабов] к нам приходил, выступал. Он действительно способный человек, разве дело в этом? Я не понимаю, что это за идея, извините пожалуйста, Сергей Кужугетович, но что это за политически выигрышная идея, если мы подчеркиваем сегодня, что мы, «Единая Россия», видите ли, добились в результате своей работы у Правительства Российской Федерации вот таких изменений в проекте. Народ, население, избиратели воспринимают нас с Правительством как одно целое, и мы сами об этом говорим. Они воспринимают эти наши препирательства, как, знаете, борьбу нанайских мальчиков.
Шойгу С.К.
Вот поэтому мы и собрались здесь, чтобы Правительство, депутаты, председатели политсоветов регионов посмотрели нам в глаза, мы им в глаза посмотрели, послушали друг друга. А когда вот так вот выступить вот здесь и сказать…
Затулин К.Ф.
Вы знаете, я не часто выступаю.
Шойгу С.К.
Ну и слава Богу.
Затулин К.Ф.
Я нечасто здесь выступаю, может быть и слава Богу. Но думаю, что должны быть разные голоса услышаны.
Шойгу С.К.
Нет, разные голоса. Но давайте так на личности переходить не будем. Если Вы говорите о ком-то, то Вы говорите конкретно.
Затулин К.Ф.
Я уже сказал конкретно. Я не понимаю, честно говоря, зачем Вы заново к этому возвращаетесь.
Шойгу С.К.
Я не понимаю, зачем это было сказано.
Затулин К.Ф.
Я хочу сказать только одно и этим заканчиваю – я ведь уже сходил с трибуны. На самом деле, я считаю, была совершена очень серьезная ошибка, когда был внесен первый проект закона о реформе, с оттолкнувшими все общество нормами и ставками. Ведь на этот проект реагируют люди, а не на то, что мы сейчас принимаем. Вот и все.
Грызлов Б.В.
Хорошо, мы выслушали различные мнения.
Выступления в прениях.
Затулин К.Ф.
Я просто хотел еще раз обратить внимание на то, чтобы не было так: «лес рубят – щепки летят». Не могут быть поправки в закон о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом, как говорил Георгий Валентинович [Боос], относящимися к теме. Я хотел бы настаивать на том, чтобы не исключали субъекты Российской Федерации из перечня уровней, работающих с соотечественниками. На этом настаивает и Министерство иностранных дел – оно понимает, что 2/3 работы проводят субъекты, а не федеральный центр. Эта работа будет завалена, если поддержать то, что было принято в первом чтении. Поправки внесены, они есть.
Контакты: тел. (495) 959-34-51, факс (495) 959-34-49, e-mail: zatulin@zatulin.ru