Господин Верховный атаман! Господа атаманы! Господа казаки!
Позвольте мне от имени Совета по казачеству при Президенте Российской Федерации поздравить вас с юбилеем Крымского Казачьего Союза, который уже 20 лет трудится в Крыму над возрождением казачьих традиций, помогает хранить и защищать православную веру и является залогом стабильности и спокойствия на Крымском полуострове. Я убежден, что все, кто принимает участие в казачьем движении, это люди, преданные нашему общему славянскому делу, нашей общей родной православной Церкви.
Ваше сегодняшнее собрание происходит в знаменательные дни. Как вы знаете, вчера исполнилось 200 лет со дня Бородинской битвы. В эти дни, вчера и сегодня, много-много лет назад происходила Куликовская битва. Это по-настоящему боевой юбилей Крымского Казачьего Союза.
Я, кстати, прошу извинения за то, что опоздал к началу. Я только что прилетел из Москвы утренним рейсом. Не знаю, что было в начале, но если этого не было, то я предлагаю, господин Верховный атаман, почтить минутой молчания память наших предков, казаков, которые погибли на полях Отечественной войны 1812 года. К сожалению, не все сегодня отмечают этот юбилей на официальном уровне. Но мы помним донских, кубанских и всех других казаков 11-ти казачьих войск, которые входили в Российскую Империю. Прошу почтить минутой молчания.
(Минута молчания)
Спасибо.
Я буду очень краток. Хочу сказать, что в России, как вы знаете, казачество получило официальный статус. Это произошло не вчера. Те явления, разные явления в казачестве, которые были и сопровождали его возрождение в 90-е и предыдущие годы, сегодня в прошлом. Указами и законами Российской Федерации казачество стало официально признанным, и у нас в России существует реестр: все казаки, которые считают себя таковыми, естественно, работают в своих казачьих обществах, в своих казачьих войсках, на государственной службе; множатся казачьи корпуса, кадетские и прочие образовательные учреждения. Я убежден, что к сегодняшнему дню возрождение казачества в России, конечно же, стало необратимым. Невозможна ситуация, которая могла привидеться в недавнем прошлом, когда поигрались и забыли. Какая-то новая власть из своих конъюнктурных соображений сделала ставку на казачество, а потом в связи с изменением конъюнктуры потребность в этом отпала. Такого уже быть не может.
Я убежден, что казаки востребованы сегодня. Раньше, когда исчерпаны все другие аргументы на пушках писали: «Последний довод короля». Я не хочу сейчас злоупотреблять тем, что кто-то обязательно назовет вмешательством во внутренние дела –, наши дела, общие казачьи дела не знают границ, они все для нас внутренние и когда сносят кресты или когда их спиливают, это наше общее казачье дело, где бы мы ни жили, гражданами какой бы страны мы не являлись. Я убежден, что последний довод здесь в Крыму очень часто – это казачество. И для русских, и для украинцев. А, может быть, и не только для них.
Я когда летел сюда, захватил, полистал ради интереса очередную книгу, которую написал заместитель директора Бахчисарайского музея Олекса Гайворонский о Крымском ханстве. Человек, преданный идее крымско-татарской исключительности, рассказывает влюбленно об истории Крымского ханства. Подробно рассказывает, со знанием первоисточников, совершенно не осуждая дикости нравов и обычаев. Выводы, которые делает этот автор, о том, что из себя представляло Крымское ханство, конечно, очень комплиментарные по отношению к этому разбойничьему формированию. Мы прекрасно помним историю и знаем, что именно казаки боролись на протяжении столетий с тем, что, на самом деле представляла из себя Орда. Боролись с тем, чтобы наши предки, не обязательно казаки – крестьяне, все равно малороссийские или русские, не оказывались на невольничьих рынках здесь, в Крыму, в Кафе или Суроже. Благодаря тому, что в XVIII веке сюда, наконец-то, пришла Российская Империя, при Екатерине Второй это варварское Крымское ханство прекратило свое существование, и наши предки на всем большом пространстве прежде Дикого поля вздохнули свободно. И они начали строить жизнь, расцвели города, появились ремесла, возникла промышленность. В конце концов, я думаю, что и для крымско-татарского народа наступили новые времена, когда не грабеж, а мирный труд стал источником существования людей.
Я уверен, что завет от предков, который мы получили, именно в том, чтобы не дать никогда и никому усомниться, что Крым это не источник угрозы и беспокойства, а это райское место, куда все мы стремимся не только в курортный, в любой другой сезон. О котором мы всегда помним.
Мы в России признаем реалии. Мы знаем историю и хотим, чтобы в Крыму и по соседству люди жили спокойно. И мы возлагаем надежды на Крымский Казачий Союз, который, как показывает его история, умеет в нужные моменты сказать свое веское слово.
Еще раз хочу поздравить всех с этим прекрасным 20-летием. Пожелать всего самого лучшего. Пожелать изжить в своей среде какие-то взаимные обиды, постараться держаться друг за друга. Мы в этом всегда готовы придти на помощь. Так же, как это было совсем недавно в лихие «оранжевые» годы. И я убежден, что никто– ни Бог, ни царь, не герой и не генеральный консул – не может никому запретить любить Родину. Если казаки настоящие, они не могут не любить нашу православную веру, наше славянское братство.
Слава Богу, что мы казаки. Спасибо!