Уважаемые коллеги! Уважаемые наши гости, участники «круглого стола»!
В процессе подготовки к проведению этого «круглого стола», которому мы придаём в нашем комитете и в Государственной Думе в целом очень важное значение, мы постарались сформулировать те вопросы, которые, на наш взгляд, было бы правильно обсудить, получить на них ответы в ходе сегодняшнего обсуждения.
Этот перечень вопросов, он у вас перед глазами, он находится в тех материалах, которые сегодня раздавались, и в тех, которые прилагались к пригласительным письмам. И я, конечно, очень рассчитываю, что в тех выступлениях, которые сегодня ещё будут происходить, особенно со стороны представителей самой Украины, представителей русского и русскоязычного движения на Украине, будут даваться какие-то ответы на поставленные вопросы, предложены какие-то свои точки зрения.
Для меня, конечно, достаточно сложно в таком большом собрании формулировать окончательную точку зрения, подводить итоги прежде, чем вообще завершилось наше обсуждение, тем более в таком деликатном вопросе, как оценка первого года новой власти с момента прихода в президенты Виктора Фёдоровича Януковича. Действительно, партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», которую я представляю, связана с «Партией регионов» соглашением о сотрудничестве, которое мы подписали в самый трудный и тяжёлый момент истории этой партии, крупнейшей партии не только юго-востока Украины, но и в целом Украины, в 2005 году, когда после поражения на выборах президента Украины, после «оранжевой революции» были развёрнуты массовые преследования лидеров «Партии регионов» и сторонников «Партии регионов», увольнения, аресты и так далее.
Мы пошли тогда на это в расчёте на то, что это не может происходить вечно, и в расчёте на то, что наша поддержка, конечно, в законных, принятых в международной практике, межпартийных связях, формах, она необходима «Партии регионов», для того чтобы выстоять в этой трудной борьбе. Вы знаете, что в 2006 году на выборах в Верховную Раду Украины «Партия регионов» одержала внушительную победу и вернулась на некоторое время в правительство, а затем в 2010 году, как мы все знаем, победил Виктор Янукович.
Роль и вклад в это русского населения Украины трудно переоценить. Русское и русскоязычное население Украины — это естественный электорат «Партии регионов». Так руководство «Партии регионов», и сам президент Украины, насколько я знаю, оценивает всё это. И, естественно, это нашло отражение в тех предвыборных программах, которые принимались и неоднократно подтверждались на съездах «Партии регионов».
Напомню, что в этих программах «Партии регионов» содержатся и требования выравнивания статуса государственно-украинского и повсеместно распространённого на Украине русского языка, вплоть до придания русскому языку статуса государственного, наряду с украинским языком. То есть «Партия регионов» предложила избирателям идею языкового равноправия на Украине. «Партия регионов» включила в свою программу идею федеративного переустройства Украины. Федерализм, как тезис, именно «Партией регионов» был внесён в политическую дискуссию.
Я не буду говорить об оценках «Партии регионов» российско-украинских отношений. Они всегда выступали, надо отдать им должное, последовательными противниками курса на сворачивание отношений с Россией. И эта точка зрения, конечно, разделялась подавляющим большинством избирателей гораздо в большем объёме, может быть, даже, чем идея языкового равноправия.
Прошёл год после прихода в полной мере «Партии регионов» во власть. На сегодняшний день в результате целого ряда реформ, проведения местных выборов в октябре месяце вслед за выборами президента Украины в начале года, можно сказать, что «Партия регионов», ее политические представители во власти взяли на себя всю полноту ответственности за происходящее на Украине в целом и в большинстве, в подавляющем большинстве регионов Украины, городах, районных центрах и на селе.
Продолжается, и мы это прекрасно знаем, концентрация власти, возможностей в руках президента Украины. И последние законы, принятые на этот счёт, о Кабинете министров, до этого решение Конституционного Суда о возврате к политической реформе 2004 года, которая заново решает вопрос о взаимоотношениях между президентом, правительством, Верховной Радой Украины в пользу президента, фактически переформатируют Украину из парламентско-президентской республики в президентско-парламентскую республику. Все это, конечно, не только позволяет власти Украины, более эффективно действовать, чем когда-то это ни было. Ушли в прошлое те скандалы и трения, которые характеризовали последние годы правления предыдущего президента Ющенко в его взаимоотношениях не только с Верховной Радой, но и с правительством, которое им было назначено.
Сегодня нет, что называется, действенной оппозиции ни в парламенте, ни тем более в правительстве, где вообще об оппозиции не приходится говорить. Это полностью орган, который подчинен политической воле первого лица Украины и политической воле возглавляемой им, по сути, партии (хотя сегодня формально партию возглавляет председатель правительства, вы знаете, в соответствии с законом Украины). Произошло ли в связи с этим изменение во всех тех сферах, которые подвергались критике со стороны действующей Партии регионов в предшествующий период? Да, когда дело касается российско-украинских отношений, впору сказать, что происходит перезагрузка этих отношений, самым ярким фактом чего, безусловно, об этом говорили, были Харьковские соглашения. Правда, я хочу обратить ваше внимание на то, что вот уже год, а год исполнится 14-15 апреля, по сути, взята пауза на другие столь же значимые решения в сфере российско-украинских отношений.
Сделаны предложения с российской стороны в области экономики, отдельных отраслей, которые рассматриваются. Самое основное из них это предложение о присоединении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. И это предложение пока не встречает положительного отклика со стороны действующих властей Украины, которые вовлечены одновременно в процесс переговоров с Европейским союзом о зоне свободной торговли. Это достаточно традиционная линия украинской политики — вести переговоры и на Востоке, и на Западе. Нам трудно осуждать за желание быть со всеми в хороших отношениях, напротив, мы и сами хотели бы, но, очевидно, что эта перезагрузка, которая стартовала как реактивный самолет в Харькове год назад, на сегодняшний день свободно парит на скорости планера, но каких-то других решений пока не принято. Очень может быть, что мы на пороге этих решений, но пока их нет.
Безусловно, атмосфера изменилась в российско-украинских отношениях. Это надо сказать, потому что все то, что вчера ещё вызывало бесконечные препирательства, сегодня стараются решить в конструктивном ключе. Трения не исчезли, интересы не пропали, расхождения в каких-то вопросах существуют, но атмосфера изменилась.
Теперь зададим себе вопрос: а в сфере поддержки законных прав и интересов русского, русскоязычного населения Украины, произошло ли что-либо сколько-нибудь схожее с тем, что произошло в сфере межгосударственных отношений? Ничего не произошло, кроме некоторых шагов, сегодня их называли, во многом благодаря личной позиции Министра образования Дмитрия Табачника, который, кстати, подвергается жесточайшей обструкции со стороны националистических сил на Украине. Вот кроме этого, фактически ничего не произошло. Мы говорили о сотрудничестве между нашим Минобразования, мы сегодня выслушали это сообщение, и министерством соответствующим на Украине. А если мы чуть-чуть взглянем в сторону, например, обратимся к Министерству культуры Российской Федерации и Минкультуры Украины? Вы уже не встретите духа этого взаимопонимания. Напротив, вы встретите все те же разговоры и все те же претензии, все те же проблемы.
Оставив в стороне политическое представительство русских и русскоязычных объединений, проблемы создания ими собственной политической партии, самое главное, что всегда беспокоило русское население Украины — это все связанное с русским языком. Действительно закон, о котором идет речь, сегодня вспоминали, законопроект Гриневецкого, Ефремова, Симоненко в сентябре прошлого года, накануне местных выборов, внесен в Верховную Раду Украины, но этот закон лежит там без движения. И заключение по этому закону формирует абсолютно недружественный этому закону Комитет по культуре Украины во главе с известным русофобом Яворивским. Он же рассылает и получает заключения на этот закон. Они все, как под копирку, отрицательные. И эта точка зрения проникает даже на высокий уровень на Украине. Потому что заявления, которые делаются администрацией президента, а иногда и самим президентом, ярко свидетельствуют о том, что действительно, как сказал Константин Михайлович Бахарев, власть Украины сделала вывод, что не следует на сегодняшний день форсировать принятие даже закона «О языках».
Здесь было сказано, что этот законопроект уравнивает украинский и русский язык в правах. Это не так. У нас есть текст этого законопроекта, переведенный на русский язык. Это, конечно, шаг вперед, безусловно, мы полностью, вот что касается моих коллег, депутатов Государственной Думы, входящих в нашу группу по связям с парламентом Украины, поддерживаем принятие этого закона, консультируемся с нашими коллегами, в том числе и авторами законопроекта. Но он, конечно, не является последним словом в выравнивании статуса русского и украинского языка, он является шагом вперед, но даже этот шаг сегодня не сделан. И мне кажется, абсолютно неправильным анализ, в соответствии с которым нельзя трогать эту тему во избежание политических катаклизмов на Украине.
Понимаете, что происходит? Происходит на Украине одно и тоже в политическом пространстве. На востоке Украины люди терпят, ждут и оплачивают политику, потому что, естественно, удельный вес вклада восточных и южных регионов в бюджет Украины, в хозяйство Украины существенно выше, чем вклад Западной Украины. В это же самое время на западе Украины категорически отвергают право русского и русскоязычного населения на русский язык, представленный на равной основе с украинским в украинском государстве. Никто не додумался на востоке Украины требовать запретов, ограничений на употребление украинского языка. Ровно такие же требования о запрете ограничений прав на русский язык являются общим местом любых программ связанных с националистически настроенным избирателем, базирующимся на Западной Украине.
И вот в то время, как «Партия регионов» при всех своих возможностях не может приостановить роста национализма на Западной Украине. Яркий пример этому — это объединение «Свобода», которое растет, как на дрожжах. В это же самое время «Партия регионов», идейным противником которой является и объединение «Свобода» и целый ряд других, сдерживает искусственно принятие любых решений, потому что считает, что это еще более всколыхнет Западную Украину.
Ну, я не знаю, здесь у каждого свои выводы. Как мне кажется, понравиться заведомому политическому оппоненту, делая ему постоянные уступки, все равно невозможно, это путь к поражению. Хотя было сказано, что на местных выборах и всяких других выборах «Партия регионов» получает большинство, вы прекрасно знаете, что в ходе последних выборов это одновременно сопровождалось падением числа голосующих на Восточной Украине. Люди, не видя альтернативы «Партии регионов», не хотят за нее голосовать, уходят от нее, потому что она не выполняет обещания. Это же факт. Вот к этому факту можно по-разному отнестись.
На самом деле, можно бесконечно критиковать «Партию регионов» за то, что она и ее представители во власти что-то не делает. А можно увидеть в этом определенный шанс для того самого русского, русскоязычного движения Украины, которое, как, к сожалению, мы вынуждены сказать, политически находится в полумаргинальном состоянии, при всех хороших людях, идеях, которые в этом движении есть. Действительно, возникни сегодня какие-то значимые, с точки зрения возможностей, русскоязычные политические организации или общественные движения, они в перспективе, уверен, никуда не уйдут от блокирования и союза с «Партией регионов». Просто-напросто у них нет другого политического пути. Но в духе того, что было сказано о заградотряде, факт их влияния на востоке Украины неминуемо будет заставлять считаться, скажем, с темой русского языка саму правящую партию. Сегодня Украина Партии регионов как кресло, где есть один подлокотник и где нет второго. Один оказывает давление постоянно, требует уступок — это националистические силы на западе Украины. А другого подлокотника у кресла нет, потому что здесь мы всё и так решаем, если надо, мы скажем: эти темы не поднимаем, не форсируем и так далее. Здесь мы всё время проседаем, а вот тут на нас оказывают давление. И даже, несмотря на то, что эти объединения, эти политические силы, — «Свободы» и так далее, — они, конечно, противники существующей власти, но власть сама в диалоге или оппонировании им проникается их тезисами, включает внутреннего цензора, который говорит: нет, мы это трогать не можем. И это продолжается, между прочим, не последний год, а последние двадцать лет существования независимой Украины. Если так разбираться, персоналии меняются, а тенденции и политический процесс в основных своих чертах нет.
Я дальше не хотел бы развивать эти политические темы. Хочу лишь сказать, что к этому тоже надо относиться не просто в духе того, что давайте сейчас везде и всюду клеймить «Партию регионов» или сомневаться, как было сказано, правильно ли мы вообще в России поступали, что её поддерживали. Мы правильно поступали, что её поддерживали, потому что у нас не было никакой альтернативы, что поддерживать. Что поддерживать нужно было Ющенко и Тимошенко, которые нам даже этого не обещали? Мы сегодня, по крайней мере, можем говорить своим коллегам: друзья, вы же обещали, и они должны как-то реагировать. А в случае со всеми остальными у нас даже повода не было спрашивать, они нам ничего не обещали. Они нам обещали НАТО, они нам обещали Европейский Союз и запрет на русский язык в школах на переменах. Если вы помните, это решение правительства Тимошенко.
Четыре вопроса в нашем вопроснике так или иначе касаются роли и влияния России в этих вопросах. Несмотря на всё то, что было сказано, несмотря на известную, по-моему, не только мне, это ни каким секретом не является, личную позицию Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации в вопросах, связанных с Украиной, их понимание в целом важности русского вопроса на Украине, у нас где-то распадается цепочка, когда дело касается переговоров, когда дело касается наших устремлений, наших целей и текущей политики. Потому что мы не склонны обострять эти вопросы в расчёте на то, что сегодняшняя власть Украины — это дружественная нам власть, и она сама придёт к каким-то темам. А наседать на неё в этих вопросах не хочется.
И вот в результате получается следующее: эти вопросы, которые мы не задаём Украине, раз так считают не самыми важными в нашем диалоге, не считают необходимым на них как-то отдельно реагировать. Мы сегодня приводили в качестве примера, — можно, конечно, очень громко сказать, что у нас целых 7 тысяч человек с Украины учатся в Российской Федерации, и долго по этому поводу бить в литавры и трубить в трубы. Но на самом деле это же обвинение, а не комплимент. 7 тысяч человек. Действительно, я хочу подтвердить, Минобразования Российской Федерации приложило силы к тому, чтобы было на высоком уровне в присутствии двух Президентов в декабре подписано с участием нашего Внешэкономбанка и Промстройбанка Украины, который теперь принадлежит ВЭБ Российской Федерации, соглашение о создании частной гимназии. Она частная на деньги Внешэкономбанка. Вы сами знаете, что это за деньги, какие они частные, у нас в России. Но этого не состоялось. А почему это не состоялось? А потому что Министерство иностранных дел Украины, откликаясь на все эти псевдоконфликты с закрытием объединений украинцев в России, с обысками в библиотеке украинской литературы в Москве, воспользовавшись этим, немедленно заблокировало подписание, оно было изъято из программы в декабре в ходе встречи двух президентов. Отложено на позже и до сих пор не подписано. Все готово. Инициатором и в данном случае заинтересованным лицом выступает Внешэкономбанк. Они хотят потратить деньги. Им говорят: нет, пока не решен вопрос об украинской школе в Москве, мы эти деньги тратить там не дадим. И это не по инициативе Минобразования Украины, оно тоже выступает лоббистом этого проекта. Это по инициативе Министерства иностранных дел Украины происходит как бы на основе взаимности.
Как тут не обратится к тому, к той глупости, которая когда-то была записана в нашем Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной, где сказано, что русский язык на Украине развивается ровно настолько, насколько украинский в России. Но ведь всем же понятно, что в реальности нет этой потребности сегодня при всем уважении к украинскому языку. И мы не сможем обеспечить такой же уровень и количество школ на украинском языке в России, который требуется реально для русских школ на Украине. А в документах тогда это протащили, договор этот ратифицировали. Теперь на этот ссылаются.
Что касается наших вузов на Украине, хочу обратить внимание, если присутствуют представители Минобразования. Они похвалили наши вузы, и я их хочу их похвалить за открытие филиалов на Украине.
Но, дорогие друзья, сейчас проблема не в количестве филиалов и в количестве даже студентов, которые учатся в российских филиалах на Украине. На Украине такая же, как в России, проблема. Все без исключения молодые люди по количеству мест могут получить без всяких экзаменов высшее образование, потому что переизбыток частных, негосударственных и прочих вузов. Проблема заключается в качестве вузов. И мне, честно говоря, стыдно, когда наше детище — Черноморский филиал Московского университета усреднился до положения чуть ли не техникума на Украине, потому что потерян интерес, серьезный интерес Московского университета к его развитию и качественному уровню. И такая проблема и с другими нашими филиалами.
Дело не в их количестве, дело в том, что они не являются притчей во языцех на Украине, культурным, образовательный и научным событием на Украине. Они формируются по остаточному принципу, заштатными кадрами очень часто, без действительного внимания со стороны руководства вузов. Проблема качества. Мы реноме свое теряем на этих филиалах.
Я поддерживаю создание центров русского мира на Украине. Давайте будем откровенны. Центры, которые открываются, в том числе тот, который в Луганске, — это безлюдные центры, там нет сотрудников. Это просто уголки в библиотеках, в институтах, и они гордо называются центры русского мира. Но если вы поставили стенд, компьютер, положили несколько книг в библиотеку и так далее, этого же недостаточно, чтобы назвать это Центром русской культуры. А где люди, которые в них работают? В них никто не работает, потому что это не по возможностям «Русского мира». Тогда давайте не будем называть их центрами. Будем так и называть — уголки русского мира на Украине, и не более. Они не в состоянии ни финансировать другие организации масштабно, которые просят этой помощи, потому что нет этих средств. Не будем обольщаться.
Собственно говоря, последнее, что я хотел сказать о средствах массовой информации российских, их роли и украинских. Совершенно верно было сказано о том, что одна из главных проблем, между прочим, не только русского движения на Украине, но и «Партии регионов» на Украине — это отсутствие поддержки в средствах массовой информации. Даже сейчас, когда «Партия регионов» и лично Виктор Янукович — это власть на Украине. Что можно сегодняшние государственные анклавы, их ведущих идейными сторонниками «Партии регионов» в российско-украинских отношениях, это когда Савик Шустер работает на государственном канале.
Савик Шустер работает на канале и не упускает любого случая для того, чтобы раздуть любую мелочь в российско-украинских отношениях до положения скандала. Он работает теперь не на частном, а на государственном канале. А его сотрудница стала пресс-секретарем неделю назад Президента Украины. Это то, что касается настроений в средствах массовой информации.
Обратите внимание, вот здесь журнал, который мы издаем в Институте стран СНГ и в украинском филиале, он был на входе. Между прочим, мы не получаем на него финансирование, никакого. Мы это делаем из собственных средств, которые в негосударственном учреждении Институте стран СНГ мы где-то находим.
Мы хотим проводить их на постоянной основе, это как раз наш скромный и неадекватный по объёму ответ на эти многочисленные программы и стажировки, которые есть на западные средства на Украине, журналисты, политологи, начинающие политики и так далее.
Мы с 2007 года ставим вопрос о необходимости работы с журналистским корпусом Украины. Если сегодня вы заплатите деньги Савику Шустеру, кому угодно, просто профинансируете его, он найдёт возможность, взяв эти деньги, всё равно извратить вашу информацию, и представить её к невыгоде для Российской Федерации и российско-украинских отношений.
Без работы с кадрами журналистов все эти средства, которые выделяются, на пропаганду, агитацию, рекламу, ничего не стоят. А кадры журналистов в Украине ещё в советские времена формировались в городе Львове, где был факультет журналистики.
Я хочу сказать последнее, что касается отношения наших российских каналов. Я знаю, что Дмитрий Киселёв хотел сюда сегодня приехать, но не смог, к сожалению. Но первый канал, но четвёртый канал, сегодня я утро провёл в переговорах с руководителем канала «Культура», который получил наше приглашение сюда и не поехал, и не послал никого. Он мне говорит: «А зачем я туда поеду? Это же политика у вас, а мы канал культуры».
Я говорю: «Послушайте, но мы же говорим о русском и русскоязычном движении. Язык — это ваша тема? Да. Культурное наследие — это ваша тема? Да. А чего же вы не приехали? » » Но я думал, там будет разговор о политике».
А я говорю: «А как без политики вы сбираетесь решить этот вопрос?». Понимаете, я убеждён, при всём том количестве, заканчиваю, учебников, которые мы можем поставить, студентов, которых мы можем обучить, в конечном счёте, роль России не в том, чтобы посылать учебники и даже открывать школы, притом, что надо это делать. Роль России в том, чтобы на высоком уровне, учитывая весь контекст отношений, подтолкнуть к тому, чтобы Украина развернулась внутри себя к этим темам в союзе с русскими и русскоязычными организации Украины.
Потому что всё равно образование мы не привезём из Москвы в Киев и на Украину. Книги на русском языке мы не привезём из России на Украину. Это должны сделать граждане Украины, которые платят в свой бюджет и имеют право на долю в этом пироге.
Спасибо.
Заключительное выступление К.Ф. Затулина на круглом столе
Уважаемые коллеги, прежде всего, позвольте от лица комитета по делам СНГ выразить признательность, особенно тем, кто с начала до конца принял участие в этом «круглом столе». У нас ведь принято считать, что главная цель участия — это свое выступление. Я думаю, что всё-таки это только часть работы. Есть и вторая не менее, а, может быть, более важная: это выслушать тех, кто приехал для того, чтобы сказать, выразить свою точку зрения. Мы в этом очень нуждаемся.
Мы тут не обольщаемся. Мы понимаем, что у людей много всяких забот. Поэтому мы с самого начала, я хочу это повторить, предполагали распечатку стенограммы и дальнейшую работу над материалами «круглого стола» с тем, чтобы рекомендации этого «круглого стола» были затем утверждены комитетом по делам СНГ и распространены среди депутатов Государственной Думы и других ветвей власти Российской Федерации.
Теперь я хотел бы очень коротко, если позволите, отреагировать на некоторые выступления.
Прежде всего, ещё раз хочу вернуться, сославшись в данном случае на первоисточник – на выступление самого Константина Иосифовича Косачева, который вслед за своим, на мой взгляд, крайне ошибочным, вредным вот в этой части интервью журналу «Профиль» на Украине, столкнувшись с откликами на свое выступление, дал этому же журналу новый комментарий по этому поводу. Лично меня его объяснения не полностью устроили, но, во всяком случае, он признал, что выступая до этого и высказываясь по языковой проблеме на Украине, он выражал свою личную точку зрения.
Я с этой его личной точкой зрения не согласен. Но Косачев тем самым подчеркивает, — и я хочу, чтобы это было слышно всем приехавшим с Украины, -что речь не идет ни в коей мере о выражении им официальной точки зрения, на что сегодня несколько раз прямо намекали или говорили.
Я вам хочу сказать больше того уже не в связи со словами самого Константина Иосифовича.
Я прекрасно знаю о реакции на его выступление во властных кругах Российской Федерации. Она была негативной, включая реакцию посольства Российской Федерации на Украине. Это для вашего сведения, чтобы здесь не было никаких кривотолков. Я естественно говорю только о его выступлении по поводу русского и украинского языков и перспектив русско-украинского двуязычия на Украине, не касаясь других тем его интервью.
Второй вопрос. Не раз, не два, и не три (это синдром любого такого обсуждения) было здесь сказано, что у Российской Федерации ничего нет, ни ума, ни возможностей, ни соображения по поводу того, что происходит на Украине. Нет политики, нет умения, нет ничего вообще. Это, одновременно, в выступлениях некоторых из участников странным образом корреспондировалось с тем, что и у нас тоже ничего нет: нет способностей, нет возможностей и так далее.
И третье, что было здесь сказано: была выражена обида на выражение «маргинальный или полумаргинальный», которое прозвучало. Вот я, например, его употребил, говоря о сегодняшнем политическом весе русского движения на Украине.
Позвольте, во-первых, сказать, что у Российской Федерации есть политика в отношении Украины. Она, к сожалению, по-моему, недостаточно объяснена, в силу целого ряда причин она не может быть выражена в форме инструкции, что и когда и кому делать на Украине. Никакая политика таким образом не выражается, вообще-то говоря, и наша тоже. И она учитывает очень многие обстоятельства. В том числе и то, что есть противодействие российской политике, и оно всем тоже очевидно, со стороны достаточно могущественных сил, как на самой Украине, так и за пределами Украины. Хотя бы только это обстоятельство должно вас как-то подвигнуть к мысли, что писать такой длинный план работы Российской Федерации на Украине и всего остального и подписываться под этим Президенту и Правительству Российской Федерации просто никак невозможно. Поэтому умейте слушать и делать выводы.
Я вот вам сказал, и ещё раз хочу это подчеркнуть, и пытался это сделать в своих публичных интервью, если кто-то обращал на них внимание, в настоящее время во многом Российская Федерация после паузы фактически годичной, после харьковских соглашений форсированным образом пытается добиться от руководителя Украины определённости в вопросе отношения к Таможенному Союзу. Казалось бы, чего добиваться, если уже несколько раз было сказано из самых высоких уст на Украине, что мы в Таможенный Союз не войдём. Тем не менее, были сделаны новые предложения. Эти новые предложения были озвучены на Украине в рамках комиссии высокого уровня, которую с украинской стороны возглавляет первый вице-премьер Клюев, с российской — первый вице-премьер Шувалов. Они включают в том числе и такие соблазнительные для украинской стороны вещи как очередное снижение цен на энергоносители и так далее в случае присоединения к Таможенному союзу и единому экономическому пространству. По целому ряду причин, что не является никаким секретом, украинская власть не хотела бы такой определённости на данный момент. Это мы так оцениваем позицию украинской власти. Могу сослаться на то, что насколько я знаю, — это остаётся предметом дискуссии в правительстве Украины. В правительстве Украины есть сторонники присоединения к Таможенному союзу. В пятницу я встречался с премьером Украины Николаем Яновичем Азаровым, он сказал, что он лично сторонник вступления Украины в Таможенный союз. Но нет сомнений в том, что должно быть принято политическое решение. В связи с развитием Таможенного союза, как считают его руководители, есть всего два месяца на то, чтобы этот вопрос или был, или не был решён. Естественно, вопрос о вступлении в Таможенный союз, единое экономическое пространство тянет по необходимости всякие другие вопросы. Именно так и относится к этому руководство Российской Федерации. Если после всего, что я сказал, сегодняшние участники выйдут из этого зала, и снова начнут рассказывать о том, что у России нет политики в отношении Украины, то я начну думать, что это не лечится. И мы друг друга вообще не можем понять, когда выступаем или слушаем.
У нас, в Российской Федерации, тоже свои непростые внутренние обстоятельства. В декабре — парламентские, в марте — президентские выборы. Не самый лучший момент для того, чтобы консолидированным образом доводить свою точку зрения, проводить политику. Потому что тоже все понимают, что есть разные политические силы, разные выборы в России, можно играть на этих вопросах, уходить от окончательного ответа, ссылаться на то, что вот другой по-другому думает и так далее. Но, кажется, как раз в связи с Украиной таких расхождений, как, например, в оценках ситуации в Ливии, у российского руководства нет.
Теперь я бы хотел ещё сказать в отношении широких запросов в духе: «если хотите, чтобы было русскоязычное движение на Украине, то вкладывайте в это». Я сторонник того, чтобы Россия это делала. И те, кто говорили о том, что если она не будет этого делать, то столкнётся совсем с другой Украиной через поколение или в ближайшем будущем, говорили, можно сказать, моими словами. Я с ними полностью согласен. Не важно, чьи это были слова, это просто правильные слова.
Вопрос в формах. В современном мире просто вот подписаться под идеей, что надо сейчас немедленно нам создавать на Украине русскую партию на российские же, бюджетные или какие-то ещё средства, ну, понимаете, это допустимо только в гипотетическом, дискуссионном разговоре. На официальном уровне эти разговоры противопоказаны. Можно заранее представить себе, как эта деятельность будет скомпрометирована.
Я прошу вас понять одну вещь. Естественно, что невозможно помогать тому, кто сам себе не помогает. Поэтому, когда вы задаётесь вопросом, а что хочет Россия, чего не хочет, вы задайте себе вопрос, чего вы хотите. И если вы знаете ответ на этот вопрос, действуйте в этом направлении. И это главный залог того, что Россия к вам присоединится, поскольку, я надеюсь, вы понимаете, чего надо хотеть. Надо хотеть русский язык, надо хотеть федерализацию Украины, надо хотеть поддержать единство православной церкви, надо хотеть, чтобы Украина не было в НАТО, надо хотеть, чтобы Украина выбрала единое экономическое пространство. И что это, — то, что я говорю, — это какой-то секрет, что ли? И надо долго думать, а чего же хочет Российская Федерация? Давайте прекратим эту болтовню. Это очевидно, чего она хочет. Она другого просто не может хотеть.
А теперь вопрос о формах. Если вы политическая организация и ведёте борьбу за голоса избирателей, мы не можем вам перечислить со счёта «ЕДИНОЙ РОССИИ» деньги на проведение этой работы. Ну-ка давайте посмотрим, что делают в таких случаях наши учителя на Западе. Они оплачивают командировки, оплачивают лекции деятелям диссидентского движения в Российской Федерации. Партии, о которых речь идёт, создают общественные структуры, проводят мероприятия, к которым уже никак не подкопаешься. Фестиваль «Великое русское слово» — пример того, на что мы можем тратить деньги. А не на покупку голосов избирателей.
Вопрос в том, что надо эти формы нам вместе, быть может, лишний раз обсудить в технологическом режиме. А не просто вот бесконечно: вы знаете, вы нам дайте, а мы вот тогда будем действовать.
Теперь я готов извиниться за свои слова по поводу полумаргинального состояния русского движения. Но вы поймите смысл этих слов. Вот мы иногда употребляем слово «режим». Начинают обижаться: как это у нас режим? А это просто политологический термин: режим: Каддафи или режим Путина, или режим Медведева, вне оценки, хороший он или плохой. Просто это тезис, это термин. Точно так же, извините… Мы понимаем, что есть отдельные достижения на местном уровне и так далее. Но в целом на Украине удельный вес пророссийских, как их модно называть, или русскоязычных движений, он низок, и это даёт право говорить так, как было сказано. Это не претензия к каждому из вас или желание вас конкретно лично обидеть. Я могу сказать, что удельный вес низок не только у русских движений. Удельный вес очень многих политических партий — тех, кто на сегодняшний день не представлен в Верховной Раде, — полумаргинальный или маргинальный. Есть несколько растущих, которые показывают высокий рейтинг, не будучи парламентскими, — это «Фронт перемен», «Свобода» и так далее. Уже трудно говорить о том, что они в маргинесе. У них есть динамика. У русского движения пока динамики нет, к сожалению. Поэтому чего же на зеркало пенять, коли рожа крива? Это так. Мы можем это неудовольствие отнести и к себе тоже.
Последнее, что я хотел сказать. Знаете, я так разговариваю по той причине, что, надеюсь, у оставшихся здесь нет никаких сомнений в моей личной позиции. Если бы я был с другой фамилией, совершенно никому здесь неизвестный из вас человек, то можно было бы обижаться, хлопать дверью и говорить: дурак сидит, ничего не понимает, а ещё нас учит. Но в моем случае никому не удастся так сказать, я так надеюсь.
Что касается идеологии, о чем говорил мой сосед слева, — что Россия прежде представляла или предлагала какую-то идею, а сейчас она ее не предлагает. Да, это серьезная проблема у нас в стране. Но вы прислушайтесь, тогда тем более прислушайтесь к тому, что говорит Святейший Патриарх. Он же выдвинул эту идею, он ее всячески пропагандирует — Русский мир. Может быть, это не всё достаточное, но это нечто, что можно обсуждать, в том числе, следуя призыву последнего выступающего искать общее в нашей истории. Русские, киевские, черниговские князья не были русскими и украинскими. Они были древнерусскими на том этапе. Поэтому это бессмысленный разговор, украинские они или русские. А Чехов всё-таки, извините, русский писать, а не русский и украинский, как и Булгаков, как и многие другие писатели, например, Фазиль Искандер. Русский писатель абхазского происхождения. Тут уж не надо путать состав его крови с влиянием его на культуру русского народа.
Ещё раз хочу обратить ваше внимание, что мы провели и задумали этот «круглый стол» неслучайно. Мы его провели, потому что раньше в 70-е, 80-е, когда рассказывали о событиях в Японии был термин: «весеннее наступление японских трудящихся», «осеннее наступление японских трудящихся». Мы потеряли время в 2009 году для того, чтобы приложить усилия к консолидации русской Украины, политической, общественной консолидации. И я физически представляю себе, как это произошло.
В 2010 году мы уже не могли этим заниматься. Был аванс, карт-бланш для того, чтобы новая власть Украины сама нашла пути к этому. Она по своим причинам этого не сделала, считая, что она таким путем объединяет Украину. В этой ситуации сегодня есть ещё год, полтора для того, чтобы заняться этой работой до выборов 2012 года. Речь не идет о создании альтернативы «Партии регионов», я хочу, чтобы это было правильно понятно. Речь идет о создании даже нее партии, хотя здесь призывали к созданию партии. Ну, получится создание партии, ради Бога. Лично я считаю, что не партию нужно создавать, они уже есть, нужно создавать Народный фронт, нужно создавать движение, базируясь на электорат Восточной и Южной Украины, Юга и Востока Украины. В рамках этого движения совершенно без претензий в нелояльности могут участвовать здравые, с этой точки зрения, силы Партии регионов. Мы же понимаем, что в «Партии регионов» идет борьба. Под вот этим троном, который там, наверху, идет борьба мнений. Есть Анна Герман, есть Дмитрий Табачник. Есть мнение Верховного Совета Крыма, где сидят регионалы, а есть мнение Львовской организации Партии регионов, и они разные.
Так вот создание этой структуры, всё равно, лиги, движения, но только не партии, которая сразу становится конкурентом, это способ помочь в том числе и людям в «Партии регионов», которые думают также, как здесь вот сидящие. И тоже здесь, кстати, находятся. Им надо обрести почву под ногами, помочь для того, чтобы не было одностороннего давления Запада, а с другой стороны -ничего.
Киса Воробьянинов говорил: «Же нэ монж па сис жюр, а по-немецки это я знаю». Вот так и «Партия регионов», к сожалению, сегодня говорит: Западная Украина, здесь надо вот это, а русский язык, это я знаю. Забывает и продолжает про Западную Украину.
За Партию регионов голосовало огромное количество, больше чем за кого бы то ни было, русских избирателей. В Партии регионов есть люди, которые ставили эти программные вопросы. К сожалению, вот такая ситуация, что они не могут реализовать пока свои собственные идеи. Вы знаете, например, что есть вице-премьер Виктор Тихонов, который много написал о необходимости федеративной Украины. Вы думаете, он отказывается от своих этих вот убеждений? Нет, не отказывается, но не может реализовать.
Я вам пример привёл премьер-министра Украины, который считает, что Украина должна быть в Таможенном союзе, но не может это пока реализовать.
У вас нет сомнений в отношении Верховного совета Крыма? Что депутаты Верховного совета Крыма будут выступать за государственность русского языка, в том числе в Партии регионов?
Из зала. (К.В. Шуров) Не знаю.
К.Ф. Затулин.
Да, нет, ну очевидно будут. Просто никуда им не деться, понимаете.
Давайте не будем вести детские разговоры, Константин Викторович Шуров.
Вот при всём разном отношении в прошлом к Табачнику, он волнуется из-за языкового равноправия. И он что-то решает. Он всё-таки решает, вы же должны признать это.
Вы помните, как вели пропаганду в 30-е годы? Что социал-демократы, и фашисты — одно и то же? Ну вы помните, была такая пропаганда Коминтерна: «Худший враг рабочего класса — социал-демократ в Германии». И пришли фашисты к власти. Вы не уподобляйтесь этим людям, это же мы уже проходили.