Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Выступление Константина Затулина на открытии Съезда уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений 6 июля 1995 года в Государственной Думе Российской Федерации


        №26 (94), 1995 г., газета «Дума»

        Уважаемые товарищи, дамы и господа! Сегодня великий день, этот день мы приближали как могли. В первый раз с момента распада бывшего Советского Союза, который нам дорог и бывший, в большом зале Государственной Думы, т.е. федеральной законодательной власти России, собрались люди, избранные и делегированные организованной частью этнороссиян, проживающих за рубежами Российской Федерации. Прекращение Советского Союза среди многих последствий породило проблему их положения.

        Не своей волей присутствующие здесь из наших сограждан стали соотечественниками за рубежом. Впервые за сотни лет в таких масштабах не только русские, но и украинцы, казахи, татары и другие народы, населявшие Советский Союз, а прежде Российскую Империю, стали разделенными нациями. Мы, живущие в административных пределах Российской Федерации, и мы, оставшиеся за ее рубежами, были застигнуты врасплох, в обозримом прошлом не сталкиваясь, не вырабатывая иммунитета к условиям и обстоятельствам жизни разделенного народа. В той же степени справедливо заметить, что многие правящие в постсоветском мире бюрократии, рекрутированные в основном из так называемых титульных наций, не обладают историческим опытом независимого государственного руководства и как следствие — достаточной терпимостью и уважением к проблемам инородцев. Очень важно подчеркнуть — до тех пор пока все мы будем разъединены, до тех пор проблемы, общие и для России, и для отделенных от нее соотечественников, будут оставаться нерешенными.

        Сегодня они сталкиваются с ущемлением основных прав и свобод человека по национальному признаку. Это проявляется в дискриминационных актах о гражданстве, праве на труд и месте жительства, законодательных ограничениях возможностей русского языка. Но более всего в практике, вытесняющей этнороссиян, в первую очередь русских, из политической и культурной жизни новых государств, затрудняющей карьеру и доступ к определенным специальностям.

        Экономический кризис в России и странах нового зарубежья ложится тяжелым бременем на всех, но особенно остро задевает национальные меньшинства — российскую — диаспору. Особо следует выделить угрозу жизни и безопасности наших соотечественников в регионах конфликтов по периферии бывшего Советского Союза.

        Я должен сказать о целях, которыми мы руководствовались, выдвигая инициативу создания Совета соотечественников. Когда в Государственной Думе обсуждались проблемы наших соотечественников и конфликтных точках — в Казахстане, в Крыму, в странах Прибалтики, — мы сталкивались с тем, что далеко не все политические силы в Российской Федерации в достаточной степени осведомлены о реальном положении вещей в новых независимых государствах. Только в последнее время мы обретаем представление о масштабах постигшей нас утраты. И как кажется нам, инициаторам создания Совета соотечественников, Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы, должно создать здесь, в России, орган, который смог бы на объективной, то есть выборной основе, выражать точку зрения этнороссиян, проживающих за рубежами Российской Федерации. Мы боролись в этом зале за предоставление гражданам Российской Федерации, находящимся за границей, то есть малой части наших зарубежных соотечественников, права избирать депутатов Федерального Собрания по отдельному зарубежному избирательному округу. Вы знаете, какие трудности сопровождали принятие Закона о выборах депутатов Госдумы и, к сожалению, это предложение не набрало достаточное количество голосов. Вероятно, оно принадлежит будущему — будущим составам Государственной Думы, -больше, чем настоящему. Но для того, чтобы здесь, в Государственной Думе, возникло наконец подлинное представление о том, что происходит в так называемом ближнем или новом зарубежье, для этого здесь, в России, необходим предпарламент, постоянный голос наших соотечественников. Здесь, в России, он не даст нам забыть и успокоиться. И он не может быть заменен изобретениями в виде создания правительственных комиссий или министерств и ведомств, ведающих нашими соотечественниками.

        То, что создана правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, — это отрадный факт, это симптом нового времени. Вероятно. Сегодня мы еще вернемся к деятельности комиссии, к задачам, к результатам ее работы. Но сама по себе эта комиссия, способная стать партнером, не должна подменять выражения мнения в представительном органе власти — в Государственной Думе. Поэтому в апреле Госдума приняла по нашему предложению постановление о создании Совета соотечественников.

        Мы старались быть очень деликатны в том, чтобы не навязать ни страстей, бушующих в зале Думы, ни своих политических предпочтении будущему составу Совета. Если вы обратили внимание, в предложенном варианте Положения о Совете нет никаких председателей, есть председательствующие — депутаты, которые поочередно будут вести заседания Совета. В настоящий момент мои коллеги-депутаты, представляющие разные, порой политически противоположные фракции и мнения в Государственной Думе, заняли места в этом временном президиуме. Это те ваши товарищи, которые в дальнейшем на срок полномочий нынешней Государственной Думы будут представлять свои депутатские объединения и работать в составе Совета. Но мы сами ограничили себя совещательным голосом. Мы ограничили нашу роль ролью посредников между вами и Госдумой в доведении ваших решений до основных политических сил Российской Федерации, представленных в этом зале.

        С чем еще мы связываем необходимость этого Совета? К сожалению, за время многочисленных поездок, в результате изучения , положения на местах, мы приходим к одному, может быть горькому, но совершенно справедливому выводу: русские люди — а это подавляющее большинство наших соотечественников за рубежом — без государства не организуются. Без того, чтобы создать такой Совет, вряд ли возможно примирить и объединить Вас общей целью. А эта общая цель — безусловно, она у нас есть.

        Наша общая цель — перестать быть разделенными. Вот та общая цель, которая способна объединять на годы, может быть на поколения при неблагоприятных стечениях обстоятельств, усилия россиян, живущих в России и по соседству с Россией.

        Перестать быть разделенными. Это достигается не просто новым вариантом, новым изданием Советского Союза. Говорят, что в одну реку нельзя войти дважды, и вряд ли реально строить сегодня такие планы. Очень многие в мире заинтересованы в том, чтобы никогда части распавшегося целого не воссоединились. Да одно удовольствие правителей независимых государств от бесконечных разъездов по белу свету, приемов в Белых и других домах, способно притормозить стремление к объединению, которое сегодня ясно выражается на пространствах бывшего Советского Союза не только русским народом, но и подавляющим большинством населения вне зависимости от национальности. Поэтому те, кто сегодня считает, что с сегодня на завтра, без особого нашего участия, обязательно произойдет объединение, конечно, романтичные и наивные люди. Если в этом зале есть солдаты летние, которые готовы бороться за воссоединение только летом, в хорошую погоду, то в таком случае они ошиблись адресом. Требуются солдаты зимние. Люди, которые готовы все трудности перенести ради достижения общей цели, может быть, не при нашей жизни, может быть в будущем. Многое зависит от нашей активности, от того, как пойдет этот процесс.

        Очень тягостно смотреть на то, как, имея такую цель как путеводную звезду, этнороссияне за пределами России ссорятся между собой, а некоторые из них выступают в роли просто прислужников местной власти. Власти, которая поставила своей целью создание национальных государств, ассимиляцию народов и народностей, проживающих на управляемой территории. Одна из важнейших задач Совета соотечественников — внести сплочение по крайней мере в организованную часть этнороссиян, в общины, организации и объединения, которые созданы в новом зарубежье. А в перспективе, вероятно, заняться и проблемами дальнего зарубежья, где речь идет о культуре, языке, духовной связи с Россией. Эта достаточно трудноподьемная, сложная задача. Она еще впереди, мы делаем сегодня только первый шаг.

        Возникает резонный вопрос — а кто, собственно, является российским соотечественником? Не могу и не хочу претендовать на истину в последней инстанции прежде всего потому, что этот вопрос сам по себе способен разделить наш зал на непримиримые части. Но нам всем’ вместе предстоит принять свое толкование понятия «соотечественник». Проект такой декларации внесен Оргкомитетом. В ней говорится о том, что этнороссияне, проживающие за рубежами Российской Федерации, не обрели нигде, кроме как в России или в составе России, своего национально-государственного образования. Речь вдет не только о русских. О татарах, черкесах, чеченцах, ингушах и других народах. Мы признаем Российскую Федерацию своей метрополией, своей исторической родиной и считаем, что соотечественник — это понятие, которое мы хотим сделать гордым. Это не рука Москвы, не пятая колонна, а человек, который подтверждает свою духовную, культурную, этническую связь с Россией и не теряет ее. Человек, являющийся уроженцем или прямым потомком уроженцев бывшей Российской Империи, бывшего Советского Союза и нынешней Российской Федерации, независимо от его языка, веры, национальности. Вот кто соотечественник гражданам Российской Федерации, отныне и навсегда.

        Всякие иные толкования, которые сужают это понятие, всякие иные толкования Совета соотечественников при Государственной Думе Российской Федерации не могут быть приняты по определению, так как Российская Федерация — не просто и не только Русь, а правопреемник Советского Союза, наследник его прав и обязанностей. Российская Федерация должна, наконец, прийти к убеждению, что иным образом, кроме как поставив

        своей целью последовательную реинтеграцию народов и государств — бывших республик Советского Союза, она не может помочь своим соотечественникам справиться со своими проблемами.

        В начале исторического пути новой России раздавались голоса и принадлежали они ее руководителям, утверждавшим, что в крайнем случае, если будут притеснять русских за пределами России, их просто-напросто всех выведут, перевезут сюда в Россию, устроят им новую жизнь на новом месте. Вы хорошо знаете, что эти расчеты не подтвердились. Они неисполнимы. Это новое великое переселение не может закончиться ничем, кроме дестабилизации, кризиса, пополнения армии преступников и проституток. И если мы не придем к выводу о реинтеграции (я не говорю о формах, темпах, я говорю только .лишь о том, что она должна быть ненасильственная и добровольная), кардинальные проблемы российских соотечественников из стран нового зарубежья не будут решены. Иные изобретения, в том числе написание миграционных программ, создание миграционных служб и проч. -это важное дело, но это паллиатив, попытка бороться со следствиями, а не с причинами.

        Мы должны ясно заявить — чего мы хотим в ближнем зарубежье. Мы придерживаемся идей адаптации и ассимиляции этнороссиян, растворения «аки обре» в новых государствах, или мы видим целью сохранение своей самобытности, своего языка, своей культуры,’ а значит — создаем гарантии для их существования. Третьего не дано.

        Я не буду сейчас вас утомлять статистикой. Говорят, есть три вида лжи и статистическая — самая высшая из них. Даже количество русских, находящихся за пределами России, — 25 миллионов человек — нисколько не точнее, чем число погибших в Великую Отечественную войну советских людей (позавчера говорили 20, вчера говорили 25, а теперь говорят 30 миллионов). Точно также и русских за пределами Российской Федерации — не 25, а гораздо больше. А если учесть тех русских, которые в полном соответствии с ленинской национальной политикой записывались украинцами в силу того, что они жили на Украине? Ведь это открывало дорогу к определенным должностям, к продвижению по службе. В ряде случаев. например, в Казахстане, небольшой такой миллиончик наших сограждан потерялся после переписи 1989 года. Где, на какой планете, в какой части земли он находится, никто не хочет сегодня сказать точно, за исключением самих русских, которые знают, что они живут в государстве самоопределяющейся казахской нации и не учитываются потому, что надо, чтобы она быстрее самоопределилась.

        Сегодня нет смысла предаваться статистическим изыскам. Сегодня надо сосредоточиться на том, чтобы сформулировать наказ будущему Совету соотечественников. На что следует обратить внимание?

        Ясно, что среди прочих проблем, проблемой номер один является обеспечение жизни и безопасности бывших наших сограждан, наших нынешних соотечественников. Есть территории, есть зоны конфликтов, где льется кровь и где она лилась вчера. Мы минутой молчания почтили память жертв раскола СССР. Съезд будет только прав, если он выскажется о принципах урегулирования конфликтов на постсоветской территории. Стоит подчеркнуть, «что наряду с территориальной целостностью, как принципом, зафиксированным в международных документах, есть еще принцип самоопределения народов, есть еще и принцип соблюдения прав национальных меньшинств. И если на пространствах бывшего Советского Союза правители теряют способность управлять без крови и разрушений, то они теряют и право на то, чтобы эти части бывших союзных республик ими управлялись. Причина хаоса и дестабилизации в ошибках и преступлениях верховной власти, а не в том, что люди хотят сохранить свою жизнь и свободу, свой язык, свои традиции.

        Вероятно, мы с вами не выполним своей задачи, если не возвысим свой голос в защиту русского языка и культуры, которые какое-то время назывались советским языком и культурой, но которым принадлежит, из которых исходит и на которых основывается богатство всех национальных культур бывших союзных республик. Это отдельная проблема. Сегодня, русский язык находится на птичьих правах. На пальцах одной руки можно пересчитать государства, которые провозгласили, что русский язык является полноправным, государственным наряду с языком титульной нации. Даже и одним пальцем можно ограничиться — только в Белоруссии. Она выразила такую волю, в связи с чем мы в Государственной Думе, глубоко благодарные белорусскому народу, приняли специальное заявление — при отсутствии воздержавшихся или голосовавших против. Все другие или демонстративно не при-.’ знают этой проблемы, или лукавят, как в среднеазиатских государствах или в Закавказье. Съезд не может не предупредить об этом Россию и русский народ.

        Ну и наконец, мы должны в нашей стране, в России, обратиться к действительной власти, которая сегодня, к сожалению, не очень представлена в этом зале. У одного из отцов истории — у Плутарха — есть поучительный рассказ о том, как один из влиятельных правителей древности встретил старушку, потребовавшую, чтобы он ее выслушал. «Отстань, у меня нет времени!» «Если у тебя нет времени, почему ты царь?» Если у правителей России нет времени для того, чтобы выяснить, в чем состоит боль и надежды того народа, который усилиями, в том числе сегодня находящихся у власти, из сообщества сограждан стал многомиллионным «соотечественником за рубежом», — тогда почему они правители?

        Об этом тоже надо сказать сегодня. Не вмешиваясь в политические проблемы России, надо потребовать, чтобы задача поддержки наших соотечественников была поставлена в число высших приоритетов нового российского государства. Если оно хочет сохраниться. Потому что если мы не будем внимательны к этой проблеме, Россия не сохранится и в нынешнем составе. «Дом, разделившийся в самом себе, не устоит». Так сказано в Святом Писании, так было повторено многими государственными деятелями в разные времена и в разных странах. Настал наш черед это повторить.

        Я убедительно прошу вас сегодня в своих выступлениях прежде всего исходить из наших целей, и лишь во вторую очередь — из каких-то сиюминутных, преходящих взаимоотношений между собой. Да, я должен признать, были ошибки, допущенные в процессе подготовки этого съезда. Но я думаю, что если Совет соотечественников начнет действовать, он начнет отрабатывать делегированный ему авторитет.

        На выборах 1993 года впервые прозвучала тема положения соотечественников за рубежом. Настолько, что в составе избранных палат были созданы отдельные комитеты — Комитет по делам СНГ в Совете Федерации и Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками в Государственной Думе. Вы сами понимаете, что это и есть отражение того факта, что изоляционисты, избегающие ваших проблем, потерпели поражение в политическом спектре России. Ведь по их мнению, нет проблем во взаимоотношениях, если они формальные: тогда и Казахстан с Украиной, вопреки истории с географией, такие же удаленные от нас страны как Великобритания или США. Достаточно поставить государственные флажки с обеих сторон стола, как польются плавные речи и успешные переговоры.

        Не будет таким образом. Не будет, потому что в наследство нам достались не только долги, но и обязательства бывшего Советского Союза. Мы навсегда в ответе за всех, кого мы приручили. Этими словами Экзюпери, если уж нет пророка в своем отечестве, яснее всего выражен наш долг по отношению к соотечественникам за рубежом.

        /