Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Выступление Константина Затулина на парламентских слушаниях

        VIDEO

        20 марта 2017 года в Малом зале Государственной Думы состоялись парламентские слушания на тему «О современной политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом».

        Председательствующий: Слово предоставляется заместителю председателя Комитета по евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константину Федоровичу Затулину.

        Константин Затулин: Спасибо. Уважаемые депутаты Государственной Думы, приглашенные, уважаемые представители организаций соотечественников с ближнего и дальнего зарубежья!

        Я хотел бы в соответствии с темой этой части наших слушаний посвятить свое выступление исключительно проблемам, связанным с законодательством в отношении соотечественников.

        Главный вопрос для всех без исключения, кто живет за пределами России — и в бывших союзных республиках и в странах традиционного зарубежья — это вопрос сохранения в семьях возможности применения в жизни русского языка, и вопрос об обеспечении устойчивой связи с Россией, закрепление этой связи в гражданстве Российской Федерации. У нас в законодательстве решается этот вопрос.

        Второй вопрос. Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что у нас есть два закона, в которых обсуждается эта тема. Один – это закон вам известный, принятый в 1999-м году «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», и второй, собственно говоря, базовый закон «О гражданстве Российской Федерации». И вот, если в законе «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» соотечественникам обещают упрощенный порядок получения российского гражданства, не деля при этом соотечественников на тех, кто намерен переехать в Россию и здесь работать и жить, и на тех, кто остался за рубежом и продолжает там жить и работать, то закон «О гражданстве» совершенно игнорирует такую категорию как «соотечественники за рубежом» с точки зрения получения гражданства. Впервые в законодательстве о гражданстве само слово «соотечественники» появилось в 2008 году, хотя закон был принят в 2002-м, исключительно в связи с Государственной программой добровольного переселения соотечественников в Россию. То есть сразу хочу сказать, основным недостатком сегодняшнего законодательства, я считаю, является отсутствие внятного предложения для соотечественников, живущих за пределами нашей страны.

        Важно нам или нет, на самом деле, чтобы люди, живущие за пределами нашей страны – наши соотечественники, были при этом гражданами Российской Федерации, если они того хотят? Я уверен, что нам это очень важно, прежде всего, потому что в основе этого отношения должна быть справедливость. Справедливость к тем, кто был волею судьбы, истории, революции, гражданской войны изгнан из своего Отечества в 1920-е и последующие годы (я имею ввиду нашу русскую эмиграцию), так и к тем, от кого уехало государство в 1991 году после распада Советского союза, когда никто и никого не спрашивал, хотят ли, скажем, живущие за пределами Российской Федерации русские и русскоязычные становиться гражданами новых независимых государств. На самом деле, это было достаточно просто осуществлено, и за исключением Латвии и Эстонии, где проживавших там русских и русскоязычных банально обманули, во всех других случаях их, в общем, жизнь вынудила взять гражданство стран, где они в тот момент оказались, – бывших союзных республик, ставших независимыми государствами. Отдельная история, конечно, это зоны конфликтов и непризнанные государства. И здесь, мы знаем, вопрос решался по-иному.

        Я убежден, что поправка о том, чтобы в упрощенном порядке предоставлять гражданство соотечественникам, не взирая на то, собираются они при этом переезжать в Россию или оставаться в местах проживания, должна быть все-таки реализована. Противоречие между государственной политикой и законом «О гражданстве» должно быть устранено. Но единственная реальная возможность, чтобы это встало в повестку дня заключается в том, готовы ли мы в России отказаться от тех положений закона «О гражданстве», которые требуют от всех и каждого, в случае перехода в российское гражданство, отказаться от гражданства, имеющегося у него на тот момент на руках. Я полагаю, что когда речь идет о мигрантах, когда речь идет о носителях русского языка, которые не обязательно относятся к числу народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, требование полного отказа от гражданства вполне естественно. Но когда речь заходит о соотечественниках, в силу всего происшедшего, то было бы справедливо нам отказаться от требования отказа от гражданства страны проживания. Таким образом, человек, — и это абсолютно не противоречит нашей Конституции, — мог бы оказаться одновременно обладателем гражданства страны, в которой он живет, и гражданства Российской Федерации. Но подойти к этому довольно сложно, потому что есть обратная позиция, — она выражена в законе «О гражданстве» и не только в законе, но и в позиции тех людей, которые поддерживают эту норму.

        И мы избрали в Комитете по делам СНГ нынешнего состава, по крайней мере я и коллеги, которые ко мне присоединились, другой путь – решили идти от простого к сложному: подойти к этому вопросу тогда, когда мы снимем все несуразности, которые существуют в других вопросах. А что это за несуразности? Это несуразности, связанные с обретением гражданства теми, кто решил все-таки перебраться в Россию по разным причинам. Я хочу сказать, что здесь есть такая дата как 2014 год, который стал водоразделом. В силу происшедшего на Украине к нам хлынули тысячными толпами беженцы с Украины – это те самые наши соотечественники, русские и русскоязычные, которых мы должны были в этом случае всячески приветствовать, если они захотели бы, — а они захотели на самом деле, — обосноваться в России и найти здесь вторую жизнь, второе дыхание. Но, к сожалению, этого не произошло или не произошло в тех масштабах, которые требуются.

        И на сегодняшний день при том, что по данным теперь уже не Федеральной миграционной службы, а Главного Управления по вопросам миграции МВД, к нам в страну после 2014 года въехало свыше миллиона человек, тех, кто потом не выехал из нее, а гражданство предоставлено одной десятой этой части, остальные же 900 тысяч сегодня находятся процессе обретения возможности легального трудоустройства, в конце концов, гражданства Российской Федерации.

        Как они в данном случае могут это сделать? С помощью Программы о добровольном переселении соотечественников в Россию. Честно говоря, язык не поворачивается назвать все то, что произошло на Украине, добровольным переселением. Это бегство, это спасение от войны и политических репрессий. И с этой точки зрения, я вижу задачу в том (и мы собираемся ее осуществить), чтобы законом, если не получается иным образом, удостоверить право политического убежища и политической миграции в Россию, в том числе для жителей стран СНГ и Украины в частности.

        Почему это требуется сделать? Потому что в 1997-м году, утверждая Положение о политическом убежище в России, Президент Борис Ельцин исключил из него возможность предоставления такого политического убежища гражданам стран с безвизовым режимом с Россией. Это неправильно.

        Еще одно обстоятельство. Я считаю, что норма носителя русского языка, собственно об этом уже говорилось в выступлении председателя Комитета в начале наших слушаний, она, очевидно, омертвлена с 2014-го года, когда она была внесена в закон «О гражданстве». Гражданство как носители русского языка получили всего 3 с небольшим тысячи человек. Кто эти люди? Прежде всего, это жители Таджикистана, с которым у нас существует соглашение о двойном гражданстве. Вот они смогли реализовать эту норму. И в данном случае не требуется предоставлять справку о выходе из гражданства Республики Таджикистан, потому что действует соглашение о двойном гражданстве между Россией и Таджикистаном. И лица без гражданства, которым тоже не требуется предоставлять такую справку, потому что у них гражданства на сегодняшний день нет. Это, как правило, люди из Прибалтики, неграждане. А вот все остальные не смогли реализовать свою возможность по той простой причине, что в положении о получении гражданства, утвержденного Указом Президента в 2014-м году, к сожалению, присутствует норма, по которой надо обязательно представить отказ не только как свое отказное письмо, как требуется во всех других случаях, от гражданства страны проживания, но и справку со стороны этого государства о том, что ты из гражданства вышел. Эту справку они выдавать не будут, особенно Украина, Латвия, Эстония и т.д. Но не только они, все практически.

        Нам нужно убрать эту норму. И мы внесли 30 декабря соответствующий законопроект о носителях русского языка, в котором мы поставили вопрос в законопроект о двух вещах. Во-первых, когда реализовывали указание Президента, добавили ограничение: носителями русского языка признаются только те, кто происходит с территории Российской Империи или Советского Союза, но в современных границах Российской Федерации. Я считаю, что это неправильно, надо снять это «в современных границах», тем более, что прочертить на карте Российской Империи современные границы довольно сложно.

        И, наконец, мы пишем о том, что необходимо добавить не только проживавших, но и родившихся, поскольку очень часто документы о проживании за давностью времени очень трудно доказываются или сохраняются. А вот документы о рождении сохраняются, как правило, всегда.

        Но это не все. Я думаю, что в процессе второго чтения необходимо будет все-таки разъяснить вопрос об этой справке и принять, по крайней мере, поправку к уже внесенному закону, если такой будет принят в первом чтении.

        И, наконец, последнее, что я хотел бы сказать. Это норма, касающаяся людей, которые окончили наши вузы, оказали нам какие-то услуги, являются выдающимися предпринимателями. Такая норма есть в законе, но она тоже не осуществляется, потому что вот уже несколько лет как не приняты соответствующие поправки в Положении о приеме в гражданство. Это тоже необходимое условие.

        Последнее, самое последнее и, может быть, самое важное, в отношении критики того, что мы предлагаем. Говорят, что если мы таким образом расширим границы действия закона и будем предоставлять гражданство тем, кто будет признан носителем русского языка, но происходит с территории всего Советского Союза, то в этом случае мы чуть ли не поменяем население Российской Федерации, к нам переедут все живущие в Средней Азии. Я, во-первых, хотел бы отметить, что сегодня в названии нашего Комитета есть «евразийская интеграция», и было бы странным с нашей стороны, когда мы развиваем Евразийский союз, демонстрировать свою ксенофобию в отношении Средней Азии. Это, уж если говорить о принципах. А если говорить на самом деле, то у нас есть такое положение как Комиссии по русскому языку, они должны действовать на самом деле. Исполнительная власть должна позаботиться о том, чтобы эти Комиссии принимали экзамены у действительно тех людей, которые разделяют русский язык и культуру, давали им эту возможность стать гражданами, как это предлагал Президент в 2012 году.

        Апплодисменты

        /