Специальный представитель Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин принял участие в панельной дискуссии на тему «Возвращение в Россию: потенциал соотечественников для развития регионов» в рамках деловой программы Петербургского международного экономического форума-2023 вместе с руководителем Россотрудничества Евгением Примаковым, губернатором Калининградской области Антоном Алихановым, заместителем Министра экономического развития Дмитрием Вольвачем.
Мне ближе тот подход, при котором мы вначале разберёмся, что в каждой то из этих конкретных стран происходит и что может в дальнейшем произойти, в том числе и с русским населением. Но прежде я хотел бы поддержать всю эту панель, потому что она во главу угла поставила такое для меня важное понятие — возвращение в Россию. У нас до определённого времени все переезды в Россию после распада Советского Союза рассматривались не как возвращение, а как фактически миграция. И с точки зрения нормативной, за одним исключением, о котором я сейчас скажу, они продолжают так рассматриваться. Я в силу недостатка времени не буду сейчас характеризовать всё связанное с миграцией, где, как мне кажется, очень много проблем у нас: в управлении миграцией, в подходе к миграции. Ну, достаточно сказать, что миграция как явление у нас в разделе бюджета не выделено, а относится к расходам на борьбу с преступностью. Потому что все вопросы миграции передоверили Министерству внутренних дел. При всей важности правоохранительной стороны дела, я уверен, что миграция — гораздо более сложное явление, чтобы сводить его только к проблемам, связанным с правоохраной, обеспечением безопасности. Это политическое, социально-экономическое и культурное национальное явление. В том числе и, конечно, требующее внимания с точки зрения правоохранительных органов, особенно в текущий момент. Но сводить к этому нельзя…
…Ну вот есть такой частный вид миграции, как репатриация. И он настолько частный, что совершенно особенный. И по отношению к репатриации, мне кажется, мы должны понимать, есть два подхода, или две стороны дела. Одна сторона дела, принципиальная, — это возвращение соотечественников на Родину, и вторая — утилитарная, прагматическая, то есть попытка, организовав это возвращение, решить проблемы экономики, решить проблемы регионов, укрепить кадровый трудовой потенциал и так далее, и так далее. Переманить на свою сторону людей с руками, с головой. Прежде всего скажу о первом. Вот то, что касается возвращения на историческую родину это, как мне кажется, нуждается в специальной декларации права любого нашего соотечественника, где бы он не жил, в какой бы то ни было точки мира, — знать, что он имеет право вернуться на свою историческую родину. И это право должно быть подчёркнуто. Мы такую такую задачу решали, не сразу, после 1991 года, но в 1999 году был принят закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом». Вот то, что сейчас говорил губернатор Антон Алиханов, о карте русского; по закону 1999 года, ну, этот закон писался в той Думе, которую принято было называть коммунистической, поэтому ничего другого не придумали и сказали, что каждый соотечественник должен иметь удостоверение. Ни один соотечественник за все это время ни разу это удостоверение не получил, потому что с самого начала исполнительная власть сочла, что это создаст огромный затор, само оформление этих удостоверений. С другой стороны, не удостоверяя, что ты соотечественник, невозможно администрировать льготы, которые ты этому соотечественнику обещаешь. Что обещано в этом законе нашему соотечественнику? В принципе, ему обещан, например, упрощённый порядок получения российского гражданства. Это записано в законе. Закон этот, чтобы дальше к нему не возвращаться, хочу сказать, прошёл редактирование в 2010 году — я тогда был депутатом Государственной Думы, как и сейчас, и предлагал свой проект, — не карты русского, а декларации соотечественника, то есть соотечественник предъявляет документы, на основании которых он, получит, ну, так сказать, свою декларацию о том, что он соотечественник. Для чего?…
…Для того, чтобы он затем имел право обратиться за видом на жительство в упрощённом порядке, быть похороненным на российской земле, если он требует, посещать музеи, — то есть мы не стали насыщать этот проект 2010 года материальными льготами, в отличие от Польши, которая к этому времени действительно издала закон о карте поляка, по которой лица польской национальности из Восточной Европы, Советского Союза бывшего, имеют право, например, на семнадцатипроцентную скидку при проезде железнодорожным транспортом внутри Польши. Мы ничего такого не стали записывать, потому что знали: если б мы это записали, сразу же бы последовал бы реприманд со стороны нашего ведомства, Министерства финансов и других считающих деньги инстанций, которые бы сказали — мы не можем, мы не закладывали этого в бюджет и поэтому мы это рассматривать не можем. Мы фактически только декларативные права, нематериальные права там записали, — но они требовали все равно какого-то документа, той самой декларации соотечественника. К сожалению, законопроект был принят во второй редакции, закон был перередактирован, хотя право на упрощённое получение гражданства в нём сохранилось. К этому времени Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в 2006 году подписал Указ Президента «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Вот когда я сказал, что у нас относится к соотечественникам пока также, как мигрантам, в основном тем, кто из-за рубежа, за исключением тех, которые имеют возможность воспользоваться этой программой, она все-таки носит для внешности репатриационный характер. К сожалению, недостатки этой программы в чем состоят: опять же, в недостатке ресурсов, которые у нас есть. Эта программа была переложена на плечи регионов Российской Федерации. То есть, я сейчас постараюсь коротко, в чем был смысл? В том, что для тех, кто обращаются за переселением, есть аккредитованные в рамках этой программы регионы. Не все субъекты Российской Федерации — Москвы, Петербурга там нет, потому что они и так очень привлекательные и все стремятся именно туда. Но те, кто в ней участвуют, регионы, должны в своих бюджетах заложить суммы определённые, на так называемые подъёмные. Эти подъёмные для тех, кто признан участником программы, после того, как он прошёл через, так сказать, горнила в регионе, он получает сам и получает члены его семьи от 20 до 200 тысяч рублей на человека… Ну понятно, что 20 тысяч рублей — это не аргумент для человека, который ищет материальную сторону во всем этом при переезде из одной страны в другую. Тем не менее, сами эти средства стали поводом для того, чтобы регионы стали ограничивать подход к этой фактической репатриации, тестируя по возрасту и по профессии. Если вы не той профессии, которая в нашем регионе — в этом случае вы можете не попасть в эту программу. Она квотируется регионами. Если вы пенсионного и предпенсионного возраста, вы не попадаете, потому что вы не трудовой ресурс. То есть она превратилась программу трудового набора. А то, что мы предлагаем, и я внёс этот законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию», в июне 2021 года. К сожалению, он лежит пока в портфеле Государственной Думы. Так, чтобы сразу уже за рубежом человека оттестировали, на предмет того, соотечественник он или нет. Если он хочет приехать в Россию, он там получает, за рубежом, вид на жительство и едет туда, куда он хочет, при этом он сам решает вопрос о своём переезде, о своём устройстве и так далее. Потому что главное для людей, поверьте, не наши 20 тысяч рублей, а то, чтобы быть избавленным от хождения по разным инстанциям внутри России.