Поделиться


    Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

    Защита от спама reCAPTCHA Конфиденциальность и Условия использования

    Оставить наказ кандидату

      Выберите округ:


      Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

      Написать письмо депутату

        Выберите приемную:


        Согласен на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности

        На страницу депутата
        от Сочинского округа

        Выступление Константина Затулина на Правительственном часе 15 февраля 2023 года в Госдуме

        Источник: Дума ТВ
        VIDEO

        Выступление специального представителя Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства Константина Затулина на Правительственном часе с участием Министра иностранных дел Сергея Лаврова 15 февраля 2023 года в Государственной Думе

        Уважаемый Вячеслав Викторович,
        уважаемый Сергей Викторович,
        уважаемые коллеги!

        Хочу обратить Ваше внимание, может быть еще раз, что Министерство иностранных дел не только ведет, но и координирует все наши усилия по поддержке соотечественников за рубежом, которые после внесения поправок в Конституцию РФ стали конституционной обязанностью нашего государства.

        На протяжении многих лет С.В.Лавров возглавляет Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом, в составе которой работают несколько депутатов ГД, в том числе и я. В структуре МИДа существует федеральное агентство «Россотрудничество», при Министерстве создан и функционирует Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

        Совершенно очевидно, что без кровной заинтересованности и личного беспокойства о судьбе миллионов русских и русскоязычных за рубежом ни Министр, ни Министерство, ни многочисленные посольства и представительства РФ за рубежом не смогли бы осуществлять эту важную часть своих полномочий.

        Но события прошлого года, став поворотным пунктом в международных отношениях, диктуют необходимость анализа и радикального усиления, возможно даже – пересмотра законодательства и сформировавшихся подходов к работе с соотечественниками, к регулированию миграции и предоставление российского гражданства.

        Такая работа идет, но это не тротуар Невского проспекта.

        По порядку. Что мы предлагаем:

        – усовершенствовать и сделать операциональным понятие «соотечественник», вошедшее в 1999 году в наше законодательство и перередактированное в 2010 году в новой редакции закона «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом».

        Конкретно: отнести к соотечественникам «лиц, проживающих за пределами РФ, владеющих русским языком, как государственным языком Российской Федерации и относящихся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации». Это первая категория. А также (вторая категория) «лиц, сделавших свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории Российской Федерации, из числа: проживавших в государствах бывших республик СССР, а также выходцев (эмигрантов из Российского государства (империи), Российской республики, РСФСР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность».

        В чем здесь новация? В том, что от первой категории лиц мы требуем знания русского языка и убираем слово «как правило» из определения «соотечественник» в действующем на данный момент законе. Потому что отсутствие знания русского языка и размывание требования о принадлежности к исторически проживающим на территории РФ народам широко открывает дверь в нашу страну кому угодно, при помощи коррупции или недомыслию, конечно. И способно переформатировать наш внутренний демографический баланс. Заметьте, что от второй категории лиц – выходцев с территории нашего государства и их потомков в прошлом и настоящем – мы не требуем ни знания языка, ни принадлежности к народам.

        Во-вторых, мы должны объяснить в законе, что же это за народы «исторически проживающие на территории Российской Федерации», а Правительство – утвердить перечень таких народов. Препятствием до сих пор была политкорректность – мы не хотим никого забыть или обидеть. Но в таком случае, если судить по переписи, мы должны считать несколько сотен нигерийцев тоже «исторически проживающим» в России народам.

        Во втором чтении принятого в апреле 2022 года президентского законопроекта «О гражданстве РФ» нужно исправить положение при котором в этом базовом законе вообще отсутствует понятие «соотечественник». Якобы оно «не операционально». Закон о политике в отношении соотечественников есть, практика Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников тоже есть, а самих соотечественников, которым обещаны льготы при получении гражданства, в законе о гражданстве – нет.

        И, наконец, с 2021 года без движения в портфеле Государственной Думы лежит проект «О репатриации в РФ». Причина – отрицательный отзыв Правительства в конце 2021 года, за три месяца до начала СВО.

        Считаю необходимым утвердить принятием этого закона право соотечественников на возвращение на Родину. В создавшейся в настоящее время за рубежом ситуации такая декларация необходима и востребована. К сожалению, Государственная программа, принятая в иных, мирных условиях — не замена узаконению репатриации, на которую надеются многие люди нашей крови и веры за рубежом.

        Хочу просить Министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова нас поддержать. Также, как вот уже 12 лет, мы вместе боремся за отмену права вето иностранца на российское гражданство ребенку в браке с российским гражданином или гражданкой, если семья живет за рубежом.

        /