Выступление Константина Затулина 17 сентября 2024 г. на заседании Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками при обсуждении путей совершенствования миграционной политики России:
Я нетрадиционным для себя образом хотел начать, зачитать документы.
Ну, во-первых, хочу заметить, что имею несчастье быть единственным представителем Федерального Собрания в Правительственной комиссии по миграционной политике, которую возглавляет Голикова.
Я уже, не знаю, не раз выступал, говорил о том, что эта комиссия иногда годами, иногда полугодами не собирается. Недавно она собиралась как раз в момент, когда мы были с вами в отпусках. Я узнал об этом за один день и прибыть туда не смог. Но и в начале этого года, и в середине этого года секретариат комиссии обращался к нам с просьбой дать наши предложения в повестку заседаний комиссии. Я исправно это делал. И во всех случаях я пишу первым вопросом, который я предлагаю обсудить: «О целесообразности передачи полномочий МВД России в сфере миграции отдельному самостоятельному органу исполнительной власти с целью повышения эффективности реализации миграционной политики». Последний раз писал 18 июня этого года. Комиссия также из раза в раз мои предложения не рассматривает.
А теперь, что я имею в виду? Вот этот документ называется «Какая миграционная политика нужна России?». Я его написал тоже в мае месяце и всем разослал, в том числе, по-моему, и депутатам Государственной Думы: «Считать коррупцию, недостатки государственного управления миграции, репатриации главными проблемами миграционной политики, требующим срочного внимания и разрешения. Нынешняя схема, перекладывающая все проблемы миграционной политики на МВД как головное ведомство, не учитывающее таким образом социально-экономические, национальные, внешнеполитические аспекты миграции, давно не выдерживает критики, как и представление всех расходов на миграцию и репатриацию в разделе государственного бюджета «Борьба с преступностью».
Ну ладно с миграцией, пусть мы считаем всех мигрантов преступниками. Репатриантов тоже заведомо считаем преступниками?
Продолжаю себя цитировать: «Путаница создает дополнительную почву для коррупции, с которой не может справиться само МВД в собственных рядах. Необходимо выделение управления миграцией в самостоятельное направление деятельности правительства, министерств или ведомств. Предлагаемые варианты должны, однако, учитывать необходимость перехода от старой к новой отраслевой схеме управления. Нельзя терять контроль в ходе такой перестройки, что на макроуровне доказала перестройка в СССР.
Предлагаю начать с создания департамента миграционной политики в Правительстве Российской Федерации, разработки и утверждения государственной программы «Миграция и репатриация» с соответствующим отражением в структуре госбюджета, повышения статуса Главного управления по делам миграции МВД до Федеральной миграционной службы, остающейся как федеральное ведомство при МВД. Кураторство над всей миграционной политикой должен взять на себя или сам Председатель Правительства или тот из его заместителей, для которого оно не окажется второстепенным поручением».
Ну, я имею в виду то, что у Татьяны Алексеевны, конечно, много других поручений, штаб COVID один чего стоил в свое время. И мы чувствуем, что она просто не успевает этим заняться.
Так вот все-таки, почему мы все время наталкиваемся, в том числе мы, депутаты Государственной Думы, с обещаниями нам представить закон, а он все к нам не приходит. Да потому что Министерство внутренних дел при всем к нему уважении не в состоянии учесть в этом законе все то, что я сказал, социально-экономические и всякие другие вопросы. В лучшем случае в состоянии учесть свои правоохранительные вопросы. И то к ним, к этим вопросам, есть тоже вопросы и все время они задаются. Ну вот все остальные темы – это не профиль этого министерства. И поэтому мы все время, вот как белка в колесе, крутимся вокруг этого.
Я вот выслушал внимательно уважаемых коллег. Они рассказывают про цифровизацию, про то, про сё. Дорогие друзья, пока всё с головы на ноги не будет поставлено в управлении миграционным процессом, все время будем наталкиваться на тот же сам общий вопрос: кто должен этим заниматься в первую очередь?
Есть поговорка «У семи нянек дитя без глазу». У нас ситуация иная, у нас получается, что назначена одна нянька, но она в силу своей компетенции просто не все вопросы воспитания этого ребенка может охватить. И в результате получается то же самое. Потому что опять мы слушаем, позиция одна у одних, другая у других. И так далее. Это первый вопрос.
Второй вопрос, статистика. Уважаемые коллеги, я уже наслушался, начитался и навыяснялся, что касается того, что у нас в обществе активно, активно доказывают, что у нас здесь определенное, огромное количество мигрантов. В этом вопросе я полагаюсь на ответственность Министерства внутренних дел, оно дает совсем другие цифры. Или тогда поставьте вопрос о неполном служебном соответствии Министерства внутренних дел, или опровергните их реально. Здесь есть депутаты, которые этим злоупотребляют, вот здесь в зале в настоящий момент. Якобы 16 миллионов мигрантов у нас. Председатель Следственного комитета говорит: «Кажется, я где-то читал, то ли 14, то ли 16». Данные МВД – 6,3. Опровергните.
Какой идет линия опровержения в Интернете? «Да они же кругом!». Ну раз они кругом, значит, их 16 миллионов. А если бы они не были кругом, тогда, может быть, и 6. На таком уровне мы можем спор вести?
Говорят, постойте, вы не знаете, это только мигрантов 6 миллионов, но они же все проникли в граждане у нас. Опять берем спокойно статистику и смотрим эту статистику, сколько у нас за время существования независимой Российской Федерации предоставлено российского гражданств. Отвечаю вам: 12 миллионов 303 тысячи человек с 1992 года по 2023 год получили гражданство не по рождению, а по приобретению или из-за того, что они сюда переехали, здесь получили гражданство уже в зрелом возрасте. То есть 9 миллионов из них, 9 миллионов 887 тысяч получили за это время, с 1992-го по 2023 год, в России это гражданство, а ещё 2 миллиона 415 за рубежом через Посольства, консульства и так далее.
Значит, вот мнение о том, что все они таджики или все они узбеки. Вот я вам докладываю, сколько всего узбеков получило за это время гражданство. Большая цифра – 851 тысяча. Сколько киргизов? 644 тысячи. Сколько таджиков? 932 тысячи (самая большая цифра среди этих трёх государств). В общей сложности 2 с половиной миллиона человек.
Сколько за это время получили граждан Украины гражданство РФ? 2 миллиона 837 тысяч человек. Сколько граждан Казахстана? Миллион 990 тысяч. Вы же понимаете, что граждане Казахстана – это, в основном, русские, которые сюда переехали, особенно в 90-е годы. Ну, с Украиной понятно. Там киргизов, узбеков и таджиков не так много, это украинцы и русские, которые здесь оказались.
Поэтому я хочу сказать, я устал рассказывать и вносить законопроекты, а потом говорить: «Давайте разберёмся, кто является нашим соотечественником, кто нет». Эти законопроекты лежат 3 года у нас в Комитете без рассмотрения, потому что на них печать под названием «отрицательный отзыв» Правительства за 2021 год.
Я говорю: вот это соотечественники, вот это не соотечественники. Русские – соотечественники, украинцы – соотечественники, белорусы – соотечественники, татары, башкиры, теперь ещё и крымские татары – соотечественники. А таджики, узбеки, киргизы и так далее – не соотечественники, у них своё отечество. Но всё-таки, дорогие друзья, это не значит, что мы должны относиться к ним как к скоту и раздувать ксенофобию по отношению к ним. Мы с вами сегодня пели Гимн, эта фраза была в советском Гимне, а осталась в российском: «Братских народов союз вековой». Вековой – это больше чем 30 лет, которые прошли с момента распада, когда они были гражданами нашего общего государства.
И мы должны тогда понять, если мы раздуваем мигрантофобию и ксенофобию и на этом делаем свою политическую карьеру, то в этом случае мы просто-напросто отказываемся от той роли, которую Россия всё это время играла в этом пространстве.
Председательствующий. Заканчивайте.
Затулин К.Ф. Заканчиваю.
Итак, давайте прежде всего разберёмся с гражданством, со всем остальным. Есть три вида лжи, статистическая самая такая изощрённая. Статистика говорит о том, что мигрантов много, но не столько, сколько воспалённому воображению представляется и по каким-то известным причинам.
Теперь четвёртый вопрос. Вопрос, который всё время возникает, и у нас стал возникать. У нас 33 законопроекта, в основном они соревнуются, некоторые законопроекты, в духе известного анекдота, как бы нам принять такие законы, чтобы можно было и жида повесить, и москаля утопить. Ну только на нашей почве. Как бы нам изощриться так, чтобы добиться, чтобы их вообще не было, потому что мы не хотим их здесь видеть?
Вы говорите: мы не можем, мы не злоумышляем, мы не можем от трудовой миграции отказаться. Это говорят представители исполнительной власти, Администрации Президента.
Скажите, пожалуйста, а предложения не пускать сюда семьи, семьи вообще не пускать, детей не пускать, в школы не пускать, это что, ничему не противоречит? Это противоречит, во-первых, Договору о Евразийском экономическом союзе, когда дело касается киргизов, армян. Да? И это противоречит двум соглашениям: одно с Узбекистаном, другое с Таджикистаном, там, где разрешён ввоз семей мигрантов.
Значит, мы не в состоянии, оказывается, их воспитать, переварить. Не в состоянии сделать так, чтобы в школе из них делали наших детей, чтобы их обучили русскому языку. И при этом мы разглагольствуем везде о сохранении русскоязычного пространства, об усилиях по развитию русского языка за рубежом.
Зачем мы строим, – Леонид Иванович, кстати, на это обращал внимание, – русские школы за рубежом? В то же самое время в России говорят: здесь их в школы не пускать.
Мы расписываемся в своём непрофессионализме, неспособности и лености, потому что мы не хотим сделать так, чтобы в этих школах всё было нормально, чтобы учителям платили за дополнительные уроки, чтобы работали с утра до вечера с этими людьми особенным образом, чтобы их вытаскивали на взаимодействие. Нет, мы их лучше выгоним со всеми словами по их поводу. И что мы потом хотим?
Ну вот, только что побывал господин Шольц, подписал с Узбекистаном нормы по квоте мигрантов из Узбекистана в Германию. До этого то же самое сделала Великобритания. Те люди, которые это раздувают, они не понимают, что в момент, когда война идет… Ну, допустим, у нас много проблем с мигрантами, – это абсолютно точно, – и главная из них то, что неправильно поставлена работа, не так руководится. Но в тот момент, когда вы войну ведете, вы хотите еще одну войну начать? Вы на кого работаете вообще в этом смысле?
. . .
Если можно, одну цитату буквально прочту вам, просто чтобы вы знали.
«И вновь на заседании (я цитирую – К.З.) Государственной Думы, посвященному вопросам миграции и противодействия коррупции, Министр обороны Андрей Белоусов выступил с резкой критикой в адрес депутатского корпуса: «Я вам не Шойгу, пока прошу вас заниматься делом»… Начал Белорусов с миграции и коррупции: это две стороны одной медали. Решать прямо нужно здесь и сейчас. Хватит пустых обещаний, пора действовать». Далее министр перешел к конкретике, обвинив депутата Константина Затулина в лоббировании. «Константин Фёдорович, – обратился Белоусов к Затулину: «У меня есть информация (это прямая цитата – К.З.) вашей связи с диаспорой. Складывается впечатление, что некоторые представители власти повязаны с антигосударственным лобби».
Скажите, вы видели вообще Министра обороны Белоусова в Государственной Думе?
Председательствующий. Ну, ты к кому обращаешься-то?
Затулин К.Ф. Значит, я вам могу сказать, что вот это вот фейк с 26 июля по 1 сентября 366 раз был повторен 235 авторами в Интернете. Ну просто взяли и распечатали. И кто к этому имеет отношение, я хочу спросить? И кто на это не обращает внимания и сам в этом участвует?